ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 35 страница
Гениальность догадки Эпикура (300 лет до Р. X., — т. е. более 2000 лет до Гегеля) насчет, например, света
и его быстроты.
Вовсе * скрал (NB) Гегель главное: ( N В) |
— все это Гегель скрадывает и говорит
только:
... «Таким способом представлять себе
ощущение крайне тривиально. Эпикур
избрал самый легкий и теперь еще
обычный критерий истинного, по-
скольку оно не воспринимается зрением,
а именно: ему не должно противоречить
то, что мы видим, слышим и т. д. Ибо,
в самом деле, такие продукты мысли,
как атомы, отделение поверхностей
и т. п., нельзя видеть и слышать;
[можно, конечно, видеть и слышать
нечто другое] **; но видимое — с одной
образец
извращения
и оклевета-
ния матери-
ализма
идеалистом
* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в новую тетрадь, на обложке
которой написано: „Hegel", а в начале первой страницы — «История фило-
софии Гегеля, продолжение (2-й том) об Эпикуре (том 14, Берлин,
1833, стр. 485)». Ред.
•* Слова в квадратных скобках в конспекте пропущены, по-види-
мому, случайно. Ред.
266
стороны, и представляемое и вообра-
жаемое — с другой, отлично уживаются
друг подле друга. Они, если оставить
их изолированными, не противоречат
друг другу; ибо противоречие выступает
только там, где есть отношение»...
(485—486) [370-371].
Гегель обошел теорию познания Эпикура и
|
Стр. (486) [371]:
Ошибка, по Эпикуру, проистекает от перерыва в дви-
жении (в движении от предмета к нам, к ощущению
или к представлению?).
«Невозможно иметь, — пишет Гегель, — более скуд-
ную (теорию познания)» (486) [371].
Все будет durftig*, если исказить и обокрасть |
Это auch**
чудесно!!!!
Эпикур
(341-270 до
Р. X. ), Локк
(16 3 2 —
17 04) Dif-
ferenz *** =
2000 лет
а элект-
роны?
Душа-де, по Эпикуру, „известное"
собрание атомов. «Это сказал тоже (!!!)
Локк... Все это — пустые слова»... (488)
[372—373] ((нет, это гениальные догадки
и указания пути науке, а не попов-
щине)).
NB. NB. (489) [373] id. (490) [374];
Эпикур приписывает атомам „к г u m m-
linigte" Bewegung****, это-де
„произвол и скука" (489) [373] у Эпи-
кура — ((а „бог" у идеалистов???)).
* — скудно. Ред.
* * — тоже. Ред.
*** — разница. Ред.
**** — «криволинейное» движение. Ред.
267
«Или же Эпикур отрицает вообще
всякое понятие и всеобщее как сущ-
ность»... (490) [374], хотя-де его же
атомы «сами обладают именно этой
природой мыслей»... «вся непоследова-
тельность эмпириков»... (491) [375].
вздор! ложь!
клевета!
NB
Этим обходится суть материа-
|
бога жалко!! |
«У Эпикура нет... конечной цели
мира, мудрости творца. Нет ничего,
кроме происшествий, которые опреде-
ляются случайным (??) внешним (??)
столкновением сочетаний атомов»...
(491) [374].
И Гегель просто ругает Эпикура:
«Мысли его об отдельных сторонах при-
роды — сами по себе жалки»...
И сейчас же полемика с „Naturwissen-
schaft" heute *, которая-де, как и Эпи-
кур, рассуждает „по аналогии", „объяс-
няет" (492) [375—376] — например, свет
«как колебания эфира»... «Это точь-
в-точь манера аналогии Эпикура»...
(493) [376].
{(Современное естествознание
versus Эпикур — против (NB) Гегеля. ))
У Эпикура «предмет, принцип яв-
ляется не чем иным, как принципом
нашего обычного естествознания... (495)
это все та же манера, которая лежит
в основе нашего естествознания»... (496)
[378].
!!
и „манера
естественных
наук!
и их успех!!
Эпикур и
современное
естество-
знание
Верно только указание на незнание диалек- |
* — «естествознанием»; сегодня. Ред,
268
!NB!
NB!!
NB
NB
NB
NB
Гегель
о плюсах
матери-
ализма
«Вообще об этой манере» (философии
Эпикура) «нужно сказать, что у нее также
есть сторона, с которой ей следует прида-
вать некоторую ценность. Аристотель и
более древние мыслители априорно исхо-
дили из всеобщей мысли в натурфилосо-
фии и из нее развили понятие. Это — одна
сторона; другая сторона, это — необхо-
димость поднять опыт до всеобщности,
найти законы; это значит, что то, что
следует из отвлеченной идеи, должно сов-
пасть с всеобщим представлением, в ко-
торое превращены опыт и наблюдение.
