РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 5 страница



{18}

существовать, сохраняясь лишь теоретически в том факте, что ми­ровое пространство нагрелось на долю градуса, выражаемую в десятичной дроби, начинающейся десятью или более нулями? Это предположение отрицает неуничтожимость движения; оно до­пускает возможность того, что путем последовательного падения небесных тел друг на друга все существующее механическое дви­жение превратится в теплоту, которая будет излучена в мировое пространство, благодаря чему, несмотря на всю «неуничтожимость силы», прекратилось бы вообще всякое движение. (Между про­чим здесь обнаруживается, как неудачно выражение: неуничто­жимость силы, вместо выражения: неуничтожимость движения.) Мы приходим, таким образом, к выводу, что излученная в мировое пространство теплота должна иметь возможность каким-то пу­тем, — путем, установление которого будет когда-то в будущем задачей естествознания, — превратиться в другую форму движе­ния, в которой она может снова сосредоточиться и начать активно функционировать. Тем самым отпадает главная трудность, стояв­шая на пути к признанию обратного превращения отживших солнц в раскаленную туманность.

К тому же, вечно повторяющаяся последовательная смена миров в бесконечном времени является только логическим дополнением к одновременному сосуществованию бесчисленных миров в беско­нечном пространстве: положение, принудительную необходи­мость которого вынужден был признать даже антитеоретический мозг янки Дрепера*.

Вот вечный круговорот, в котором движется материя, — круго­ворот, который завершает свою траекторию лишь в такие проме­жутки времени, для которых наш земной год уже не может служить достаточной единицей измерения; круговорот, в котором время наивысшего развития, время органической жизни и, еще более, время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого су­ществует жизнь и самосознание; круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи — безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химиче­ское соединение или разложение — одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движу­щейся материи и законов ее движения и изменения. Но как бы часто и как бы безжалостно ни совершался во времени и в про­странстве этот круговорот; сколько бы миллионов солнц и земель ни возникало и ни погибало; как бы долго ни длилось время, пока в какой-нибудь солнечной системе и только на одной планете не создались условия для органической жизни; сколько бы бесчис­

{19}

ленных органических существ ни должно было раньше возник­нуть и погибнуть, прежде чем из их среды разовьются животные со способным к мышлению мозгом, находя на короткий срок при­годные для своей жизни условия, чтобы затем быть тоже истреб­ленными без милосердия, — у нас есть уверенность, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породит где-нибудь в другом месте и в другое время.

СТАРОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К «[АНТИ]-ДЮРИНГУ». О ДИАЛЕКТИКЕ1


Предлагаемая работа возникла отнюдь не по «внутреннему по­буждению». Напротив, мой друг Либкнехт может засвидетельство­вать, сколько труда ему стоило склонить меня к тому, чтобы кри­тически осветить новейшую социалистическую теорию г. Дюринга. Но раз я решился на ото, мне ничего не оставалось, как рас­смотреть эту теорию, выдающую себя за последний практиче­ский плод новой философской системы, во внутренней связи этой системы, а вместе с тем подвергнуть разбору и самую эту систему. Я вынужден был поэтому последовать за г. Дюрингом в ту об­ширную область, где он толкует о всех возможных вещах и еще кое о чем сверх того. Так возник ряд статей, которые печатались с начала 1877 г. в лойпцигском «Vorwдrts'о» и предлагаются здесь в связном виде.

Два соображения могут оправдать ту обстоятельность, с кото­рой выступает критика этой столь незначительной, несмотря на все самовосхваление, системы, — обстоятельность, связанную с ха­рактером самого предмета. С одной стороны, эта критика давала мне возможность в положительной форме развить в различных областях знания мое понимание спорных вопросов, имеющих в настоящее время общий научный или практический интерес. И как бы мало мне ни приходило в голову противопоставлять системе г. Дюринга другую систему, все же надо надеяться, что при всем разнообразии рассмотренного мною материала от читателя не ускользнет внутренняя связь также и в выдвинутых мною воз­зрениях.

