ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 38 страница
Отметить переводы терминов Гегеля: | |
Ê t r е — Essence — Notion. (Mesure | etc. ) |
[Бытие — Сущность — Понятие. (Мера и т. | Д. )] *• |
Devenir (das Gewordene) [Ставшее]. | |
L'etre determine (Dasein) [Определенное бытие, | налич- |
ное бытие]. | |
Etre pour un autre (Sein-fur-Anderes) [Бытие для | |
другого]. | |
Quelque chose (Etwas) [Нечто]. | |
Limite (Grenze) [Граница]. | |
Borne (Schranke) [Предел]. | |
Devoir etre (Sollen) [Долженствование]. | |
Etre pour soi (Fur-sich-Sein) [Для себя бытие]. |
292
Existence hors de soi (Außer-sich-Sein) [Вне себя |
бытие]. |
La connaissance (das Erkennen) [Познание]. |
Actualite (Wirklichkeit) [Действительность]. |
Apparence (Schein) [Кажимость]. |
Etre pose (das Gesetztsein) [Положенное бытие]. |
Position (Setzende Reflexion) [Полагающая рефлексия]. |
Fondement ou raison d'etre (Grund) [Основание]. |
L'universel (das Allgemeine) [Всеобщее]. |
Particulier (das Besondere) [Особое]. |
Jugement (das Urteil) [Суждение]. |
Raisonnement ou Syllogisme (Schluß) [Умозаключение, |
или силлогизм (заключение)]. |
NB! |
Отметить еще забавные попытки автора оправдать,
as it were *, Гегеля от обвинений, в „реализме" (читай:
материализме). У Гегеля «философия в целом является
силлогизмом. И вот в этом силлогизме логика есть
всеобщее, природа — особое, а дух — индивидуальное»
(стр. 123). Автор „разбирает" (= жует) последние фразы
Логики о переходе от идеи к природе. Выходит, что ум
через природу (в природе) познает идею = закономер-
ность, абстракции etc... Караул, почти материализм!!...
«Рассматривать природу в себе, абстра-
гируя от духа, — не значит ли это тем
самым вернуться к самому наивному реа-
лизму?»
|
|
NB |
«Правда, вставляя между логикой и фи-
лософией духа философию природы, Гегель
тем самым становится на точку зрения
реализма; но здесь нет никакой непосле-
довательности с его стороны... Реализм
Гегеля является лишь переходной сту-
пенью. Это точка зрения, которая должна
быть преодолена» (129).
«Что реализм заключает в себе относи-
тельную истину, — это неоспоримо. Столь
* — так сказать. Ред.
293
NB |
!!?? |
естественная и всеобщая точка зрения
не может быть случайным заблуждением
человеческого духа... Чтобы преодолеть
реализм, она» (la dialéctique) «сначала
должна будет дать ему полное развитие,
и только таким образом она докажет необ-
ходимость идеализма. Вот почему Гегель
принимает время и пространство за общие
определения природы, а не за формы ра-
зума. Кажется, что в этом пункте он рас-
ходится с Кантом, но это — лишь по ви-
димости и на словах... »
NB Гегель = |
... «Это объясняет, почему он» (Hegel)
«говорит о чувственных качествах, как
если бы они были реально присущи телу.
Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его
по этому поводу в невежестве. Неужели
ученый философ полагает, что Гегель
никогда не читал Декарта, Локка или
даже Канта? Если он реалист, то не в силу
невежества, не из-за непоследовательно-
сти, но лишь в виде переходного положе-
ния и следуя методу» (130).
|
|
Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика
не математическая, а логика противоречий, перехода „от чистой абстракции к реальности" (etc. ). У Спинозы-де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов
идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «нахо-
дится рядом с миром тел, а не стоит над ним»...
... «Идея развития, столь характерная для гегельян-
ства, лишена смысла для Спинозы»... (138).
Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Пла-
тоном признает необходимое сосуществование противо-
положностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).
Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме...
(вот-де как мотивируется это обвинение):
... «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его»
(гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-
294
ванного и обожествленного человека? Существует ли его
бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).
„Защита" Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.
|
|
Гегель |
Не „догматик" ли Гегель? (глава VI:
«Догматизм Гегеля»). Да, в смысле
не-скептицизма, в смысле древних
(стр. 147). Но у Канта это = познавае-
мость „вещей в себе". Гегель (как и
Фихте) отрицает вещи в себе.
NB |
У К ант а «агностический реализм»
(стр. 148 i. f. ).
Кант |
... «Кант определяет догматизм с точки
зрения агностицизма. Догматик тот,
кто считает возможным определить вещь
в себе, познать непознаваемое. Впро-
чем, догматизм может принимать двоя-
кую форму»... (149). Или-де мистицизм,
или-де
NB материали- |
... «он может также наивно возво-
дить чувственную действительность
в абсолютную действительность,
отождествлять феномен и ноумен.
