Организм и среда . Self . Мышление как фактор
Социального поведения . Интерпретация , значение ,
Объект , символ , коммуникация ( символическое
взаимодействие ). Дж . Г . Мид versus бихевиоризм
Человек = организм , обладающий "self " ("личностным Я" = "самостью"):
наличие у человека self принципиально отличает его от всех прочих "организмов", обусловливает качественную специфику человеческого по-
76
ведения и предполагает качественно иные (в отличие от бихевиоризма) принципы его анализа.
" Ключевая идея анализа Мида заключается в том , что человек обладает «лич ностным Я» ( self )".
Г. Блумер [4, с. 174]
" Обладание самостью человеческим существом превращает его в особый тип ак тера , трансформируя его отношение к миру и придавая его действиям неповтори мый характер ".
Г. Блумер [5, с. 13]
Наличие self означает отношение человека к самому себе как к объекту, означает, что "человек может служить объектом для своих собственных действий" [4, с. 174].
Иначе говоря : человек может относиться к себе, как к другому, и вести себя по отношению к себе, как к другому.
Внутри индивида, обладающего self , имеет место "самовзаимодействие" (внутренний диалог): человек судит самого себя, оценивает себя, спорит с собой, сердится на себя, говорит себе что-то, планирует поведение и т.д.
Обладая self , человек обладает самосознанием. Это самосознание опосредует взаимоотношения человека со средой (окружающим миром).
|
|
(Мышление = "внутренний разговор").
SELF = процесс (не структура), постоянная саморефлексия .
" Мид рассматривает эту способность человека действовать по отношению к са мому себе как к объекту в качестве центрального механизма , при помощи которого человек взаимодействует с окружающим миром . Этот механизм дает возмож ность человеку формировать значение предметов в своем окружении и , таким об разом , руководить своими действиями " [ А , с. 174].
"С механизмом взаимодействия человек перестает быть отвечающим механиз мом , чье поведение есть продукт того , что воздействует на него извне как с внешней , так и с внутренней стороны . Вместо этого он действует по отношению к миру , интерпретируя то , что противопоставлено ему , организуя свое действие на основе интерпретации " [5, с.14].
Таким образом, наличие у человека self предполагает, что действующий индивид постоянно интерпретирует объекты внешнего мира (т. е. конституирует их значения), прежде чем действовать, и что дальнейшее поведение индивида выстраивается исходя из этих интерпретаций (значений). Реакция индивида на стимул опосредована интерпретацией, и такая интерпретация превращает "стимул" в "объект": для поведения значим не стимул сам по себе, а то значение, которое ему придается интерпретацией.
|
|
Интерпретация = "репетиция в воображении" = формирование значений = использование символов для обозначения объектов среды.
77
" В любом из своих бесчисленных действий ... индивид мысленно обозначает для себя различные объекты , наделяя их значением , определяя их уместность для своего действия и принимая решение на основе этой оценки . Вот что подразумевается под интерпретацией , или действованием на основе символов " [4, с. 174-175].
" Сознательная жизнь человека с того времени , как он просыпается утром , и до того , как он засыпает вечером , представляет собой сплошной поток формирования значений вещей , с которыми он имеет дело и которые он принимает во внимание . Таким образом , человек , его организм взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений . Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других . Интерпретировать действие другого — это определить для себя , что действие имеет то или иное значение , тот или иной характер " [4, с. 174].
ЗНАЧЕНИЕ = это реакция, которую вызывает некоторый объект (жест) как у того, к кому он обращен, так и у того, кто его производит; или — = готовность (диспозиция, установка, attitude ) осуществить данную реакцию, т. е. действовать тем способом, который предполагается жестом.
|
|
" Значение есть сознание диспозиции " — Дж . Мид ( цит . по [1, с .65]).
Значение = это "значащий символ" (звуковой жест или слово).
СИМВОЛЫ : устойчивые значения, фигурируя во взаимодействиях, становятся универсальными "значащими символами".
Мы мыслим посредством символов; эти символы универсальны, поскольку универсальны их значения.
Значения не субъективны, не индивидуальны; они объективно существуют в сфере социального опыта индивидов (значение = символ = отношение между определенными фазами социального акта).
Мышление выводится из поведения (см. выше).
Символы всегда адресованы кому-то -» поэтому мышление, осуществляющееся посредством символов, является "внутренним диалогом".
Роль осознания значения символов в возникновении Я ( self ), сознания и самосознания.
Совокупность значений = символическое содержание сознания, содержание опыта индивида.
"... Сформировать значение чего - то — значит выделить это из окружения , отделить , придать этому смысл или , по терминологии Мида , превратить это в объект " [4, с. 174].
|
|
" ОБЪЕКТ ": объект конституируется человеком посредством процедуры интерпретации (формирования значений) элементов внешнего мира:
78
" сформировать значение чего - то — значит ... превратить это в объект . Объ
ект , — т. е. то , что индивид мысленно обозначает , — отличается от стимула .