С другой стороны, «системосозидающий» г. Дюринг не предста­вляет собою единичного Явления в современной немецкой действи­тельности. С некоторых пор философские, особенно натурфилософ­ские, системы растут в Германии, как грибы после дождя, не говоря уже о бесчисленных новых системах политики, политической эко­номии и т. д. Подобно тому как в современном государстве предпо­лагается, что каждый гражданин способен судить обо всех тех во­просах, по которым ему приходится подавать свой голос; подобно тому как в политической экономии исходят из предположения, что каждый покупатель является также и знатоком всех тех това­

{21}

ров, которые ему приходится покупать для своего жизненного обихода, — подобно этому теперь считается, что и в науке сле­дует придерживаться такого же предположения. Каждый может писать обо всем, и «свобода науки» понимается именно как право человека писать в особенности о том, чего он не изучал, и выда­вать это за единственный строго научный метод. А г. Дюринг пред­ставляет собою один из характернейших типов этой развязной лженауки, которая в наши дни в Германии повсюду лезет на пе­редний план и все заглушает громом своего высокопарного пусто­звонства. Высокопарное пустозвонство в поэзии, в философии, в политической экономии, в исторической науке, пустозвонство с кафедры и трибуны, пустозвонство везде, высокопарное пусто­звонство с претензией на превосходство и углбокомыслие в отличие от простого плоско-вульгарного пустозвонства других наций, высокопарное пустозвонство как характернейший и наи­более массовый продукт немецкой интеллектуальной индустрии, с девизом «дешево, да гнило»,—совсем как другие немецкие фабрикаты, рядом с которыми оно, к сожалению, не было пред­ставлено на филадельфийской выставке. Даже немецкий социа­лизм — особенно со времени благого примера, поданного г. Дюрин­гом, — весьма усердно промышляет в наши дни высокопарным пустозвонством; то, что практическое социал-демократическое движение так мало дает сбить себя с толку этим высокопарным пустозвонством, является новым доказательством замечательно здоровой натуры рабочего класса в нашей стране, в которой в дан­ный момент, за исключением естествознания, чуть ли не все осталь­ное поражено болезнью.

Если Негели в своей речи на Мюнхенском съезде естествоиспы­тателей 2 высказался в том смысле, что человеческое познание никогда не будет обладать характером всеведения, то ему, оче­видно, остались неизвестными подвиги г. Дюринга. Подвиги эти заставили меня последовать за ним также и в целый ряд таких областей, где я могу выступать в лучшем случае лишь в качестве дилетанта. Это относится в особенности к различным отраслям естествознания, где до сих пор нередко считалось более чем не­скромным, если какой-нибудь «профан» пытался высказать свое мнение. Однако меня несколько ободряет высказанное также в Мюнхене и подробнее изложенное в другом месте замечание г. Вирхова 3, что каждый естествоиспытатель вне своей собственной специальности является тоже только полузнайкой, уи^о [по­просту говоря] профаном. Подобно тому как такой специалист может и должен время от времени переходить в соседние области и подобно тому как специалисты этих областей прощают ему в этом случае неловкость в выражениях и маленькие неточности, так и я взял на себя смелость приводить, в качестве примеров, под­тверждающих мои общетеоретические воззрения, те или иные про­цессы природы и ее законы, и я считаю себя вправе рассчитывать

{22}

на такое же снисхождение4. Дело в том, что всякому, кто занимается теоретическими вопросами, результаты современного естествознания навязываются с той же принудительностью, с ка­кой современные естествоиспытатели — желают ли они этого или нет — вынуждены приходить к общетеоретическим выводам. И здесь происходит известная компенсация. Если теоретики яв­ляются полузнайками в области естествознания, то современные естествоиспытатели фактически в такой же мере являются полу­знайками в области теории, в области того, что называлось до сих пор философией.

Эмпирическое естествознание накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной обла­сти исследования стала прямо-таки неустранимой необходимости упорядочить этот материал систематически и сообразно его вну­тренней связи. Точно так же становится неустранимой задача при­ведения в правильную связь между собою отдельных областей зна­ния. Но, занявшись этим, естествознание вступает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление 5. Но теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей фило­софии.

