А . Правила наблюдения социальных фактов ( Дюркгейм . Метод социологии , гл . II , с .421-446)



Центральное правило социологического метода, ис- Позитивистская линия ходный пункт научного подхода к изучению социаль- в социологии: ных феноменов, по Дюркгейму:

"Первое и основное правило состоит в том, что соци - натурализм альные факты нужно рассматривать как вещи "

[1. С .421].________________________________________

Данное правило Дюркгейм сопровождает тремя уточнениями:

(1) "...нужно систематически устранять все предприятия ". [1, с.435]:

(наука должна быть очищена от категорий обыденного сознания; у науки должен быть свой особый язык — язык строгих научных определений; неясно определенные и расплывчатые "предпонятия" обыденного языка подрывают строгость научных определений, суждений и выводов, неспособны обеспе­чить их однозначное и адекватное понимание);

(подлинно научное определение понятия должно соответствовать реальному объекту, т.е. социальному факту, рассматриваемому как вещь, = окончатель­ное определение объекта совпадает с самим объектом: такое определение может быть получено лишь как результат исследования и до исследования не может быть составлено);

идеал = конгруэнтность понятия социальному факту;

(наука должна заниматься изучением фактов, а не понятий об этих фактах, чтобы быть объективной) = (социальный факт никогда не может быть дан индивиду, в частности исследователю, в чистом виде — он всегда отличает­ся от своих индивидуальных проявлений);

(2) "Объектом исследования следует выбирать лишь группу явлений , опреде­
ленных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками ,

35


и включить в это же исследование все явления , отвечающие данному опре­делению" [1, с.438]:

= "предпонятие" (обыденный термин) может служить лишь ориентиром для начала исследования, приблизительным указанием на исследуемую область, т. е. может выполнять служебные функции = первым шагом в научном ис­следовании должно быть устранение предпонятия:

[1] (Прежде чем приступить к исследованию, социолог должен дать тем объ­ектам, которые он делает объектом изучения, предварительное опреде­ление: оно не может быть полным; напротив, оно должно быть непол­ным, опираться пусть на очень немногие, но зато внешне очевидно про­явленные признаки);

[2] (В исследуемую группу должны быть включены все без исключения объ­екты, подпадающие под предварительное определение, невзирая на ценностные установки исследователя).

(3) "Когда социолог предпринимает исследование какого - нибудь класса соци­альных фактов , он должен стараться рассматривать их с той стороны , с ко­торой они представляются изолированными от своих индивидуальных про - явлений" [1, с.446].

26. Правила объяснения социальных фактов . Разграничение каузального и функционального анализа . Требование объясне­ ния социальных фактов другими социальными фактами ( Дюркгейм . Метод социологии , m . V , с .482-510)

Социальные факты не могут быть объяснены потребностями (целями, стрем­лениями) людей, т. е. своей полезностью. Потребности (цели) людей могут реализоваться лишь при условии, что для достижения желаемого результата (нового социального факта) есть объективные причины. -> Необходимо отде­лить причины от функций.


(1)


" Следовательно , в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и вы­ полняемую им функцию . Мы предпочитаем пользоваться словом «функция» , а не «цель» или «намерение» именно потому , что социаль­ные явления обычно не существуют для достижения полезных резуль­татов , к которым они приводят . Нужно определить , имеется ли соот­ ветствие между рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма , в чем состоит это соответствие , не заботясь о том , чтобы узнать , преднамеренно оно возникло или нет . Все вопро­ сы , связанные с намерениями , слишком субъективны , чтобы можно было рассматривать их научно .

