С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 88 страница



В работе «Карл Маркс и Лев Толстой» Плеханов объявил взгляды Маркса и Толстого прямо противоположными. Учение Толстого о ненасилии он считал субъективным морализированием, утопическим обращением угнетённых к угнетателям с призывами об отказе от насилия. Плеханов полагал, что «нравственная проповедь гр. Л. Толстого вела к тому, что — поскольку он занимался ею, — он, сам того не желая и не замечая, переходил на сторону угнетателей народа». Такая точка зрения была вызвана, вероятно, стремлением её автора стоять на твёрдых революционных марксистских позициях: публичному писателю следует свой труд направлять на изменение общественных отношений, а не на религиозно-нравственную проповедь.

Плеханов всю толстовскую религию объявил новым проявлением старого анимизма (фантастических представлений об одухотворении природных явлений), процветавшего ещё в первобытную эпоху. При этом он не учёл, что главное в религии Толстого — её соединение с нравственностью, которая для русского писателя имеет истоки в природе. Красота природы есть Благо, она полезна для человека, возвышает его душу и разум, наполняет его жизнь Истиной. Суть её в том, чтобы творить Красоту и Добро трудом людей, творить их делом нравственного совершенствования. Эта гуманистическая сторона толстовского учения явно не была понята марксистом Плехановым.

 

 Е.И. Рачин

 

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907) – видный гос. деятель, член Гос. совета, обер-прокурор Святейшего синода, член Комитета министров, статс-секретарь, учёный-правовед, публицист, писатель, переводчик, убеждённый консерватор и монархист.

Победоносцев и Толстой – антагонисты на историческом поле России. Ещё до 1880 г., когда Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода, Толстой уже имел представление об его характере и политических симпатиях. В 1881 г. после гибели Александра II он через Победоносцева обратился к наследнику престола Александру III с просьбой о помиловании цареубийц. Победоносцев письмо Толстого не передал, но написал царю о необходимости казни преступников, и Александр III согласился с этим. В письме Толстому обер-прокурор объяснил причины, по которым он не исполнил его просьбу.

 

 

394

 

Позднее Толстой упомянет текст этого письма в своём трактате «Царство Божие внутри вас».

В 1885 г, когда С.А. Толстая хлопотала о пятом издании сочинений Толстого, в частности о 12-м его томе, куда вошли публицистические сочинения, Победоносцев не одобрил статью «Так что же нам делать?»и книгу «В чём моя вера?», после чего Главное управление по делам печати их запретило. В 1886 г. обер-прокурор, ознакомившись с новым произведением Толстого, драмой «Власть тьмы», добился её запрета не только на сцене, но и в распространении (пьеса была напечатана литературным фондом как народное издание). В 1887 г., когда С.А. Рачинский, отметив важное значение для сельских школ «Новой Азбуки» Толстого, посоветовал ему во избежание препятствий обратиться к Победоносцеву, Толстой отказался. Та же участь ждала «Крейцерову сонату».

В 1897 г. Толстой добивался возврата самарским крестьянам, перешедшим в секту молокан, отобранных у них детей. Обращения к царю Николаю II не помогли. Дочь Толстого, T.Л. Толстая, по совету графа А.В. Олсуфьева просила аудиенции Победоносцева, который быстро решил это дело в пользу молокан. Встреча Т.Л. Толстой с Победоносцевым легла в основу эпизода визита Нехлюдова к Топорову в романе «Воскресение»: Победоносцев был выведен в образе Топорова.

В 1899—1900 гг. Толстой участвовал в судьбе духоборов, открыто ставя их высылку в вину властям. В трёх черновых редакциях письма Николаю II он советовал «прогнать от себя» «злого и безумного старика Победоносцева».

О вреде религиозного учения Толстого Победоносцев сообщал Рачинскому в 1896 г., а обсуждаться эта тема начала ещё раньше, с 1888 г. «Определение Святейшего правительствующего синода от 20-22 февраля 1901 года, № 551...» было составлено при участии Победоносцева.

