Воспитание патриотических убеждений детей (на примере вокального ансамбля



 

Творческий коллектив («вокальный ансамбль») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. В соответствии с утвержденным учебным планом предмет «Вокальный ансамбль» изучается с первого года обучения. Одним из важнейших условий ансамблевого пения является соблюдение чистоты интонационного строя. Очень важна работа над дикцией – четким и осмысленным произношением слова. Работа в классе вокального ансамбля выдвигает перед учащимися ряд не встречавшихся им ранее в классе сольного пения технических трудностей, решение которых требует постоянного внимания учащихся и преподавателя. Однако стремление к техническому совершенствованию не должно заслонять художественно-исполнительских задач. Главным всегда остается раскрытие содержания данного произведения. При работе над материалом необходимо, чтобы учащиеся ознакомились с содержанием всего произведения, четко представляли смысловое значение изучаемого.

Учащиеся-вокалисты приступают к занятиям в классе вокального ансамбля, обладая минимумом вокальных навыков, знаний и умений, приобретаемых на уроках по специальности. Исходя из этого, на начальном этапе обучения в классе вокального ансамбля необходимо особо бережно относится к голосам, не допускать форсировки звука, использовать в работе несложные произведения с небольшим диапазоном.

Занятия по дисциплине «Вокальный ансамбль» проводятся в составе групп, которые включают в себя дуэты, трио, квартеты и т.д. При этом сохраняется индивидуальный подход к каждому учащемуся в отношении объема и характера требований, в выборе методики проведения занятий. Индивидуальный подход необходим и при подборе репертуара. Важно, чтобы репертуар, стимулируя профессиональный рост учащихся, не был в то же время чрезмерно сложным, и соответствовал бы вокально-техническим возможностям каждого участника ансамбля. Учитывая индивидуальные особенности и исполнительские данные отдельных учащихся, а также практическую необходимость и целесообразность, вокальные ансамбли могут составляться из учащихся разных классов.

Детский голос наделен особыми качествами, которые отличаются от голоса взрослых. Детские голосовые связки коротки и тонки по сравнению со связками взрослых певцов, поэтому звучанию детского голоса свойственны высокое резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели), ограниченный диапазон, особая легкость, звонкость, серебристость (особенно у мальчиков).

Диапазон голоса может быть достаточно большим даже у ребенка младшего школьного возраста. Однако на всем протяжении голос звучит не одинаково ровно, гласные звуки пестрят. В диапазоне детского голоса есть определенный участок, который звучит особенно хорошо. Эта так называемая примарная зона находится между ми и си первой октавы. Вообще, примарное звучание присуще любому голосу – это естественное, ненапряженное звучание одного или нескольких звуков, выражающее индивидуальные, характерные краски голоса, которые находятся в среднем регистре. Акустическая особенность детского певческого голоса – короткая зона наилучшего звучания – требует, на мой взгляд, особенно большого внимания при выборе репертуара. При умелом использовании возрастного диапазона можно обеспечить естественное развитие голосового аппарата и постепенное совершенствование основных свойств тембра.

При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов, их тесситурные возможности, интонационные, ритмические, динамические трудности, наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального учебного плана учащегося необходимо учитывать его вокальные данные и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Выбор репертуара – наиболее трудная задача для преподавателя. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащегося, определит его творческое лицо, позволит решить воспитательные задачи.

Художественно полноценный эстрадный ансамбль должен уметь исполнять произведения различных жанров и стилей. Обогащение выразительных средств, рост исполнительской культуры путем освоения разных приемов поможет создать интересные в художественном отношении интерпретации даже хорошо известных произведений, правильно раскрыть содержание песен композиторов разных эпох — от старинного романса, традиционного джаза до рок-музыки.

Особое внимание хотелось бы обратить на включение в учебно-воспитательный процесс эстрадных ансамблей работы над фольклорными произведениями. Существует сомнение в правомерности исполнения фольклора эстрадными коллективами. На мой взгляд, правильное толкование во многом зависит от мастерства аранжировщика и исполнителей, их тонкого эстетического вкуса. риотический воспитание образование эстетический

Руководитель должен овладеть методикой изучения и обработки фольклорного материала. Прежде чем приступать к аранжировке, ему необходимо изучить историю песни, существующие варианты ее исполнения, проследить многообразие форм и характер изменения их на различных отрезках времени, отобрать такие приемы и выразительные средства, которые помогут воссоздать наиболее полный и точный мелодический образ, эмоциональную атмосферу, заложенную в песне. Этому руководитель должен учить и участников коллектива.

