Игра «Строение и опыление цветка»



Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знанний о строении и опылении цветка.

Ход игры. Построение цветка начинается

с пестика - его изображают три человека:
первый - «столбик» - стоит прямо, опустив руки вниз;
второй - «рыльце» - стоит позади первого, держа раскрытые ладони у него над головой (пояснение учителя: рыльце цветка служит для улавливания пыльцы);
третий - «завязь» - садится на корточки впереди первого (пояснение учителя: в завязи развивается плод).

Вокруг «пестика» стоят «тычинки» (три - пять человек), подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак (пояснение учителя: руки - это тычиночные нити, кулак - пыльцевой мешок с пыльцой). Остальные дети - «лепестки»: они окружают «пестик» и «тычинки», взявшись за руки.

Моделирование процесса опыления происходит следующим образом: «тычинки» разжимают кулаки («пыльцевые мешки»), касаются пальцами рыльца «пестика» (отдают «пыльцу») и медленно опадают. «Столбик» проводит руками от «рыльца» до «завязи» (проросшая на рыльце пыльца по столбику попадает в завязь). «Завязь» начинает расти (ребенок медленно встает). «Лепестки» постепенно опадают. Процесс опыления закончился: на месте цветка образовался плод с семенами.

Игра «Паутина жизни»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Ход игры . Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)».

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.


Игра «Паутина жизни 2»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом. Возможен другой вариант: дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.


Игра «Пирамида жизни»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов, не менее шести игроков.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры. Раздайте детям по листочку бумаги и попросите каждого в тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, но не говорите им об этом до тех пор, пока не соберете все листочки.

Теперь начинается самое интересное: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».

Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды (и, соответственно, незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.


Игра «Пирамида жизни 2»

Место проведения: класс, лес.

Участники: до 30 детей, разных возрастов.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Ход игры. Ведущий предлагает играющим стать растением или каким-либо животным. Когда дети сделали свой выбор, то они рассказывают о том, чем питаются. Так, растения «питаются» энергией солнца. Они становятся внизу (2-й ярус пирамиды). Те, кто питается растениями (растительноядные животные) распределяются над растениями (2-й ярус). Хищники же пытаются распределиться над растительноядными.

Очень редко на практике пирамида жизни бывает правильной и устойчивой, но это можно обыграть. Так, нарушение равновесия можно объяснить вторжением человека в естественную жизнь экосистемы.


Игра «Семена»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: В процессе этой игры ваши дети смогут составить себе представление о том, какой случайностью является пpоpастание семечка, а также изучить, что нужно семенам для роста.

Задачей игры является «приземление» «семян клена» в такие места, где нет неблагоприятных факторов, зато есть условия, которые необходимы семенам для роста. Но, как и в реальной жизни, место, где приземлятся «семена клена», определит случай.

Оборудование: бумага, карандаши

Ход игры.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ: хорошая почва (4) солнечный свет (4) теплые весенние дни (4) вода (4)

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ: засуха (1) голодный олень (2) плохая почва (1)

Перед началом занятия напишите названия благоприятных и неблагоприятных факторов, перечисленных выше, на маленьких полосках бумаги. Кроме того, напишите слова «семена клена» не менее чем на 2 полосках. Затем сложите все листочки в шапку. (Примечание: Число, стоящее в скобках после названия каждого фактора, указывает на то, сколько полосок с такой надписью вам нужно заготовить. Вы можете изменить число полосок, в зависимости от количества детей в вашем классе. Hо не добавляйте слишком много неблагоприятных факторов - большое количество опасностей приведет к тому, что игру будет очень трудно выиграть.)

Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для пpоpастания (вода, солнечный свет, хорошая почва и теплые весенние дни). Объясните, что большая часть семян так никогда и не пpоpастет, потому что попадет в такие места, где нет вышеперечисленных условий. Даже если семечко попадет в такое место, где оно сможет взойти, пpоpосток может очень быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие животные, пробегая, могут сломать его и т.д.

