ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI ). 31 страница
Очень верно и важно — именно это повторял попу- У естествоиспытателей узко понятие превращения |
* — природа. Рей.
** — естествоиспытателей, Ред,
237
... «Он» (Heraklit) — «тот, кто впервые выразил при-
роду бесконечного и впервые также понял природу
как в себе бесконечную, то есть понял ее сущность —
как процесс»... (346) [257].
О «понятии необходимости» — ср. стр. 347 [258]. Герак-
лит-де не мог видеть истину в «чувственной достовер-
ности» — но в „необходимости"
*
„а б с о л ю т- |
«абсолютное опосред-
ствование» (348) [258].
NB
NB: Необходи- |
«Разумное, истинное, которое я знаю,
есть, правда, возвращение из предмет-
ного, как из чувственного, единичного,
определенного, сущего. Но то, что разум
знает внутри себя, есть в такой же мере
необходимость, или всеобщее бытия,
это есть сущность мышления, как это
есть также сущность мира» (352) [261].
ЛЕВКИПП
368 [268]: «Развитие философии в исто-
рии должно соответствовать раз-
витию логической философии; но
в последней должны быть места,
которые выпадают в развитии в
истории».
|
|
Развитие фи-
лософии в ис-
тории „долж-
но соответст-
вовать" (??)
развитию
логической
философии
Тут очень глубокая и верная мысль в сущности ма-
териалистическая (действительная история есть база,
основа, бытие, за коим идет сознание).
Левкипп (Leucipp) говорит, что атомы невидимы
«вследствие малости их тела» (369), — а Гегель возра-
* — (рок) — ((логос)). Ред.
238
жает, что это „Ausrede" (ib. ), что „Eins"* нельзя
видеть, что „das Princip des Eins" „ganz ideell" ** (370),
что Левкипп не „эмпирик", а идеалист.
?? натяжка идеалиста-Гегеля
конечно, натяжка.
([Натягивая Левкиппа под свою логику, Гегель распро-
страняется насчет важности, „величия" принципа (368)
[265] Fursichsein ***, видя его у Левкиппа. Пахнет
натяжкой отчасти. ] ****
Но есть и зерно истины: оттенок („момент") отдель-
ности; прерыв постепенности; момент сглажения про-
тиворечий; прерыв непрерывного, — атом, единица.
(Ср. 371 i. f. [268]): — «Единица и непрерывность суть
противоположности»...
Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде;
нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать
логические (гносеологические) оттенки, очистив от
Ideenmystik *****: это еще большая работа).
материализм
(Гегель боит-
ся слова:
чур меня)
|
|
versus
атомистика
«Атомистика противопоставляет себя
поэтому вообще представлению о сотво-
рении мира и сохранении мира силой
чуждого существа. Естествознание впер-
вые чувствует себя в атомистике осво-
божденным от необходимости указать
основание существования мира. Ибо
если представлять природу сотворенной
и сохраняемой чем-либо другим, то ее
следует представлять как не суще-
ствующую самое по себе, а как имею-
щую свое понятие вне себя, т. е. как
имеющую чуждое себе основание, она
как таковая не имеет основания, она
* — «отговорка» (там же), что «одно». Ред.
** — «принцип одного» «совершенно идеален». Ред,
*** — для себя бытия. Ред.
* * * * Текст в квадратных скобках в рукописи перечеркнут. Ред,
* * • * * — мистики идей, Ред,
239
постижима лишь из воли другого: та-
кова, какова она есть, она случайна,
без необходимости и понятия в самой
себе. В представлении же атомистики
заключается представление о в-себе-
бытии природы вообще, т. е. мысль
находит в ней себя самое»... (372—373)
[269].
Излагая Diogenes Laertius, IX, § 31 —
33 — атомистику Левкиппа, „вихри"
(Wirbel — ) * атомов, Гегель не ви-
дит в. этом никакого интереса («ни-
какого интереса»... «пустое изображе-
ние», «смутные запутанные представле-
ния» — стр. 377 i. f. [271-272]).
|
|
Слепота Гегеля, однобокость идеа-
листа!!
NB
ДЕМОКРИТ
Демокрита Гегель behandelt совсем уже stiefmütter-
lich **, всего стр. 378—380 [270—272]! Невыносим идеа-
листу дух материализма!! Приведены слова Демокрита
(стр. 379 [272]):
«Согласно мнению ( ) суще-
ствует теплое, согласно мнению
существует холодное, согласно мне-
нию — цвет, сладкое и горькое;
согласно же истине ( ) — только
неделимые и пустота» (Sextus Empi-
ricus. Adversus Mathematicos, VII,
§ 135) 121.
И делается вывод:
... «Итак, мы видим, что Демокрит
выразил более определенно разли-
чие моментов в-себе-бытия и бы-
тия-для-другого»... (380) [272].
* Diogenes Laertius (стр. 235) «vertiginem» — латинский перевод.
* * — трактует совсем уже как мачеха. Ред,
240
,. дурной
идеализм"
(мое
ощущение)
ср. Мах 122
Гегель
versus
Е. Mach... **
NB:
родовое по-
нятие есть
„сущность
природы",
есть
закон...
