РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ



В ИГРЕ НА ДЕТСКОМ СИНТЕЗАТОРЕ

(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ)

Дошкольный период детства является базисным в формировании личности и сенситивным в развитии творчества. Способность к творчеству как процессу, приводящему к созданию нового, является одним из условий успешного самовыражения и самореализации личности ребёнка [1].

Анализ исследований Е.П. Белозерцева, А.С. Мануйлова, В.А. Левина, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной подтверждает, что развитие творческих умений зависит не только от генетических факторов, но и от факторов окружающей среды. Долгие годы в музыкальном воспитании детей доминировал знаниецентрический подход, ориентированный на получение детьми знаний, умений и навыков, а не на создание условий, направленных на раскрытие их творческих умений. Такое положение противоречит современной теории образования и тенденциям практики работы педагогов дошкольных учреждений. Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только дать первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал. Мы разделяем мнение Л.В. Николаева, В.Г. Пешняка, Т. Барроуз, которые считают, что одним из эффективных средств развития творческих умений у детей, может выступить детский синтезатор, предоставляющий широкие возможности в интерпретации ребёнком музыкально-творческого замысла [4].

Педагогический эксперимент проводился на базе МАДОУ «Детский сад № 29 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, с детьми 5-6 лет, с декабря 2012г. по май 2013г. Мы предположили, что развитие творческих умений у детей 5-6 лет в игре на детском синтезаторе будет более эффективным, если: содержание кружковой работы в игре на детском синтезаторе будет отвечать требованиям доступности возрастным, индивидуальным особенностям и интересам детей 5-6 лет; разработанная система кружковой работы будет включать задания на развитие у детей умений самостоятельно подбирать музыкальные инструменты; передавать в игре на синтезаторе характер заданных образов; придумывать ритм; играть самостоятельно, предложенный педагогом «музыкальный рассказ» по картинкам; самостоятельно импровизировать вальс, польку, марш.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития творческих умений у детей 5-6 лет в игре на детских музыкальных инструментах.

Для решения первой задачи, выявление уровня развития умений у детей 5-6 лет в игре на детских музыкальных инструментах, нами была использована диагностика Э.П. Костиной. Во время диагностических заданий «Узнай инструмент», «Сыграй на металлофоне высокие и низкие звуки», «Прохлопай ритм», «Сыграй песенку» мы выявляли сформированность у детей умений различать тембры музыкальных инструментов и называть их; находить расположение низких и высоких звуков на металлофоне; прохлопывать ритм знакомых песен; исполнять на металлофоне несложные песенки [2].

Для решения второй задачи,выявления уровня развития творческих умений у детей 5-6 лет в игре на детских музыкальных инструментах, нами были разработаны диагностические задания, на основе программы Э.П. Костиной «Камертон». Во время диагностических заданий «Подбери музыкальные инструменты, «Передай в игре на фортепиано характер мишки», «Придумай ритм для своих образов», «Сыграй «музыкальный рассказ» по картинкам», «Сымпровизируй колыбельную на металлофоне» мы выявляли у детей сформированность умений самостоятельно подбирать инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы; передавать в игре на фортепиано характер заданных образов; придумывать ритм для самостоятельно выбранных образов; играть самостоятельно, предложенный педагогом «музыкальный рассказ» по картинкам на фортепиано; самостоятельно импровизировать колыбельную, танец, марш на металлофоне [3]. 

 По результатам констатирующего этапа мы пришли к выводу, что проявление творческих умений детьми в игре на детских музыкальных инструментах обусловлено индивидуальными особенностями ребёнка (быстрота и адекватность решений поставленных заданий; лёгкость и свобода ориентировки в новых ситуациях при выполнении незнакомых заданий; умение применить освоенный опыт в иных условиях) и уровнем развития игры на детских музыкальных инструментах.

Последующее участие детей в кружковой работе осуществлялось на основе индивидуальных предпочтений родителей и детей. Для успешности каждого ребёнка в игре на синтезаторе и эффективности работы дети были объединены в две подгруппы, по результатам уровня развития музыкальных способностей в игре на детских музыкальных инструментах, выявленных на констатирующем этапе.

Цель формирующего этапа: развитие творческих умений в кружковой работе у детей 5-6 лет в игре на детском синтезаторе.Следует отметить, что согласно программе «Камертон» Э.П. Костиной, реализуемой в ДОУ, музыкальным руководителем проводилась работа по развитию чувства ритма, освоению средств музыкальной выразительности, сочинению простейших музыкальных импровизаций, разучиванию песен «Бубенчики», «Спите куклы» Е. Тиличеевой, «Зайка» Е. Коротаевой, которая выступила основой для последующего развития творческих умений у детей 5-6 лет в игре на синтезаторе.Работа по развитию творческих умений у детей 5-6 лет в игре на детском синтезаторе проводилась два раза в неделю, на занятиях по кружковой работе, в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием.