В этой игре два или несколько человек будут играть роль семян клена. Все остальные будут играть роли благоприятных и неблагоприятных факторов. (Прочитайте список этих факторов и решите с детьми, какие относятся к благоприятным, а какие - к неблагоприятным.)

Отведите детей на большой открытый участок: это может быть большая комната или площадка на улице. Обозначьте 4 базы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. (Если вы играете в комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем предложите каждому ребенку вытащить из шапки листок бумаги с обозначением роли, которую он будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили свои роли в секрете и отдали вам листочки, чтобы вы могли использовать их еще раз.

Теперь начинайте игру. Медленно считайте до десяти, а дети в это время могут бегать между базами (в любом направлении). Когда вы скажите «десять», все играющие должны остановиться, а затем быстро подойти и встать около ближайшей базы. (Надо сделать так, чтобы все дети не собирались вокруг одной или двух баз.)

После того как все подойдут к своим базам, попросите детей, играющих роль семян клена, поднять руки. Те группы детей, в которых не оказалось семян клена, не могут стать победителями - они представляют те места, где не приземлились семена. Затем выясните, какие роли играют дети в тех группах, где оказались семена клена. (Если оба «семечка» приземлились в одной и той же группе, все в порядке.) Если в этой группе имеется один или два неблагоприятных фактора, группа считается проигравшей. Hо если в группе нет неблагоприятных факторов, зато есть хотя бы один из благоприятных факторов - эта группа выиграла. Когда вы будете объявлять, какая группа стала победителем, подчеркните тот факт, что ребенок, играющий роль кленового семечка, «приземлился» в нужном месте совершенно случайно. То же самое происходит с семенами и в природе.

Возможно, вам придется сыграть в эту игру несколько раз, пока, наконец «семечко» не приземлится в нужном месте. Перед началом новой игры скажите детям, чтобы они сложили свои листочки в шапку, а затем вытащили себе новые роли. (Для того чтобы группе легче было выиграть, вы можете убрать один или два неблагоприятных фактора и добавить несколько благоприятных факторов).


Игра-задание «Подбери клюв»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знанний о птицах

Задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв

Оборудование: подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т.д.

В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д.

Ход игры. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»


Игра «Найди своего детеныша»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепить знания о животных и их детенышах.

Оборудование: контейнеры для распознавания запахов – коробочки от фотопленки или киндер-сюрпризов, содержащие кусочки ваты, смоченные различными ароматическими веществами (духами, маслами, эссенциями и т.д.)

Ход игры . Разделите детей на две команды. Объясните, что дети одной команды будут животными-мамами, а дети другой - их детенышами. Расскажите детям, что каждый вид живых существ имеет свой особый запах, отличающийся от запаха всех других животных. Скажите также, что каждая мама инстинктивно знает запах своего чада.

Предложите «мамам» встать в одном углу комнаты, а «детенышам» - в другом. Дайте каждой «маме» контейнер и попросите запомнить его запах. Затем соберите контейнеры, перемешайте их и раздайте «детенышам». Объясните, что теперь каждая «мама» должна попытаться по запаху найти своего «детеныша». (Пусть ребята из команды «детенышей» стоят в ряд, держа раскрытые контейнеры перед собой, - так «мамам» будет удобнее вести поиск.) После того как все «мамы» найдут своих «детенышей», проверьте номера контейнеров, чтобы убедиться в правильности выбора. Затем предложите командам поменяться ролями и повторить игру.


Игра «Найди пару»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: каждый участник должен найти свою пару среди множества зверей и птиц.

