Импульс         перцепция манипуляция консуммация



1. ИМПУЛЬС = это функционально связанное с внешним стимулом побуждение к действию.

2. ПЕРЦЕПЦИЯ = формирование в сознании представления об объекте (интерпретация) и модели будущего действия ("репетиция в воображении").

Перцепция содержит все элементы акта (представления о стимуляции, реак­ции и результате реакции, почерпнутые из прошлого опыта поведения в ана­логичных ситуациях).

Содержание перцептуального объекта (выделенного элемента реальности, наделенного значением) определено прошлым опытом индивида:

= в силу уникальности каждого отдельного личного опыта индивидуальное значение объекта у каждого отдельного индивида несколько отличается от значений, придаваемых этому объекту другими (в ходе взаимодействия эти значения постоянно "подгоняются" друг к другу = взаимное приспособление индивидов друг к другу).

83


"... Совместное действие не может быть сведено к общепринятому или иному типу поведения со стороны участников . Каждый участник обязательно облада­ет определенной точкой зрения и , сообразуясь с ней , вовлечен в отдельно взя­тый акт . Именно эта обусловленность актов , а не их совокупность , составляет совместное действие . Каким образом отдельные акты сосуществуют друг с другом в человеческом обществе ? Их сосуществование не является результа­том явного механического манипулирования ... Вместо этого участники подгоня­ют свои акты друг к другу , во - первых , идентифицируя социальный акт , в кото­рый они готовы быть вовлечены , и во - вторых , интерпретируя и определяя ак­ты друг друга при формировании совместного акта " [5, с.21].

Перцепт = кристаллизованный прошлый опыт; совокупность символических содержаний, определяемых опытом участия индивида в определенных сис­темах социального взаимодействия. В структуре self перцепту соответству-ет те .

Стадию перцепции можно охарактеризовать как "интерпретацию ситуации":

"... любое действие формируется в свете той ситуации , в которой оно происхо­дит ...

... действие формируется и конструируется посредством интерпретации си­туации . Действующая единица обязательно должна идентифицировать вещи , которые она должна принять во внимание задачи , возможности , препятствия , средства , требования , неудобства , опасности и т . п .; она должна их определен­ным образом оценить и принять решение на основе этой оценки " [4, с. 177].

3. МАНИПУЛЯЦИЯ = непосредственное взаимодействие субъекта и объекта действия (взаимодействие индивида со средой).

4. КОНСУММАЦИЯ = процесс "потребления" (получения пользы от) объекта, оценивание объекта, переформирование значений. Реальный результат акта всегда вносит нечто новое в опыт индивида (перцепт); консуммация состоит в интегрировании нового опыта в перцепт. Это означает изменение self . (Поскольку индивид действует, его self находится в процессе непрерывного изменения.)

Анализ акта у Мида = это анализ "изнутри" (он вписывается в "понимающую традицию" в социологии).

Г . БЛУМЕР: " С методологической и исследовательской точек зрения , изучение дей­ствия должно рассматриваться с позиции актера . Так как действие выстраивает­ся актером из того , что он ощущает , интерпретирует , судит , действие необхо­димо рассматривать в управляемой ситуации так , как ее видит актер , устанавли­вать значения терминов в том , что они означают для актера , следовать линии актера так , как он организует ее ... Этот методологический подход диаметрально противоположен так называемому объективному подходу .., рассматривающему актера и его действия с позиции внешнего беспристрастного наблюдателя ... ак­тер действует по отношению к своему миру на основе того , как он видит его , а не так , как мир является внешнему наблюдателю " [5, с.24-25].

84


4. Жест . " Голосовой жест ". Жест и язык . Роль языка в возникновении Я ( self )

ЖЕСТ = исторически первичная, доязыковая форма коммуникации. "Язык жес­тов" существует уже у животных и подчиняется схеме "S-»R". Жест = элемент поведения: начальная стадия акта (действия).

Например: оскаливание зубов у собаки =

= начальная стадия нападения.

Жест = это незавершенный (редуцированный) акт:

смысл жеста является смыслом обозначаемого им акта; этот смысл понятен

адресату и вызывает у него инстинктивную ответную реакцию

Язык жестов ":              Жест ( стимул ) - » Ответная реакция

Ответная реакция <- жест (стимул)

II

(жест) -».......................................................

СЛОВО (" голосовой ", или " звуковой " жест ) = важнейший из жестов-символов (для человека); высшая, чисто человеческая (социальная по сути) форма коммуникации.

В словах фиксируются ( и тем самым социально закрепляются ) уни­версальные смысловые значения ( символы ).

В социальном взаимодействии жест и реакция на него опосредованы значе­нием (прежде всего это касается "голосовых жестов").

Жест------------ ► Значение ------------ ► Ответная

_________ ( интерпретация жеста )           реакция

Взаимно интерпретируя (и соотнося) жесты друг друга, индиви­ды корректируют свое поведение в присутствии других и тем самым делают возможным совместное действие.

Слова-жесты, в отличие от телесных, мимических и прочих жестов, применяе­мых животными, несут в себе социально закрепленные значения и потому оди­наково воздействуют на всех индивидов: и того, кто произносит эти слова, и того, кому они адресованы.

ДЖ . Г . МИД: " Звуковой жест имеет особое значение , потому что на производящего его индивида он оказывает то же воздействие , что и на другого " (цит. по [1, с.64]).

