С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 35 страница
160
ние, что «мода на Горького» может повредить молодому автору.
В апреле 1901 г., узнав об аресте Горького в Нижнем Новгороде, Толстой обратился с письмами к принцу П.А. Ольденбургскому и товарищу министра внутренних дел князю П.Д. Святополк-Мирскому: «Я лично знаю и люблю Горького не только как даровитого, ценимого и в Европе писателя, но и как умного, доброго и симпатичного человека». Горячее заступничество Толстого и широкий протест со стороны демократической части общества способствовали сравнительно быстрому освобождению Горького. Через месяц он был выпущен из тюрьмы и отдан под надзор полиции, о чём и сообщил Толстому в письме 22 мая 1901 г., сердечно благодаря его за хлопоты. История эта ещё более укрепила их связи.
С осени 1901 г. и по июнь 1902 г. они встречались в Крыму, где жили неподалёку, много беседовали. Толстой порой «нападал» на Горького за то, что он «сочиняет» своих героев и от этого у него «рыцари родятся, все Амадисы и Зигфриды». Однажды, защищаясь от толстовской критики, Горький заметил, что, вероятно, все писатели несколько сочиняют, изображая людей такими, какими хотели бы видеть их в жизни. И что сам он любит людей активных, которые желают противиться злу всеми способами, даже насилием. На это Толстой возразил: «А насилие – главное зло! Как же вы выйдете из этого противоречия?». В этом разговоре, как в фокусе, выразилось главное различие во взглядах двух художников. Толстой не смог выйти из противоречий жизни, терзавших его ум и сердце. Горький нашёл мнимый «выход» из них в пролетарском социалистическом гуманизме.
|
|
Первая русская революция и последовавшая за нею реакция оказали серьёзное влияние на характер взаимоотношений Толстого и Горького. Активный участник общественного движения в России, Горький был противником толстовского учения о непротивлении злу насилием, считая, что оно мешает пробуждению революционного сознания. Толстой, осуждая участие Горького в политической борьбе, не принял революционной направленности его творчества. Это отразилось и на оценке Толстым горьковских сочинений до и после революции: активность Горького в годы революции не встретила сочувствия у Толстого. Человек другого поколения, он не мог принять горьковское творчество во всём объёме: его раздражало отсутствие должного чувства меры, пристрастие к метафорам и аллегориям, искусственность и напыщенность языка Горького. Это привело к недооценке Толстым эстетической значимости произведений молодого Горького, к неприятию его художественной манеры, романтической приподнятости.
По-разному писатели видели и «путь жизни». Толстой предлагал путь самосовершенствования человека. Горький считал иначе: он не смог понять очевидной для Толстого истины, что зло нельзя побороть силой. И это различие в мировоззрении писателей стало непреодолимым.
|
|
В дневнике 9 ноября 1909 г. Толстой перечислил все или почти все «грехи» Горького, за которые сурово осудил его. Тут и «произвольная, ничем не оправдываемая психология, т.е. приписыванье чувств, мыслей своим лицам», и «героическая среда», из которой писатель берёт своих действующих лиц, и «рабское уважение перед наукой». В других близких по времени записях Толстой критиковал Горького за полное «отсутствие каких бы то ни было религиозных, т.е. понимающих значение жизни убеждений», за его «самоуверенность», которую, казалось Толстому, поддерживает в писателе «образованный мир». Вместе с тем Толстой признавал, что Горький – «талант большой», у него «большое дарование» (57: 168, 169, 176).
Но даже в пору самого резкого осуждения Горького и его творчества Толстой стремился относиться к писателю без предвзятости. Признавая односторонность и потому несправедливость собственных отрицательных оценок Горького и его произведений, которые он часто давал в годы революции и в последние годы своей жизни, 13 января 1910 г. он записал в дневнике, что ему самому неприятны резкие отзывы о Горьком. «Надо в нём видеть одно хорошее».
|
|
Не принимая революционной направленности творчества Горького, Толстой внимательно следил за его развитием, проявлял огромный интерес к новым произведениям. В 1900-е гг. Горький был в числе наиболее читаемых Толстым авторов. Знакомясь с его произведениями, Толстой пришёл к выводу: «Горькому было что сказать, и оттого успех» (54: 249).
Толстой понимал, что появление Горького не пройдёт бесследно, что с ним из народных низов в литературу пришла новая большая сила, с которой связано будущее русской литературы, что Горький возглавляет новое, большое движение в литературе, что вокруг него группируются писатели демократического толка (А.И. Куприн, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович и др.). В библиотеке Ясной Поляны хранятся альма-
161
нахи «Знания», которые издавал Горький. Их страницы, как и горьковские произведения, испещрены пометами Толстого.
