Методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания школьников.



Xарактерной особенность современной эстрадной песни является стирание грани между традиционным делением на жанры. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску. Подобные песни занимают важное место в развитии образного мышления учащихся. Вспомним «Чистые пруды» Д. Тухманова в исполнении Игоря Талькова - аккордеон, голос с хрипотцой, который проникает в душу и уводит за собой в свой мир, мир Родины, родного края. Конечно, звучание такого рода песен никого не оставляет равнодушным. Эти примеры достойны подражания и учащиеся старших классов пытаются исполнять такого рода песни, выражая свое гражданское отношение к Родине.

У певца, композитора и исполнителя Олега Газманова своя патриотическая «ниша» на нашей эстраде. Его козырь -именно патриотические композиции: «Офицеры», «Россия», «Москва». В этих композициях отчетливо звучит огромное желание его и множество других людей видеть Россию сильной, могучей. Песни О. Газманова пробуждают творческое начало, наполненное гражданским отношением, смелость, фантазию, художественный вкус, образное мышление учащихся. Работая над музыкальным образом подобных песен, учащиеся раскрывают свои эмоционально -исполнительские возможности.

У каждой песни своя судьба. У одних, словно у бабочек -
поденок короткий век, попоют их, попоют - и забудут. Другим
уготована долгая красивая жизнь. Именно из-за краткости
времени звучания - действие в эстрадной песне развивается
стремительно и оно должно быть зрелищным, выраженным
средствами музыки, слова, хореографии, пантомимы, оставляющим

у слушателя целостное впечатление. Палитра выразительных средств, которыми пользуется вокалист для передачи музыкального образа в эстрадной песне, достаточно специфична. Наряду с общеизвестными исполнительскими приемами (темп, динамика, фразировка), нужно определить и чисто вокальные способы: такие как выразительная дикция (что особенно важно при пении в микрофон), дыхание, приемы звукоизвлечения.

Очень часто в работе над патриотической песней приходится тщательно продумывать все мельчайшие детали исполнения -тембральную окраску голоса, штрихи, приемы звукоизвлечения с элементами речитатива, мелодекламации. Например, в песне А. Гарнизова «Россия» отношение к России, ее мощи, широте, богатству и величию исполнитель должен трепетно передать звучанием своего голоса. Вокальная партия должна быть тембрально выразительной, наполненной не только в пении, но и в речитативе.

К специфике эстрадной песни следует отнести и то, что вынесенное на сценические подмостки действие становится особенно наглядным в результате преувеличения, сгущения красок, экспрессивности и эмоциональности. Но именно этот гипертрофированный сценический эстрадный образ во многом определяет успех песенного исполнения. В современной эстрадной песне большое внимание в создании образа отдается техническим возможностям: документальные кадры, видеоролики, светоэффекты, наличие разнообразных костюмов, поддержки танцевальных групп. Деталь, дополненная фантазией зрителя, в состоянии передать место действия и выразить атмосферу происходящих на сцене событий, гораздо полнее, чем подробная декорация. Конечно, звучание песни во многом зависит от правильно выбранного костюма. Свет и его эффекты должны работать с определенной целью, нести смысл, понятный зрителю и дополнять образ, создаваемый исполнителем на сцене. Знаменитая Клавдия Шульженко замечательно исполняла военные песни, а популярный «Синий платочек» звучал неподражаемо. Для сценического образа ей понадобился только скромный платочек.

Тема войны звучит и в учебном репертуаре учащихся нашей школы. Как бы перекликаясь с прошлым, мы используем интересные наработки для более выразительного исполнения патриотической песни.

Поскольку и на большой эстраде и в нашей школе больше занимается девушек и девочек, то преобладают песни с уклоном на женский репертуар. В этом случае можно использовать песни из «мужского репертуара», адаптированного для учащихся. Это песни из репертуара группы «Любе». Этот коллектив сохраняет лучшие традиции патриотической песенной культуры, внося в свои аранжировки народные мелодии, позитивный настрой, ярко выраженную мужественность. Успеху этих песен во многом способствуют блистательные тексты Александра Шаганова. «Комбат», «Там за туманами» и другие песни достаточно часто звучат в классе эстрадного вокала и на концертной эстраде нашей школы, охватывая своим воздействием практически все возрастные группы.

При разучивании патриотической песни очень важна работа над словом, словесным образом. Необходимо работать над эмоциональной окраской слова, над его интонированием. Слово должно быть ясным и поэтичным. Очень важно, чтобы дети глубоко проникали в художественный образ произведения. Интонационное богатство, идущее от умения прочесть поэтический текст, делают песню неповторимой и очень искренней, очень настоящей.

Важно, чтобы дети глубоко проникали в художественный
образ произведения. Для этого необходимо прочитать текст, после
чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких
куплетов - содержание каждого куплета. Очень эффективным
оказывается использование на уроках близких по тематике
стихотворений современных поэтов, показ репродукций,
видеоматериала. В беседах с детьми следует добиваться глубокого
проникновения в образное содержание песни. Научить детей
сопереживать, сочувствовать, задумываться - в этом заключается
основной смысл патриотического воспитания учащихся через
исполнение эстрадной песни. А музыкальный образ - итог работы
над произведением, говорит об уровне музыкальности,
эмоциональности,   открытости, наблюдательности, интеллектуальном развитии учащегося, его духовного роста, что является важнейшим компонентом успешности исполнительской деятельности.