У Аристотеля, например, априорная сто-
рона превосходна, но она недостаточна,
потому что у него отсутствует сторона
соединения, связи с опытом, наблюдением.
Это возведение особенного к всеобщему
есть нахождение законов, природных сил
и т. д. Можно сказать, таким образом,
что Эпикур открыл эмпирическое естест-
вознание, эмпирическую психологию. Це-
лям, рассудочным понятиям стоиков были
противопоставлены опыт, чувственная
наличность. Там — абстрактный ограни-
ченный рассудок без внутренней правды,
а следовательно, без присутствия и действи-
тельности природы; здесь — наоборот, на-
лицо природа: чувство природы более
истинно, чем те гипотезы» (496—497)
[378—379].
|
|
(ЭТО ПОЧТИ ВПЛОТНУЮ ПОДХОД К ДИА-
ЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ. )
Значение Эпикура — борьба с А b е r -
g l а и b е п* греков и римлян —
а современных попов??
|
|
весь-де этот вздор, не перебежал ли
дорогу заяц и т. п. (а боженька?).
NB
NB
* — суевериями, Ред,
271
NB |
«И из нее» (философии Эпикура) «глав-
ным образом исходили те представления,
которые совершенно отрицали сверхчув-
ственное» (498) [379-380].
за что ценили (классики) идеализм?? |
Но-де это хорошо лишь для „endli-
chen "*... «Рушится суеверие, но вместе
с ним рушатся также внутренне обос-
нованная связь и мир идеального» (499)
[380]. Это NOTA BENE.
для Гегеля „душа" |
Стр. 49 9 [380]: Эпикур о душе:
более тонкие (NB) атомы, более бы-
строе (NB) движение их, связь (NB)
etc. etc. их с телом ( D iogenesLaer-
t i и s, X, § 66; 63—64) — очень наивно
и хорошо! — а Гегель сердится, бранит-
ся: «болтовня», «пустые слова», «отсут-
ствие мыслей» (500) [381].
Боги, по Эпикуру, суть „das Allgemeine" ** (50G)
[385] вообще — „частью они суть в числе" как число,
т. е. абстракция от чувственного...
N В боги = совер- |
«Отчасти они» (боги) «совершенство,
подобное человеческому, которое воз-
никает благодаря подобию образов из
непрерывного слияния подобных обра-
зов в одно и то же» (507) [385].
ФИЛОСОФИЯ СКЕПТИКОВ
Говоря о скептицизме, Гегель указы-
вает на его кажущуюся „непобедимость" NB
(Unbezwinglichkeit) (538) [407]:
«В самом деле, человека, который
желает непременно быть скептиком,
нельзя переубедить или заставить при-
нять положительную философию, —
Bien dit!!
* — «конечных». Ред.
** — «всеобщее». Ред,
272
точно так же, как нельзя заставить
стоять человека, парализованного с го-
ловы до ног».
«Положительная философия может по отношению к нему» (den denkenden Skeptizismus *) «иметь следующее сознание: она содержит в себе отрицательный момент скептицизма, последний ей не противоположен, не находится вне ее, а заключен в ней в качестве момента; но она заключает в себе отрицание в его истинности, каким его не имеет скептицизм» (539) [407—408].
(Отношение философии к скептицизму: )
NB диалектика скептицизма „случайна" |
«Философия диалектична, эта диалек-
тика есть изменение; идея как абстракт-
ная идея есть инертное, существующее,
но истинна она лишь постольку, по-
скольку она себя воспринимает как
живую; в том состоит ее внутренняя
диалектичность, что она снимает свой
покой, свою инертность. Таким обра-
зом, философская идея диалектична
внутри себя, а не по случайности;
наоборот, скептицизм пользуется своей
диалектикой случайным образом, — на-
талкиваясь на тот или другой материал,
на то или другое содержание, он пока-
зывает, что они отрицательны внутри
себя»...
Старый (Древний) скептицизм надо отличать от нового (называется лишь Шульце в Гёттингене) (540) [408-409].
Ataraxie (безмятежность?) как идеал скептиков:
недурной анекдот про скептиков |
«Так, Пиррон однажды на корабле во
время бури, указав своим оробевшим
спутникам на свинью, которая сохра-
няла полное равнодушие и спокойно
продолжала жрать, сказал: вот в такой
* — мыслящему скептицизму. Ред.
273
NB скептицизм не есть сомнение |
NB |
атараксии должен пребывать мудрец»
(Diogenes Laertius, IX, 68) — стр. 551 —
552 [419].
«Скептицизм не есть сомнение. Со-
мнение — прямая противоположность
покоя, который является результатом
скептицизма» (552).
... «Напротив, скептицизм равноду-
шен как к одному, так и к другому»...
(553).
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!