СОЗДАНИЕ СТУДИИ РЕКОНСТРУКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ С ПОЗИЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА



Проблема этнокультурной самоидентичности народов Российской Федерации, сохранения культурного самосознания, традиций, проблема формирования межкультурных взаимоотношений явились следствием стремительного изменения поликультурного пространства российского общества, вызванного историческими, социально-экономическими, политическими изменениями в стране. Одним из направляющих векторов в решении этих проблем является изучение, сохранение и распространение традиционной народной художественной культуры.

В первом десятилетии ХХI века активно велись научные исследования в области народной художественной культуры, ее сохранения, освоения и распространения в современном поликультурном пространстве. Ведущую позицию в данном вопросе занимает образование на всех ступенях обучения.

Образовательные учреждения, отдающие приоритетное место в воспитании детей, подростков, взрослых людей изучению народного декоративно-прикладного искусства, ориентированы главным образом на решение вышеизложенных проблем, существующих в российском современном обществе.

Сегодня в области изучения народной художественной культуры наметились основные тенденции в организации педагогического процесса. Серьезное внимание уделяется региональным традициям (изучение, освоение, распространение). Происходит приобщение детей с раннего возраста в процессе художественной деятельности к культурным ценностям, формируются устойчивые представления об идеалах, народных традициях, основах жизни предыдущего поколения. Ярким примером организации такой деятельности является этнологический клуб «Параскева» в г. Санкт-Петербурге. Клуб существует уже 20 лет и является первой общественной организацией в Санкт-Петербурге, занимающейся изучением и воплощением на практике опыта традиционных культур.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», особое значение приобретает создание экспериментальных площадок для новых подходов к содержанию и технологии образования. Таковым подходом является создание студии реконструкции художественного текстиля в регионе. Рассмотрим основные предпосылки ее организации в Липецкой области в городе Ельце.

Липецкая область богата культурными самобытными традициями, возрождению которых активно содействует областная администрация в сотрудничестве с образовательными учреждениями. Традиционными становятся фестивали народной культуры и творчества: «Славянская весна в Становом», «Нет живописней русского наряда» (г. Липецк), «Антоновские яблоки», «Масленица», «Русская закваска» (г. Елец) и другие мероприятия, приуроченные к особым датам, участниками которых становятся не только коллективы, но и народные мастера Липецкой области. Возможность заявить о себе, поделиться мастерством дает стимул к сохранению традиций народного искусства и передачи опыта молодому поколению.

Липецк – это еще и развивающийся в экономическом отношении город, что определяет важнейшие показатели общеэкономической ситуации и перспектив развития региона. В области созданы особые экономические зоны, одна из которых в г. Ельце (особая экономическая зона регионального уровня туристско-рекреационного типа – ОЭЗ РУ ТРТ).

Также разработана программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» с инвестиционными проектами по созданию двух кластеров: автотуристского кластера «Задонщина» и туристско-рекреационного кластера «Елец» с началом финансирования в 2012 году [3].

В Липецком крае располагается известный промысел елецкого кружевоплетения; культуру края отличает самобытный традиционный народный костюм, традиционная вышивка тамбуром по сетке (романовское кружево), промысел создания елецкой рояльной гармони, не имеющей аналогов во всем мире (промысел начал возрождаться в начале 2013 года).

Елец – единственный в Липецкой области, внесенный в список 115-ти городов Российской Федерации, имеющих ценные в историческом, художественном и градостроительном отношении ансамбли и комплексы городской застройки XVI – XVII веков, природные ландшафты, образцы древней планировки. Внесен в каталог ЮНЕСКО как город с богатым историческим наследием [1].

В Ельце действуют три учреждения дополнительного образования детей; в 2003 году открылись факультеты дизайна Елецкого государственного университета (ЕГУ) им. И.А. Бунина, где одним из направлений является изучение народной культуры; имеются народные фольклорные коллективы «Елецкая матаня», «Завалинка» и др.; существует клуб военно-исторической реконструкции «Копье». В том же году был основан факультет социально-культурного сервиса и туризма.

Незаменимым источником познания истоков народных традиций в рамках организации студии реконструкции художественного текстиля является сотрудничество с музеями. Форма организации работы в музеях может быть разнообразной: экскурсии, мастер-классы, музейная практика (непосредственная работа с экспонатами материальной народной культуры и имеющими культурную историческую ценность), организация тематических мероприятий. Соответствующую работу ежегодно проводит факультет дизайна в сотрудничестве с музеями города, области и других городов (Воронеж, Санкт-Петербург и др.).

На факультете дизайна ЕГУ им. И.А. Бунина ведущие специалисты обучают студентов традиционному кружевоплетению, ткачеству поясов, лоскутному шитью, народной вышивке в рамках учебного процесса. Именно на базе нашего факультета и планируется работа студии.

Реконструкция, занимая приоритетное место в организации студии, проводится разными методами, которые активно осваивают на факультете дизайна путем разработки научных проектов с практическим сопровождением. Одним из многих был проект воссоздания женского народного костюма Липецкого уезда села Сокольское конца XIX – начала XX века. При работе использовался натуральный метод реконструкции. Это позволило более точно определить особенности конструктивного решения костюма, декора, характера тканей и дополнений костюма. В качестве дополнительного метода был использован описательный, благодаря которому практическая часть работы подкрепляется теоретическими знаниями.

Описательный метод использовался при воссоздании женского костюма племени вятичей XVIII века. Вспомогательными методами были графический (зарисовки, иллюстрации) и натуральный (археологические находки металлических украшений). На факультете дизайна активно используют и компьютерные технологии при реконструкции изделий художественного текстиля (3D-технологии).

Создание студии позволит вовлекать и местное население для занятий, беря во внимание то, что многие ельчане проявляют интерес к самобытной культуре.

Главные функции, которые будет выполнять студия, можно определить следующим образом:

- практическая (реконструкция изделий художественного текстиля);

- туристическая (создание условий для отдыха туристов и вовлечения их в атмосферу культурных традиций региона);

- образовательная (обучение людей разного возраста знаниям и навыкам художественного ремесла (кружевоплетение, вышивание, шитье, ткачество и др.);

- преемственная (передача опыта взрослого поколения молодому).

На основе анализа существующих образовательных программ по народному декоративно-прикладному творчеству была разработана авторская экспериментальная программа по курсу «Народные традиции художественного текстиля Липецкой области». При этом был обобщен опыт работы образовательных учреждений, определены основные направления развития традиций художественного текстиля в регионе. В рамках разработанной авторской программы было составлено тематическое планирование, которое рассчитано на три возрастные группы: младшая (5-9 лет); средняя (10- 17 лет); старшая (18 и более лет) [2; 52].

Таким образом, Липецкий регион (г. Елец) является благоприятной средой для создания студии реконструкции художественного текстиля. Организация студии также будет способствовать формированию межкультурных отношений по средствам изучения традиций художественного текстиля региона во взаимодействии местного населения с другими культурами в рамках исторического развития государства, при этом сохраняя этнические традиции.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Запорожская, Т. Туристский потенциал нуждается в развитии // Талисман. 2013. № 8 (665). – С. 6.

2. Розова М.Г. Педагогическая технология организации студии реконструкции художественного текстиля: магистерская дисс.: 071500.68. – Елец, 2013. – 97 с.

3. Туристические кластеры «Елец» и «Задонщина» [Электронный ресурс] / Портал малого и среднего предпринимательства. Липецкая область. – от 29 августа 2011. – Режим доступа: www.admzadonsk.ru

 

Д.А. Савельечева, С.Н. Юревич,

ФГБОУ ВПО «МаГУ (г. Магнитогорск)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!