Язык возникает тогда, когда индивид начинает реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие: тогда индивид сознает значение своего жеста и пользуется им с определенным намерением (осознанно).

85


РОЛЬ ЯЗЫКА В ВОЗНИКНОВЕНИИ Я: язык = конституирующий фактор сознания. Социальные значения закреплены в словах; индивид овладевает этими значе­ниями через овладение языком в процессе социализации (благодаря усвоению значений языковых жестов возникают и сознание, и человеческая личность, self ). Научаясь реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие, человек становится объектом для самого себя.

5. Понятие " перспектива ". Принцип относительности .

Множественная структура реальности . " Множественное

Я ". Интегрирование опыта как функция self .

Подсистемы "/" и " те " в системе self (" структура Я ")

ПЕРСПЕКТИВА : Понятие "перспектива" — одно из важнейших в философии Ми-да: оно выражает специфичность взаимодействия каждой "живой формы" со свойственной ей средой. Концепция множественности перспектив вытекает из "принципа относительности" (распространяемого Мидом на всю реаль­ность).

Принцип относительности (из теории относительности): объект может быть рассмотрен в разных системах координат (с разных точек зрения).

Структура реальности, согласно принципу относительности, характеризуется многообразием (множественностью) перспектив, плюральностью различного рода систем:

= любой объект (физическое тело, "живая форма", социальное Я) участвует во многих перспективах одновременно.

Аналогично у Р. Парка: человек одновременно участвует в нескольких системах взаимодействия (порядках): экологи­ческом, экономическом, политическом, культурном.

В обществе человек включен в различные перспективы (системы взаимодейст­вия): экономическую, семейную, политическую и т.д. Да и само взаимодействие — всегда переход из одной "перспективы" в другую (переструктурирование ре­альности = среды).

СОЦИАЛЬНОСТЬ — это " способность быть несколькими вещами сразу "

(Дж.Г. Мид. Цит. по [2, с.79]).

Исходя из факта участия индивида в разных системах взаимодействия, чело­веческое Я предстает как

МНОЖЕСТВЕННОЕ Я : мы как бы разделяемся на множество различных Я, в за­висимости от обстоятельств и отношений, в которые мы вступаем:

разные Я отвечают на различные социальные реакции ( self может быть представлено как множество частных Я, каждое из которых определено спе­цифической "перспективой" или системой взаимодействия, в которой участ­вует носитель этого self , каждая система взаимодействия предполагает осо­бые ожидания в отношении поведения действующего индивида).

86


ДЖ. Г. МИД: " Множественная личность является в известном смысле нормаль -
ной"
( цит . по [1, с .67]).__________________________________________________

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ SELF: "Сталкивающиеся перспективы создают для человеческого поведения "проблематическую ситуацию": человек так или иначе выходит из затруднения и в результате действия (являющегося решением про­блемы) получает новый опыт; интеграция системой self нового опыта делает индивида более опытным в такого рода ситуациях и более способным одно­временно учесть различные перспективы, которые в данной ситуации должны были быть учтены. Тем самым, в нормальном случае, поддерживается единст­во self (самоидентичность).

Г. БЛУМЕР: " Индивид объединяет в единое целое свое действие и руководит им ,
принимая во внимание различные вещи и интерпретируя их значимость для сво -
его будущего действия"
[4, с . 175].________________________________________

СТРУКТУРА SELF : "фундаментальная структурная двойственность", свойствен­ная Я.

Г.Блумер предостерегает от трактовки данного аналитического разделения self на "/" и " те " как структурного. Self (по Блумеру) — это не структура, а процесс .


Дж. Г. Мид выделяет в системе Я ( self ) две подсистемы:

(1)"/"; (2) "те".


SELF

/ \

I "           " те "


/ и те = не два разных Я и не структурные части self , это две стороны (фазы) единого человеческого Я ( self ). Данное разделение на / и те является исключительно аналитическим и проведено с целью описания динами­ки процесса функционирования self .

Me - воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность соци­альных (т. е. принятых другими) установок, норм и диспозиций (универ­сальных значений).

Это то Я, которое непосредственно дано индивиду в его опыте и самосоз­нании.

Me = это Я как обыденный, привычный, предсказуемый индивид; это — "другие" и "обобщенные другие", представленные в индивидуальном само­сознании.

Посредством те осуществляется социальный контроль (в форме самокон­троля индивида).

/ = реакция индивида на организованную установку сообщества; это нерефлек-сируемое Я.

/ обеспечивает спонтанность, творческий характер, непредвиденность, не­предсказуемость, неожиданность и своеобразие индивидуального поведе­ния. Это источник новизны, чего-то такого, чего раньше не было. Исключи-

87


тельная роль / в разрешении проблематической ситуации: оно обеспечивает повседневное приспособление к новым условиям, спонтанно находя реше­ние проблем, постоянно возникающих на пересечении различных "перспек­тив". / производит социальные микроизменения в повседневных взаимодей­ствиях; в концепции Мида данное понятие служит объяснению социальных изменений.

/ существует только в настоящем; но настоящее доступно рефлексии лишь как прошлое, как свершившееся, через память о прошлом опыте (рефлексия имеет место post factum ); I входит в сознание уже интегрированным-в-опыт, т. е. как те -> отсюда проистекает неуловимость /для рефлексии.

ДЖ . Г . МИД: 7 — это нечто такое , что никогда нельзя полностью рассчитать " (цит. по[1, с.67]).


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!