Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания



Тема: Нравственное и патриотическое воспитание школьников посредством эстрадного вокала

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного и патриотического воспитания школьников посредством эстрадного вокала. 5

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания. 5

1.2. Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры школьников. 14

1.3. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала. 20

Выводы по 1 главе. 24

Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ………………………………………………………………….

2.1. Воспитание патриотических убеждений детей (на примере вокального ансамбля)…………………………………………………………………………

2.2. Методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания школьников……………….….

Выводы по II главе………………………………………………………   

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы..

 

 

Введение

 

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал дело воспитания важным и святым, так как "именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины". В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач всегда было и остается воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие личности ребенка. Важной составляющей этого сложного и многогранного процесса является нравственно-патриотическое воспитание[32].

В настоящее время, когда многие воспитательные ориентиры изменились или остались в прошлом, ощущается необходимость духовно-нравственного развития и воспитания патриотических чувств у россиян. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, переживания по поводу достижений и недостатков всех преобразований, проводимых в России, могут вызвать в человеке душевные качества, которые и определяют его как личность, как патриота, как гражданина [22].

От успешной реализации данного компонента воспитательной системы во многом зависит, какое поколение будет жить в России в XXI веке, сумеет ли оно сохранить духовно-нравственное наследие русского народа, любить свое Отечество и отстаивать его интересы.

Актуальность темы исследования :

 В современной системе образования делаются попытки усилить акцент на духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи. Федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигают следующий воспитательный идеал: «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [16].

Для достижения успешных результатов работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна осуществляться комплексно, совместными усилиями родителей, педагогов образовательных учреждений; она должна находиться в круге приоритетных интересов государства, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей представлена в трудах многих исследователей, в частности, А.С. Гаязова, В.А. Сухомлинский, И.И. Валеева, И.Ф. Харламова, К.Д. Ушинский, Н.В. Ипполитовой, Р.Т. Гарданова и других, где рассматривается нравственное и патриотическое воспитание подрастающего по­коления. Кроме того, в психолого-педагогической литературе анализируются во­просы теории и практики формирования патриотических качеств с позиции деятельностного подхода такими педагогами и психологами, как: В.А. Сластенин, И.П. Подласый, И. Ф. Харламов, Н.И. Болдырев, и др.

Роль музыкального искусства в формировании нравственно-патриотической культуры изучалась Д.Б. Кабалевским, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиевым.

Цель: проанализировать особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.

Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.

Задачи исследования:

- провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания младших школьников;

- рассмотреть музыкальную деятельность как средство нравственного и патриотического воспитания младших школьников;

- уточнить особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала

-  изучить методы воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала на примере учащихся студии вокала

-разработать  методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в деятельности студии вокала «театр эстрадной песни» ЦДК «Железнодорожник».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка данных, сравнительный анализ полученных результатов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определяется актуальность нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала. В первой главе представлен анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.

Во второй главе представлены методические рекомендации по воспитанию школьников  посредством эстрадного вокала

В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.

Список литературы включает 47 наименования, кроме того в работу входят 7 таблиц, 5 рисунков.

База исследования: экспериментальная работа проводилась с детьми на базе ЦДК «Железнодорожник», студия вокала «театр эстрадной песни».

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного и патриотического воспитания школьников посредством эстрадного вокала

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2], что говорит о
необходимости формирования нравственных качеств личности и патриотических чувств у младших школьников.

Нормативно-правовые и научно-методические документы (Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования РФ», Национальный проект «Образование» и др.) также подчеркивают необходимость усиления патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях [25].

В Федеральном государственном обра­зовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены планируемые личностные результаты на­чального образования. К ним, в частности, относится становление у младших школь­ников основ гражданской идентичности, осознание своего «Я» как гражданина Рос­сии, формирование гордости за свою Ро­дину, народ и историю, развитие этичес­ких чувств, знание моральных норм и ори­ентация на их выполнение. Во ФГОС НОО предусмотрено формирование у обу­чающихся целостного, социально-ориен­тированного взгляда на мир в его органи­ческом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительно­го отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом ФГОС НОО является раз­витие навыков сотрудничества со взрос­лыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях [2].

