Игра «Найди растение по названию»



Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры . Ведущий называет растение, а остальные должны найти данное растение (не срывать его !!!) и, опираясь на его внешние признаки доказать, что это именно то растение. Иногда, чтобы усложнить игру, ведущий долго не соглашается с играющими, требуя еще больше убедительных признаков. Либо ведущий специально называет такое растение, которого нет на данной местности.

 

Игра «Найди растение по плодам и листьям»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры. Лучшим местом для проведения такой игры считается осенний лес или парк. Учитель раздает детям заранее заготовленные плоды и листья рябины, дуба, березы, орешника, клена, осины (список растений в зависимости от местности). Дети должны внимательно рассмотреть листья и плоды и определить, каким деревьям и кустарникам они принадлежат.

Игра «Пестрый мир»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие воображения, знания объектов природы.

Ход игры. В начале пути разделить детей на группы, каждой группе дать задание: среди всех объектов живой и неживой природы найдите как можно больше предметов белого цвета, зеленого, черного, синего, красного. Можно дать по кусочку цветной бумаги. Обсудить наблюдения на привале.

 

Игра «Пестрый мир»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры. Запомните все породы деревьев (одна группа), кустарников (вторая группа). Какие из них цветут и плодоносят?

 

Игра «Кто лучше слышит?»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие внимания.

Ход игры. Обсудите, какие звуки вы услышали по дороге. Дети могут назвать скрип дерева, хруст веточек под ногами, шелест листвы, пение птицы и хлопанье ее крыльев… Кто больше?

 

Игра «Облака – белогривые лошадки».

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие воображения.

Ход игры. Отдыхая на привале, обратите внимание на форму облаков. Может быть, дети угадают в них очертания животных или сказочных героев.

 

Игра «Придумайте имя»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры. Названия растений и животных, принятых в науке, не всегда совпадают с народными, в которых раскрыто что-то необычное, существенное и отличительное. Например, пижму обыкновенную называют: полевая рябина, глистник, девятисильник, горбинка, горлянка, девятильник, дикая рябинка. Попробуйте придумать свои названия.

 

Игра «Зоологический балет»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: сплочение детей, идентификация с животными и растениями.

Ход игры. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.

5. Игры-шутки

 

Игра ‹‹ Луноход››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: познакомиться.

Ход игры. Играющие, встают в круг. Водящий, передвигаясь на четвереньках, обходит круг со словами: «Я – луноход – 1. Пи – пи – пи». Тот, кто засмеялся или хотя бы улыбнулся, пристраивается за луноходом. Игра продолжается до тех пор, пока все не станут «луноходами».

Вариант игры: Водящий ходит по кругу и мяукает. Может подойти к любому игроку, и этот игрок должен погладить его по голове и сказать: «Моя кошечка сегодня больна». Кто засмеется также, присоединяется в качестве «кошечки».

 

Игра ‹‹ Школа огородных пугал››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: познакомиться.

Ход игры. Играющие повторяют за ведущим движения. Ведущий: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью. Поднимите левую руку вверх. Покачайте руками, пошумите, как шумят березы: ш – ш – ш - ш! Разведите руки в стороны. Пожужжите, как самолеты: ж – ж – ж – ж! Помашите руками, как птицы. Покричите: кш – кш – кш!». Поздравляю! Вы окончили школу огородных пугал.

Игра ‹‹ Гипноз››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: познакомиться.

Ход игры. Ведущий вызывает желающих подвергнуться гипнозу, и одного помощника. Желающие становятся перед ним, помощник рядом. Ведущий начинает: «Представьте себе, что перед вами распускается чудесный цветок: розовые бутоны, резные листья. От его слепящей красоты вы закрываете глаза (выполняют) и в восхищении опускаетесь на одно колено, прижимая руки к сердцу (выполняют). Цветок издает восхитительный аромат. Вы чувствуете? Потянитесь носом к цветку (выполняют). Вы захотели его сорвать, чтобы подарить его своему лучшему другу. Но осторожно, стебель колючий, поэтому протяните вперед расслабленную правую руку (выполняют). Вам жарко! Вы хотите пить, а на лепестке цветка застыла большая капля росы. Так захотелось ее слизнуть. Высуньте язык (выполняют). Замерли: открыли глаза!». С последними словами ведущий подходит к помощнику, отдает ему по военному честь и говорит: «Товарищ старшина! Группа сторожевых собак для охраны государственной границы построена!».

 

 

Игра ‹‹Жираф - слон - птица ››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: познакомиться.

Ход игры. Все стоят в кругу. Водящий неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно из трех слов (жираф, слон, птица). Если произнесено слово «жираф», то этот игрок поднимает обе руки вверх, а его два соседа – справа и слева должны присесть на корточки. Так они изобразили жирафа. Если «слон»: игрок делает из рук хобот, а игроки справа и слева делают уши к нему. Если «птица» – сам игрок делает клюв из рук, а соседи подгибают одну ногу, дальнюю от игрока, и отводят в сторону руку. Игрок, который замешкался или сделал не ту фигуру, выбывает из игры.