Толстой приветствовал приход Горького, видя в нём большой художественный талант. Горький же, не во всём соглашаясь с Толстым, прекрасно осознавал роль и место его в духовной жизни общества, оценивал его в планетарном масштабе как «человека всего человечества».
|
|
Лит.: Горький М. Лев Толстой (любое издание).
С.А. Коновалова
ГОТЬЕ Владимир Иванович (1813-1887) – владелец старинного французского книжного магазина-библиотеки, основанного в 1799 г. его отцом И.И. Готье-Дюфайэ на Кузнецком мосту в Москве и просуществовавшего до 1917 г. Толстой пользовался этим магазином, как и библиотекой, посещая Готье с 1850 г., о чём есть записи в дневнике. В письме из Москвы к Т.А. Ёргольской в декабре 1850 г. он писал: «Рассказывать вам больше нечего, сидя дома, не становишься интересным. Зато читаю я много; абонировался у Готье и уже прочёл конец “Виконта де Бражелона”, прочёл ещё 4 тома “Людовика ХIV и его время” Александра Дюма, поверхностно, но интересно, и его же новый роман – “Тысяча и одно привидение”, такая масса вздора, что мочи нет». К Готье молодой Толстой испытывал «необъяснимую симпатию», хотя между ними не было дружеских отношений, «кроме по покупке книг». Уезжая на Кавказ, Толстой не забыл заехать к Готье: "Проездом в Москве я абонировался, -- писал он с дороги 27 мая 1851 г. в Ясную Поляну Т.А. Ёргольской, -- поэтому книг у меня много и читаю я даже в тарантасе». Среди книг, привезённых на Кавказ, были сочинения Ж. Санд и Л. Стерна, исторические книги, во многом сформировавшие не только исторические взгляды будущего писателя, но и сам интерес его к истории. Книгами «от Готье» пользовались и некоторые персонажи Толстого. Анна Каренина говорит Вронскому: «Я вчера получила ящик книг от Готье. Нет, я не буду скучать». С 1873 г. владельцем магазина стал сын В И. Готье – В.В. Готье, с которым Толстой продолжал поддерживать отношения.
Н.И. Бурнашёва
ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813-1855) – историк, профессор кафедры всеобщей истории Московского университета, общественный деятель. Толстой лично не был знаком с Грановским, но, видимо, знал его работы. Когда в ноябрьском номере журнала «Русская беседа» за 1856 г. была опубликована статья В.В. Григорьева «Т.Н. Грановский до его профессорства в Москве», статья оскорбительная и даже развязная. Толстой не мог промолчать; в дневнике 13 января короткая запись по этому поводу: «Поехал в клуб <Английский клуб. - Н.Б.>, спорил о Грановском с Черкасским, сухой диалектик». И через неделю в письме к В.П. Боткину: «Статья Григорьева о Грановском занимает всех по-московски, т.е. выходят на арену и сражаются. Я почему- то сломал несколько копий за Грановского и потому на меня, кажется, махнули рукой, как на испорченного петербургским кружком». В дальнейшем имя Грановского неоднократно появлялось на страницах толстовских сочинений, дневников, писем.
Грановский успел познакомиться лишь с самыми первыми сочинениями молодого Толстого. Н.А. Некрасов, опубликовавший в № 6 «Современника» за 1855 г. рассказ «Севастополь в декабре месяце», писал автору: «Статья эта написана мастерски, интерес её для русского общества не подлежит сомнению — успех она имела огромный. Ещё до выхода VI книжки “Современника” я имел её здесь в корректуре и она была читана Грановским при мне в довольно большом обществе - впечатление произвела сильное» (ПРП. 1. С. 72).
Н.И. Бурнашёва
ГРИГ Эдвард Хагеруп (1843-1907) – норвежский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный деятель. Один из крупнейших представителей позднего европейского романтизма. Автор симфонии, одночастных оркестровых сочинений, концерта для фортепиано с оркестром, множества камерно-инструментальных произведений: квартетов, квинтета, 3 сонат для скрипки и фортепиано, сонаты для виолончели и фортепиано и др.; сочинений для фортепиано: сонаты, 10 тетрадей «Лирических пьес»; сочинений для хора а сарреllа, романсов и песен для голоса и фортепиано, музыки к драматическим спектаклям, в т.ч. к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
В России музыка Грига исполнялась с начала 1870-х гг., имела большой успех и популярность. Сам композитор общался со многими русскими музыкантами: П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи и др. Грига неоднократно и в разное время приглашали с концертами в обе российские столицы. Но он так и не побывал в России, хотя русская культура занимала в его духовном мире особое место. Композитор писал: «Я смогу спокойно расстаться с землёй, не посетив России,
162
ибо русского искусства, так мною значащего для меня по своим грандиозным идеям, богатству красок и высокому мастерству, у меня нельзя отнять. Я с бесконечной благодарностью ношу его в своём сердце».