Представленные выше положения определяют актуальность исследуемой проблемы.

Далее проведем анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания младших школьников.

Школьный возраст, как известно, – период, когда идет процесс формирования моральных, нравственных идеалов, и очень важно, чтобы именно в этот период рядом с ребенком оказался человек, с одной стороны, заинтересованный в успешном воспитании патриота и гражданина, а с другой – обладающий достаточным уровнем профессиональной компетентности. Здесь много зависит от мировоззренческой и нравственной позиции педагога, его педагогического мастерства [23].

Задача любого воспитания не сводится к запретам, но призвана сформировать у ребенка вкус и понимание, что является нравственной нормой в его поведении. Сами же морально-нравственные нормы зависят от мировоззренческой позиции и выбора родителей и педагогов.

Любое воспитание есть привитие ребенку родителями, учителями и педагогами определенного мировоззрения и образа действий. В воспитании должна быть тактичность. Задача воспитания как раз и заключается в мировоззренческой позиции ребенка. Но для этого сам педагог должен ее иметь. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос порядочным и нормальным человеком. А это во многом зависит от воспитания. На каких ценностях, на каких примерах воспитываются дети, такими они и вырастут. Душа ребенка требует примеров для подражания. Поэтому, чтобы он в будущем сделал ответственный жизненный выбор, необходимо сначала дать ему образец, с которым он будет сравнивать то, что ему придется выбирать. Страницы истории нашего Отечества дают многочисленные примеры трудовых и ратных подвигов предшествующих поколений, образцы гражданственности и патриотизма, любви к Отечеству, верности и веры.

В фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и других, выявлены сущностные характеристики основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Существует много определений отражающих суть понятия
«нравственные качества». Слово «нравственность» славянского происхождения, образованное от корня «нрав». Впервые слова нравственность попало в словарь русского языка в XVIII веке [34, с. 125]. Синонимами к понятию «нравственность» является честность, добродетельность, благородство, этика, этические нормы, целомудрие, мораль, благородность.

В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [6, с. 54].

С.И. Ожегов понятие «нравственность» рассматривает как внутреннее, духовное качество, которым руководствуется человек, знание этических норм, правил поведения, определяемых этими структурами [29, с. 215].

По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [35].

Авторы педагогического словаря Г.М. Коджаспирова и
А.Ю. Коджаспиров рассматривают определение нравственности в двух
аспектах: «Нравственность – это: во-первых, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, является одним из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеальных образов добра и зла, долга, справедливости и т.д., во-вторых, система внутренних прав человека, которая основана на
гуманистических ценностях доброты, сочувствия, порядочности,
справедливости, готовности прийти на помощь» [22].

Таким образом, проанализировав определения понятия «нравственные качества», данные учеными и педагогами следует отметить, что существует множество трактовок данного понятия.

Обобщив, можно представить следующее определение: «нравственные качества» - это существенная нравственная определенность человека или групп людей, которая относится к характеру, складу души, привычкам; это устойчивое взаимоотношение людей друг к другу, которое характеризует специфику их поведения, обычаи, нравы; это основа нормативной регуляции действий человека в обществе.

Составляющей этого понятия является понятие «нравственность». Также следует отметить, что ученые разного времени изменяли и корректировали данное понятие, одни включали этот термин в понятие «мораль», другие разграничивали данные определения.
Однако основные черты обоснования определения «нравственность» остались прежними. Нравственным следует считать человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения [36, с. 111].

Нравственность у человека формируется и воспитывается с рождения через нравственное воспитание.

Прежде чем переходить к рассмотрению данного термина, необходимо разобраться с понятием воспитание.