Эти два разряда проблем не только следует развести , но в целом
первый надлежит рассматривать до второго . Такой порядок соответ -
ствует действительному порядку фактов".
[1, с .487].______________ _^


36


Тесная связь причинного и функциональ­ного анализа // тесная связь причины и функции (следствия):

" Естественно искать причину явления до
того , как пытаться определить его след­
ствия . Этот метод тем более логичен , что
решение первого вопроса часто может по­
мочь в решении второго . Действительно ,
тесная связь , соединяющая причину и след­
ствие , носит взаимный характер , который
недостаточно осознан . Разумеется , след­
ствие не может существовать без своей
причины , но последняя , в свою очередь , нуж -
дается в своем следствии".
[1, с .487].________


Дюркгейм остается в рамках телеологического анализа, хотя и пытается его избе­жать с помощью указанного разграничения причины и функции:

склонность к объяснению социальных феноменов по­требностями "социального порядка".


Объяснение явления может быть полным только в том случае, когда опреде­лены и его причина, и его функция:

"...чтобы дать о ней [социальной жизни] удовлетворительное представление, необходимо показать, как отражаемые в нем явления сотрудничают между собой, обеспечивая гармонию общества с самим собой и с внешним миром" [1,с.448].

(2) ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА :

[1, с .499]: " определяющую причину данного социального факта сле­
дует искать среди предшествующих социальных фактов ,
_________ а не в состояниях индивидуального сознания".
____________

Это правило вытекает из понимания Дюркгеймом природы социальной реаль­ности (определения социального факта):

(1) Если объяснять социальные факты целями (потребностями) людей, то социальные явления будут сведены к индивидуальной психологии (выводиться из особенностей человеческой природы) = социология в та­ком случае потеряла бы предмет исследования и стала бы частью психо­логии (для Дюркгейма такой подход неприемлем);

(2) Принудительность социальных фактов: "Если бы социальная жизнь была лишь продолжением индивидуального бытия, то она не так возвра­щалась бы к своему источнику и не завладевала бы им столь бурно. Если власть, перед которой склоняется индивид, когда он действует, чувствует или мыслит социально, так господствует над ним, то это значит, что она — продукт сил, которые превосходят его и которые он не может объяснить. Это внешнее давление, испытываемое им, исходит не от него; следова­тельно, его невозможно объяснить тем, что происходит в нем...

...Если же оставить в стороне индивида, останется лишь общество; стало быть, объяснения социальной жизни нужно искать в природе самого об­щества" [1, с.492].

37


"... общество не простая сумма индивидов , но система , образо­ ванная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis , наделенную своими особыми свойствами . Конечно , коллек­ тивная жизнь предполагает существование индивидуальных созна­ ний , но этого необходимого условия недостаточно . Нужно еще , чтобы эти сознания были ассоциированы , скомбинированы , причем скомбинированы определенным образом . Именно из этой комбина­ ции проистекает социальная жизнь , а потому эта комбинация и объясняет ее . Сплачиваясь друг с другом , взаимно дополняя и про­ никая друг в друга , индивидуальные души дают начало новому суще­ ству , если угодно психическому , но представляющему психическую индивидуальность иного рода "[1, с .493-494].

■«"Коллективное сознание">

Наличие тесной связи между причиной и функцией требует дополнить дан­ное правило объяснения:

"... функцию социального факта следует всегда искать в его отношении к какой - нибудь социальной цели ".

"Функция социального факта может быть только социальной, т.е. она заключается в создании социально полезных результатов" [1, с.499].

(3) Из того, что факт ассоциации является "определяющим условием социаль­ных явлений" и социальные явления "должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е. согласно способам группировки составных частей об­щества", — следует третье правило объяснения социальных фактов:

" исходное начало всякого , более или менее важного социального процесса сле­ дует искать в устройстве внутренней социальной среды " [1, с .501].

Эту социальную среду составляют вещи и люди: активным фактором всегда остаются люди, и потому свойства человеческой среды представляют для социологии предмет первостепенного внимания.

Два основных свойства человеческой среды :

1) объем общества = число социальных единиц;

2) "степень концентрации массы" = "динамическая плотность" =

= прежде всего "нравственная сплоченность" ("число индивидов, действи­тельно находящихся не только в коммерческих, но и в нравственных от­ношениях,., живущих совместной жизнью").


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!