Музыка может не только вызвать зрительную ассоциацию через определенное настроение, не только подчеркнуть красочным изобразительным штрихом видимое нами, но и прокомментировать его. Работая над художественным образом, юный исполнитель под руководством преподавателя не только решает принцип его композиции, но и выбирает конкретные средства для создания сценической атмосферы. Синтезируемые хореографией танец, жест, пантомима дают художественное пластическое осмысление эстрадной песни.

Беречь вокальную и исполнительскую индивидуальность -черта свойственна эстрадному исполнительству. Юный исполнитель должен стремиться иметь яркий индивидуальный звук. Тогда он на эстраде личность. Быть чутким к современному музыкальному языку, чтобы найти свою тему в творчестве, свою песню. Исполнение неповторимо индивидуального исполнителя отличается подкупающей доверительностью. Кроме того, существенной особенностью эстрадного номера является то, что одно и тоже произведение в исполнении разных учащихся, как правило, приобретает свое собственное оригинальное звучание. Иначе говоря, это всегда творческое самовыражение как преподавателя, так и юного исполнителя. Сила эстрады, эстрадного исполнительства в индивидуальности, неповторимости артиста, его дарования и только конкретному певцу принадлежащей манере пения, отличающего его от других исполнителей. Концертная практика, конкурсные выступления являются мерилом проверки исполнительского мастерства учащихся.

Исполнительская индивидуальность - непременный атрибут и современной патриотической эстрадной песни. Самая большая ценность песен гражданского звучания в том, что они волнуют исполнителей и слушателей до глубины души своей адекватностью детскому восприятию мира, человечностью и постановкой вполне «взрослых» нравственных проблем через понятные детям образы и ситуации, искрометностью и беспечной жизнерадостностью, тонкой поэтикой мечтателя.

Конечный итог и результат всей сложной и многогранной работы над песенно-сценическим образом направлен на концертные выступления юного исполнителя. Когда учащийся находится в процессе подготовки к выступлению, повышается его заинтересованность, увлеченность. Он видит цель, к которой его подводит каждое занятие, и, следовательно, прикладывает максимум усилий для ее достижения.

Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в воспитании. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность и эмоциональность. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение, формируют чувство ответственности. Ученики испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям, о чём говорит особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью детей во время их выступления.

Таким образом, наш коллектив объединяет единомышленников, воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной студии способствуют социализации растущей личности. Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей, видится мне в многообразии средств и форм внеурочной деятельности, в том числе в воспитании, посредством репертуара вокального искусства

  Во время концерта наиболее ярко раскрываются возможности учащегося, его сценическая свобода, артистичность, эмоциональная выразительность в передаче музыкального образа.

В этом плане значение эстрадной песни поистине велико. Эстрадная песня, в том числе и эстрадная патриотическая песня, декларирует «условия игры» данного жанра. Этот жанр должен увлечь зрителей в происходящее на сцене события. Действует она и на певцов, вдохновляя и тонизируя их. Чувства, подсказанные музыкой, находят воплощение в сценическом образе. «Озвучивая» характеры и ситуации, музыка уточняет их эмоциональный строй и в то же время аккумулирует их внутреннюю энергию, чем повышает степень воздействия. Характерный прием - «прямое вторжение» в мир эмоций, благодаря чему она находит мгновенный отклик в душе слушателя-зрителя. Она обладает особым даром убеждать эмоциями. Сопровождая сценическое действие, музыка расставляет смысловые акценты; при этом она может скорректировать текст: дать подтекст, изменить характер песни. Чем ярче донесен образ в песне до зрителя, тем сильнее отклик зрительного зала, тем очевиднее эффект сопереживания. Очень важно, чтобы выученное произведение прозвучало со сцены, было донесено до зрителя.

Выводы по 2 главе:

По степени воплощения идеи патриотического воспитания представлены в рамках других тем опосредованно через знакомство с музыкой и культурой своего народа; произведения патриотической направленности используются, в основном, отдельно от общей направленности занятия и имеют часто второстепенное значение в самой структуре учебно-воспитательного процесса; музыкальные произведения должны иметь кроме познавательных, воспитательных и прочих функций патриотическую направленность.

Будучи искусством, развлекающим людей, эстрада в то же время оказывает огромное влияние на формирование гражданской позиции учащихся. Обращаясь непосредственно к чувствам, песня развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Исполняя песни гражданского звучания, учащиеся становятся чуточку добрее, а душа исполнителя и слушателей - прекраснее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое и нравственное воспитание средствами искусства является важнейшим направлением образовательной деятельности. Оно имеет огромное значение в формировании личности человека. Композитор И. Дунаевский, автор десятков известнейших и любимых нашим народом мелодий, написал молодой почитательнице своего творчества: «В ваши годы определяется внутреннее существо человека. Малейшие трещины в сознании, во вкусе, в стремлениях, допущенные в этом возрасте, угрожают дальнейшему человеческому формированию. Одна цель должна быть поставлена каждым молодым существом - это воспитание своей души, своих чувств и мыслей. Надо воспитывать в себе ту глубокую содержательность, которая делает человека подлинно благородным, культурным существом. Надо любить все хорошее и благородное в музыке! И именно это хорошее надо ставить на службу своему внутреннему развитию... ».