Оборудование: по 2 карточки с названиями каждого животного

Ход игры. Сосчитайте детей в вашей группе, а затем составьте список животных, вдвое меньший, чем число детей. Напишите названия каждого животного на двух карточках: у вас получится столько карточек, сколько детей в группе. Перемешайте карточки и раздайте их детям. Каждый ребенок должен «превратиться» в то животное, название которого написано на его карточке. (Другие участники не должны знать, какое животное он будет изображать!) По вашему сигналу все участники игры должны начать издавать звуки и совершать наиболее характерные движения своих животных для привлечения внимание своей пары. Игра заканчивается тогда, когда все пары находят друг друга.


Игровой прием «Яблоко»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: наглядная демонстрация частей суши на пр: яблока

Ход игры. Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля.

Три четверти поверхности суши занимает вода. (С этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите.)

Одна четвертая поверхности Земли - суша.

Если разделить четвертушку на две восьмушки,

то одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д. Оставшаясяодна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколькоплодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».


Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: наглядная демонстрация запасов воды на Земле.

Ход игры. Продемонстрируйте детям трехлитровую банку с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.


Игра «Вода-почва»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: наглядная демонстрация о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.

Ход игры. Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».

· Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»

· Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись, друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы

· Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.

После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.


Игра «Неприродная тропа»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: наглядно дать понять о защитной окраске, помогающей животным прятаться.

Ход игры . Выберите тропу длиной 10 - 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз.

Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).

 

 

Игра «Воронья охота»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие внимательности и творческого подхода к заданиям.

Ход игры . Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим здесь пример такого списка, но вы можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности.

Охотничий список:

1. Перышко

2. Семечко растения, принесенное ветром.

3. 100 штук чего-нибудь.

4. Кленовый лист.

5. Колючка.

6. Косточка.

7. Три различных семечка.

8. Что-нибудь круглое.

9. Скорлупка от яйца.

10. Что-нибудь ворсистое или пушистое.

11. Что-нибудь острое.

12. Кусочек шерсти.

13.Что-нибудь совершенно прямое.

14. Что-нибудь красивое.

15. Что-нибудь совершенно бесполезное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое предназначение!)

16. Жеваный листок (не тобой!)

17. Что-то, что может шуметь.

18. Что-нибудь белое.

19. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно - даже ядовитые растения!).

20. Что-нибудь мягкое.

21. Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло - вода, камни, растения, животные.).

22. Большая улыбка


Игра «Следопыт»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие у детей внимательности

Ход игры. Во время прогулки или похода детям дается задание найти

предметы:

1) следов жизнедеятельности животных (это могут быть: экскременты глухаря, зайца, объеденная белкой шишка, обглоданная зайцем ветка осины, объеденный гусеницей лист);

2) птичьи перья;

3) семена, разносимые ветром;

4) листья одного вида дерева;

5) любые кости;

6) три вида семян;

7) запомнить один вид насекомого с покровительственной окраской;

8) что-либо круглое;

9) скорлупа от яиц;

10) что-либо мягкое;

11) любой предмет с острым краем;

12) пять видов антропогенного мусора;

13) что-либо ровное, прямое;

14) что-либо красивое;

15) естественный бесполезный для природы предмет (в природе все необходимо);

16) погрызенный не человеком предмет;

17) что-нибудь, что звучит;

18) что-либо белое;

19) что-либо важное для природы;

20) что-либо похожее на себя.


Игра «В некотором Царстве…»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепить знания о Царствах живой природы

Оборудование: карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов, картинки с изображением различных живых существ.

Ход игры . В разных углах игровой площадки разложите карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздайте детям картинки с изображением различных живых существ и скажите, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы. После ваших слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!», каждый ребенок «превращается» в то живое существо, которое изображено на его картинке:

грибы – садятся на корточки, и сцепленные ладони кладут на голову;

растения – стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону;

животные – передвигаются, издавая характерные звуки (чик-чирик, и-го-го, ква-ква и т.д.).

Затем, после фразы «Раз, два, три - в свое Царство беги!», все разбегаются по соответствующим Царствам. Обязательно проверьте правильность выбора Царства каждым ребенком и обсудите ошибки.