Изучение фольклора в учебно-воспитательной практике эстрадных ансамблей особенно важно потому, что на этом материале воспитывается интерес и любовь учащихся к народному искусству, создаются благоприятные условия для формирования национального характера музыкального мышления участников, собственной манеры исполнения.

Существенную роль играет и артистизм исполнения, наиболее полно раскрывающий художественный образ, формирующий индивидуальную манеру исполнения. Для успешного обучения необходимо выработать у учащегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному упорному труду.

Вокальный ансамбль возглавляет руководитель. Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей, на радио, телевидении и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива. Современная практика свидетельствует о том, что социально-культурная деятельность с детьми должна вестись только квалифицированными специалистами, которые в полной мере владеют различными методиками, технологиями организации социального взаимодействия. Духовные потребности людей стали значительно шире. И главная цель педагога-вокалиста заключается в создании условий для развития творческого потенциала, активизировать творчество в культуре.

Вокальный ансамбль по специализации «Эстрадное пение»  в ДК « железнодорожников» существует 5 лет. Учащиеся коллектива постоянные участник районных, городских, областных, межрегиональных и международных фестивалей и конкурсов. Коллектив ансамбля состоит из 15 участников, в составе ансамбля существуют также дуэты, трио. Репетиции проводятся в конкретно отведенные дни и часы, что способствует организации и дисциплине коллектива.

 Занятия проводятся по следующей схеме: распевание, разучивание партий, повторение ранее разученных произведений, ансамблевые занятия, индивидуальные занятия, занятия с концертмейстером, сводные репетиции ансамбля с хореографией. Постановка в хореографии и разводки в ансамбле делает хореограф. Общую постановку программы и корректировки в коллективе осуществляет художественный руководитель коллектива.

Гуманизация, воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения – важнейшие проблемы современного общества. Во время проведения занятий мы ставим целью – восстановить связь времен, рассказать о жизни в России в далеком прошлом и в настоящем.

К учебно-воспитательным задачам, которые решает руководитель вокального ансамбля, относятся следующие:

- формирование мировоззрения, художественной культуры учащихся, их гражданской и эстетической позиции;

- развитие индивидуальных художественно-творческих задатков каждого учащегося;

- создание условий для формирования художественных умений, навыков, знаний в области различных видов искусств, находящих себе применение при организации и проведении различных праздничных действ, а также популяризации и пропаганде национальной культуры.

Основная идея наших занятий – духовно-нравственное, в том числе и патриотическое, воспитание участников вокального ансамбля средствами музыкального искусства. Ее актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения, в воспитании человека, осознающего смысл своего жизненного назначения. Анализ положения в современной музыкальной педагогике свидетельствует о том, что воспитательный и развивающий материал музыкального искусства оптимально не реализуется. Существующие противоречия между воспитательными и развивающими возможностями музыкального искусства и их практической реализацией побуждают выявлять еще не использованные резервы, искать средства активизации процесса. Патриотическое воспитание должно охватывать все стороны образовательно-воспитательного процесса, включая учебную деятельность, внеклассную и внешкольную работу. Не фрагментарный подход, а целая система, направленная на формирование гражданина, патриота должна найти отражение в системе гуманитарного воспитания.

Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на занятиях эстрадного вокала дает хорошие результаты:

·    дети с интересом воспринимают материал урока;

·    у учащихся появляется устойчивый интерес к патриотической музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество

Обобщение опыта по патриотическому воспитанию младших школьников на занятиях эстрадного вокала в детской школе искусств

Воспитание патриотических качеств младших школьников на занятиях эстрадного вокала ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы искусств по патриотическому воспитанию.

В построении занятий эстрадного вокала применяются два подхода.

Первый подход основан на словесных пояснениях, беседах с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их вокальным произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.

  Второй подход связан с самим процессом восприятия или исполнения произведения, развитием эмоциональной отзывчивости учащихся в любой момент урока. Роль педагога на этом этапе также имеет большое значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям [3].

Способность создания проекта эстрадного номера певца зависит от развитости его воображения. Это способность создавать в сознании музыкальные образы и использовать их для планирования музыкального номера. Работа над сценическим воплощением произведения включает в себя не только умение передать художественно-смысловое содержание произведения, но и умение найти баланс между необходимостью использования выразительных средств и их количеством в номере. Проектируя свой номер, вокалист соотносит свой внутренний опыт (жизненные ситуации, сопровождающиеся определенными эмоциями или работу над другим номером подобного содержания) и содержание музыкального произведения.

Исполнителю важно уметь представлять заранее то, как им будет исполнен музыкальный материал, так как эта работа воображения заставляет вокалиста больше погрузиться в суть и эмоциональный тон произведения, в логику развития сюжета песни. Это позволяет певцу-вокалисту более точно понять что и как можно рассказать, выразить и представить зрителям в исполняемой им песне. Для оценки уровня развития каждого представленного показателя были выделены 3 уровня: высокий, средний и низкий.