Отличие объекта от стимула заключается в том , что объект не может воз
действовать на индивида непосредственно и не может быть идентифицирован
независимо от индивида . Значение объекта придается ему индивидом . Объект
является продуктом диспозиции индивида действовать , а не стимулом , который
вызывает действие . Индивид не окружен уже существующими объектами , кото
рые воздействуют на него и вызывают его действия . На самом деле индивид
сам конструирует свои объекты на основе осуществляемой им деятельности "
[4, с. 174].________________________________________________
Иначе говоря:
(1) self (сознание=самосознание=саморефлексия) обусловлено поведением (взаимодействием индивида со средой) и возникает только в этом взаимодействии; вне взаимодействия со средой возникновение self , сознания невозможно.
(2) Self , поскольку оно возникло, опосредует процесс взаимодействия человека со средой и обусловливает специфически человеческий (социальный) способ взаимодействия со средой, характеризующийся осознанностью.
(3) Участие сознания в процессе взаимодействия индивида со средой состоит в конституировании объектов (формировании значений, с которыми соотносится действие).
(4) Человек живет не в мире стимулов, на которые он должен реагировать, а в мире сконструированных им объектов, в мире значений и символов: человек живет в том мире, который он создал сам и постоянно воссоздает во взаимодействии со средой.
(5) Действие человека не протекает в ответ на стимулы, а конструируется исходя из значений объектов, на которые ориентировано это действие ("репетируется в воображении").
"... Действия конструируются или строятся , а не просто протекают . Какое бы действие ни предпринимал человек , он всегда мысленно для себя обозначает раз личные вещи , которые надо принять во внимание в ходе этого действия ... Его действие строится шаг за шагом посредством формирования значений . Индивид объ единяет в единое целое свое действие и руководит им , принимая во внимание различные вещи и интерпретируя их значимость для своего будущего действия ...
Процесс конструирования действия посредством формирования значений не ук ладывается ни в одну из принятых психологических категорий ... Формирование зна чений — это развивающийся коммуникативный процесс , в ходе которого индивид замечает предмет , оценивает его , придает ему значение и решает действовать на основе данного значения . Человек противостоит миру и другим людям посредством этого процесса , а не просто при помощи «эго» " [4, с. 175].
ОТЛИЧИЕ ОБЪЕКТА ОТ СТИМУЛА
(см. Г. Блумер [5, с. 19-21].
Объекты = это человеческие конструкции, обусловленные взаимодействием.
79
"... Для Мида объекты есть человеческие конструкции , а не существующие сами по себе сущности с внутренней природой . Их природа зависит от ориентации и действия людей , направленных на них " [5, с. 19].
Индивид как активный деятель ( actor ): человек не просто пассивно реагирует на стимулы, а активно конструирует свое поведение в среде (конструируя значения объектов = активно создавая свою среду), активно приспосабливается к среде, а кроме того и изменяет свою среду своим поведением и в своем поведении (изменяя значения объектов и тем самым свою среду, свой мир).
Характерные особенности объектов:
(1) природа объекта определяется его значением для индивидов.
(2) Это значение несущественно для самих объектов: оно "возникает из того, как личность первоначально подготовлена действовать по отношению к этому объекту" [5, с.20].
(3) Объекты = " социальные продукты ": они конституируются и трансформируются в процессе социального взаимодействия (коммуникации= =интеракции), в котором индивиды одинаково реагируют на один и тот же объект: "Значения объектов... формируются из того, как другие реагируют на эти объекты или действуют по отношению к ним" [5, с.20].
ДЖ . Г . МИД: " Объекты конституируются в терминах значений внутри со-
циального процесса опыта и поведения посредством взаимного приспособления друг к другу реакций или действий различных организмов , вовле ченных в этот процесс ".
(G.H.Mead on Social Psychology. Цит. по [1, с.73]).
(4) Люди "имеют установку на действие по отношению к объектам, исходя из значений этих объектов" [5, с.20].
(5) Поскольку объект создается (=конструируется), то индивид может активно руководить своим действием: "Противостоя объекту как в логическом, так и в психологическом смыслах, индивид освобождается от вынужденного ответа на него" (там же).
Итак : все объекты имеют свои свойства только по отношению к человеку и его восприятию: объекты именно таковы, какими их "делают" люди во взаимодействии со средой и друг с другом. (Значения объектов фиксируются в языке.)
ДЖ . Г . МИД: "... результат всякого приспособления и адаптации тот , что приспо сабливающийся организм обнаруживает , что благодаря своему приспособлению он создает среду ".
(G.H.Mead on Social Psychology. Цит. по [1, с.72]).
Общество (социальный мир) создается и реализуется только в групповом взаимодействии, в процессе которого действия индивидов конструируются на основе универсальных (общих для группы) значений объектов, на основе универсальных символов, которые обеспечивают согласованность взаимодействия.
80
МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, по Дж. Г. Миду:
отличие от схемы непосредственного реагирования (Дж. Г. Мид versus бихевиоризм)
Бихевиоризм
S->R
(стимул) (реакция)
I
Дж . Г . Мид (социальное взаимодействие)
ОБЪЕКТ
SELF ИНТЕРПРЕТАЦИЯ -
• значение
• символ
• сознание
• самосознание
• саморефлексия
• "репетиция в
___ воображении" *"
ДЕЙСТВИЕ
РЕЗУЛЬТАТ
1. Специфика человеческого поведения в среде обусловлена наличием у человека self (сознания и самосознания).