 

Игра «Микропоход»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: веревка, лупа,

Ход игры . «Микропоход» - очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 – 1.5 метра. «Путешественники», вооружившись лупами, проходят маршрут сантиметр за сантиметром ползком на животе, рассматривая такие природные чудеса, как травинки, согнувшиеся под тяжестью росы; разноцветных жуков в крапинку; восьмиглазых паучков с мощными челюстями.

Начните игру с того, что попросите каждого ребенка положить свой шнур на самый интересный, с его точки зрения, участок земли. Раздайте детям «волшебные» увеличительные стекла, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих по лесному миру в миниатюре. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, можете задать такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Много ли они трудятся? Что собирается сделать этот паук - съесть вас или прокатить на себе? Куда спешит этот жук в отливающем металлом одеянии?» В самом начале скажите детям, чтобы они не поднимали головы выше 30 см от земли.


Игра «Кто я?»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: выяснить, в какое животное он «превратился».

Оборудование: картинки с изображением животных

Ход игры . Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».


Игра «Определение предмета»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: научить детей различать и запоминать виды деревьев и кустарников своей местности.

Ход игры. Эта игра похожа на игры типа «Кто первый?». Но она построена так, чтобы научить детей различать и запоминать виды деревьев и кустарников своей местности. Придя на место проведения игры, соберите образцы листьев, цветов и семян деревьев и кустарников - всего 7-10 предметов. Разбейте группу на две равные команды. Выстройте их лицом друг к другу в 10 метрах друг от друга. Разложите предметы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер - №1, №2, №3 и т.д.

Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назовите номер игрока. (Чтобы внести элемент неожиданности, называйте номера не по порядку.) Например, «Следующее растение - дуб, а номер - 3!».

Как только игроки под номером 3 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь, опередить друг друга, найти дубовую веточку (лист, кусочек коры, желудь). Победивший игрок приносит своей команде два очка. В случае ошибки команда теряет 2 очка.

 

Игра «Совы и вороны»

Вариант 1

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: направленная на закрепление полученных ранее знаний.

Ход игры . Разделите группу на две равные команды - Совы и Вороны. Выстройте обе команды лицом друг к другу на расстоянии одного метра. На расстоянии 4 -5 метров позади каждой команды проведите черту, обозначив таким образом «дом».

Ведущий произносит фразу, содержащую некое утверждение, и, если оно соответствует действительности, Совы начинают ловить Воронов, стремящихся добежать до «дома» и укрыться в нем. Если же утверждение не соответствует действительности, то Вороны ловят Сов. Пойманные игроки присоединяются к команде соперников.

Примеры утверждений:

· Желуди созревают на березах.

· Лиса – плотоядное животное.

· Лишайник – симбиоз гриба и водоросли и т.д.


Игра «Совы и вороны»

Вариант 2

Ход игры. Участники игры делятся на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренги (горизонтально) друг против друга на расстоянии 4-6 м. Необходимо провести центральную (разделительную) черту между командами. Позади команд в 4-6 м также отметить место чертой, за которой находятся "гнезда".

Совы любят правду, они боятся лживых утверждений, вороны наоборот любят ложь, но боятся правды. Если ведущий говорит правдивое утверждение, то вороны убегают в свои гнезда, если ведущий лжет, то совы убегают от ворон. Пойманного, забирают в свою команду. Пойманным считается тот участник, который не успел добежать до своего гнезда.

Примерные утверждения:

· Мыши спят зимой – лживое

· Есть растения, питающиеся насекомыми – правдивое

 


Игра «Построим дерево»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знанний о строении дерева иего питании.

Ход игры. В этой игре участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В больших группах несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ствола и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево подобно якорям и подают вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий - растущая часть ствола. По лубу пища поступает от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

СЕРДЦЕВИНА . Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участникам игры: «Это сердцевина - внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины - держать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии. Сердцевина существует давно, она мертва, но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов, по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой». Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача - стоять прямо и не гнуться.

СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ . Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажите им: «Вы - очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров». Отметьте, что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево), но то, которое вы сейчас изображаете, имеет такой корень.

ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Выберите детей с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы - наружу. Скажите им: «Вы - придаточные корни. Их у одного дерева - сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все корневые волоски одного дерева, то они вытянутся в линию длиной в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый кубический сантиметр почвы. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится вода, то начинают расти в этом направлении, чтобы добраться до нее. Концы корневых волосков имеют твердые клетки, похожие на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!»

ДРЕВЕСИНА. Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите столько людей, чтобы они плотным кольцом окружили сердцевину. Пусть они встанут вокруг нее, глядя внутрь и взявшись за руки. Следите за тем, чтобы никто не наступил на какой-нибудь «корень». Скажите детям: «Вы - часть дерева, которую называют древесиной или ксилемой. Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям. Вы - самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой движущейся детали. Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час! После того как корни высосут влагу из земли, ваша задача - поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу «Поднимаем воду вверх», вы произнесете «Ви-и-и-и!» и при этом поднимите руки вверх. Давайте потренируемся. Сначала попросим корни высосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

КАМБИЙ/ЛУБ. Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины (лицом внутрь) и возьмутся за руки. Скажите им: «Следующим за древесиной идет слой камбия - растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток. Ваши волосы растут совсем не так». (Расположите ладонь одной руки горизонтально, раздвиньте пальцы и просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь них.). «За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте превратим наши руки в листья». Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу «Спустим пищу вниз!», вы должны будете произнести долгий утихающий звук «Ву-у-у», согнуть ноги в коленях и опустить корпус и руки к земле. Давайте потренируемся!»

Повторите со всеми «частями дерева» все звуки и движения в следующем порядке: «Начали! Сделаем пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз!» Обратите внимание на то, что кольцо камбия/луба делает пищу до того, как древесина поднимет воду. Проследите также, чтобы камбий/луб не поднимал руки и не тряс «листочками» до тех пор, пока вы не скажете «Сделаем пищу!». (Тогда руки игроков не устанут раньше времени.)

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы - кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дерево?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь - оба локтя наружу, кулаки - на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам самим придется бороться с ним»

Отойдите чуть в сторону и вернитесь в образе соснового точильщика. При этом надо хмуриться и вертеть головой туда - сюда. Возьмите ветку - это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Затем быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попытаться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте команды другим его частям. Выкрикивайте команды в указанной ниже последовательности. Повторите все это три-четыре раза. В первый раз говорите: «Сердцевина - стойте прямо, не гнитесь!», «Будь твердой, кора», «Корни, начали!», «Листья, сделаем пищу!», «Древесина, поднимем воду вверх!», «Луб, спустим пищу вниз!». В дальнейшем, подавая команды, не называйте части дерева. По окончании игры помогите «корням» подняться с земли и предложите всем участникам пожать друг другу руки – ведь все вместе они были таким замечательным деревом!


Игра «Поговорим о М.А.П.С.»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знанний о приспособлениях млекопитающих к выживанию в зимних условиях , коррекция отношения участников к «неприятным» животным, идентификация, формирование этики отношения ко всем живым существам.

Оборудование: бланки с таблицами для всех участников.

Ход игры . Во время этого вида деятельности дети рассматривают различных млекопитающих своей местности и обсуждают, как каждое из них приспособилось к выживанию в зимних условиях. Напишите на доске или листе ватмана следующие способы выживания зверей в зимних условиях:

· Миграция

· Активный образ жизни

· Создание Пищевых Припасов

· Спячка

Если взять первые буквы главных слов из описаний этих способов, то получится аббревиатура М.А.П.С. (Говоря о каждом из этих способов выживания зимой, мы имеем в виду как генетический, так и поведенческий механизм адаптации.) Попросите детей назвать два фактора, лимитирующих жизнь животных зимой (еда, тепло). Пусть дети объяснят, как они понимают каждый из четырех терминов:

· Что такое миграция?

