Эволюция от биотического к культурному
Движущей силой эволюции является КОНКУРЕНЦИЯ (формы конкуренции в ходе эволюции изменяются и на культурном уровне превращаются в "соревновательную кооперацию"). Она:
(1) формирует структуру общества;
(2) регулирует последовательность нарушения/восстановления равновесия развивающегося "социального организма".
64
Четыре фазы эволюции :
(1) экологический порядок
(2) экономический порядок
(3) политический порядок
(4) культурный порядок
биотический уровень
социальный уровень
Каждой фазе соответствуют определенные формы конкуренции и социации.
Экологический порядок: в основе — борьба за выживание; экологический порядок = результат пространственного (физического) взаимодействия индивидов.
Экономический порядок: продукт торговли и обмена (близок к экологическому: конкуренция, естественное разделение труда, "биологическая экономика"). Стихийная экономическая конкуренция.
Политический порядок: характеризуется еще более тесными и разнообразными связями (соревнование приобретает форму конфликта).
Культурный уровень ( порядок): наименее формальные и наиболее тесные и разнообразные взаимодействия (коммуникации). Установление согласия во взаимодействии. "Гнет традиции".
Каждый из этих четырех порядков = особая "система человеческих отношений", изучаемая той или иной социальной наукой.
" Эти различные социальные порядки пытаются образовать собой иерархию . На самом деле , можно сказать , что они образуют собой пирамиду " [2, с. 55].
|
|
НАУКИ :
культурная
антропология
политические науки
экономика
человеческая география и экология
Культурный
(моральный)
порядок
Политический порядок
Экономический порядок
Экологический порядок
Экологическая структура = основа, над которой надстраиваются
(последовательно) более высокие порядки
ИНДИВИД:
1) источник контроля;
2)источник конкуренции
Чем "выше" уровень, тем более контролируется конкуренция:
" На каждом из этих следующих один за другим уровней — экологическом , экономическом , политическом и моральном — индивид постепенно все больше и больше вживается в социальный порядок , частью которого он является , и подчиняется ему " [2, с. 55].
" Мы вынуждены признать , что существуют различные типы и уровни поведения , i представленные в человеческом организме . Человек — наследник всех видов , кото -\ рые были до него в биологических сериях . Результат заключается в том , что наиболее развитые формы человеческого поведения настолько тесно переплетены с \
65
самыми элементарными , что трудно четко обозначить разницу между ними . Труд
но разграничить природу естества и человеческую природу " ( R . Park . "Society...",
Р-273).____________________________________________________________
|
|
В результате:
общество = продукт эволюционных изменений, в котором каждая стадия развития оставляет свой след. (Преемственность развития.)
" Общество — глубоко биологический феномен , и его институты не устанавлива ются , но вырастают , как деревья . Общество — это нечто , что не может быть разъято , а потом собрано . Это не артефакт . У него есть , как у дерева , принцип его существования ... внутри него , а не вовне , как у машины . Более того , природа человеческих отношений такова , что мы должны представлять себе общество как состоящее из индивидов , несомненно , но индивидов , объединенных не просто рациональными целями , не законами , конституциями или контрактами , но чувствами и привязанностями , инкорпорированными в привычки людей , а также в структуру общества " ( R . Park . "Society...", p.320-321).
Концепция изменения
В природном community действует закономерность нарушения и последующего восстановления состояния относительного равновесия (биотического баланса). Нарушение равновесия вызывается конкуренцией, обостряющейся под действием либо внутренних (увеличение численности популяции и т.п.), либо внешних (вторжение другой популяции извне и т.п.) факторов, т. е. вследствие увеличения передвижений внутри community и увеличения количества контактов.
|
|
"Условия, контролирующие и влияющие на количество населения и его передвижения в человеческих сообществах, более сложны, чем в растительных и животных communities , но между ними есть очень большое сходство" [2, с.48].
Конфликт и консенсус = две взаимосвязанные (взаимодополняющие) стороны единого эволюционного процесса. Конфликт имеет естественное происхождение и закономерно трансформируется в состояние консенсуса.
Процесс социального изменения = движение от конфликта к согласию, обусловленное естественными закономерностями.
Процесс изменений в сообществах носит постоянный (непрерывный), эволюционный, циклический характер:
= факторы естественного порядка регулярно нарушают установившееся равновесие ("согласие"), вследствие чего обострение конкуренции вызывает изменения, ведущие к восстановлению равновесия на новом уровне.
66
СХЕМА ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ
Внутренние факторы:
• рост популяции;
|
|
• голод; мор;
ит.д
Внешние факторы:
• иммиграционный приток;
• война;
• другие изменения условий жизни;
ит.д
Увеличение количества передвижений в сообществе
Интенсификация (увеличение плотности) контактов в community = обострение конкуренции (борьбы за выживание)
Нарушение "биотического баланса": КОНФЛИКТ
ИЗМЕНЕНИЕ ("утряска" изменившейся популяции в рамках сообщества)
• Процессы социации : (1) ассимиляция; (2) адаптация.