Патриотическое воспитание является важнейшим направлением современной образовательной политики в нашей стране. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач выступает формирование индивида гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Свой достойный вклад в благородное дело духовного, нравственного и патриотического воспитания вносит и предмет эстрадный вокал (сольное пение) в школе искусств. Это один из наиболее демократичных, доступных для восприятия и востребованных предметов в системе музыкально-образовательных дисциплин ДШИ. Общение с песенным жанром - один из наиболее любимых видов досуговой деятельности в молодежной среде.

Патриотическая эстрадная песня не стоит на месте, а постоянно развивается, вбирая в себя самое интересное и выразительное, проявляясь в новых формах и новых направлениях. Все эти отличительные особенности современной эстрадной песни делают ее мощным средством патриотического воспитания.

 

Список использованной литературы

 

1. ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с посл. изм. от 26.07.2019 N 232-ФЗ).

2. Федеральный стандарт начального общего образования // утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2015 г.)

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной прог­рамме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

5. Актуальные проблемы теории и практики музыкального обра- зования [Текст] : межвуз.сб.науч.тр./ Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. К.П. Матвеева. – Екатеринбург, 2010. – 146 с.

6. Аристотель, Сочинения в 4-х томах [Текст]. ̶ М.: Академия, 1997. ̶ 366 с.

7. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 c.

8. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Бочкарев. – М.: Издательский дом «Классика – 21», 2006.

9. Буробина В.А. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 55-58.

10. Ванцова С.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 42-45.

11. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Азбука, 2000. – 416 с.

12. Гафарова Р.И., Синдикова Г.М. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 337-340.

13. Гудина Т. В. Музыкальное воспитание в контексте педагогики ненасилия // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научно­практической конференции по проблеме педагогики ненасилия. СПб.: 67 гимназия; Verba Magistri, 2004. С. 260-262.

14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / И. Даль // Словари и энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html

15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

16. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: нормативные пра- вовые документы [Текст] / Ред.-сост. Т.В. Журавская. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2006. – 428с.

17. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1986. — 192 с.

18. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Пе­дагогика, 1986. 92 с.

19. Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] : опыт систем. анализа / М. С. Каган. – М. : Политиздат, 1974. – 328 с.

20. Казаков Н.А., Кондратьева А.А. Нравственное воспитание как фактор достижения личностных результатов младших школьников в современном обществе // Социальные отношения. 2019. № 4 (31). С. 28-37.

21. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: метод, пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 176 с.

23. Кутикова Н.А. Патриотическое воспитание школьников как фактор развития их духовно-нравственной культуры // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 1119-1123.

24. Лаптев И.Г. К вопросу о музыкальном и нравственном и духовном воспитании младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №1 (88).

25. Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2018. № 4. С. 24-27.

26. Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теория и практика [Текст] : межвуз.сб.науч.тр. / Урал. гос.пед.ун- т; отв.ред.К.П.Матвеева. – Екатеринбург, 2010. – 123 с.

27. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей. – М. : Музыка, 1989. – 91 с.

28. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М. Науменко. – М. : Просвещение, 2000. – 213 с.

29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / И. Ожегов // Словари и энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/dal/Patriot- 24067.html

30. Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Из- дательский центр «Академия», 2001. – 368с.

31. Печёнкина Е.С., Накарякова Т.М., Белобородова О.А. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Вестник научных конференций. 2017. № 2-6 (18). С. 83-84.

32. Плеханова, Е.А. Психология нравственных отношений подростков [Текст] : учеб.пособие / Е. А. Плеханова. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. – 136с.

33. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [Текст] / под редакцией Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368с.

34. Рудинская Е.А. Нравственное воспитание младших школьников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2016. № 5 (9). С. 125-127.

35. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

36. Слизкова Е.В., Белова А.В. Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 110-113.

37. Ступина В.Н. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства : учеб.-метод. пособие / В. Н. Ступина ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадр. Дом Печати, 2012. – 111 с.

38. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1979. – 390 с.

39. Сукало А. А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и пер­спективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и ис­кусств. 2011. № 6. С. 70-78.

40. Титова В. В. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2311–2315.

41. Фадеева В.С., Николенко С.А. Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Проблемы педагогики. 2015. № 10 (11). С. 41-44.

42. Хабаров Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание школьников как основа государственной и общественной безопасности // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 10 (28). С. 45-47.

43. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 2009. – 512 с.

44. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).

45. Чумакова И.Н. Патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие младших школьников // Ямальский вестник. 2017. № 4 (10). С. 75-78.

46. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: изд. второе, переработанное и дополненное. Красноярск : РИО КГПУ, 2008. - 218 с.

47. Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе спец. 13.00.01 — Общая педагогика: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 24 с.

 

 

Приложение 1

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!