Они оценивались по 3-х бальной шкале соответственно:

высокий – 3 балла,

средний – 2 балла,

низкий – 1 балл.

Критерии оценивания понимания содержания музыкального произведения, показатель понимания содержания песни:

- высокий уровень наблюдается, если учащийся дает развернутую характеристику произведения;

- средний уровень – учащийся может дать только общее определение эмоционального состояния и смысла в произведении;

- низкий уровень наблюдается, если учащийся дает поверхностную характеристику произведения.

Критерии оценивания технических возможностей исполнения ребенком вокального произведения, показатель передачи характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение:

- высокий уровень – учащийся использует адекватные характеру и смысловому содержанию произведения интонацию и сценические движения;

- средний уровень – учащийся передает характер и смысловое содержание произведения только через интонацию или сценическое движение;

- низкий уровень – учащийся не использует интонацию и сценическое движение или использует их не соответствующе характеру и смысловому содержанию музыкального произведения.

Критерии оценивания творческих возможностей ребенка по созданию эстрадного номера, показатель создания проекта эстрадного номера:

- высокий уровень наблюдается, если учащийся способен проектировать номер, соответствующе характеру и смыслу произведения;

- средний уровень – учащийся способен проектировать номер, но делает это не осмысленно;

- низкий уровень – учащийся не способен самостоятельно проектировать номер.

Методом замера первого критерия понимания содержания музыкального произведения, показателя определения содержания песни явился метод творческого задания.

Цель использования данного метода – выявить, способен ли ученик определять содержание песни (о чем она), ее эмоциональный тон (какое настроение или какие настроения в ней имеются).

Содержание задания: ученик слушает музыкальный материал и дает ему характеристику. Инструкции учащемуся: педагог предлагает учащемуся послушать произведение и в процессе слушания определить эмоциональный тон произведения, аргументируя свои ответы.

В качестве музыкального материала было использовано произведение «Подари улыбку миру» на слова О. Сазонова, музыку А. Варламова. Методом замера второго критерия технических возможностей исполнения ребенком вокального произведения, показателя передачи характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение явился практический метод, исполнение песни.

Цель использования данного метода – определить способность передать характер и смысловое содержание музыкального произведения через интонацию и сценическое движение. Содержание задания: ученик поет произведение в концертном варианте, выученное ранее с педагогом.

Инструкции учащемуся: педагог просит спеть учащегося произведение уже знакомое ему, изученное. Лучше всего, если исполнение этого произведения уже отрабатывалось на выступлениях. Важно перед исполнением настроить учащегося на эмоциональное исполнение песни, для этого можно попросить представить учащегося, что он выступает перед зрителями и дополнительно спросить - о чем песня.

Также педагогу можно вместе с учащимся вспомнить и воспроизвести движения номера перед его непосредственным исполнением. Далее учащийся исполняет песню в концертном варианте, используя голосовую и пластическую выразительность.

Методом замера третьего критерия творческих возможностей ребенка по созданию эстрадного номера, показателя создания проекта эстрадного номера явился метод творческого задания.

Цель использования данного метода – определить способность учащегося создавать проект эстрадного номера. Содержание задания: ученик продумывает собственный проект эстрадного номера на определенную песню и представляет его учителю.

Инструкции учащемуся: педагог просит ученика послушать музыкальный материал и представить себя режиссером, который создает эстрадный номер на представленную песню. Важно проговорить, что в каждой песне есть места, которым необходимо уделять особое внимание в номере – это места проигрышей, вступления и заключения, т.е. те места, где исполнитель не занят вокальной работой и может больше передвигаться по сцене.

Ученик продумывает сценические движения, композицию номера. Если ученик затрудняется, то в помощь, педагог неоднократно проговаривает текст песни, включает повторно отдельные фрагменты или уже включается в процесс создания номера вместе с учеником. Для замера первого и третьего критерия было взято одно произведение, так как замер первого критерия давал возможность познакомиться с произведением и его содержанием, затем при замере третьего критерия ученик мог показать собственное видение уже знакомой ему песни посредством проектирования эстрадного номера.

Анализ результатов диагностики

В качестве музыкального материала использовалось произведение «Подари улыбку миру» на слова О. Сазонова, музыку А. Варламова. В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах №1 и №2.

