ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 36 страница
Шульце-Энезидем выдает за скепти-
цизм — что-де все чувственное истина
(557) [409], но скептики не то говорили:
надо-де sich. danach richten *, сообра-
зоваться с чувственным, но это-де
не истина. Новый скептицизм н е со-
мневается в реальности вещей. Старый
скептицизм сомневается в реальности
вещей.
все у Секста Эмпирика (2-ой век по Р. X. ) |
Тропы (обороты, аргументы etc. )
скептиков
a. Различие организации животных
(558) [423].
Разные ощущения: желтушному
(dem Gelbsuchtigen) белое кажется
желтым etc.
b. Различие людей. „Идиосинкразия"
(559) [424].
Кому верить? Большинству? Глупо:
нельзя опросить (560) [425].
Различие философий: ссылка
нелепая, возмущается Гегель:...
«такие люди видят все в фило-
софии, только как раз ее — филосо-
фию — они не замечают»... «Как бы
различны ни были между собой
NB
* — сообразоваться с ним. Ред.
274
NB
NB
философские системы, их различия
не так велики, как различие между
белым и сладким, зеленым и жест-
ким; они сходятся в том, что все
они — философские системы, и это
именно то, что упускается из виду»
(561) [426].
... «Все тропы направлены про-
тив Есть; но истина и не есть
это сухое Есть, — она по сущест-
ву представляет собой процесс»...
(562) [426].
с. Различие организации орудий
чувств: разные органы чувств разно
воспринимают (на крашеной доске
глазу нечто кажется erhaben *,
ощущению же нет).
d . Различие обстоятельств в субъекте
(страсть, спокойствие etc. )
e. Различие расстояний etc.
|
|
земля | вокруг versa | солнца etc. ** | или | vice |
f. Смешение (запах при сильном
солнце и без и т. д. ).
g. Состав вещей (стекло — разбитое
непрозрачно etc. ).
h. „Относительность вещей" („реля-
тивность").
i. Частота, редкость явлений etc.;
* — выпуклым. Ред. |
Привычка/
k. Обычаи, законы etc. их различие...
|(10) Это все старые тропы| и Гегель: это все „эмпи-
рическое" — «отказ перейти к понятию»... (566). Это-де
„тривиально".., но...
275
«Но, действительно, против догматизма обыватель-
ского здравого смысла они очень метки»... (567) [431].
5 новых тропов (уже-де гораздо выше, содержат
диалектику, касаются понятий) — тоже по Сексту.
a. Различие мнений... философов...
b. Впадение в бесконечность (одно зависит от другого и т. д. бесконечно).
c. Релятивность (предпосылок).
d. Предположение. Догматики выставляют бездоказательные предположения.
e. Взаимность. Круг (порочный)...
«Эти скептические тропы на самом деле задевают то, что называется догматической
NB |
философией (она по природе своей принуждена вращаться в этих формах) не в том смысле, что она имеет положительное содержание, а в том, что она нечто определенное утверждает в качестве абсолютного» (575) [438].
|
|
против абсолюта Гегель! Вот зародыш диалектического материализма. | где |
N В
«Для критицизма, который вообще
не знает ничего в себе, ничего» (sic!! не
nichts) * «абсолютного, всякое знание о
бытии в себе как таковом есть догма-
тизм; между тем он сам-то и есть наихуд-
ший догматизм, ибо утверждает, что «я»,
единство самосознания, противополо-
женное бытию, существует в себе и для
себя, и вне него точно так же существует
нечто «в себе», причем они абсолютно
не могут встретиться друг с другом»
(576) [438].
„критицизм
есть
„худший
догматизм"
* Замечание В. И. Ленина вызвало тем, что в немецком тексте
перед словом «абсолютного» стоит отрицание nicht (не) вместо nichts
(ничего). Ред.
276
диалекти- |
«Эти тропы попадают в догматическую
философию, которой свойственна эта
манера выставлять в качестве опреде-
ленности тот или другой принцип,
высказывая его в виде какого-либо
определенного положения. Такой прин-
цип всегда обусловлен, и поэтому он
имеет диалектику, разрушение в себе
себя самого» (577). «Эти тропы превос-
ходное оружие против рассудочной фи-
лософии» ( ib . ) [438].
Например-де Секст вскрывает диалек-
тику понятия точки (der Punkt). Точка
не имеет измерения? Значит она вне
пространства!! Она есть граница про-
странства в пространстве, отрицание
пространства и в то же время «причастна
к пространству» — «есть тем самым диа-
лектическое внутри себя» (579) [440].
|
|
«Эти тропы... бессильны против спе-
кулятивных идей, потому что они в себе
самих содержат диалектический момент
и снятие конечного» (580).
Конец XIV тома (стр. 586 [447]).
277
XV ТОМ. ТРЕТИЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
(КОНЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ
И НОВАЯ ДО ШЕЛЛИНГА, СТР. 1-692)
(БЕРЛИН, 1836)
Н О В О П ЛАТОНИКИ143
... „Возвращение к богу"... (5)* [13]**, „самосозна-
ние есть абсолютное существо"..., „мировой дух"...
