К вопросу о результатах российских «реформ»: состоялась ли модернизация? 10 страница
49 Ксенофонтов М.Ю. К вопросу о целевых установках, ограничениях и рисках структурно-технологической модернизации российской экономики // Проблемы прогнозирования, 2010, №3. С. 17 http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2010/3/01
А.И. Московский
20 лет упадка и извращения смысла науки и образования
Двадцать лет рыночных реформ России, начатых штурмом советской экономики под лозунгом «либерализация цен» - «финансовая стабилизация» - «приватизация государственной собственности», - выросшего в магическую формулу либеральных преобразований на все 20 лет, непосредственно не имел направленности на реформирование науки и образования. Но внутренне важное указание для этого содержится в тезисе «финансовой стабилизации», необходимо связанной с бюджетом. Либеральная идея «минимизации государства», дополненная «минимизацией бюджета», была развита бывшим министром науки и технической политики Б. Г. Салтыковым, заявившим, что «у нас слишком много науки», и эта фраза надолго стала важным аргументом снижения бюджетных расходов на науку и образование. Несмотря на то, что определение -«слишком много» не имело и не имеет под собой никакого конкретного обоснования, оно хорошо согласуется с «минимизацией государства» - «минимизацией государственных расходов на науку и образование». Сегодня по этим расходам Россия стоит в ряду слаборазвитых стран.
Жалкое финансирование науки подкрепляется аргументами интеллектуальной элиты. Известный журналист Леонид Радзиховский внушает слушателям «Эха Москвы»: «Наука - это излишество... Наука - это роскошь... Без науки можно прожить». Даже во фразе Салтыкова «науки слишком много» допускается хотя бы какое-то пространство необходимости науки. Радзиховский не оставляет вообще ей места среди необходимых элементов бытия современного российского общества.
|
|
Зачинатели рыночных реформ в Советской экономике исходили из представлений об экономике, почерпнутых из ортодоксальной неоклассической теории. В этой теории нет места какой-либо внятной теории науки, образования как нет места и теории производства. Все пространство экономики заполнено исключительно «рынком», на котором действует единственный субъект - «индивид» win «только индивиды».
248
А.И. Московский
20 лет упадка и извращения смысла...
Еще в середине 80-х годов будущие реформаторы на своем семинаре в пансионате «Змеиная горка»1 под Ленинградом вполне определились, что целью преобразований в Советском Союзе должно быть построение капиталистической экономики. Первоначально это не афишировалось. И не все это безоговорочно приняли. Возможно, поэтому часть участников ушла из семинара на его начальной стадии. Но важно, что никто из оставшихся участников семинара тогда не имел даже малейшего представления, о том, что капитал для своего существования, роста и развития нуждается в некоей коллективности, в некоей коллективной силе, без которой он не может существовать, расти и развиваться. Именно в ней заключается огромный ресурс роста, гибкости и пластичности капитала, которой он -на вполне законных основаниях! - распоряжается как своей индивидуальной частной собственностью. Такой ресурс, такая сила заключена в специфической форме коллективности - совокупной или совместной рабочей силе. Эта форма коллективности - не единственная её форма, но можно сказать базовая, поскольку заключена в производстве условий жизни капиталистического общества и в главном его институте - капитале. Сегодня, когда предпринимаются решительные меры по «модернизации», «реформированию» науки (и образования), как никогда важно понимание коллективности как объективного, внутреннего, необходимого свойства еще одного института современного общества - науки.
|
|
Реформаторы терпеть не могли Маркса и марксизм и вычеркнули все его идеи из своего актуального сознания, включая, естественно, понимание Марксом науки в качестве формы «всеобщего труда». Но реформаторы не знали и другого важного теоретического направления современности - классического институционализма, в котором коллективность действия занимает одну из главных позиций. Институционалисты-классики рассматривают институт как коллективное действие, которое формирует и расширяет индивидуальное действие (Дж. Коммонс). Институционалисты не отвергают индивидуального действия, но их внимание обращено преимущественно на те сферы экономики, где оно связано - множественно и очень по-разному, - но совсем непросто с коллективным действием -предприятие, корпорация, государство, учреждения образования и
|
|
1 Воспоминания о нем опубликованы на сайте polit.ru - в 2006 г. Е. Гайдара и в 2011-ом - других участников.