Теоретическое мышление каждой эпохи, а значит и нашей эпохи, это — исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание. Следовательно, наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления. А это имеет важное значение также и для практического применения мышления к эмпирическим областям. Ибо, во-первых, теория законов мышления не есть вовсе какая-то раз навсегда установленная «вечная истина», как это связывает со словом «логика» филистерская мысль. Сама фор­мальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров. Что же касается диалектики, то до сих пор она была исследована более или менее точным образом лишь двумя мыслителями: Аристотелем и Гегелем. Но именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе про­цессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой.

А, во-вторых, знакомство с ходом исторического развития человеческого мышления, с выступавшими в различные времена воззрениями на всеобщие связи внешнего мира необходимо для теоретического естествознания и потому, что оно дает масштаб

{23}

для оценки выдвигаемых им самим теорий. Но здесь недостаток знакомства с историей философии выступает довольно-таки часто и резко. Положения, установленные в философии уже сотни лет тому назад, положения, с которыми в философии давно уже покончи­ли, часто выступают у теоретизирующих естествоиспытателей в ка­честве самоновейших истин, становясь на время даже предметом мо­ды. Когда механическая теория теплоты? привела новые доказатель­ства в подтверждение положения о сохранении энергии и снова выдвинула его на передний план, то это несомненно было огромным ее успехом; но могло ли бы это положение фигурировать в качестве чего-то столь абсолютно нового, если бы господа физики вспомни­ли, что оно было выдвинуто уже Декартом? С тех пор как физика и химия стали опять оперировать почти исключительно молеку­лами и атомами, древнегреческая атомистическая философия с необходимостью снова выступила на передний план. Но как по­верхностно трактуется она даже лучшими из естествоиспытателей! Так, например, Кекуле рассказывает («Ziele und Leistungen der Chemie»)6, будто она имеет своим родоначальником Демокрита (вместо Левкиппа), и утверждает, будто Дальтон первый пришел к мысли о существовании качественно различных элементарных атомов и первый приписал им различные, специфические для раз­личных элементов веса; между тем у Диогена Лаэрция (X, §§ 43— 44 и 61)7 можно прочесть, что уже Эпикур приписывал атомам не только различия по величине и форме, но также и различия по весу, т. е., что Эпикур по-своему уже знал атомный вес и атомный объем.

1848 год, который в Германии в общем ничего не довел до конца, произвел там полный переворот только в области филосо­фии. Устремившись в область практики и положив начало, с од­ной стороны, крупной промышленности и спекуляции, а с другой стороны, тому мощному подъему, который естествознание с тех пор переживает в Германии и первыми странствующими пропо­ведниками которого явились карикатурные персонажи Фогт, Бюхнер и т. д., —нация решительно отвернулась от затеряв­шейся в песках берлинского старогегельянства классической немецкой философии. Берлинское старогегельянство вполне это заслужило. Но нация, желающая стоять на высоте науки, не может обойтись без теоретического мышления. Вместе с гегельян­ством выбросили за борт и диалектику — как раз в тот самый момент, когда диалектический характер процессов природы стал непреодолимо навязываться мысли и когда, следовательно, только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретиче­ских трудностей. В результате этого снова оказались беспомощ­ными жертвами старой метафизики. Среди публики получили с тех пор широкое распространение, с одной стороны, приноровленные к духовному уровню филистера плоские размышления Шопенгауера, впоследствии даже Гартмана, а с другой — вульгарный,

{24}

в стиле странствующих проповедников, материализм разных Фогтов и Бюхнеров. В университетах конкурировали между собою различнейшие сорта эклектизма, у которых общим было только то, что они были состряпаны из одних лишь отбросов старых фи­лософских систем и были все одинаково метафизичны. Из остат­ков классической философии сохранилось только известного рода неокантианство, последним словом которого была вечно непозна­ваемая вещь-в-себе, т. е. та часть кантовского учения, которая меньше всего заслуживала сохранения. Конечным результатом были господствующие теперь разброд и путаница в области теоре­тического мышления.

Нельзя теперь взять в руки почти ни одной теоретической книги по естествознанию, не получив из чтения ее такого впечат­ления, что сами естествоиспытатели чувствуют, как сильно над ними господствует этот разброд и эта путаница, и что имеющая ныне хождение, с позволения сказать, философия не дает абсо­лютно никакого выхода. И здесь действительно нет никакого дру­гого выхода, никакой другой возможности добиться ясности, кроме возврата в той или иной форме от метафизического мышления к диалектическому.