· Что значит «вести активный образ жизни»?

· Что значит «создавать припасы»?

· Что такое «спячка»?

Предложите каждому ребенку представить себя каким-то млекопитающим своей местности. Разложите в разных углах классной комнаты таблички с буквами М, А, П, С и попросите каждого занять место возле той буквы, которая, по его мнению, соответствует способу выживания данного животного в зимних условиях. Подведите итоги игры, задав детям следующие вопросы:

· Где вы можете обнаружить данное животное зимой?

· Может ли это животное выжить зимой в условиях данной местности? Почему «да» или почему «нет»? (Чем оно питается? Можно ли найти такую пищу в данной местности зимой?)

· Как приспособилось это животное к выживанию зимой?

· Если это животное не может выжить в зимних условиях данной местности, где оно может найти убежище и выжить?

· Поняли ли вы, что скрывается за аббревиатурой М.А.П.С.? Можете ли вы назвать животных своей местности, использующих указанные способы выживания? (по одному животному на каждый способ)

· Каковы преимущества и недостатки каждого способа?

· Что происходит с животными, которые впадают в спячку? (Все жизненные процессы сильно замедляются.)

Объясните, что выделение только четырех способов выживания - это сильно упрощенная схема. Из каждого правила есть исключения.

Процедура: участникам предлагается заполнить таблицу, отметив в каждой клеточке «да» или «нет» или + и -. «Что у нас общего?»

Кто умеет плавать под водой может проспать всю зиму может заболеть умеет прыгать ест конфеты умеет летать ходит в школу живет в нашем доме умеет ползать хочет жить Гадюка Жаба Крыса Мышь Таракан Лягушка Пиявка Комар Паук Червяк Улитка Блоха Летучая мышь Моль Навозный жук Я сам(а)

Затем предлагается ответить на вопросы.

1. Что общего оказалось у тебя со всеми животными?

2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?

3. Чему из этого ты еще можешь научиться?

4. С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?

5. А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?

6. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?

Примечание. В таблицу включены животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались «самыми неприятными», их место в таблице соответствует полученному «рейтингу».


Игра «Внуки Карла Линнея»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения

Оборудование: бумага и ручки.

Процедура. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям «трудно было обидеть». (Как примеры уже существующие: «благородный олень», «плакучая ива» и т.д.)

Ход игры. Можно использовать элементы ролевой игры: «Представьте, что Вы — Карл Линней...» или «Вы были в экспедиции и нашли новых животных и растения, не известные науке, их надо назвать...»

Примечание. В качестве примера можно привести видовые названия, которые давали участники тренинга: «уж молочный»; «заяц беззащитный»; «косуля нежная»; «паук трудолюбивый»; «чертополох рыцарский»; «еж игривый»; «ландыш хрупкий»; «паучок романтичный»; «мышь-хохотушка»; «жаба деликатная»; «пырей стойкий»; «крот усталый»; «одуванчик радостный»; «ворона сообразительная», «таракан перламутровый» и т.д.


Игра «Филателия»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: расширение стратегий взаимодействия с объектами природы (представленными идеально), стимулирование интереса к ним.

Оборудование: альбом с марками на тему «Флора и фауна», демонстрационные филателистические планшеты, специальный пинцет

Ход игры. Участники делятся на группы. После просмотра альбома с марками им предлагается составить на планшете тематическую экспозицию, используя марки из альбома. Тему выбирает сама группа. Упражнение заканчивается «выставкой», которая может оставаться в помещении до конца всех занятий. Примечание. Ведущий может сориентировать группу на выбор нетрадиционных тем, например: «Медведь и мир вокруг него», «Участники конкурса «Супер Хвост» и т.п.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!