249
Часть 2 Реформы: отторжение инноваций
здравоохранения, профсоюзы, партии, профессиональные ассоциации и т. д. Во всех этих формах индивид представлен, но не как исключительно потребитель, а как участник деятельности, как работник как производитель, как созидатель. И марксизм, и институ-ционализм не сводят экономику к рынку, а акцентируют внимание на деятельности людей, на всем многообразии форм этой деятельности, которая только и создает возможность самого рынка. Императивы спроса и предложения, заключающими в себе только два вида действий - куплю и продажу, рынка, конкуренции, распространяемые реформаторами на них, не могут не быть разрушительными по отношению к объективно обусловленным и необходимым многообразным формам коллективного действия - таким, как наука, образование, здравоохранение, многие сферы культуры, наконец, само государство.
|
|
Для либерально-рыночного реформирования этих сфер магическая мантра «либерализация - стабилизация - приватизация» была развита в другую священную формулу - «бизнес - рынок - конкуренция - потребитель». Наука - это бизнес и рынок «научных» идей (?). Образование - это бизнес и рынок «образовательных услуг»(?), а главный смысл и цель образовании - «взрастить потребителя» (А. Фурсенко). Здравоохранение - «это же просто бизнес и рынок медицинских услуг» (?). Ну а чтобы оно прочнее укрепилось в этом своем качестве, надо поставить его на фундамент «страхового бизнеса» - «бизнеса медицинского страхования». И так до государства - до рынка «услуг государства потребителю».
В теоретических представлениях реформаторов - в «неоклассическом мэйнстриме», в «новом институционализме», в так называемой «новой политической экономии» - любое проявление коллективности и сам термин «коллективность» табуированы, вызывая специфический интеллектуальный дальтонизм, выражающийся в том, что во всех социальных явлениях они видят проявления только индивидуального, не замечая ничего, выходящего за его пределы. Такая позиция или «принцип методологического индивидуализма» заявляет о себе иногда весьма решительно: «... «пафос» этого принципа .. .в стремлении исключить из научного рассуждения такие надындивидуальные феномены как «коллектив», «класс», «организация», «общество»...»2 Это будит тревожные воспоминания - «исключить из
Тамбовцев В.Л. Перспективы «экономического империализма»
250
А.И. Московский
20 лет упадка и извращения смысла.
комсомола», «исключить из партии», исключить из науки, как в 1948 году «школа Лысенко» исключила из науки генетику и генетиков.
О разрушительности рыночных реформ для российской науки неоднократно заявлял - выразительно и аргументировано - известный биолог, профессор Московского университета Симон Эльевич Шноль.3
Начала науки относят обычно к очень давним временам, но фактом общепризнанным является то, что беспрецедентно мощное её развитие, кажущееся даже экспоненциальным, происходит последние двести лет. Это развитие совпадает с двумя крупными социально-экономическими сдвигами этого периода: во-первых, становлением и развитием капиталистических общественных отношений и, во-вторых, возникновением и распространением индустриального способа производства. К. Маркс аргументировано доказал закономерный характер этой связи в «Капитале». Это было многократно интерпретировано другими авторами в разной степени близости к логике аргументации Маркса.
Из этой истории нельзя исключить и опыт семидесяти лет развития науки, технологии, образования в Советском Союзе, который представляет уникальный пример реальной возможности сжатия во времени того двухсотлетнего развития, который прошел западный мир. Российские политики, экономисты, обществоведы сегодня склонны отвергать начисто этот опыт, какую-либо его ценность для настоящего и будущего, рассматривая его исключительно как историю «проклятого тоталитарного прошлого» России. Однако этот опыт слишком упрямый, многократно и детально описанный и достаточно глубоко осмысленный факт. Более того, кое-что из этого опыта перенимали другие страны - отнюдь не только бывшие социалистические. Никакие эмоции идеологического характера не могут его опровергнуть. Но сегодня другие эмоции, выражающие интересы и идеологию современной элиты, её собственности и власти стремятся до отказа заполнить все пространство общественного сознания, являя собой одну из форм и способов становления «специфического тоталитаризма» постсоветской России.
