МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.



Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким.

Это упражнение рекомендуется выполнять с инструментом, не пропуская нот.

Полученные во время занятий навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время использоваться студентами в работе над текстом. [4]

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

На индивидуальных занятиях с педагогом учащимся желательно выполнять комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

Доцентом кафедры Музыкального образования Богдановой Ольгой Викторовной разработана серия упражнений на активизацию дыхательных мышц. Для развития навыков певческого дыхания предлагает следующие упражнения:

Исходное положение (И. П. в дальнейшем) – сидя на стуле, ноги согнуты под прямым углом, стопы параллельно друг другу. Максимально наклонить вниз корпус таким образом, чтобы грудная клетка полностью соприкасалась с бедрами. При этом грудь продолжает оставаться развернутой, а спина прямой. Шея свободная, продолжающая линию спины, благодаря чему создается положение головы, исключающее напряжение (не поднимать вверх, не опускать вниз). Руки свободно опущены. Необходимо контролировать естественное, приемлемо удобное положение тела, чтобы избежать любой мышечной напряженности.

Упражнение 1. Принять И. П. сделать спокойный размеренный вдох «крыльями» носа (словно нюхая), таким образом, чтобы воздух, пройдя по спине, заполнил ее нижнюю часть, бока, живот. Задержать дыхание, концентрируя внимание на своеобразном воздушном поясе. Сделать активные выдох.

Упражнение 2. Сделать вдох (см. упр. 1), задержать дыхание на доли секунды и, сложив губы в очень узкую трубочку, произвести выдох настолько протяженный, насколько это возможно. Выдыхаемый воздух нужно буквально «цедить» сквозь суженые губы, стремясь к максимально ровному, нитеобразному выдыханию. Упражнение дает понятие о певческом задержанном выдохе и развивает его. Раз за разом надо пытаться сделать выдох все более протяжным.

Не менее достойное внимание вопросам формирования речевой культуры уделяется и на занятиях дирижерского класса. Так, например, старший преподаватель кафедры Музыкального образования Пестерева Е.Ю. совместно со студентом анализирует исполнительский план музыкального произведения, просит расставить логические вершины и смысловые акценты в тексте исполняемого произведения, использует прием прочтения текста без знаков препинания с последующей их расстановкой.

Логичность как качество речи тесно связана с точностью, но вместе с тем достаточно четко отличается от нее. Логичность речи основана, прежде всего, на связи речь – мышление. Неточная речь не может быть логичной.

Для достижения логичности следует добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

 - Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

 - Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частной и второстепенное.

 - Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

 - Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

 - Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т. п.

 - В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы. [1]

Таким образом, проблема подготовки учителя музыки к профессиональному общению с учащимися требует планомерных и систематических занятий по совершенствованию речевых навыков на протяжении всего периода обучения. Помимо дисциплин музыкальной подготовки необходимо внедрение специализированных курсов по формированию речевой и сценической культуры будущего учителя музыки, что, несомненно, будет способствовать наиболее полной и эффективной подготовке будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Русский зык и культура речи: Учебник / Под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

2. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-rechevoi-kultury-budushchego-pedagoga-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza#ixzz2P77q4xib)

3. http://grani.vspu.ru/files/publics/1358405616.pdf

4. http://kursk-kgpu.narod.ru/tehnika.htm#_Toc48443078

5. http://festival.1september.ru/articles/516991/

6. http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=494720

М.А. Местникова,

ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» (г. Якутск)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!