• Формирование новой структуры community и соответственно нового разделения труда внутри community .
Формирование новых правил (норм) и их закрепление в коммуникации
принцип последовательности
Достижение состояния равновесия ("биотического баланса") на новом уровне:
• с новой структурой community;
• с новым разделением труда (распределением функций);
• с новыми институционализированными нормами ("легализация" нового порядка)
= СОГЛАСИЕ
принцип господства
" Действие соревнования в человеческом ... community направлено на появление или возобновление равновесия в том случае , если это равновесие нарушено , либо по причине появления какого - то вторгшегося извне фактора , либо в процессе нормального развития .
Таким образом , каждый кризис , тянущий за собой период быстрых изменений , во время которых соревнование интенсифицируется , переходит в конечном итоге в состояние более или менее стабильного равновесия и нового разделения труда . В этом смысле соревнование образует условия , в которых оно заменяется кооперацией " [2, с.48-49].
" В этом развитии факт того , что community развивается по нескольким более или менее определенным стадиям , определяет то , что это развитие носит серийный характер . Это и предполагается в термине «последовательность» . Объяснение серийного характера изменений , задействованных в последовательности , заключено в том , что на каждой стадии этого процесса достигается более
67
или менее стабильное равновесие . Оно , возможно , зависит от роста и упадка , и , как результат прогрессивных изменений в условиях жизни , достигнутое на ранних стадиях равновесие , в конечном итоге , разрушается . В этом случае , сбалансиро ванные до этого энергии высвобождаются , интенсифицируется соревнование , и изменения будут продолжаться в относительно быстром темпе до тех пор , пока не будет достигнуто новое равновесие " [2, с.51].
" Культурное community развивается путями , похожими на развитие биотического community , но этот процесс более сложен . Изобретения , наряду с неожиданными и катастрофическими изменениями , играют в проведении серийных изменений в культурном community более важную роль , нежели в биотическом . Но действующий тут и там принцип , по существу , одинаков . В любом случае , все или почти все ос новные процессы функционально относятся и зависят от соревнования . Соревнование , которое на биотическом уровне контролирует и регулирует взаимосвязи организмов , на социальном уровне имеет форму конфликта " [2, с.51-52].
Обострение соревнования (конфликта) приводит людей в движение, вследствие чего стабилизация обнаруживается в том, что индивиды в условиях конкуренции находят себе "нишу" в устанавливающейся новой структуре community , в новом разделении труда, а также в территориальной организации сообщества.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ :
" В конечном итоге , человеческая экология представляет собой попытку исследовать (1) процессы , которыми биотический баланс и социальное равновесие удерживаются по мере достижения , и (2) процессы , нарушающие биотический баланс и социальное равновесие , осуществляющие переход от одного относи тельно стабильного порядка к другому " [2, с. 56].
Концепция свободы
Свобода проявляется в разных формах на различных уровнях социальной организации (в различных фазах эволюции человеческих сообществ):
Убывание степени свободы в связи с ростом социальных (культурных) ограничений, накладываемых на конкуренцию |
Экологический порядок Экономический порядок
Политический порядок
Культурный порядок
(1) Свобода передвижения Биотический уровень
I
(2) Свобода конкуренции за место в общей экономике, в разделении труда ( экономическая свобода )
(3) Свобода конкуренции за место и статус в социальной иерархии( политическая свобода )
(4) Свобода самовыражения
Культурный уровень |
(в рамках традиции и морали)
68
" Соревнование на биотическом уровне , как мы это наблюдаем в расти
тельном и животном communities , не является упорядоченным . Общест
во , поскольку оно существует , является анархичным и свободным . На
культурном уровне желание индивида соревноваться ограничено согла
шениями , договоренностями и законом . Индивид более свободен на эко
номическом уровне , чем на политическом , и на политическом , чем на
культурном " [2, с.55].________________________________________________
Р. ПАРК
VS
Э. ДЮРКГЕЙМ
Понимание "свободы" у Р.Парка и Э.Дюркгейма
Свобода тем больше, чем меньше она скована социальными (= культурными = моральными) ограничениями Стихийное разделение труда ("биологическая экономика") является первичным процессом по отношению к социально-культурной организации
("индивидуалистическая" традиция):
свобода = естественное свойство человека
Свобода тем больше, чем более поведение человека соответствует его социальной функции и чем более непринужденно индивид достигает этого соответствия Функция разделения труда: установление и укрепление социальной солидарности (морального порядка, связывающего индивидов)
("коллективистская" традиция):
свобода = продукт регламентации (явление историческое)
Свобода передвижения : "наиболее фундаментальная свобода, необходимая для существования любой формы жизни, превосходящей растительную"; над ней надстраиваются другие компоненты (=уровни=формы=измерения) свободы в соответствии с развитием человеческого сообщества от биотической к культурной фазе.
Роль свободы передвижения (и, соответственно, экологической организации): инициирование процессов изменения:
= интенсификация миграции приводит в соприкосновение все большие массы людей, усиливает конкуренцию
разделение труда
i
(специализация)
развитие социальных институтов
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!