ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4 страница



1) свободные, равноправные, самостоятельные ин­дивиды. В личностном отношении член гражданского общества — это свободный человек, обладающий чувством личного достоинства. В экономическом плане его само­стоятельность проявляется в том, что он выступает одно­временно как собственник и труженик. Он обладает сред­ствами, необходимыми для нормального существования, и готов взять на себя риск ведения своего дела, ответствен­ность за себя и свою семью. Политический аспект свобо­ды индивида заключается в его независимости от государ­ства и возможности участвовать в управлении государ­ственными делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья, церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж­данском обществе каждый имеет возможность удовлетво­рить извечную тягу человека к общению — по возраст­ным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, ре­лигиозным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и их объединениями, развивающиеся на основе равенства и самоуправления. Отношения в среде гражданского обще­ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи­ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, пра­вовые, политические. Характерно, что здесь преобладают не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу деятельности людей государство вмешивается лишь тогда, когда обществу или отдельным людям грозит опасность, когда общество не может самостоятельно справиться с какой-то проблемой.

Таким образом, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сфера жиз­недеятельности людей, свободная от государственного вмешательства.

Весьма острой является проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. Равноправное парт­нерство между ними невозможно, так как любая государ­ственная власть постоянно стремится к самовозрастанию и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское общество формирует и контролирует государство, либо государство поглощает общество и тогда оно перестает быть гражданским.

Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое го­сударство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи полити­ческих партий (особенно оппозиционных), средств массо­вой информации, свободных демократических выборов.

1.17. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство — это такое государство, в кото­ром наиболее полно обеспечены права и свободы личнос­ти, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти­рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж­дан перед законом, доступность правовой защиты для каж­дого гражданина, ограничение вмешательства государства в сферу частной инициативы;

2) верховенство правового закона в системе норма­тивно-правовых актов. Правовым является только такой закон, который содержит равную для всех меру свободы и справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуман­ный закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования власти. Органы власти правового государства, как прави­ло, формируются путем выборов, а назначения на государ­ственные должности осуществляются с соблюдением за­конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ­нейшее средство контроля общества над государственной властью. В правовом государстве невозможны государствен­ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга­нов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за­конодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Разделение властей означает также наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового государства действует по принципу «разрешено только то, прямо дозволено законом». Правовое государство выступает в качестве такого типа государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граждан. Только в таком случае возможно сознательное, компетентное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, уважение к закону, правам и свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и личности. Ответственность личности перед государством существует при любом типе государства. Но только в правовом государстве возможна ответственность государственной власти перед личностью в случае нарушения государством прав, свобод и законных интересов личности. Она реализуется при помощи подачи иска к государству и его органам, обращения в суд, в том числе и в международные судебные органы.

8) высокое положение суда в обществе и государстве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством. Деятельность суда должна основываться на таких принципах, как коллегиальность, презумпция невиновности, состязательность, равенство сторон, обжалование принятых решений и др.

Правовое государство — это идеал, который пока не даже в самых развитых государствах. Тем не менее, конституционное закрепление этого идеала обязывает государственную власть к законным, справедливым действиям на общее благо.

1.18. ИСТОРИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Еще мыслители древности подметили особенность государственной власти — ее стремление к самовозрастанию, подчинению себе всех сфер жизнедеятельности общества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII век) государство отождествляется с библейским чудовищем - Левиафаном, которое поглощает все, что попадает­ся на его пути.

В качестве одного из заслонов на пути всепоглощаю­щего государства мыслители прошлого и настоящего на­зывали право.

Отдельные аспекты теории правового государства выя­вили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о воз­можности существования правильных и неправильных (не соответствующих праву) государств. С точки зрения Пла­тона, справедливо устроенное, правильное государство по­добно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что правильное государство — есть прекрасное и свободное общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит пер­вое из известных нам определений государства как пра­вового объединения людей.

Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве­щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес­кье) разработали идеи о важнейших компонентах право­вого государства, а именно — теорию прав человека и идею разделения властей.

Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в оборот понятие «права человека». С его точки зрения, свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равен­ство перед законом и судом, право собственности состав­ляют прирожденные (данные не государством, а Богом и природой) права человека. Джон Локк (вторая половина XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения прав человека, которыми являются: законность, разделе­ние властей, право народа на сопротивление незаконным проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал идею верховенства конституции в государстве, идею разде­ления властей как гарантии против тирании.

Философское обоснование идеи правового государства традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со­гласно определению Канта государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Термин «правовое государство» ввели в научный и по­литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Тео­дор Велькер и Роберт фон Моль. По определению после­днего, правовое государство — это государство, основанное на закреплении в конституции прав и свобод граждан.

Идея правового государства получила развитие в тру­дах известного украинского юриста Богдана Александро­вича Кистяковского. С его точки зрения правовое госу­дарство — это конституционное государство. «В консти­туционном государстве власть, становясь правовой, принципиально отличается от власти в исторически пред­шествующих конституционному государству типах госу­дарства... В конституционном государстве власть переста­ет быть фактически господством людей и становится гос­подством правовых норм».

В ряде конституций современных государств (Герма­ния, Испания, Украина) идея правового государства пря­мо закреплена, в конституциях других государств (Авст­рия, Греция, Франция) она получила косвенное отраже­ние. Но даже там, где идея правового государства формально не закреплена в конституции, она фактически реализуется в правовом статусе личности, системе и дея­тельности органов государственной власти.

1.19. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В первобытном обществе права и обязанности челове­ка практически полностью совпадали. Человек не воспри­нимал себя и не воспринимался другими как индивиду­альность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-теоре­тическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз­мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто­инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи­щало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что в «рабе все человеческое умирает», что «крепостные находятся вне общества». Права трактовались как при­вилегии, дарованные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным ли­цам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных ре­волюций (XVII—XVIII вв.). Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о зап­рете пыток и о праве на представление индивидуальных петиций к королю.

Первый систематизированный свод прав человека со­держала Вирджинская декларация (вводная часть Кон­ституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она открывалась словами: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъем­лемыми правами, а именно: правами пользования жиз­нью и свободой, средствами приобретения и владения иму­ществом и правами добиваться и обретать счастье и бе­зопасность». В последующих параграфах декларации закреплялись равенство и ликвидация наследственных привилегий, избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, личная непри­косновенность и неприкосновенность жилища, свобода со­вести, свобода печати, право на справедливый суд при­сяжных.

В 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина признала в качестве неотъемлемых и неот­чуждаемых прав свободу личности, собственность, безопас­ность и сопротивление угнетению. К числу прав гражда­нина авторы декларации отнесли свободу печати, право на отправление государственных должностей, участие в формировании государственного бюджета.

В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу­ция — Конституция США — была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о пра­вах. Он гарантировал американским гражданам свободу совести, печати, собраний, петиций, право на ношение ору­жия (что уравнивало американцев с английскими дворя­нами), устанавливал гарантии неприкосновенности лич­ности, имущества, жилища, правила должной судебной про­цедуры. После окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) XIII-XV поправки к Конституции США отменили рабство и дискриминацию граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или подневольности.

В XIX в. личные, экономические и политические пра­ва получили формально-юридическое закрепление в боль­шинстве действующих конституций. Тем самым был за­вершен этап формирования первого поколения прав че­ловека.

С середины XIX в., в условиях индустриальной рево­люции и возрастания численности и значения армии на­емного труда, в ряде государств постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на сво­бодный труд, на социальную помощь по случаю безрабо­тицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфурт­ской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось пра­во на бесплатное начальное образование.

Конституционное закрепление обширной группы соци­альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв­ляется одним из немногочисленных достижений перед человечеством СССР и других стран марксистского соци­ализма. В большинстве стран Западной Европы и Север­ной Америки социальные права человека получили при­знание после второй мировой войны. Этот комплекс прав „принято называть вторым поколением прав человека.

Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и; гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной Хартией прав человека (состо­ит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо­ны, ростом национально-освободительного движения, по­влекшим распад колониальных империй. С другой сторо­ны, обострились глобальные проблемы: терроризм, нара­щивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих уси­лий народов. Юридическим выражением процесса глоба­лизации стало формирование третьего поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных документах коллективные права: на мир и безопасность, независимость и свободное развитие, на здоровую окру­жающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества.

Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны. Любые коллективные права никоим образом не должны ущемлять права и свободы отдельной личности.

1.20. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В УКРАИНЕ

В Конституции Украины понятие «гражданское обще­ство» не зафиксировано, хотя основные нормативные ус­тановки гражданского общества нашли здесь свое отра­жение. Это не случайно, ведь развитого гражданского об­щества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:

1) развитие частной инициативы. История не знает примеров существования гражданского общества и право­вого государства без рыночных отношений и частной соб­ственности. Частная собственность, рыночная экономика препятствуют политической монополии партии или соци­альной группы, создают материальные условия для само­стоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важ­нейшие правовые средства в этом смысле — закрепление права собственности и свободы предпринимательства в Конституции Украины, Гражданском и Хозяйственном кодексах. Гражданский кодекс, учитывая его значение для гражданского общества, часто называют второй или эко­номической конституцией государства;

2) достижение высокого уровня благосостояния граж­дан, сглаживание социального неравенства. Ни граждан­ское общество, ни правовое государство невозможно при бедности, социальной незащищенности большинства на­селения. Традиционной опорой демократии является сред­ний класс, в современных западных государствах достига­ющий двух третей населения. Украинское государство должно создать правовые и политические условия для форми­рования среднего класса, преодоления бедности значитель­ной части населения Украины. Этот процесс неразрывно связан с развитием рыночной экономики, совершенство­ванием налогового и социального законодательства;

3) формирование гражданской политической культу­ры. Носители такого типа политической культуры не толь­ко осознают цели и назначение политики, но и активно участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой час­тью этого процесса является повышение правовой куль­туры, уровня правовых знаний населения Украины, пре­одоление нигилистического и идеалистического отноше­ния к правовым ценностям, политического абсентеизма (отказа от участия в политической жизни, в частности — в выборах);

4) совершенствование системы законодательства. Отраслевое законодательство должно быть, как мини­мум, приведено в соответствие с Конституцией Украины и ратифицированными Украиной международными до­говорами.

На продвижение нашей страны к гражданскому обще­ству нацелена Конституция Украины, политическая дея­тельность всех демократически ориентированных обще­ственных сил.

Глава 2.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРАВА

2.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Люди живут и реализуют свои интересы преимуществен­но в общественных отношениях. Вне общества человек и все ему присущие качества не имеют смысла. Общение, или иначе — общественные отношения не хаотичны по­добно броуновскому движению. Они подчинены (хотя люди не всегда в полной мере это осознают) особым правилам поведения — социальным нормам.

Социальные нормы — это правила человеческого об­щежития, регулирующие отношения людей между собой. Их отличительные признаки:

1) социальные нормы являются типовой моделью (об­разцом) поведения человека. Они направлены на регули­рование всех общественных отношений;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается оп­ределенными средствами воздействия (внутреннее убеж­дение человека, общественное осуждение, государственное принуждение).

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) — относительно устойчивые представления людей о добре и зле, справед­ливости и несправедливости. Мораль оценивает поведе­ние человека при помощи понятий «хороший» и «пло­хой». Нормы морали, как правило, не зафиксированы до­кументально, они существуют как нравственные ориентиры в сознании людей. Например, самоочевидно, что лгать — плохо;

2) нормы права — общеобязательные, формально оп­ределенные, установленные или санкционированные госу­дарством и обеспеченные его принудительной силой пра­вила поведения. Например, норма права предписывает гражданам Украины ежегодно представлять декларацию о доходах;

3) религиозные нормы — правила поведения верую­щих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иуде­ев, мусульман, буддистов — Библии, Коране, Ведах, в уст­ных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных орга­низаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность православного христианина соблюдать пост, обязанность мусульманина совершать пять раз? в день молитву;

4) нормы объединений граждан (корпоративные нор­мы) - нормы, созданные объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами. В основном они закрепляют порядок формиро­вания, например, устав Христианско-демократической партии Украины, устав Одесской национальной юридической ака­демии;


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!