Ем ходили куда - нибудь в гости , к Боба знакомым художникам и
поэтам ( Л . Петрушевская . О , счастье _______ ).
В современном дискурсе стимулами бесконечного разверты-
Вания однородного ряда становятся алогичность и ассоциатив-
ность сочетаемости его компонентов:
Тема , однако , не слышал его . Дом , яхту , думал он , автомобиль ,
Вертолет . Библиотеку . Видеотеку . Слугу , камердинера , лакея , эконом -
ку . Зеркало до потолка в старинной раме . <…> Дисков пятнадцать
Тысяч . Симфонический оркестр . Пепел Марии Каллас . Остров в Ин -
дийском океане … ( С . Болмат . Сами по себе ).
Смысловой критерий однородности все чаще «разъедается»
Аномалиями текста, создавая, например, напряжение между тра-
Диционным пониманием однородности сказуемых и их принци-
пиальной неоднородностью:
… на « Але » не откликалась , а только дышала в трубку .
В результате моллюск Адриан перестал вообще подходить к те -
Лефону , боялся ( Л . Петрушевская . « Лав стори ( Роман ) » ).
При рассмотрении речевого и текстового аспектов анали-
Тичности невозможно обойти вниманием активное использование
Вставных конструкций. С одной стороны, они характерны для
Спонтанной устной речи (и способны создавать ее иллюзию в
Разных типах текста), а с другой — обладают большим текстооб-
Разующим потенциалом. С их помощью актуализируются диало-
Гические отношения автора и читателя, вовлекаемого в поиск
|
|
средств художественного выражения:
Я прямо - таки увидел нашу сцену встречи , Веня и я . Реальность
Будущего оборачивалась ( обеспечивалась ) реальностью прошлого .
( В . Маканин . Андеграунд , или Герой нашего времени );
Таких сидело на бортике человек десять — пятнадцать . Чего - то в
Жизни не угадавшие ( не нашедшие ). Не знающие , куда теперь идти
Дальше ( В . Маканин . Удавшийся рассказ о любви ).
А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а
351
В современной прозе в виде вставки оформляются предика-
тивные части сложных предложений, прямая речь и слова автора:
Если угодно , здесь драма минуты , столь любимая в перипетиях
Кино . Не успевает человек перейти мост ( мост уже взлетает на воз -
Дух ). Не успевают удрать за границу ( их арестовывают ). Не успевают
Уехать из отеля ( а там бубонная чума ) ( В . Маканин . Андеграунд , или
Герой нашего времени );
Как много , как бесконечно много может провалиться ( объяснял
Ей старый Арсеньич ) — уйти в зазор меж двух слов . Туда и выбрасы -
Вает лишнее искусный хитрец - автор ( В . Маканин . Удавшийся рассказ
|
|
о любви );
Я встречала ее в спёртом воздухе кинотеатра ( снимите шляпу ,
бабуля ! ничего же не видно !). Невпопад экранным страстям Алексан -
Дра Эрнестовна шумно дышала , трещала мятым шоколадным сереб -
Ром , склеивая вязкой сладкой глиной хрупкие аптечные челюсти
( Т . Толстая . Милая Шура ).
Вставные конструкции со всей очевидностью демонстрируют
Диалектику интеграции и расчлененности. Г. Н. Акимова, диффе-
Ренцируя типы вставок по степени их связанности с основным
Предложением, отметила преобладание синтагматически не
Связанных вставных конструкций 21 . Однако в современной прозе,
Наряду с подобными конструкциями, в роли вставок частотны и
связанные с основным предложением сег-менты:
Поэтому ( на безрыбье рак рыба ) Елена Прекрасная села даже
Немного боком и в упор стала смотреть на первую слабенькую звезду
Над горами , чуть выше и левее незнакомца , а потом перевела взор
На собственные босоножки ( быстро ) и так же мгновенно взглянула на
Сам объект , который в ответ на это зевнул , потер руками лицо и ушел
Вон ( Л . Петрушевская . Новые приключения Елены Прекрасной ).
Важнейшим стимулом развития вставных конструкций, как
|
|
Показал В. А. Шаймиев 22 , является их участие не только в дели-
Митации, но и в интеграции текста, в реализации про- и ретро-
Спективных связей. Включение вставных конструкций не только
Акимова Г . Н. Указ. соч. С. 63.
22 Шаймиев В . А. Вставные конструкции в аспекте их текстового изучения:
Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Л., 1982.
А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а
352
Увеличивает объем предложения, но и создает иллюзию неогра-
ниченного, подобно гипертексту, развертывания его структуры:
Честный человек , внешне очень похожий на образ Пьера Бе -
Зухова из романа « Война и мир » Толстого , очки , полнота , доброта ,
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!