2. Наличие self предполагает, что человеческие действия всегда опосредованы интерпретацией:
• включение интерпретации в процесс поведения нарушает непосредственность реагирования на стимул;
• человеческое действие может быть отложено, отодвинуто во времени и предварительно совершено ("проиграно", или "отрепетировано") в воображении для определения его возможных (мыслимых) последствий.
3. Интерпретация превращает стимул в объект: человек ориентирует свое поведение не на стимулы, а на те значения, которые он приписывает объектам, исходя из опыта своего предшествующего поведения.
4. Ввиду включенности процедуры интерпретации в процесс взаимодействия человека со средой действие человека перестает быть простым реагированием.
5. Действие человека постоянно соотносится с его результатами и реакциями на него других людей посредством интерпретации последних и, исходя из интерпретации (оценки) его результатов, может быть переориентировано в своем протекании:
= человеческое поведение постоянно соотносится (сознательно) с поведением других людей и природных объектов.
Две формы (= уровня ) взаимодействия:
(1) несимволическое взаимодействие;
(2) символическое взаимодействие (см. ниже, п.8).
81
3. Понятие " акт ". Понятие " социальный акт ". Четыре стадии социального акта
"АКТ" ("действие"; в некоторых переводах с английского "поступок") = это "продолжающееся событие, состоящее в стимулировании, реакции и результате реакции" (Дж.Г. Мид. Цит. по [1, с.72]).
Процесс жизнедеятельности организма (любой "живой формы") есть процесс непрерывного действования, процесс постоянного взаимодействия со средой, в котором организм приспосабливается к среде. Каждый отдельный акт — это приспособление к среде.
СОЦИАЛЬНЫЙ АКТ . Социальное действие обладает качественной спецификой по сравнению с поведением животных, вытекающей из того, что у человека есть self .
(1) человеческое действие является сознательным: человек не просто реагирует на стимулы; он формирует (конституирует) значения объектов, на которые направлено его действие, и конструирует действие исходя из этих значений (исходя из интерпретации);
(2) сама среда, к которой приспосабливается индивид, качественно специфична: это мир символических содержаний (значений) объектов;
(3) результатом социального акта являются не только материальные изменения в среде, но и изменение собственно социальной среды ("реконструкция среды" = переформулирование значений объектов, следствием которого является тенденция к унификации реакций различных индивидов на эти объекты, универсализация значений). Изменяя среду, индивид изменяет и самого себя (свое self ), приобретая новый опыт.
" Мид видел совместное действие или социальный акт как отличительную особенность общества . Для него социальный акт был основополагающей единицей изме рения общества , анализ которого позволял обнажить совокупную природу обще ства ". Социальные действия = " суть жизни общества " [5, с.21].
Всякое человеческое действие является по самой своей сути социальным: приспособление к среде является приспособлением к "другим".
" Мид признает , что конструирование индивидом действия посредством процесса формирования значений всегда происходит в социальном контексте ... групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий действия . Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других , вы ясняя , что они делают или собираются делать , т . е . выясняя значение их актов . Для Мида это происходит при помощи индивидуального «принятия роли» других — либо роли конкретного лица , либо роли группы ( мидовского «обобщенного другого» ). Принимая подобные роли , индивид стремится определить намерение или направле ние действий других . Именно таким образом происходит групповое действие в че ловеческом обществе " [4, с. 176].
82
"Реконструкция среды" связана с деятельностью self (мышлением) и совершается:
• с одной стороны , непрерывно: на протяжении всей жизни организма (в каждом отдельно взятом действии);
• с другой стороны , прерывно: поскольку действие связано с разрешением проблематических ситуаций (см. ниже).
Человеческое действие (социальное Инструментальная приро-
действие) = взаимодействие со ере- да мышления (в традициях
дой , опосредованное внутренним прагматизма)
" взаимодействием внутри Я "
(" самовзаимодействием " -
= мышлением = интерпретацией )
Г . БЛУМЕР: " В схеме Мида процесс самовзаимодействия располагается между об щепринятыми факторами и следующим за ним действием " [5, с. 24]. " Человеческое действие приобретает радикально иной характер вследствие того , что оно образуется посредством процесса самовзаимодействия . Действие возникает , соотносясь с действительностью , вместо того чтобы высвобождаться от существовавшей до него психической структуры посредством влияющих на нее факторов . Для того , чтобы действовать , индивид должен определить , что он хочет , установить цель и задачу , распланировать перспективную линию поведения , отличать и интерпретировать действия других , составлять мнение о ситуации , проверять себя с разных точек зрения , представлять , что делать в других ситуациях , и часто подстегивать себя перед лицом обременительных неудобств и не благоприятных обстоятельств " [5, с. 15].
ЧЕТЫРЕ СТАДИИ АКТА :
(1) ----------------- > (2) ---------------- ► (3) ► (4)
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!