(7) [14], „христианская религия"... (8) [15]. И тьма
размазни о боге... (8—18) [15—22].
Но этот философский идеализм, открыто, „всерьез" |
А. Филон — (около Р. X. ) ученый ев-
рей, мистик, «находит Платона в
Моисее» etc. (19) [22]. „Познание
бога" (21) [23] есть главное etc. Бог
есть ***, „сумма всех идей",
„чистое бытие" (22) [24] („по Пла-
тону") (22) [25].... Идеи суть „ан-
гелы" (вестники бога)... (24) [25].
Чувственный же мир, „как и у Пла-
тона" = **** = небытие (25)
[26].
Б. Каббала 144, гностики 145--------------
|
|
idem...
Идеи
(Платона)
и боженька
• Hegel. Werke, Bd. XV, Berlin, 1836. Рев.
*• Гегель. Сочинения, т. XI, М. —Л., 1935. Ред,
*** — логос. Ред.
•••• — не существующее. Ред.
278
об эклекти-
ках...
Платона
идеи и
боженька
С. Александрийская философия —
(= эклектицизм) ( = платоники, пи-
фагорейцы, аристотелики) (33, 35)
[33, 35].
Эклектики — либо необразованные
люди, либо хитрые (die klugen Leute *) —
имеют отовсюду хорошее, но...
— собирают всякое добро, «только не об-
ладают последовательностью мышления
и, следовательно, самим мышлением».
Развили Платона...
«Платоновское всеобщее, которое со-
держится в мышлении, получает по-
этому тот смысл, что как таковое оно
есть сама абсолютная сущность» (33)
[33-34]... **
ГЕГЕЛЬ О ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА 146
стр.
(230)*** [175]
(238) [181]
(240) [171]
(Тимей) (248) [184]
****
Софист
Филеб
Парменид
* — умные люди. Ред.
** На этом запись обрывается, далее в тетради следуют чистые
страницы. Ред.
*** Hegel . Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Peд,
**** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред,
27 9
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ» 147
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
281
ГЕГЕЛЬ, СОЧИНЕНИЯ, Т. IX (БЕРЛИН, 1837).
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ истории148
(ИЗДАНИЕ Э. ГАНСА)
Материалы: записи лекций 1822—1831 гг.
Рукопись Гегеля до стр. 73 etc.
Стр. 5* [4]**... «Речи... суть действия,
происходящие между людьми»...
(следовательно, эти речи не болто-
вня).
7 [6] — французы и англичане образо-
ваннее («обладают более... нацио-
нальным образованием»), — а мы,
немцы, больше мудрим в том, как
надо писать историю, чем пишем ее.
9 [7—8] — история учит, „что народы
и правительства никогда ничему
не учились из истории: каждое
время для этого слишком ин-
д и в и д у а л ь н о":
остроумно
и умно!
очень
умно!
«Но опыт и история учат, что наро- |
NB
NB
* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VIII, М. — Л., 1935, Ред.
282
дуальное состояние, что только
исходя из него самого, основываясь
на нем, должно и единственно воз-
можно судить о ней».
стр. 12 [10] - | - „разум правит миром"... |
швах! |
NB |
20 [17]: субстанция материи — тяжесть.
» духа — свобода.
22 [19]. „Всемирная история есть прогресс
в сознании свободы, прогресс, кото-
рый мы должны познать в его необ-
ходимости"...
24 [20] — (подход к историческому мате-
риализму). Чем руководятся люди?
Больше всего „Selbstsucht" *, — мо-
тивы любви etc. реже и их круг уже.
Что же выходит из этого сплетения
страстей etc. ? потребностей etc. ?
28 [23—24] „Ничто великое в мире не со-
вершается без страсти"... страсть есть
субъективная, «постольку формаль-
ная сторона энергии»...
28 i. f. [24] — История не начинается
с сознательной цели... Важно то,
что
29 [25]... является бессознательно для лю-
дей в итоге их действий...
30 [27] |
30 [25]... В этом смысле „разум правит
миром".
31 [27]... В истории совершается через
действия людей «еще (получается)
нечто иное, чем то, чего они доби-
ваются и достигают, что они непо-
средственно знают и хотят».
• — «эгоизмом». Ред.
283
30 [27]... «Они» (die Menschen *) «осуще-
ствляют свой интерес, но тем самым
осуществляется еще нечто более
далекое, что хотя и заключено
внутренне в этом интересе, однако
не заключено в их сознании и в их
намерении».
32 [29]... «Великие люди в истории —
это те, чьи личные, частные цели
заключают в себе субстанциаль-
ное, являющееся волей мирового
духа»...
36 [36] — очень почтенна религиоз-
ность и добродетель пастуха, кре-
стьянина etc. (примеры!! NB), но
... «право мирового духа стоит выше
всех частных прав»...
NB
(ср. Эн-
гельс 149)
„великие
люди"
Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, 97 [94]: „постепенная отмена рабства лучше вне- |
50 [44]. Конституция государства
вместе с его религией... филосо-
фией, мыслями, образованием,
„внешними силами" (климат, со-
седи... ) составляют „одну субстан-
цию, один дух"...
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!