Тема №9. Общество как саморазвивающаяся система. (2 часа).



 

1.Понятие общества: основные концепции. Структура общества.

2.Идеалистическое и материалистическое понимание истории.

3.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

4.Гражданское общество и государство. Личность и право.

5.Общество – наука – техника.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.Философия, учебное пособие, под ред. Кохановского В. П., гл.7 и 8.

2.Философия, учебник для вузов, под ред. Ерыгина А. Н., гл. 15 и 19.

3.Новая философская энциклопедия в 4-х томах, М., 2000 – 2002, статьи: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРОГРЕСС.

4.Соловьёв Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., с. 403 – 431. (Личность и право).

5.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993, с.28 – 98.

6.Франк С. Л. Духовные основы общества. М.,1992, гл. 2.(Духовная природа общества).

7.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с.245 – 252. (Проблема социального равенства).

8.Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, с. 227 – 233. (Гражданское общество).

9.Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993, с. 165 – 181, 257 – 270. (О свободе. О государстве).

10.Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992, том 2, гл.11- 21, 25.

11.Хайдеггер М. Вопрос о технике. //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, с.45 – 66.//.

12.Ясперс К. Современная техника. // там же, с. 119 – 146.//.

 

Темы рефератов.

 

1.Проблема специфики общественного бытия.

2.Общество как саморазвивающаяся система.

3.Необходимость и случайность в историческом процессе.

4.Гражданское общество и правовое государство.

5.Проблема смысла истории в философии 20 века.

6.Культура и цивилизация.(Н. Я. Данилевский – О. Шпенглер – А. Тойнби).

7.Культура и общество. Национальное и вселенское в культуре.

8. «Экология культуры» и культура мышления.

9.Современное информационно-техническое общество.

10.Культура как процесс созидания человеком своей родовой сущности.

11.Закрытое и открытое общества.

12.Имеет ли история какой-нибудь смысл? (по К. Попперу).

13.Информационное общество – компьютерная революция.

14.Техника как социальный феномен.

15. Техника и природа человека.

 

Тема №10.Глобальные проблемы современности. (2часа).

1.Сущность современной цивилизации: её достижения и проблемы.

2.Социально-экономическая и духовно-идеологическая ситуация в современном мире.

3.Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

4.Глобальные проблемы современности: пути и способы их разрешения.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Философия, учебное пособие под ред. Кохановского В. П., гл.12.

2.Философия, учебник для вузов, под ред. Ерыгина А. Н., гл. 20.

3.Новая философская энциклопедия, в4-х томах, М., 2000 – 2002, статьи: ГЛОБАЛИЗМ, ФУТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ.

4.Хёсле В. Философия и экология. М., 1994, с.103 – 135.

5.Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002, гл.1 – 3.

6.Петров М. К. История европейской культурной традиции и её проблемы. М., 2004, гл.2 – 4.

7.Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000, гл.3 и 4.

8.Философия глобальных проблем. М., 1998, гл. 1 –3.

9.Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000., гл.1 и 3.

10.Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема. //Вопросы философии, 2002, №7, с.66 – 79. 

 

Темы рефератов.

 

1.Экология как новая парадигма политики.

2.Экономика и экология.

3.Природные факторы и кризис цивилизаций.

4.Запад – Россия – Восток в диалоге культур.

5.Идеалы, ценности и тенденции развития постиндустриального информационного общества.

6.Идея ноосферы и социальная экология.

7.Столкновение цивилизаций: прогнозы и ожидания.

8.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.

9.Глобальный кризис и личность.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

    1. ФИЛОСОФИЯ (др. греч. «филео» - люблю, «софиа» - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (то есть природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания; она концентрируент в себе известный способ мышления и его логику и проясняет её для мыслящего человека. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.
    2. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – это вопрос об отношения мышления к бытию, сознания к материи. То или иное его решение лежит в основе всей философии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация философии на материализм и идеализм.
    3. АГНОСТИЦИЗМ – учение, отрицающее полностью или частично познаваемость мира. Классическое оформление он получил в философии Д. Юма и И. Канта. Решительное опровержение агностицизма содержится в практике, научном эксперименте и материальном производстве.
    4. МАТЕРИАЛИЗМ – одно из философских направлений, которое рассматривает сознание, мышление как свойство материи и высшую форму её движения.
    5. ИДЕАЛИЗМ – противоположное материализму направление в философии, которое рассматривает сознание и мышление как исходную, первичную реальность.
    6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов человека на мир, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности.
    7. МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности, в основе которого лежит очеловечивание окружающей природной среды, включая фрагменты космоса. Объяснение вещи и мира мифология сводит к рассказу о происхождении и творении на основе тотального генетизма и этиологизма.
    8. МИФЫ – архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.
    9. РЕЛИГИЯ – форма общественного сознания, специфическое мировоззрение , мироощущение и поведение, основанное на вере в существование (одного или нескольких) богов.
    10.  СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической и познавательной деятельности (индивид, социальная группа, общество в целом), источник активности, направленный на объект.
    11. ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, то на что направлена деятельность субъекта.
    12. МАТЕРИЯ – философская категория для обозначения объективной реальности( это её единственное свойство!), понимаемая как причина самой себя, т.е. как субстанция.
    13. СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте всех форм её движения.
    14. АБСТРАКЦИЯ (абстрактное) – один из моментов процесса познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств, связей и отношений. Результатом абстракции являются понятия, категории( например, материя, развитие, закон и т.д.). В диалектике абстрактное выступает как сторона, момент конкретного, т.е. бедное определениями содержание предмета.
    15. АБСОЛЮТ (от лат. Absolutus – безусловный) – вечная, неизменная первооснова мира (ДУХ, ИДЕЯ, СУБСТАНЦИЯ и т.д.).
    16. КОНКРЕТНОЕ – реальный объект во всём богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении. В мышлении конкретное отражается в виде системы теоретических определений.
    17. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в её объективном значении. Действительность противополагается фантазиям, иллюзиям, видимости.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!