Дневниковые записи и письма Толстого, его обращения к царю и гос. деятелям показывают, что многие беды России он связывал с фигурой Победоносцева. Однако в последние годы жизни, согласно со своими религиозными взглядами, в глубине души Толстой пытался заставить себя примириться с этим неприятным ему человеком, о чём есть запись в дневнике 1903 г.: «Думая о людях, которых не любишь, прибавляй эпитет: милый, бедный, милый Бибиков, милый Яшвиль, милый Победоносцев. Это самовнушение, сейчас ищешь ту сторону, с которой N.N. милый, — и находишь» (54; 189). Едва ли сумел найти Толстой что-нибудь «милое» в Победоносцеве.

 

 Л.В. Шмелёва

ПОГОДИН Михаил Петрович (1800 — 1875) – историк, писатель, книгоиздатель. Сын вольноотпущенного крепостного. Окончил Московский университет и там же в 1825-1844 гг. был профессором всеобщей и русской истории.

В молодости напечатал несколько повестей (из них наиболее известна «Чёрная немочь»), в которых выступил одним из первых бытописателей в русской литературе. Погодина считают одним из родоначальников русской повести и одним из первых литераторов, обратившихся к изображению разночинных слоёв. Редактировал и издавал несколько журналов и газет: «Московский вестник» (1827 — 1830), «Москвитянин» (1841-1850) и др. Был автором «Исторических афоризмов», многочисленных исторических и публицистических статей, книг «Исследования, замечания и лекции о русской истории» (тт. 1-7; 1846-1857), «Норманнский период в русской истории» (1859), «А.П. Ермолов. Материалы для его биографии» (1863), «Н.М. Карамзин по его сочинениям» письмам и отзывам современников» (ч. 1-2; 1866), «Древняя русская история до монгольского ига» (тт. 1-2; 1871) и др.

По своим общественным убеждениям Погодин был близок к славянофилам и к Ф.И. Тютчеву, критиковал «охранительное» направление Николаевского царствования, не учитывавшего, по мнению Погодина, особенностей российской истории и национального характера. В то же время отличался энтузиазмом и восторженностью несколько в «ура-патриотическом» духе. В 1856 г. именно из-за такого тона Толстой (ещё не знакомый тогда с Погодиным) возмущался его статьёй «Московские празднества в честь севастопольских моряков» (Морской сборник. 1856. Т. 22. №7).

Погодин был действительным членом Общества любителей российской словесности, куда в феврале 1859 г. был принят Толстой. Книгу Погодина «Норманнский

 

 

395

 

период русской истории» Толстой использовал в занятиях яснополянской школы.

Их личное знакомство состоялось во время поездки из Петербурга в Москву в апреле 1861 г. Погодин оказался попутчиком Толстого. Вскоре произошло их тесное сближение, связанное с историческими работами Толстого. «Погодин – славная старость и жизнь», — писал Толстой в дневнике 25 августа 1862 г.

Историк снабжал Толстого необходимыми книгами и историческими материалами. Много дало писателю и их личное общение. Ещё в процессе печатания книги «Война и мир» Погодин написал восторженный (несмотря на некоторые критические замечания) отзыв, находя в ней «верное изображение того самобытного духа, который встречается deus ex machina (т.е. внезапно. — лат.) в русской истории». «Как автор удивился своей Наташе, — писал Погодин, — так удивляемся мы ему: каким образом мальчик, оставшись сиротою <...> проведший свою молодость в обществе военном, невзыскательном и непритязательном, мог подняться вдруг на такую высоту литературную, мог завоевать общее внимание публики, не слишком падкой на литературные гостинцы, мог, наконец, что казалось бы всего труднее, создать такое лицо, как Наташу, и написать такую об ней страницу?» (ЛН. Т. 97. Кн. 2. С. 28).

Сохранилось пять писем Толстого к Погодину за 1862-1872 гг.

 

 В.М. Бокова

 

 

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) – художник-передвижник; преподаватель московского Училища живописи, ваяния и зодчества; его наиболее известные произведения: «Московский дворик» (1878), «Христос и грешница» (1886-1887). Познакомился с Толстым в доме С.И. Мамонтова в 1887 г.: писатель приходил смотреть картину «Христос и грешница». Художник не раз бывал в московском доме Толстых.