 

6. Игры на тему природы

 

Игра ‹‹Лесные ягоды››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление названий лесных ягод (съедобных, ядовитых).

Инвентарь: бумага, карандыши.

Ход игры. Участникам игры предлагается в течение пяти минут написать названия лесных ягод и отметить съедобные они или ядовитые.

Затем каждый участник игры зачитывает свой список. Победителем становится тот, кто вспомнил больше названий лесных ягод и правильно определил их съедобные качества.

Игра ‹‹Лечебные травы ››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление названий лекарственных трав (их применение).

Инвентарь: бумага, карандыши.

Ход игры Участникам игры предлагается в течение пяти минут написать названия лечебных трав. Затем каждый участник игры зачитывает свой список.

Победителем становится тот, кто вспомнит больше названий лечебных трав.

После этого ведущий просит участников игры вспомнить, от каких болезней какая трава помогает. По результатам опроса объявляется второй победитель — лучший знаток народной медицины.

 

Игра ‹‹Рецепт фиточая››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление названий лекарственных трав.

Инвентарь: бумага, карандыши.

Ход игры Участники игры разбиваются на команды по 3—4 человека.

Командам предлагается в течение 5 -7 минут составить рецепт чая из трав и лесных растений. Затем каждая команда зачитывает рецепт своего чая и рассказывает о его достоинствах.

Жюри, подобранное из знатоков фиточая, определяет победителя.

 

 

Игра ‹‹Последняя буква››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры. Игроки образуют круг. Ведущий называет какое-нибудь растение и указывает на кого-либо из игроков в кругу. Тот должен назвать другое растение, начинающееся с последней буквы предыдущего растения. Стоящий далее в кругу ученик придумывает название другого растения, начинающееся с последней буквы второго и т. д. по кругу.

Кто не придумал названия, тот выбывает из игры.

Победит тот, кто один останется в кругу.

 

Игра ‹‹Скакалка›› (назови растение)

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: скакалка.

Ход игры. Игроки по очереди прыгают через скакалку и на каждом обороте скакалки называют какое-нибудь растение.

Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий растений.

 

Игра ‹‹Скакалка 2›› (растения)

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: скакалка.

Ход игры. Ведущий заранее оповещает игроков: «Сейчас вы будете прыгать через скакалку и называть на каждом обороте скакалки растения.

На первом этапе (круге) игры вы называете только названия деревьев,

на втором — кустарников,

на третьем — цветов,

на четвёртом — грибов,

на пятом — ядовитых растений,

на шестом — ядовитых грибов,

на седьмом — лекарственных растений.

На подготовку к игре и вспоминание названий вам даётся три минуты. Начали.»

Игроки по очереди проходят через все эти этапы игры. Ведущий (или жюри) подсчитывает баллы. Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий.

Игру можно проводить по отдельным тематикам: «Деревья», «Грибы»...

 

Игра ‹‹Скакалка 3›› (растения)

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: скакалка.

Ход игры. Условия игры те же, что и в «Скакалке 2» , но игроки заранее не знают, что им придётся называть. Когда игрок начинает скакать, то на каждом обороте скакалки по команде ведущего («Дерево», «Лекарственная трава», «Ядовитый гриб» и т. д.) он должен назвать необходимое растение или гриб.

Ведущий или жюри подсчитывает баллы.

Побеждает тот, кто дольше проскачет и больше вспомнит названий.

 

Игра ‹‹Дорисуй дерево››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о деревьях.

Инвентарь: бумага, карандыши

Ход игры. Игроки берут чистые листы бумаги и ставят на них свою фамилию. Затем по команде ведущего они в течение 30 секунд рисуют на этом листе бумаги какое-нибудь дерево, а затем по команде передают свой листок правому по кругу соседу. Тот в течение 30 секунд дорисовывает дерево левого соседа и передает листок далее по кругу. Листки с рисунками передаются и дорисовываются до тех пор, пока к каждому не вернется его рисунок.

Рисунки показываются всем и оцениваются. При оценке учитывается не только красота и сходство рисунка с настоящим деревом, но и его оригинальность, в том числе знание строения ветвей, листьев и корней дерева, а также юмор, веселость и находчивость игроков.

 

Игра ‹‹Зарисуй дерево››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: бумага, карандыши

Ход игры Участникам игры предлагается зарисовать (с натуры или по памяти) по выбору различные виды деревьев. На выполнение рисунка отводится 5 -7 минут.

Победителем игры объявляется тот, кто наиболее выразительно и образно нарисовал какое-нибудь дерево.