Толстой неоднократно слышал произведения Грига: иногда по просьбе отца С. Л. Толстой играл Impromptu аs-dur («Люблю тебя»); 6 августа 1897 г. в Ясной Поляне А. Б. Гольденвейзер исполнил концерт Грига; 1 августа 1908 г. А. Б. Гольденвейзер со скрипачом Б. О. Сибором играли одну из сонат Грига для скрипки и фортепиано. В 1909 г. по инициативе Гольденвейзера в музыкальном магазине Ю.Г. Циммермана Толстой слушал на аппарате «вельте-миньон» (это разновидность механического фортепиано) среди прочего и пьесы Грига в авторском исполнении («совсем не понравились»). Как вспоминал сын писателя С. Л. Толстой, последней музыкой, которую Толстой слышал в жизни, было авторское переложение для фортепиано песни Грига «Ich liebe dich». Играл сам C. Л. Толстой. Он отметил, что, слушая это сочинение, отец «всхлипнул».
Не сохранилось письменных высказываний Толстого о музыке Грига, кроме того, что в черновиках трактата «Что такое искусство?» Григ входил в «отдел хорошего искусства», однако в итоге его имя оказалось вычеркнуто. Правда, современники вспоминали, что отношение к музыке Грига было противоречивым; так, Д. П. Маковицкий записал мнение Толстого о норвежском композиторе, произнесённое не раз: «искусственный» а через какое-то время, когда С. Л. Толстой играл Грига, Толстой сказал: «Я люблю его очень» (ЯПЗ. 1. С 303). С. Л. Толстой в своих воспоминаниях писал: «Некоторые пьесы Грига нравились Льву Николаевичу, особенно романс “Люблю тебя”» <“Іch lіebe dich”. – А.А.>. Он чувствовал оригинальность Грига, но, прослушав “Марш Троллей”, он сказал: "Это уже слишком григисто”».
А. Г. Айнбиндер
ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822 – 1899) писатель. Сотрудник «Современника» автор произведений из народной жизни. Познакомился с Толстым в Петербурге в 1855 г. В это время Толстой сближается с редакцией «Современника», знакомится с петербургскими писателями Сестре М. Н. Толстой 14 апреля 1856 г. Толстой писал «С Григоровичем я познакомился здесь <в Петербурге. – А. Т.>, и он мне очень понравился…» Близость взглядов, принципов литературного творчества способствовала укреплению дружеских и творческих симпатий писателей.
С произведениями Григоровича Толстой познакомился ещё в юности. В письме книгоиздателю М.М. Ледерле, приводя список «сочинений, произведших впечатление» на него в разные годы, Толстой напротив повести Григоровича «Антон-Горемыка» отметил – «очень большое». И спустя почти полвека со времени выхода повести, автор «Войны и мира» и «Анны Карениной» и поздравительном письме Григоровичу 27 октября 1893 г. благодарил его именно за те «первые повести»: «Помню умиление и восторг, произведённые на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе, “Антонам Горемыкой”, бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика – нашего кормильца и, хочется сказать, нашего учителя, можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом». Отношение Толстого к автору «Антона-Горемыки», возникшее в юности, определило характер взаимоотношений писателей на многие годы.
Сотрудники журнала «Современник».
Стоят (слепи направо): Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович;
сидят И.А. Гончаров. И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский
В своих «Воспоминаниях» Григорович так описывал одно из первых появлений Толстого в литературных кругах Петербурга: «Глядя, как он прислушивался, как всматривался в собеседника из глубины серых, глубоко запрятанных глаз и как иронически сжимались его губы, он как бы заранее обдумывал не прямой ответ, но такое мнение, которое должно было озадачить, сразить своею неожиданностью собеседника» (Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1961. С. 149). В высказываниях Толстого Григорович отмечал принципиальность, граничащую порой с
163
резкостью, «всё петербургское» действовало на него раздражительно. На фотографии сотрудников «Современника» 1856 г. Толстой и Григорович стоят рядом. Эта фотография висит в яснополянском кабинете Толстого.
Знакомство писателей продолжалось и в Москве, когда в 1857 г. несколько месяцев Толстой жил здесь. Григорович хорошо знал братьев и сестру Толстого. Встречи и письма были редкие, хотя очень дружеские и тёплые. Толстой регулярно справлялся о Григоровиче в письмах Н.А. Некрасову, В.П. Боткину, А.В. Дружинину, А.А. Фету, Н.С. Лескову.