Понятие «воспитание» имеет множество формулировок. В
педагогическом словаре термин «воспитание» трактуется следующим образом: «Воспитание (как педагогическое явление) – это целенаправленная содержательная деятельность педагогики, которая содействует максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, воспитанию его ценностей и мотивов; во-вторых, как целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования образования личности в учебно-воспитательных организациях специально подготовленными специалистами; в третьих, как целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, которая направлена на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [22].

Определение термина «воспитание» есть также и в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Анализируя современную педагогическую литературу, нравственное воспитание рассматривается как процесс, устремленный на развитие у обучающихся системы нравственных чувств, знаний и стремлений. В.А. Сухомлинский считал, что «нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью развития у них нравственных качеств, подобающих требованиям общественной морали» [39, с. 96].

В педагогическом словаре В.С. Безрукова отмечается, что: «нравственное воспитание – это создание определенных педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности как основных и системообразующих» [7].

 «…Цель нравственного воспитания – помочь человеку с малых лет
принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно
нравственным законам, понимать смысл и ценность нравственных правил,
способствовать нравственной зрелости человека, проявлению чувства свободы, способности понимать других и сопереживать им, выражать свое отношение к нравственным проблемам, вырабатывать нравственные мотивы поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, нравственную деятельность и воспитание веры в Творца. Результатом его должна быть нравственная устойчивая личность. Для нравственного воспитания нужна широкая, чистая, всепоглощающая деятельность, чтобы у людей не оставалось места для вражды, зависти и других страстей» [7].

Для того чтобы разобраться в сущности патриотического воспитания, необходимо обратиться к значению данного термина.

К примеру, в «Толковом словаре живого великорусского языка», автором которого является известней­ший русский писатель, этнограф и лексикограф В.И. Даль, мы читаем следую­щее: «Патриот - патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к отчизне. Отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне. Патримониальный, отече­ский, отний, отчий, отчиный» [14].

С.И. Ожегов трактует данный термин следующим образом: «Патрио­тизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Патриотизм русских воинов)» [29].

Таким образом, обобщая представленную информацию, следует сказать, что содержание понятия патриотизма включает в себя следующие составляющие (рис. 1) [40].

Рисунок 1. Составляющие понятия «патриотизм»

 

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Также следует отметить, что патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

По мнению Н.В. Ступиной, «патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [37].

Н.А Кутикова отмечает, «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины – и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [23].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что «патриотическое воспитание определяется как скоординированный про­цесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интере­сов Родины» [13].

Термин «патриотическое воспитание» является уже устоявшимся в педагогической науке.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел [37].

На наш взгляд, вполне правомерна последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием является его конечная цель: формирование патриота-человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины [37].

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают в себя [37] (рис. 2):

Рисунок 2. Задачи патриотического воспитания

 

Средствами патриотического воспитания в современной системе образования могут выступать следующие виды деятельности (рис. 3) [37].

Рисунок 3. Виды деятельности

 

Результат патриотического воспитания – привитие детям правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры; четкая гражданская позиция, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу. Нравственное же отношение представляет собой совокупность связей личности с окружающей действительностью, выражающуюся в ее принятии и оценке и определяющая активность человека в соответствии с нравственными ценностями [32].

Таким образом, в качестве основной задачи реализации нравственного и патриотического воспитания мы можем выделить подготовку разносторонне развитой личности, обладающей рядом важнейших нравственно-моральных качеств, в том числе межнациональной толерантностью, бережным отношением к культурным до­стижениям прошлого.

 

1.2. Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры школьников

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что тема нравственного и патриотического воспитания в музыкальной деятельности раскрыта не всецело, не имеется определённой системы, но разработаны отдельные методические рекомендации, методический материал, существуют музыкальные произведения для восприятия, исполнительства, творчества, театрализованные зарисовки, элементы фольклора, различные поговорки, пословицы, считалки.

Первым, кто внес понятие «музыкальная деятельность» был музыкальный деятель Г.М. Науменко. По его мнению, «музыкальная деятельность — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» [28, с. 213].