 

Игра ‹‹Лучший вопрос››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие внимания.

Ход игры. Игроки разбивается на команды. Ведущий зачитывает текст из жизни растений. Задача каждой команды — придумать интересный вопрос, который дает возможность увидеть жизнь растения с самой интересной стороны.

По порядку команды задают друг другу свои вопросы, а другие команды на них отвечают.

Оценивается оригинальность поставленного командой вопроса и правильность и полнота ее ответов на вопросы других команд.

 

Игра ‹‹Кто больше запомнит››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие внимания.

Инвентарь: бумага, карандыши

Ход игры. Игроки делятся на команды. Задача каждой команды — как можно полнее воспроизвести (устно или письменно) текст, который зачитает ведущий. Ведущий читает текст из жизни или описания растений. Затем игрокам дается пять минут на воспроизведение прочитанного текста в устной или письменной форме. Выигрывает та команда, которая полнее воспроизведет текст.

 

Игра ‹‹Жребий››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развитие внимания.

Инвентарь: бумага, карандыши, коробка или шапка.

Ход игры. Ведущий читает текст о жизни и свойствах растений. Затем каждый игрок записывает свой вопрос по тексту на небольшом листочке бумаги. После того, как все игроки написали свои вопросы, бумажки скатываются в трубочки и опускаются в коробку или шапку. После многократного встряхивания коробки или шапки каждый игрок вытаскивает из нее бумажку с вопросом и быстро отвечает на него.
Побеждает тот, кто более точно по тексту ответит на вопрос.

 

Игра ‹‹Корень››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: развивать аккуратность.

Ход игры. Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Командам предлагается выкопать без повреждений корень вьюна, крапивы, одуванчика или конского щавеля, или других сорных трав. Та команда, которой удастся это сделать первой, объявляется победителем.

 

Игра ‹‹Высота дерева››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: приобретение практических навыков,закрепление знаний о названиях растениях.

Ход игры. Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека.

Задача команд — определить высоту дерева.

Для этого командам предлагается самим выбрать способ измерения:

— залезть на дерево и измерить его высоту рулеткой или веревкой;

— по длине своей тени и дерева по формуле: высота дерева = рост игрока х длина тени дерева: длина тени игрока;

— с помощью линейки по формуле: высота дерева = высота линейки х расстояние от глаза игрока до дерева: расстояние от глаза игрока до линейки + рост игрока от земли до уровня глаз.

Для измерения высоты выбирается дерево с гладким стволом и высоко расположенной над землей кроной, чтобы на него было очень трудно залезть.

Поэтому игроки будут вынуждены использовать второй или третий способы измерения высоты дерева.

Побеждает та команда, которая точнее и быстрее определит высоту дерева.

 

Игра ‹‹Лист››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: лупа, бумага, карандыши

Ход игры. Игрокам раздаются листья с одного растения (дерева, куста, укропа, салата и т. п.) и увеличительные стекла (линзы). Задача каждого игрока, рассматривая лист через лупу, подметить на нем как можно больше цветовых оттенков и деталей строения, а затем зарисовать увеличенное изображение листа. Игра становится интереснее, если рассмотреть вначале здоровые листья, а затем пораженные какой-либо болезнью или отравленные, например, вдоль автомагистралей газовыми выбросами автомашин. По команде ведущего все начинают рассматривать, описывать и зарисовывать лист.

Продолжительность игры 5 - 10 минут.

Победителем объявляется тот, кто заметит больше деталей строения листа и лучше их зарисует.

Игра ‹‹Сколько лет дереву?››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: срез ствола дерева.

Ход игры. Игрокам по очереди выдается по тонкой пластинке среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько дереву лет.

Для игры можно использовать всего один срез дерева, кольца на котором игроки считают по очереди.

Побеждает тот, кто быстрее и точнее определил возраст дерева.

Игру можно усложнить, попросив игроков сказать в какие годы дереву жилось хорошо, а в какие плохо.

 

Игра ‹‹Урожай››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знаний о названиях растениях.

Инвентарь: 10 колосьев (поле зерновых культур).

Ход игры. Игрокам предлагается подсчитать, во сколько раз собранный урожай больше посеянных семян. Для этого игроки идут к созревшему полю каких-нибудь зерновых культур (пшеницы, ржи, овса и др.). Подсчитывают среднее количество зерен в колосьях, а так как один колос вырос из одного зерна, то полученный результат и дает ответ на поставленный вопрос. По команде ведущего игроки бегут к полю, быстро подсчитывают среднее содержание зерен в 10 колосьях и быстро объявляют результат.

Побеждает тот игрок, который первым правильно определил, во сколько раз собранных зерен больше посеянных.

 

7. Игровое моделирование

 

Игра «Пищевая цепочка»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Ход игры. Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце -1 человек; Трава - 6 человек; Мышки -3 человека; Лиса - 1 человек.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!