Как и вся его семья, Толстой был неплохо знаком с творчеством Поленова. Нередко его картины вызывали споры.

В.Ф. Лазурский вспоминал, как Толстой однажды прореагировал на его восторженное высказывание о картине «Христос и грешница»: «Да, Поленов красив, но бессодержателен, — сказал Лев Николаевич. — Правая сторона этой картины написана очень хорошо — сама грешница, евреи; левая никуда не годна, лица банальные, Христос у него — какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади — декорация» (запись 23 июня 1894 г.; ТВС. 2. С. 53-54).

Через два года Лазурский записал в своём дневнике, что Толстой был на 24-й выставке художников-передвижников: «Поленовскую картину “Среди учителей” находит очень недурной: фигуры мальчика, старика-книжника, матери. Видно, что художник много думал над ней» (запись 20 апреля 1896 г.; ТВС. 2. С. 84). На замечание Лазурского о том, что «в искусстве обязательно должна быть красота», Толстой ответил, что «красотой одной вопрос не исчерпывается», но «красота в искусстве должна быть для того, чтобы заставить обратить на себя внимание, притянуть и заставить вникнуть в смысл произведения». Писатель считал, что «Поленов обладает этим уменьем и привлекает к себе внимание» (там же. С. 84).

18 марта 1909 г. Д.П. Маковицкий записал, что Толстой «получил письмо от дамы, зовёт его в Петербург на выставку картин Поленова из жизни Христа» (ЯПЗ. 3. С. 360): некая курсистка Н. Субботина прислала в Ясную Поляну каталог выставки Поленова «Картины из жизни Христа» и фотографию одной из картин; она рекомендовала Толстому поехать посмотреть выставку или попросить художника привезти картины в Ясную Поляну. Толстой в Петербург не поехал. «Мне неинтересно. История личности Христа. Я помню, что они (картины Поленова) не произвели впечатления на меня» (там же). На следующий день снова зашла речь о выставке: «Л.Н. говорил так, что чувствовалось желание видеть эти картины» (ЯПЗ. 3. С. 363). 1 мая опять заговорили о Поленове: «Д линный, оживлённый разговор о выставке 68 картин Поленова из жизни Иисуса, «записал Маковицкий. — Видели её Софья Андреевна, Сергей Львович и Молочников. Некоторые картины очень хороши. Поленов пишет Христа в той обстановке, в какой протекала его жизнь; избегает мистического» (ЯПЗ. 3. С. 397). Толстой, сравнивая Христа на полотнах Н.Н. Ге и Поленова, говорил, что «Ге старался выразить те чувства, которые перечувствовал Христос. А у Поленова внешняя обстановка» (там же. С. 398).

24 мая 1909 г. А.Б. Гольденвейзер отметил в своём дневнике, что «Поленов прислал Льву Николаевичу альбом снимков со своей выставки из жизни Христа»; автор раскрасил некоторые листы альбома, чтобы дать Толстому «понятие о красках». «Лев Николаевич сказал по этому поводу: “Поленов – хороший, почтенный тип художника, каких теперь мало – они переводятся”» (Толстой и художники. С. 170). Просмотрев присланный альбом картин, Толстой заметил: «В общем хороши

 

 

396

 

И "Тайная вечеря” и "Распятие” хороша» (ЯПЗ. 3. С. 418).

Толстой отвечал Поленову 3 июня 1909 г: «Очень благодарен вам. Василий Дмитриевич, за присылку вашего альбома. По рассказам я имел очень неопределённое понятие о вашей выставке, но альбом ват произвёл на меня сильное впечатление. Воображаю, как подействовала бы на меня сама выставка, и очень, очень сожалею, что не мог видеть её. Не говоря уже о красоте картин и том, вполне сочувственном мне, отношении вашем к изображаемому предмету, самый этот огромный труд, положенный вами на это дело, вызывает глубокое уважение к художнику. Само собой разумеется, что раскрашивание, хотя вы его и начали, не может передать красок, но благодарю вас за намерение сделать это для меня. Кроме всех других значений, ваша выставка имеет, по моему мнению, ещё значение педагогическое. Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по вашим картинам. Ещё раз благодарю вас» (79: 215-216).