Тогда мы имеем дело с эмпириче-
ским догматизмом, с догматизмом
обывателей и ученых, чуждых фи-
лософии. Материалисты впадают в
эту вторую ошибку; первая ошиб-
ка, это — ошибка Платона, Де-
карта и их учеников»...
У Гегеля-де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой кате-
горий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).
|
|
295
NB |
... «Разумеется, отвергая ноумены, он»
(Hegel) «тем самым помещает действи-
тельность в феномен, но эта действитель-
ность в феномене как таковом — есть лишь
непосредственная действительность, а сле-
довательно, относительная и внутренне
неполная. Истинной действительностью
она является лишь по подразумеваемому
смыслу и при условии своего дальнейшего
развития»... (151).
недурно! |
... «Впрочем, между умопостигаемым и
чувственным нет абсолютной противо-
положности, нет разрыва, нет неперехо-
димой бездны. Чувственное есть предва-
ренное чувством умопостигаемое, умопости-
гаемое есть понятое чувственное»... (152).
(Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель
кое на что пригодился!)
... «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает
в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной
постепенности восходим от первого ко второму»
(153).
... «Таким образом, что бы там ни говорили, филосо-
фии Канта присущ основной порок мистического догма-
тизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой
доктрины: абсолютное противоположение чувственного
и сверхчувственного и непосредственный переход от
одного к другому» (156).
позитивизм = |
В главе VII: «Гегель и современная
мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста
Конта (Comte) и, разбирая его, называет
его «агностической системой» (166).
( Id. 169: «позитивистский агностицизм». )
Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недур-
но иногда бьет его за половинчатость, — говоря,
например, что вопроса об источнике законов или
„постоянства" в фактах („des faits permanents" *, 170)
не избежать:
• — «постоянных фактов». Ред.
296
... «В зависимости от признания их» (les faits per-
manents) «непознаваемыми или познаваемыми прихо-
дишь или к агностицизму или к догматической фило-
софии»... (170 i. f. ).
Неокритицизм г. Renouvier есть-де эклектицизм,
среднее между «позитивистским феноменализмом и
собственно кантианством» (175).
Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель |
Французские переводы Гегеля: Vera : „Логика", „Фи-
лософия духа", „Философия религии", „Философия
природы";
Ch . Benard : „Эстетика и поэтика".
Сочинения о гегелизме:
Е. Beaussire . „Antecedents de I'hegelianisme" *.
P. Janet. „La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.
1860.
Mariano. „La Philosophie contemporaine en Italie" ***.
Vera. „Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
' — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред.
• * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред.
*** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред.
***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.
297
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)]
I. Учение о бытии. А; Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-
ществования
a) тождество — различие—
основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанци-
альности;
b) » каузальности;
c) взаимодействие.
III . Учение о понятии. А ) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
298
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие ( | познание) в бытии (в непосредственных |
явлениях) | открывает сущность (закон причины, |
тождества, | различия etc. ) — таков действительно |
общий | ход всего человеческого познания (всей |
науки) вообще. Таков ход и естествознания | |
и полит | и ч е с к о й экономии | и истории |. |
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто- | |
рии мысли. | Чрезвычайно благодарной кажется задача |
проследить | сие конкретнее, подробнее, на истории |
отдельных | наук. В логике история мысли должна, |
в общем и | целом, совпадать с законами мышления. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 |
абстрактное |
* * * ** |
в |
Бросается в глаза, что иногда
Гегель идет от абстрактного к кон-
кретному (Sein * (абстрактное) —
X ) a s е i п** (конкретное) — Fiir-
sichsein ***), — иногда наоборот
(субъективное понятие — объект—
истина (абсолютная идея)). Не
есть ли это непоследовательность
идеалиста (то, что Marx называл
Ideenmystik **** у Гегеля)? Или
есть более глубокие резоны? (на-
пример, бытие — ничто — идея
* — бытие. Ред.
*• — наличное бытие. Ред.
** — для себя бытие. Ред.
• •*• — мистикой идей. Ред.
••••* — все течет. Ред.
301
# Качество и |
становления, развития). Сначала
мелькают впечатления, затем вы-
деляется нечто, — потом разви-
ваются понятия качества # (опре-
деления вещи или явления) и
количества. Затем изучение и раз-
мышление направляют мысль к по-
знанию тождества — различия —
основы — сущности versus явле-
ния, — причинности etc. Все эти
моменты (шаги, ступени, про-
цессы) познания направляются от
субъекта к объекту, проверяясь
практикой и приходя через эту
проверку к истине (= абсолют-
ной идее).
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!