Понятие музыкальная деятельность используется в различных научных сферах и трактуется по-разному (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Понятие «музыкальная деятельность» в различных научных сферах

Сферы деятельности Особенности трактовок
В музыковедении (Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова и др.) музыкальная деятельность является главным понятием, которое рассматривается как акт присутствия автора в произведениях музыкального искусства [наз];
В психологии (Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, М.С. Старчеус и др.)— это психологические процессы, участвующие во взаимосвязи человека с искусством (восприятие, мышление, способности и т.д.) [выг];
В философии  (М.С. Каган)— это один из видов человеческой деятельности [каг];
В педагогике  (Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, О.П. Радынова, Л.В. Школяр) музыкальная деятельность — это система устанавливаемых отношений ребенка с миром музыки, результаты которых отражаются в музыкальной культуре ребенка, а также в опыте его духовно-творческого бытия [кабал].

 

Следует отметить, что музыкальное искусство является одним из эффективных средств, обладающим культурно-воспитательным потен­циалом воздействия на ребенка. Оно активизирует эмоционально-образное восприятие, обеспечивает обогащение социального опыта, включение в социокультурную жизнь общества, а также формирует любовь к на­циональной культуре, бережное отношение к природе. Восприятие музыки форми­рует первичные представления о нравственных ценностях, воспитывает эмоцио­нально-нравственную эмпатию, занимает основное место в музыкальном воспита­нии детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья [13].

Вопросы музыкального воспитания младших школьников изложены в работах О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевского Г. С. Тарасова, Н. И. Киященко, Э. Б. Абдулина, Ю. Б. Алиева, что позволяет трактовать музыкальное искусство как вид деятельности младших школьников и как базис формирования нравственности и духовности.

Развитие детей, являющееся основой музыкального воспитания, происходит в процессе различной деятельности, восприятия и исполнения. Невозможно разорвать эту единую целостную взаимозависимую цепь формирования культуры учащихся. Все элементы воспитания младших школьников органично взаимосвязаны друг с другом, составляют единую целостную ткань, многоэтажное здание различных знаний, из которой нельзя изъять ни одного кирпичика без разрушения целостности музыкального, нравственного и духовного воспитания детей.

На современном этапе «активным видом деятельности в общеобразовательной школе становится инструментальное музицирование» [18]. При этом ведущие представители педагогики и психологии Б.М. Теплов, Л.А. Баренбойм, австрийский композитор, педагог Карл Орф и многие другие справедливо рекомендуют начинать обучение игре на элементарных музыкальных инструментах не с нот, а с формирования слуховых представлений в процессе игры на инструментах, прежде всего простейших импровизаций школьников, необходимых как для последующего успешного восприятия нотного текста, так и для совершенствования музыкального, нравственного и духовного потенциала. Академик Б.В. Асафьев писал, что «единственным выходом, оздоравливающим детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования музыкального материала» [39].

Примером творческого осмысления может служить песня Т. Попатенко на слова И. Лешкевич «Родина». Текст песни был тщательно изучен, результатом этого стала тембровая инструментовка песни учениками. Певческое исполнение текста «Что такое Родина?» сопровождалось игрой группы школьников на металлофонах. Текст «Это дом родной, парта, за которою мы сидим с тобой» не без направляющей роли учителя сопровождался игрой на ксилофонах, одновременно на треугольнике в первые доли тактов и на блокфлейтах на протяженном тоническом звуке. Это и есть «вызывание творческого дара», при этом младшие школьники осваивают тембровые функции, которые настоятельно рекомендовал изучать Б. М. Теплов. При вокально-инструментальном исполнении на уровне подсознания у младших школьников «выплывает» образ родного дома, формируется чувство любви и тепла к малой родине.

Одна из важнейших задач художественного образования – воспитание души ребенка средствами музыкального искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, идеалов, процесс логичной трансформации музыкальных чувств и эмоций личности младшего школьника в состояние духовности. Л.С. Выготский отмечал, что «музыка не может прямо вложить нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот опыт позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы» [11].

В российской педагогике музыкальное воспитание рассматривается как «неотъемлемая часть нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности» [39].