Этот возврат может совершиться различным образом. Он может проложить себе путь стихийно, просто благодаря напору самих естественно-научных открытий, не умещающихся больше в старом метафизическом прокрустовом ложе. Но это — длитель­ный и трудный процесс, при котором приходится преодолевать бесконечное множество излишних трений. Процесс этот в значи­тельной степени уже происходит, в особенности в биологии. Он может быть сильно сокращен, если представители теоретического естествознания захотят поближе познакомиться с диалектической философией в ее исторически данных формах. Среди этих форм особенно плодотворными для современного естествознания могут стать две.

Первая — это греческая философия. Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте, не нарушаемой теми милыми препятствиями, которые сама себе создала мета­физика XVII и XVIII веков—Бэкон и Локк в Англии, Вольф в Германии — и которыми она заградила себе путь от понимания единичного к пониманию целого, к постижению всеобщей связи вещей. У греков — именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, — природа еще рассматри­вается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений при­роды не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии, из-за которого она должна была впослед­ствии уступить место другим воззрениям. Но в этом же заклю­чается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизи­ческими противниками. Если метафизика права по отношению

{25}

к грекам в подробностях, то в целом греки правы по отношению к метафизике. Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во. многих других обла­стях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в мно­гообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоз­зрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам. И пони­мание этого все более и более прокладывает себе дорогу. Все более редкими становятся те естествоиспытатели, которые, сами оперируя обрывками греческой философии, например атомистики, как вечными истинами, смотрят на греков по-бэконовски свысока на том основании, что у последних не было эмпирического естество­знания. Было бы только /желательно, чтобы это понимание углу­билось и привело к действительному ознакомлению с греческой философией.

Второй формой диалектики, особенно близкой как раз немец­ким естествоиспытателям, является классическая немецкая фи­лософия от Канта до Гегеля. Здесь уже кое-какое начало положено, ибо также и помимо упомянутого уже неокантианства становится снова модой возвращаться к Канту. С тех пор как открыли, что Кант является творцом двух гениальных гипотез, без которых нынешнее теоретическое естествознание не может ступить и шага, — а именно приписывавшейся прежде Лапласу теории воз­никновения солнечной системы и теории замедления вращения земли благодаря приливам, — с тех пор Кант снова оказался в должном почете у естествоиспытателей. Но учиться диалектике у Канта было бы без нужды утомительной п неблагодарной ра­ботой, с тех пор как в произведениях Гегеля мы имеем обширный компендий диалектики, хотя и развитый из совершенно ложной исходной точки.

После того как, с одной стороны, реакция против «натурфи­лософии», — в значительной степени оправдывавшаяся этим лож­ным исходным пунктом и жалким обмелением берлинского ге­гельянства, — исчерпала себя, выродившись под конец в про­стую ругань, после того как, с другой стороны, естествознание в своих теоретических запросах было столь безнадежно оставлено в беспомощном положении ходячей эклектической метафизикой, — может быть, станет возможным опять заговорить перед естество­испытателями о Гегеле, не вызывая этим у них той виттовой пляски, в которой так забавен господин Дюринг.

Прежде всего следует установить, что дело идет здесь отнюдь не о защите гегелевской исходной точки зрения, согласно которой

{26}

дух, мысль, идея есть первичное, а действительный мир—только слепок идеи. От этого отказался уже Фейербах. Мы все согласны с тем, что в любой Научной области — как в области природы^ так и в области истории — надо исходить из данных нам фактов, стало быть, в естествознании — из различных предметных форм и различных форм движения материи*, и что, следовательно, также и в теоретическом естествознании нельзя конструировать связей и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным путем.

Точно так же речь не может итти и о том, чтобы сохранить дог­матическое содержание гегелевской системы, как оно проповедывалось берлинскими гегельянцами старшей и младшей линии. Вместе с идеалистическим исходным пунктом падает и построен­ная на нем система, следовательно в частности и гегелевская натурфилософия. Но здесь следует напомнить о том, что естествен­но-научная полемика против Гегеля, поскольку она вообще пра­вильно понимала его, направлялась только против обоих этих пунктов: против идеалистического исходного пункта и против произвольного, противоречащего фактам, построения системы.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!