По воспоминаниям современников, Толстой ценил и «доказывал в Григоровиче истинную народническую нотку: он <Григорович. – А. Т.> первый с любовью писал о мужике, вызывая в читателе симпатию к народу, — вспоминал Л.О. Пастернак слова Толстого, — у других же есть “чаво” и “нитаво”, но нет главного — нет души народной» (ТВС. 1960. 2. С. 128). В Григоровиче Толстой видел истинно народный талант, подчёркивал «прекрасное влияние» его «крестьянских романов, которые сделали своё». «Не считая Григоровича крупным художником», Толстой признавал, «однако, за ним значительные заслуги как за изобразителем народной жизни» (ТВС. 2. С. 144) и так определил место Григоровича в истории русской словесности: «Он принадлежал к числу лучших людей, начинавших важное направление» (запись А.Б. Гольденвейзера.
5 июля 1900 г.).
А.А. Тимакова
ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, литературный и театральный критик, создатель так называемой «органической критики», один из зачинателей почвенничества. Источниками своего критического метода считал Шеллинга и Карлейля, был одним из первых в России критиков гегельянства. Западников (в т.ч. и революционных демократов) и славянофилов называл «теоретиками» и, признавая их заслуги, осуждал за готовность живую жизнь, реальные факты искусства приносить в жертву своим доктринам, либо отвергая эти явления, либо истолковывая их односторонне.
Первое печатное высказывание Григорьева о Толстом – высокая оценка севастопольских рассказов в «Обозрении наличных литературных деятелей»: «Картина мастера <...> произведение истинно поэтическое и по замыслу, то есть по отзыву на величавые события, и по художественной работе» (Москвитянин. 1855. № 15-16. С. 203).
Документально известно о двух встречах Григорьева и Толстого. Первая, 18 мая 1856 г., на даче у В.П. Боткина, в подмосковном Кунцеве, где между Толстым, Григорьевым и А.В. Дружининым произошёл содержательный разговор о драме. Вторая встреча состоялась на обеде у Боткина 3 ноября 1856 г., где был и А. Н. Островский: об этом Толстой записал в дневнике: «Григорьев и Островский, я старался оскорбить их убеждения» (47: 98).
Известно одно письмо Григорьева к Толстому с просьбой отдать в журнал Достоевских «Время» «Казаков», но Толстой отдал повесть в «Русский вестник» М.Н. Каткова.
Уже после смерти Григорьева Толстой неоднократно упоминал о нём в письмах, дневнике и других записях.
Раннему творчеству Толстого Григорьев посвятил опубликованную в журнале «Время» (1862. № 1, 9) большую работу, которую считал принципиально важной: «Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Граф Л. Толстой и его сочинения. Статья первая. Общий взгляд на отношение современной критики к литературе. Статья вторая. Литературная деятельность графа Л. Толстого». Как всегда было характерно для Григорьева, творчество Толстого он стремился рассмотреть в контексте литературного процесса. Для критика было важно определить «существо таланта» Толстого, истоки и смысл толстовского анализа, в чём он и видел свою задачу.
Григорьев вписывал размышления о своеобразии Толстого в занимавшую его тогда концепцию характерных героев русской литературы – «смирного» и «хищного» типов. При этом «смирный» тип он связывал с идеей отрицания, направленной против героизации «хищного» или страстного типа. Выработав эти понятия в процессе анализа творчества Пушкина (образец «смирного» типа - Белкин, «хищного» - Алеко), Григорьев признавал законность героя неудовлетворённого и бунтующего, необходимого как двигатель истории и вполне присущего русскому народу, где оба эти типа представлены и в истории, и в фольклоре.
«Основную черту, поразившую всех в психическом процессе, раскрывавшемся в произведениях Толстого», Григорьев видел в «анализе необыкновенно новом и смелом, анализе таких душевных движений, которых никто ещё не анализировал». Сравнивая Толстого с Гоголем, Тургеневым, Писемским и Гончаровым, он находил, что все эти писатели, хотя и
164
по-разному, решали одну и ту же задачу эпохи. Общее у Толстого с этими писателями одно: «отрицание всего наносного, напускного в нашем фальшивом развитии, отрицанием он, но происхождению и воспитанию разъединённый с почвою, старается, как все, дорыться до почвы, до простых основ, до первоначальных слоёв. Особенность его в том, что он роется глубже всех других». Далее Григорьев показывал, что в решениях каждого из перечисленных современников не удовлетворяет Толстого. В итоге анализ Толстого «дошёл до глубочайшего неверия во все “приподнятые", “необыденные" чувства души человеческой. В этом его высокое значение, в этом же и его односторонность, угрожающая особого рода нигилизмом». Григорьев, правда, полагал, что это временное явление в творчестве Толстого. Он не дожил до его великих романов, где именно взаимодействие простого, «почвенного», с одной стороны, и поэтического, возвышенного, выработанного духовными исканиями с другой, становится едва ли не главным нервом произведения. Но этот этап был им предсказан.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!