В музее-усадьбе «Поленово» до сих пор хранятся несколько игрушечных птичек, сложенных из белых листков бумаги. По преданию, их сделал Толстой для детей Поленова, с которыми однажды случайно оказался в поезде: Ясная Поляна и Поленово находятся не очень далеко друг от друга.

 Н.И. Бурнашёва

 

ПОЛЕНЦ Вильгельм фон (Polenz Wilhelm von; 1861-1903) – немецкий писатель. Автор романной трилогии «Деревенский священник» («Der Pfaner von Breitendorf», 1893), «Крестьянин» («Der Büttnerbauer», 1895), «Землевладелец» («Der Grabenhager», 1897), высоко оценённой Толстым. Актор пьес «Гейнрих фон Клейст» (1891), «Андреас Бокхольд» (1898), «Юнкер и Фройнер» (1901), романа «Текла Людекинд» (1900), сб. «Деревенские рассказы» (1901) и др. Тяготел к натурализму в духе Э. Золя.

  Прочитав роман «Крестьянин», 23 мая 1900 г. Толстой предложил В.Г. Черткову издать в сокращении это «превосходное произведение» в «Посреднике» (в 1900 г. в «Вестнике Европы» роман уже был опубликован в переводе В.М. Величкиной). Тогда же он набросал предисловие к роману. Только 17 июня 1901 г. вернулся Толстой к этой работе и в течение июля-августа перерабатывал текст 11 раз. В начале 1902 г. «Крестьянин» (в переводе В.М. Величкиной) вышел в «Посреднике» с предисловием Толстого. Книга имела большой успех: сотрудник издательства П.А. Буланже в письме Толстому 24 марта 1902 г. сообщил, что тираж в 5000 экз. разошёлся за один месяц и пришлось печатать ещё 5000; в ответ 27 марта Толстой писал, что ему очень приятен успех романа.

«Предисловие к роману В. фон Поленца "Крестьянин"» идейно созвучно трактату Толстого «Что такое искусство?». Роман Поленца противопоставляется наводнившим печать «подделкам» под искусство, в частности декадентским «ребусам». По Толстому, «Крестьянин» соединял в себе «все три главные условия настоящего хорошего произведения искусства». Эго важность содержания, так как изображается жизнь крестьян, «то есть большинства людей, стоящих в основе всякого общественного устройства»; «большое мастерство и прекрасный немецкий язык, особенно сильный, когда автор заставляет говорить свои лица грубым, мужественным рабочим платдейч»; «любовь к тем людям, которых автор заставляет действовать». Как писатель, Толстой восхищён «подробностями» изображения и останавливается на одном из эпизодов романа, гае особенно видна любовь автора к героям, «несмотря на всю их огрубелость и жестокость»; такие черты «встречаются в каждой главе».

В ноябре 1901 г. Толстой прочёл «Землевладельца». «Хуже “Buttnerbauer”, но там есть нынче прочтённая мною глава, которая так и потянула меня к художественной работе», -- писал он Черткову 30 ноября. В начале марта 1902 г. от Поленца пришло письмо с благодарностью за внимание к «Крестьянину» и книги. 10 марта Толстой отвечал ему: «Кроме вашего прекрасного романа "Крестьянин", для которого я не нахожу хвалебных слов, я знаю ещё “Землевладельца”, в котором я нашёл тот же талант и ту же правшу, хотя тенденция его меня не вполне удовлетворяет». Толстой просил Поленца прислать ему запрещённого в России «Деревенского священника». В этом романе рассказывалось о разочаровании священника в церковном учении, что было особенно близко Толстому в то время. Получив книгу, Толстой писал Буланже в середине марта 1902 г.: «Читаю и восхищаюсь. Как это несравненно выше той нашей литературной дребедени, которой все восхищаются. Я не дочёл романа, но думаю, что угадываю его содержание и одобряю. <...> Хорошо бы, если бы вы могли достать и дать перевести, разумеется, с сокращениями» В 1903 г. «Деревенский священник» (в переводе В.М. Величкиной) был издан «Посредником».

