I. Психолого-педагогическая составляющая.



Содержание.

Содержание — это вся информация, представленная на ЦОР. Информаци- онное наполнение должно привлекать внимание пользователя и самое главное соответствовать утвержденному минимуму знаний по возрасту дошкольника, стандартам обучения и воспитания. Форма содержания должна соответство- вать аудитории — материалы должны быть ясны, кратки и понятны возрасту, которому предназначен данный ЦОР.

Здесь характеризуется и оценивается:

1. Педагогическая направленность программы: обучающая, развивающая, диагностическая.

2. Раздел программы воспитания и обучения в детском саду.

3. Соответствие содержания возрасту.

4. Анализ игры и игровых моментов:

— Вид игры (дидактическая, сюжетно-дидактическая, сюжетно-режиссер- ская, экспериментирование).

— Общая дидактическая задача и частная дидактическая задача (обучаю- щая или развивающая).

— Общая игровая задача и частная игровая задача.

— Предметный способ решения игровой и дидактической задач (конкрет- ное изображение предметов, отвлеченные знаковые формы).

— Ролевые способы решения игровой задачи (ролевое взаимодействие, эмоциональное взаимодействие, ролевой диалог (ввод/создание ребен- ком персонажа),

— Инициативность в постановке игровой задачи (игровые задачи четко обозначены, есть вариативность в выборе игровой задачи, есть возмож- ность самостоятельной постановки игровой задачи).

— Инициативность в выборе способа решения игровой задачи (способ чет- ко очерчен, возможность выбора способа решения игровой задачи, воз- можность поиска способов решения игровой задачи).

— Правила игры: внутренние правила (по содержанию компьютерной иг- ры) и правила управления компьютером (клавиатура, курсор, стрелки).

— Контроль за правильностью результата (самоконтроль, внешние подкре- пления (мелодия, звук, улыбка), оценка педагога и детей).

— Организация игры (индивидуальная, парами, групповая).

— Организация занятия (интегрирующее занятие, комплексное занятие).

В нашем случае, обязательно необходимо отдельно оценивать продолжи- тельность и сложность выполнения отдельных игровых заданий (оно не должно превышать 10—15 минут).


Психологический аспект.

Анализируя ЦОР, исходя из данного критерия, необходимо выделить, на развитие каких психологических и интеллектуальных характеристик ребенка он влияет. Здесь оценивается:

— Соответствие игры и игровых средств возрастным возможностям ребен- ка (психическим, психофизическим, биомеханическим и др.).

— Оптимальное нервно-психическое и физическое напряжение в игре.

— Совершение типа внутреннего действия (в плане наглядно-предметной ситуации, в воображаемом плане, в плане знаковых систем).

— Развитие мышления (опосредованное наглядно-действенное, наглядно- образное, речевое, образное понятийное, логическое).

— Развитие психических функций (восприятие, воображение, память, вни- мание, речь).

— Развитие творческих способностей (принимает задание и выполняет по образцу, сам принимает игровую задачу и сам имеет способы ее реше- ния, по словесной инструкции).

— Эмоциональная характеристика игры (эмоциональное отношение к игро- вой задаче, эмоциональное отношение к учебной задаче, эмоциональное отношение к игре на компьютере).

— Перенос в другие виды деятельности (игру, изобразительную деятель- ность, конструирование и т.д.).

II. Технический аспект.

1. Структура и навигационные функции.

Структура и навигационные функции характеризуют организацию инфор- мации на диске и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация — это признаки эффективности и организованности ЦОР. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель пред- ставленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возмож- ность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание диска как вглубь, так и вширь. Структура и навигационные функции должны быть ясны, кратки и понятны возрасту, которому предназначен данный ЦОР.

Здесь оценивается:

— Сложность и простота использования для детей дошкольного возраста (самостоятельно или только под руководством взрослого).

— Способ реализации навигационных возможностей (словесный, графиче- ский, звуковой).

— Наличие подсказок для перемещения, наличие системы помощи.

4. Дизайн. Визуальная среда.

Дизайн — это характеристика внешнего вида диска. Критерии оценки ди- зайна и визуального оформления:

— Высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован диск.

— Оценка общей визуальной среды — благоприятная, гомогенная, агрес- сивная, цветовые характеристики зрительной информации, характери- стики текстовой информации, звуковые характеристики.