Этим-де „открыта дверь" „дурному
идеализму", что — „ meine Empfindung,
mein "... *
... «Положено чувственное, лишенное
понятия многообразие ощущения, в ко-
тором вовсе нет разума и до которого
этому идеализму более нет дела».
ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА
Анаксагор. *** — „причина мира
и всякого порядка", и Гегель поясняет:
... «Объективная мысль... разум в
мире, также и в природе или, как мы
говорим о родах в природе, они суть
всеобщее. Собака есть животное, это —
ее род, ее субстанциальное; — она сама
есть это. Этот закон, этот рассудок,
этот разум сам имманентен природе,
есть сущность природы; она не фор-
мируется извне, подобно тому, как
люди делают стул» (381—382).
|
|
„ то же, что душа" (Аристотель
об Анаксагоре) — стр. 394 [289]
и... **** пояснение этого скачка, от общего |
По поводу гомеомерпй 123 Анаксагора (ча-
стицы того же рода, что целые тела) Гегель
пишет:
* — «мое ощущение,. мое»... Ред.
** — по отношению к Э. Маху... Ред.
*** — разум. Ред.
**** Одно слово в рукописи В. И. Ленина осталось не расшифрован-
ным Ред.
***** — Именно здесь крайности сходятся (и преобразуются'). Ред.
241
«Превращение следует брать в двояком
смысле, в смысле существования и в смысле
понятия»... (403—404). Например-де, гово-
рят, воду можно убрать — камни останут-
ся; голубую краску убрать, красная и т. д.
останется.
«Но это только в смысле существования;
в смысле понятия они пребывают только
одно через другое, это — внутренняя необ-
ходимость». Как в живом теле нельзя вы-
нуть одно сердце без гибели легких etc.
«Равным образом природа существует
только в единстве, подобно тому как мозг
бывает только в единстве с другими орга-
нами» (404)
причем превращение одни понимают в
смысле наличности мелких качественно-
определенных частиц и роста (respective
уменьшения) [соединения и разъедине-
ния] их. Другое понимание (Гераклит) —
превращение одного в другое (403).
превра-
щение
(значе-
ние его)
Существование | и понятие | — должно | быть, | У | Ге- | |
геля отличаются | примерно | как: факт | (бытие) | от- | ||
дельно взятый, вырванный из связи, | и | связь | (поня- | |||
тие), соотношение | , сцепление, | закон, | необходимость. | |||
415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и
для себя суть»...
Говоря о том, что трава — цель для животного, оно
для человека etc. etc., Гегель заключает:
«Круг, завершенный внутри себя, но завершение
которого равным образом есть переход в другой круг; —
вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит
непосредственно на периферии другого высшего круга,
поглощающего его»... (414) [303].
NB: „общее" как |
До сих пор-де мало дали древние:
«Общее есть скудное определение, ка-
ждый знает об общем, но не знает о нем
как о сущности» (416) [304].
242
„развитие природы познания" |
... «Но здесь начинается более опре-
деленное развитие отношения сознания
к бытию, развитие природы познания
как познания истинного» (417). «Дух
продвинулся до выражения сущности
как мысли» (418) [305].
«Это развитие общего, в котором сущность совер-
шенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь
ославленной мудрости софистов» (418) [306].
((Конец I тома)) |П том начинается с софистов. [
243
XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ
По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует
ту мысль, что-де в софистике есть элемент, общий
всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в
том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und
Gegengriinde *, —„рефлектирующее резонирование", —
нахождение во всем многоразличных точек зрения;
((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о
Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера
всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:
Прота- |
... «Человек есть мера всего, — человек,
стало быть, субъект вообще; сущее, следо-
вательно, существует не изолированно, а есть
для моего знания, — сознание по существу
своему есть то, что в предметном производит
содержание, субъективное мышление прини-
мает в этом самое существенное участие.
И это то, что доходит вплоть до новейшей
философии. Кант говорит, что мы знаем
лишь явления, т. е. что то, что нам предста-
вляется как объективное, как реальность
должно рассматриваться лишь в его отно-
шении к сознанию и не существует без этого
отношения»... (31) ** [25] ***.
Второй-де „момент" — объективизм (das Allgemeine ****) «оно положено мной, но оно также и
* — и противодоводов. Ред.
•* Hegel . Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.
**** — общее, всеобщее. Ред.
244
само по себе объективно всеобще, не будучи поло-
жено мной»... (32) [25].
релятивизм |
Diese „Relativitat" * (32). «Все об-
ладает лишь относительной истиной»
(33) [25] по Протагору.
Кант софисты |
... «Кантовское явление есть не что
иное, как толчок извне, некий х, неиз-
вестное, то, что получает определения
впервые через наше чувство, через нас.
Хотя и есть объективное основание
того, что мы это называем холодным,
а то — теплым, так что, хотя мы можем
сказать, что они должны заключать
в себе отличие одного от другого, од-
нако тепло и холод — есть только в на-
шем ощущении, точно так же и вещи
суть и т. д.... таким образом, опыт был
назван явлением» (34) [27].
не только |
«Мир есть явление не потому, что он
существует для сознания, т. е. что его
бытие только относительное для созна-
ния, но в равной мере он есть явление
в себе».
скептицизм |
... «Гораздо большей глубины достиг
этот скептицизм у Горгия»... (35) [28].
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!