Такая справедливая позиция воспринимается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения, как важный фактор процесса воспитания. Ученик приобретает реальный статус объекта духовного развития, при котором государство, общество, родители и школа являются институциональным субъектом, способствующим всестороннему развитию личности младшего школьника. Ученый и педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного духовного воспитания» [38].

Музыкальных примеров, способствующих духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, много. Это песня Д. Шостаковича «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает», фрагмент арии Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Ты взойдешь, моя заря! …последняя заря»), восприятие которого формирует патриотические убеждения и стойкость нравственного сознания младших школьников, финал этой оперы («Славься, славься, ты Русь моя...»), способствующий возникновению чувства катарсиса, то есть духовного просветления. Младшие школьники разучивают и не без помощи учителя интонационно точно исполняют песни З. Компанейца «Зарница», «Отважная песня», Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!», «Школьная страна», А. Пахмутовой «Орлята учатся летать», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща», осознают патриотическую значимость песни А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам».

Несомненно, ученики знают патриотические, суровые для страны годы Великой Отечественной войны. Несокрушимая воля к победе отражалась в неутомимом труде работников тыла великой страны, в героических подвигах на фронтах, в жизнеутверждающих словах поэта К. Симонова «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди», в песнях «Священная война», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «Огонек», «Казаки в Берлине».

Русские героико-патриотические оперы, среди которых почётное место занимает «Иван Сусанин», содержит в себе мощный воспитывающий потенциал. Это возвышенность и значительность идеи, безграничная любовь героев к Родине, бережное отношение к родной природе, вера в Бога и верность Православию, любовь и прочность семейных уз. Знакомство с проявлением героического подвига может подвести школьников к осознанию истоков героического и патриотического начала в человеческом характере.

А самым важным в работе над оперой является то, что музыка не заучивается, а лично проживается каждым ребёнком в процессе исполнения.

Развитию чувства патриотизма, чувство любви к Родине и природе способствует хоровое и сольное пение. Это одна из форм приобщения детей к культуре и духовным ценностям народа, одно из средств эстетического воспитания молодежи, самый доступный вид искусства. Это искусство целиком обращено к народу, рассказывает о народе средствами народного творчества.

Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара, воспитывающего в ребёнке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, её лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и светлое будущее страны и своего народа.

Как показывает опыт, младший школьный возраст является наиболее благоприятным, чувствительным к восприятию и осознанию музыкального искусства, сенситивным периодом для становления эмоциональной отзывчивости на музыку духовного содержания. Духовность отражена в замечательных произведениях музыкального искусства, передающих двойственность социальной действительности.

Таким образом, мир красоты и гармонии в музыкальной литературе достаточно обширен, учитель грамотно и увлеченно вводит младших школьников в ауру духовного возрождения.

Духовно-нравственные категории «разумное, доброе, вечное» в процессе музыкального воспитания постепенно становятся для младших школьников постулатом, которому нужно следовать на протяжении всей, порой социально сложной, но нравственно ответственной и духовно прекрасной жизни.

В заключение параграфа следует сделать вывод о важности и необходимости нравственного и патриотического воспитания учащихся посредством музыкальной деятельности, с учетом искреннего, конгруэнтного, непосредственно «душевного» контакта с учащимися начальной школы.

Исполнительство, восприятие и слушание музыки являются ведущими видами деятельности, способствующими как частному, так и целостному осознанию разнохарактерных произведений, развитию словесной интеллектуальной мысли, расширению музыкального кругозора, совершенствованию нравственных и духовных категорий в сознании младшего школьника [24].

Приобщение детей к музыкальному наследию своего народа позволит воспитать в них чувство патриотизма, национального единства, транслировать нравственно-патриотические ценности и лучшие образцы культуры, что способствует их интеграции в социокультурное пространство.

 

1.3. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала

 

На основании выше представленных положений, можно сделать вывод о том, что нравственное и патриотическое воспитание является многофакторным процессом, включающим в себя обучение, воспитание и развитие.