— Оценка единства стиля оформления.

— Соответствие стиля оформления возрастным особенностям ребенка.

— Оценка аудиовизуальных средств (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компо- нентов).

5. Функциональность.

Этот критерий характеризует технологическую сторону ЦОР. Хорошая функциональность означает, что диск быстро загружается, что все его ссылки

«живые», а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой ауди- тории. Диск должен быть независим от платформы и типа браузера. Хорошая функциональность — это технология, которая не бросается в глаза.

Здесь оценивается:

— Установка и удаление продукта в системе.

— Качество программной реализации.

— Функциональное тестирование.

6. Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, кото- рые диск предоставляет пользователю. Хорошая интерактивность не исчерпы- вается гиперссылками и всплывающими меню — диск должен предоставлять пользователю возможности диалога. Интерактивность — это возможность дву- стороннего обмена информацией. Оценка организации интерактива — это спо- собы передачи реакций сторон, оригинальные приемы, интеграция интерактива с мультимедиа и пр.

 

 

Лист анализа цифрового образовательного ресурса (ЦОР) Наименование ЦОР

Разработчик ЦОР                                                                                                   

Аннотация                                                                                                               

 

Для какого возраста предназначен диск                                                             

 

ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЦОР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


4.2.1. Частная дидактическая задача (обучающие или развивающие).

4.3. Общая игровая задача.

4.3.1. Частная игровая задача.

4.4. Предметный способ решения игровой и дидактической задач.

4.4.1. Конкретное изображение предметов.

4.4.2. Отвлеченные знаковые формы.

4.5. Ролевые способы решения игровой задачи.

4.5.1. Ролевое взаимодействие.

4.5.2. Эмоциональное взаимодействие.

4.5.3. Ролевой диалог.

4.5.4. Возможно создание ребенком персонажа.

4.6. Инициативность в постановке игровой задачи.

4.6.1. Игровые задачи четко обозначены.

4.6.2. Есть вариативность в выборе игровой задачи.

4.6.3. Есть возможность самостоятельной постановки игровой задачи.

4.7. Инициативность в выборе способа решения игровой задачи.

4.7.1. Способ четко очерчен.

4.7.2. Возможность выбора способа решения игровой задачи.

4.7.3. Возможность поиска способов решения игровой задачи.

4.8. Правила игры.

4.8.1. Внутренние правила (по содержанию компьютерной игры).

4.8.2. Правила управления компьютером (клавиатура, курсор, стрелки).

4.9. Контроль за правильностью результата.

4.9.1. Самоконтроль.

4.9.2. Внешние подкрепления (мелодия, звук, улыбка).

4.9.3. Оценка педагога и детей.

4.10. Организация игры (индивидуальная, парами, групповая).

4.11. Организация занятия (интегрирующее занятие, комплексное занятие).

+11 – 12

II. Психолого-педагогический аспект

5.1. Совершение типа внутреннего действия.

5.1.1. В плане наглядно-предметной ситуации.

5.1.2. В воображаемом плане.

5.1.3. В плане знаковых систем.

5.2. Развитие мышления.

5.2.1. Опосредованное наглядно-действенное.

5.2.2. Наглядно-образное.

5.2.3. Речевое, образное понятийное.

5.2.4. Логическое.

5.3. Развитие психических функций (восприятие, воображение, память, внима- ние, речь).

5.4. Развитие творческих способностей.

 

11, 12 Необходимо выделить положительные и отрицательные стороны в содержании.


5.4.1. Принимает задание и выполняет по образцу.

5.4.2. Сам принимает игровую задачу и сам имеет способы ее решения.

5.4.3. По словесной инструкции.

5.5. Эмоциональная характеристика игры.

5.5.1. Эмоциональное отношение к игровой задаче.

5.5.2. Эмоциональное отношение к учебной задаче.

5.5.3. Эмоциональное отношение к игре на компьютере.

5.6. Перенос в другие виды деятельности (игру, изобразительную деятельность, конструирование и т.д.).

+

III. Структура и навигационные функции

 

+

IV. Дизайн. Визуальное оформление

 

+

V. Функциональность

 

+

VI. Интерактивность

 

+

Приложение 2


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!