Таблица №1

Развитость творческих способностей у учащихся на констатирующем этапе

Ученик Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Общий балл Средний балл Уровень способностей
  Определение содержания песни Передача характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение Создание проекта эстрадного номера      
Дарья З. 2 2 2 6 2 Средний
Софья К. 1 1 1 3 1 Низкий
Виктория Л. 2 2 1 5 1,7 Средний
Яна М. 2 1 1 4 1,3 Низкий
Виктория О. 1 1 1 3 1 Низкий
Дарья П. 1 2 1 4 1,3 Низкий
Алиса С. 2 2 1 5 1,7 Средний
Любовь С. 1 1 1 3 1 Низкий
Мария С. 1 2 1 4 1,3 Низкий
Максим У. 2 2 2 6 2 Средний
Евгения У. 2 2 2 6 2 Средний
Ульяна Ш. 2 3 1 6 2 Средний

 

Таблица №2

Развитость творческих способностей младших школьников на занятиях эстрадным вокалом в процентном соотношении по результатам начальной диагностики

Уровни Количество учеников Показатели (в % соотношении от общего числа учащихся)
Высокий 0 0%
Средний 6 50%
Низкий 6 50%

 

В результате проведенной диагностики было обнаружено, что:

1. Отсутствуют учащиеся, у которых имеется высокий уровень развитости творческих способностей. Это обусловлено недостаточностью методических рекомендаций по проблеме развития творчества у детей на уроках вокалом.

2. Количество учащихся, у которых средний уровень развитости творческих способностей, составляет 6 человека из 12 (50%). Причиной данных результатов могло быть то, что дети подражают эстрадным вокалистам, выступления которых видят по телевидению и в интернете.

3. Количество учащихся, у которых низкий уровень развитости творческих способностей, составляет 6 человек из 12 (50%). Причиной данных результатов могло быть то, что дети в своей повседневной жизни мало наблюдают или не встречают вообще примеров качественного эстрадного номера с яркой и грамотной артистической составляющей.

Из данной диагностики можно сделать следующие выводы:

- у большинства диагностируемых учеников способность определения содержания песни развита средне, у остальных учащихся данная способность недостаточно развита;

- у большинства диагностируемых учеников способность передачи характера и смыслового содержания музыкального произведения через интонацию и сценическое движение развита средне, у остальных - развита недостаточно, кроме одного учащегося с высоким уровнем данной способности;

- у большинства диагностируемых учеников способность создания проекта эстрадного номера развита недостаточно, у остальных учащихся данная способность развита средне. Все вышеперечисленное вызвало необходимость разработать для младших школьников методы, которые развивают творческие способности на занятиях эстрадным вокалом.

В ходе диагностирования учащихся, были выявлены различные проблемы развития творческих способностей. Для того чтобы устранять имеющиеся недостатки, был разработан комплекс методов для вокалистов младшего школьного возраста.

Основные методические принципы и методы, которыми мы руководствуемся в работе, это:

- увлеченность;

- триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

- сходство и контраст,

- интонационность;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод “забегания и возвращения”

- метод сопоставления музыкального материала;

- метод обобщения.

Основываясь на этом мы строим свою работу по патриотическому воспитанию в классе эстрадного вокала.

С огромным успехом в школе проводятся праздники “Героям Отечества - слава!”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т.д..

С целью приобщения родителей и обучающихся к совместной работе с использованием ИКТ-технологий, нами был разработан образовательный маршрут «С песней по дорогам войны». Данный образовательный маршрут позволяет познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, ее основными событиями и, конечно же, с песнями военных лет, их авторами и исполнителями, концертными бригадами, что способствует развитию патриотизма обучающихся класса эстрадного вокала.

Помимо произведений о войне советского времени, мы знакомим обучающихся с произведениями военно-патриотической тематики, написанными нашими современниками. Так, например, композитор Александр Ермолов написал произведения патриотического содержания для детей-вокалистов. Данные произведения мы успешно разучиваем и представляем в концертах с обучающимися класса эстрадного вокала. Среди них «Прадедушка», «Я вернусь победителем», «Баллада о солдатской матери» и др.

В канун праздника Великой Победы в доме культуры «Железнодорожник»  проводится праздничный концерт для ветеранов ВОВ – жителей микрорайона “Салют, Победа!”, где ребята показывают свои знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.

В течение года обучающиеся класса эстрадного вокала регулярно посещают Дом Ветеранов Великой Отечественной войны, участвуют в праздничных концертах, посвященных таким ежегодным праздникам как День пожилого человека, День защитника Отечества, Международный женский день.

Кроме того, обучающиеся принимают активное участие в школьных агит-бригадах, выступают на конкурсах различного уровня, среди которых всем знакомый областной конкурс «Я люблю тебя, Россия!».

Патриотическое воспитание на занятиях эстрадного вокала в детской школе искусств несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому педагогу дополнительного образования, а также поможет в организации социально-значимых мероприятий.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!