 

 

397

 

Узнав о смерти Поленца из письма доктора философии Г. Ильгенштейна, Толстой в ответ писал (21 ноября 1903): «Я был очень опечален известием о смерти Поленца. Это был большой писатель, соединивший в себе в равной степени все три свойства, нужные для писателя: всегда важное содержание, прекрасную технику и большую искренность, т.е. любовь к тому, что он описывал. Качества эти проявились в тех трёх романах его, которые я читал: роман крестьянский, роман помещичий и роман религиозный, «Der Pfarrer von Breitendorf». Последний роман этот прекрасен и по форме и по значительности содержания» (74: 235-236). Сожалея о невнимании к Поленцу немецкой публики, Толстой считал, что его «оценят будущие поколения», причём не только соотечественники. В круг чтения русской публики Поленц вошёл прежде всего благодаря Толстому.

 

 А.А. Коробкова

 

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович (1838 - 1899) — педагог, литератор, общественный деятель. Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1861 г., преподавал в различных московских средних учебных заведениях. В 1868 г. открыл на Пречистенке (д. 32) частную мужскую гимназию, которой руководил свыше 30 лет. Гимназия Поливанова считалась лучшей в Москве. Число гимназистов не превышало 200 человек. Здесь учились дети московской интеллигенции, аристократии, крупных коммерсантов. Многие мальчики жили по соседству, в арбатских переулках. Сюда поступили и сыновья Толстого, Илья, Лев, Андрей и Михаил. Классическая по своему типу, поливановская гимназия прививала вкус к интеллектуальному труду, интерес к истории, к древним языкам, утверждала ценности духовной культуры и имела репутацию демократического учебного заведения с очень сильным преподавательским составом: в старших классах логику преподавал философ и психолог профессор Л.М. Лопатин, латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик.

Духовным и творческим центром был сам директор. Он преподавал русский язык, словесность и латынь. Его уроки были ярки и артистичны. Культ А.С. Пушкина царил в гимназии; сам Поливанов замечательно читал его стихи. Сын Толстого Лев писал после смерти Поливанова: «Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И., может быть, в сотый раз в жизни, но всё с той же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».

Поливанов был автором учебных пособий, подготовил для школьников комментированные издания сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. А.С. Пушкина; написал книгу «Жуковский и его время» (под псевд. Загорин. М., 1883), выступал как переводчик классических пьес западноевропейского театра, в т.ч. Мольера и Расина, перевёл и выпустил книгу «Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Христианское общество Востока. Соч. Амедея Тьерри» (Пер. с франц. Изд. Л. Поливанова. М., 1884), вызвавшую интерес Толстого. В 1870-х гг. Поливанов организовал в Москве Шекспировский кружок, где силами любителей ставились пьесы английского драматурга; некоторые — впервые в России.

Поливанов был активным членом Московского комитета грамотности, а его гимназия сыграла важную роль в истории московского образования и культуры. Её закрыли советские власти в 1918 г.

Толстой познакомился с Поливановым в 1881 г.. неоднократно бывал в гимназии, беседовал с ним и с учителями. В январе 1887 г. С.А. Толстая устраивала у себя в доме в Хамовниках чтение пьесы Толстого «Власть тьмы», на котором присутствовал Поливанов.

 

 В. М. Бокова

 

ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1819 - 1898) – поэт; прозаик. Учился в Московском университете, со времён студенчества его друзьями стали А. Фет и Ап. Григорьев. Творческое наследие Полонского велико и разнообразно: он писал лирические стихи и поэмы, выпустил несколько стихотворных сборников, от ранней «Гаммы» (1844) до последнего «Вечерний звон» (1890), романы, рассказы, повести, очерки. Грузинские очерки, роман «Признание Сергея Чаплыгина», повесть «Женитьба Атуева» — только малая часть прозы, составившей семь томов в 10-томном собрании сочинений Полонского (1885-1886), Он оставил замечательные мемуары, где есть страницы о встрече летом 1881 г. в Спасском-Лутовинове Ивана Тургенева и Льва Толстого.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!