Цель вводного этапа – совершенствовать умения детей самостоятельно исполнять несложные ритмические рисунки (формулы), сочинять и воспроизводить на синтезаторе простейшие импровизации, используя разные тембры музыкальных инструментов. Данный этап включал занятия на темы: «Этот необычный инструмент», «Сказка о музыкальных звуках», «Вопрос-ответ», «Тайна длительности звуков». Общение педагога с детьми строилось с позиции «равных партнёров». Применялись разнообразные методы и приемы: сказка о клавишном инструменте, обладающим необычными качествами, музыкальный диалог между педагогом и детьми, выкладывание цепочки из дидактического материала и проигрывание мелодии на инструменте. Применялись творческие задания различной степени трудности: педагог играет начало мелодии - ребёнок продолжает и заканчивает игру; один ребёнок начинает – другой продолжает и заканчивает; самостоятельное исполнение мелодии ребёнком. Задания способствовали воспитанию у детей внимания, умения слушать игру других детей, проявлению эмоциональности и активности в игре на синтезаторе.

 Цель основного этапа – совершенствовать умения детей в применении средств музыкальной выразительности в игре на синтезаторе. Данный этап включал занятия на темы: «Высоко-низко», «Громко-тихо», «Медленно – быстро», «Сочини сказку». На занятиях были закреплены знания детей регистров (высокий, средний, низкий); штрихов (плавно, связно (legato), не связно, отдельные звуки (non legato), отрывисто (staccato)); темпа (быстрый, умеренно медленный, медленный). На мольберте ребята выкладывали картинки с изображениями штрихов: отрывисто – точки, связно – сплошная линия, не связно – пунктирные линии, а товарищи проигрывали мелодию в разных регистрах. Ребята учились выделять динамику (громко, умеренно громко, тихо), выполняя творческое задание «Гроза»: играть друг за другом определёнными штрихами, прибавляя громкость звука нажатием определённой кнопки (от одной капли - до ливня). Освоение музыкального темпаосуществлялось во время выкладывания ребенком придуманной ритмической формулы, «Дорожки», и последующей самостоятельной игрой в разных темпах. Дети учились сочинять музыкальные сказки – импровизации по следующему алгоритму: 1) определить тему сказки, 2) выбрать сказочных персонажей, 3) инструмент, тембр которого передаст характер сказочного персонажа, 4) средства музыкальной выразительности выбранного сказочного персонажа (штрихи, темп, регистр, динамику).

Цель заключительного этапа– развивать умения детей в аранжировках детской песни. Данный этап включал занятия на темы: «Марш», «Полька», «Вальс», «Маленький композитор». При изучении темы «Марш» закрепляли накопленные знания детей о марше и учились исполнять знакомую песенку «Зайка», используя автоаккомпанементы маршей, заложенных в синтезатор. Далее продолжали учиться исполнять знакомую песенку «Зайка», используя автоаккомпанементы маршей, заложенных в синтезатор, меняя текст песни.

При изучении темы «Полька» закрепляли знания о чешском танце полька; учились исполнять знакомую песенку «Зайка», используя автоаккомпанементы польки, меняя текст песни так, чтобы они подходил под жанр танца польки. При изучении темы «Вальс» закрепляли знания о танце вальс, продолжали учиться исполнять знакомую песенку «Зайка», используя автоаккомпанементы вальса, заложенные в синтезатор, меняя текст песни. При изучении темы «Маленький композитор» педагогом была создана игровая ситуация - концерт. Маленькие музыканты выбирали наиболее понравившиеся музыкальные жанры (3 марша, 3 польки, 2 вальса) и тембры музыкальных инструментов (скрипка, флейта, тромбон, валторна, саксофон, кларнет, виолончель, пианино). Чтобы музыкантам было легче исполнять свои аранжировки на синтезаторе, слушатели пели текст песни, который менялся в зависимости от выбранного жанра.

Оценить эффективность формирующего этапа, направленного на развитие творческих умений у детей 5-6 лет в игре на детском синтезаторе и подтвердить выдвинутое нами предположение, позволили результаты контрольного этапа педагогического эксперимента. Дети стали ориентированными в игре на синтезаторе. Появилось определённое стремление к самостоятельности, к поискам способов выражения своих чувств в инструментальном творчестве, в аранжировках музыки. Если первый этап характеризовался ещё довольно робкими ориентировками детей в игре на синтезаторе, то теперь ребята старались улучшить качество своих сочинений, искренне демонстрируя радость, уверенность и оптимистичный настрой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967. – 413с.

2. Костина Э.П. Диагностика музыкального развития ребёнка-дошкольника: Методическое пособие. – Нижний Новгород, 2000. – 16с.

3. Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.

4.  Рутгерс Д.П. Мастер класс по электронным музыкальным инструментам. / Справочник музыкального руководителя. – 2012. - № 4. – C.35-39.

Э.У.Муртазина,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!