В процессе поэтапного воспитательного процесса ребенок переходит от примитивных представлений положительных правил поведения к патриотически ориентированной практической деятельности. Наука выделяет, и это подтверждается сегодняшней практикой, преобладание в младшем школьном возрасте эмоционально-чувственного восприятия действительности, наглядно-образного мышления, живость воображения, эмоциональной отзывчивости, склонности к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения с взрослыми, персонажами художественных произведений.

Средствами музыки осуществляется нравственное и патриотическое воспитание учащихся, усвоение ими материала об историческом прошлом нашего народа, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

Далее представим особенности нравственно-патриотического воспитания посредством эстрадного вокала.

 

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании младших школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребёнку помогает обстановка праздников и внешкольных мероприятий. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках музыки. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого [37].

Таким образом, музыка, а в частности занятие эстрадным вокалом, имеют для детей непосредственное нравственно-воспитательное значение. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует этому.

Музыкальный опыт детей - это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий общее представление о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Он свидетельствует об определённой ориентировке (или об отсутствии её) как в совокупности ценностей музыкального наследия прошлого - классики, музыкального фольклора - так и в современной окружающей музыкальной жизни [43].

Вокальные занятия в младшем школьном возрасте направлены на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в этот период уже сложно будет компенсировать в дальнейшем.

В процессе освоения вокального репертуара обучающиеся анализируют, учится оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений.

Эффективность формирования нравственных качеств младших школьников в процессе изучения патриотической музыки на занятиях эстрадного вокала существенно повышается, если соблюдаются следующие условия (рис. 4) [46].

Рисунок 4. Условия формирования нравственных качеств посредством эстрадного вокала

 

Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях вокального искусства, - прекрасное средство воспитания детской души.

Уроки вокально-художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей [44].

Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на занятиях эстрадного вокала дает хорошие результаты:

- дети с интересом воспринимают материал урока;

- у учащихся появляется устойчивый интерес к патриотической музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество.

Воспитание нравственных и патриотических качеств младших школьников на занятиях эстрадного вокала ведется необходимо вести в соответствии с подпрограммой воспитательной программы по патриотическому воспитанию.

В построении занятий эстрадного вокала применяются два подхода.

Первый подход основан на словесных пояснениях, беседах с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их вокальным произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.

Второй подход связан с самим процессом восприятия или исполнения произведения, развитием эмоциональной отзывчивости учащихся в любой момент урока. Роль педагога на этом этапе также имеет большое значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям [47].

Основные методические принципы и методы, которыми необходимо руководствоваться в работе по нравственному и патриотическому воспитанию на занятиях по эстрадному вокалу представлены на рис. 5.

Рисунок 5. Методические принципы и методы на занятиях по эстрадному вокалу

 

Таким образом, нравственное и патриотическое воспитание на занятиях эстрадного вокала несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Выводы по 1 главе

Нравственно-патриотическое воспитание – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей, высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, повышение социальной и трудовой активности. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная работа государственных органов, общественных объединений и других организации, как подростково-молодежных клубов, школ и т.д. Это развитие у младших школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу.

Музыкальное воспитание является существенной частью нравственного и патриотического становления младших школьников. Если основополагающий педагогический «принцип связи с жизнью» станет базисным на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися в процессе исполнительства и восприятия, то, несомненно, дух высокого музыкального искусства станет фактором нравственного воспитания и духовного обогащения личности младших школьников.

Целенаправленное формирование компонентов актуальной животрепещущей проблемы музыкального, нравственного и духовного воспитания младших школьников оказывает положительное влияние на развитие у детей как общих компонентов художественно-творческого развития (эмоциональной отзывчивости, осознанного восприятия музыки, интеллектуальной инициативы, творческой активности), так и доминирующих компонентов развития (целеустремленность, самостоятельность, ответственность). Это свидетельствует о том, что все виды музыкальной деятельности являются оптимальными способами воспитания, при которых происходит активное становление нравственного и духовного мира личности младших школьников.

 

 

Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!