ЗАДАЧА СОЦИОЛОГИИ — установление правил протекания событий .
Логика определения предмета социологии.
1. Выявление качественной специфики социологии по сравнению с естественными науками (осмысленность человеческого поведения — объяснению предшествует понимание) = концепция понимания.
11
2. Разграничение социологии и истории (социологию интересуют не единичные явления истории, а общие причинные связи социальных явлений, правила их протекания) = концепция идеальных типов <выделение социологических идеальных типов>.
3. Разграничение социологии и психологии (социология берет в качестве модели идеальный тип целерационального действия и использует его как инструмент сравнения, или "мерку") = концепция понимания и социального действия.
4. Разграничение социологии и юриспруденции: в юриспруденции общности могут рассматриваться как "единицы" ("юридические лица"); в социологии единицей анализа является индивид и его действие = исходя из концепции понимания и социального действия (только действие индивида может быть понятно объяснено) — общности учитываются в социологии лишь постольку, поскольку индивид придает им значение и ориентируется на них в своем поведении.
Проблема объективности социальных наук и
Общезначимости ее суждений .
Принцип свободы от ценностей
Наука вообще — это социальное поведение, одна из его форм (один из аспектов процесса рационализации). Как социальное действие, она одновременно целерациональна и ценностно-рациональна по отношению к истине.
|
|
(а) Цель: истина; подтверждение суждений фактами, определение причинных
связей; достижение всеобъемлющих и общезначимых толкований, объек
тивность.
(б) Ценности: сама цель определена ценностным суждением об истине
(понимание истины определяется культурно-историческим контекстом)
1
ПРОБЛЕМА: как достичь свободы от ценностных суждений? Как сделать суждения науки общезначимыми?
Два характерных признака науки: 1) незавершенность;
2) объективность.
I. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ .
Вебер отрицательно относится к позитивистско-натуралистическим концепциям, утверждающим возможность достижения полной, всеохватывающей и законченной системы научного знания (утопия создания полной и завершенной системы социальных законов, например, у Конта и Дюркгейма).
Наука (особенно социальные науки) все время находится в становлении . Почему?
(1) Принцип относительности, историчности ценностей.
Познание зависит от вопросов, которые ученый ставит перед самой действительностью:
12
= ученый погружен в действительность своей эпохи, является ее частью -» сами постановки вопросов определяются культурным (ценностным) контекстом эпохи. <Интерес эпохи>
|
|
(2) Неоднолинейность истории.
Исторический подход: интерес для социолога представляет сама человеческая история (чтобы новые вопросы не возникали, она должна прекратиться), но:
1 ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ НАУКИ: если ценности историчны, то как возможна объективность научных суждений?
Вебер : требование объективности, свободы от оценки.
Необходимо разграничить два акта:
-------- ► ценностное суждение и отнесение к ценностям.
II. ОБЪЕКТИВНОСТЬ (СВОБОДА ОТ ЦЕННОСТЕЙ)
Да, постановки вопросов определяются ценностями, но:
предпочтительное отношение ученого влияет на ориентацию его научного интереса, не исключая при этом универсальной значимости социологии и истории.
ВОПРОС: как можно сделать науку объективной, освободить ее от ценностей, достичь ее общезначимости?
Необходимо разграничить
(1) ценностное суждение (оценку) и
(2) акт " отнесения к ценностям "
и понять , что это принципиально разные вещи:
= оценочные суждения личны и субъективны, тогда как акт "отнесения к ценности" превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение.
АКТ "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ" требует:
|
|
• рассмотрения той или иной ценности как объекта , как причины тех или иных социальных явлений (процессов);
• изучения социальной реальности в соотнесении с ценностями.
Неважно, какое лично-субъективное отношение к данной ценности имеет социолог; важно , чтобы эта ценность была значимой ценностью для людей, живущих (или живших) в исследуемой реальности.
"Отнесение к ценностям" = инструмент отбора и организации материала исследования (этот процесс релевантен объективной науке).
I
ВОПРОС: В чем необходимость этой процедуры?
13
В науке всегда требуется отбор материалов, текстов, исторических документов. Без процедуры "отнесения к ценности" этот отбор был бы практически неосуществим (историки неизбежно пользуются этой процедурой).
События истории выстраиваются (реконструируются) исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования.
Акт "отнесения к ценности" предполагает, что каждое исследование начинается с субъективной постановки вопроса.
---------- ► ТОГДА как же насчет общезначимости?
i
Вебер : да, постановка вопроса субъективна, но само исследование должно
быть проведено таким способом, чтобы была возможность подвергнуть
его результаты проверке, независимо от того, каковы личные взгляды и
интересы исследователя. ______________________
|
|
Характерные отличительные черты социальных наук:
1. Понимание.
2. Историчность.
3. Связь с культурой.
М. Вебер. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. [1, с.570].
" Слова «отнесение к ценностям» являются не чем иным , как философским ис толкованием того специфического научного «интереса» , который господствует при отборе и формировании объекта эмпирического исследования .
Этот чисто логический метод не «легитимирует» эмпирические практические оценки в эмпирическом исследовании , однако в сочетании с историческим опытом он показывает , что даже чисто эмпирическому научному исследованию направление указывают культурные , следовательно , ценностные интересы ".
(Определение ценностных интересов =
= "весьма важный этап предварительной подготовки в... эмпирической работе".)
+ различие оценки и интерпретации ценности
Концепция понимания
Отличие социологии от естественных наук — необходимость понимания предмета своего исследования:
если в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъ-ясненное непонятно),
то в социальных понимание непосредственно и предшествует объяснению (не поняв человеческое поведение, невозможно его объяснить).
Необходимость понимания в социологии диктуется тем простым фактом, что
14
"человеческое поведение представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом" (Р. Арон).
СОЦИОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНИМАЮЩЕЙ ПОСТОЛЬКУ , ПОСКОЛЬКУ ДЕЙ СТВИЕ ИНДИВИДА ОСМЫСЛЕННО .
Отличие от Дильтея: у Дильтея понимание противопоставляется причинному объяснению; понимание посредством интуиции, "вживания",
а у Вебера понимание и объяснение тесно связаны:
= понимание предшествует объяснению (каузальному анализу).
См. выше п. 2.
Причем, понимание — не психологическая категория : социологическое понимание не покрывает сферу психологического понимания.
См. М. Вебер. О некоторых категориях понимающей социологии [1, с.495-506].
Взаимоотношение понимания и объяснения:
внешне проявленная осмысленность действия позволяет дать множество объяснений, эти объяснения могут быть сделаны интуитивно ( versus Диль-тей), но
это еще не дает ответа на вопрос,
какое из возможных объяснений правильно?
Удостоверить правильность той или иной интерпретации можно лишь путем
тщательного исследования и доказательств — поэтому:
социолог реконструирует смысл поведения постепенно , используя тексты и
документы.
("Для социолога субъективно подразумеваемый смысл воспринимается одновременно и как непосредственно понятный, и как вызывающий сомнение").
Есть некие границы понимания: за каким-то пределом мы перестаем понимать, хотя и можем дать объяснение.
[Концепции социального действия и идеальных типов]:
= целерациональное поведение, где субъективный смысл действующего и объективный смысл действия совпадают, наиболее понятно (здесь психология неприменима, так как цель не выводится из анализа душевной жизни).
Теория социального действия
Понятие социальной реальности и место в ней социального действия
Поведение индивида или группы индивидов = отправной пункт социологического исследования; это "клеточка" ("атом", "простейшая единица") социальной реальности, не подлежащая дальнейшему разложению и расщеплению.
15
Расхождение с Дюркгеймом: у Дюркгейма субъектом действия может быть коллектив, общество в целом; у Вебера — только индивид. ("Методологический индивидуализм".)
М. Вебер. О некоторых категориях понимающей социологии [1, с.507].
"... понимающая социология ( в нашем смысле ) рассматривает отдельного инди вида и его действие как первичную единицу , как «атом» ( если считать допустимым ! это само по себе сомнительное выражение ). В соответствии с другими задачами индивид может , конечно , определяться как совокупность психических , химических и любых других «процессов» . Но для социологии все , что преступает порог того отношения к «объектам» ( внутреннего или внешнего мира ), которое допускает ос мысленное толкование , принимается во внимание в такой же степени , как явления «чуждой смыслу» природы ... По той же причине для социологического исследования индивид являет собой и верхнюю границу осмысленного поведения , он — его един ственный носитель ".
" Такие понятия , как «государство» , «сообщество» , «феодализм» и т . п ., в социо логическом понимании означают — если выразить это в общей форме — катего рии определенного вида совместной деятельности людей , и задача социологии за ключается в том , чтобы свести их к «понятному» поведению , а такое сведение всегда означает только одно — сведение к поведению участвующих в этой дея тельности отдельных людей ".
Социальное действие
Социология рассматривает поведение человека лишь постольку, поскольку человек вкладывает в свои действия определенный смысл .
См . п . 4.
Действие — человеческое поведение, с которым действующий индивид (индивиды) связывает субъективный смысл. (Л/в: имеется в виду смысл, вкладываемый в действие самим действующим индивидом, а не наблюдателем).
Действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом, есть специфический предмет социологического исследования.
Социальное действие — действие, ориентированное на другого (других).
М. Вебер. Основные социологические понятия [1, с.602-603].
" Социология ... есть наука , стремящаяся , истолковывая , понять социальное дей ствие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие .
«Действием» мы называем действие человека ( независимо от того , носит ли оно внешний или внутренний характер , сводится ли к невмешательству или тер пеливому приятию ), если и поскольку действующий индивид или индивиды связыва ют с ним субъективный смысл . «Социальным» мы называем такое действие , которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него ".
16
Критериями СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ являются:
(1) субъективная мотивация ;
(2) ориентация на другого (других) = "ожидания".
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!