У этого тоталитаризма отнюдь не советские корни, в которых непросто, но следует хорошенько разобраться. Например, известный
//Общественные науки и современность 2008, № 5, с. 133.
3 Шноль С.Э. История российской науки: на пороге краха. Полит.Ру. 2 ноября
2006 года.
251
Часть 2 Реформы: отторжение инноваций
французский экономист, Морис Алле, отмечая угрозу «нового схоластического тоталитаризма», связывает его с феноменами «математического шарлатанства» и «дикой эконометрики»4. Декан факультета высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков обращает внимание на крайне агрессивный и опасный «тоталитаризм массовой культуры», паразитирующий на действительном искусстве и науке, являясь угрозой их уничтожения5. То есть, он имеет свои особые истоки, свои специфические причины, а также поддерживающие структуры и социально-кадровый и даже научный потенциал. Одна из целей этого тоталитаризма - вычеркнуть из сознания общества историю советского прошлого, а главное - забыть реальный опыт создания промышленности, науки, системы образования, здравоохранения, огромной экономики, превысившей экономику дореволюционной России в 70-80 раз. Этой задаче противостояли и противостоят совсем другие идеи. На конференции 1990 года в Будапеште, посвященной проблемам развития бывших социалистических стран Восточной Европы известный и авторитетный американский экономист Мансур Олсон заявил6, что мы ничего не поймем в этой проблематике, пока не ответим на вопрос, как в течение 50-ти лет социалистическая экономика могла производить все то, что она производила. Этот вопрос имеет естественное продолжение - как могло произойти за эти 50 лет, - в которое входят огромные военные потери и восстановление разрушенного войной хозяйства, - семидесятикратное умножение экономики России? Собственное объяснение этого факта Олсоном, которое он связывает исключительно с «насилием» и «репрессиями» тоталитарной системы представляется неубедительным. Насилие и репрессии всегда есть преимущественно негативный, отрицательный фактор и не может быть достаточным объяснением столь длительного и столь мощного развития науки, техники, экономики.
Но попытки такого рода были. Например, апеллируя к печально знаменитым «шарашкам», один журналист строит такое рассуждение: творческий образованный человек, ученый, попадая в заключение, не имел другой возможности «сохранить свою свободу, сохра-
4 Алле М. Экономическая наука и факты. //THESIS 1994. Т.П, вып.4, с. 11
5 Третьяков В. Университеты: от обороны - к наступлению. «Известия», 14 мая 2010 года.
6 Осуществление рыночных реформ в странах Восточной Европы. М. 1994, с. 91.
252
А.И. Московский
20 лет упадка и извращения смысла...
нить себя как человека» иначе, как «погружаясь в интенсивное научное творчество». Этой точке зрения не откажешь и в некоторой проницательности, но и в немалой дозе иезуитства. Ни А. Ф. Лосев, ни С. П. Королев, ни, к сожалению, многие другие, попавшие в мясорубку репрессий люди, стали мыслителями или учеными не в лагере или «шарашке» - они стали таковыми до заключения, которое скорее сократило результат их творческой деятельности, чем было фактором их научной продуктивности. Поэтому в такой точке зрения нет ни тени научности, а больше изощренного вымысла, литературно-идеологической тенденциозности, питаемой ненавистью к советскому прошлому, чем объяснения действительных истоков прогресса науки в Советском Союзе.
Этой позиции правомерно противопоставить тоже, может быть, не столько «научную», сколько «литературную», но взвешенную и достаточно твердую оценку советского опыта. Она принадлежит известному писателю, поэту, являющемуся к тому же еще и учителем литературы в школе - педагогом, что, несомненно, придает особую проницательность его мысли и вызывает дополнительное доверие к нему. Это Дмитрий Быков, хорошо известный в обществе по циклу Гражданин Поэт. В одной из передач на «Эхе Москвы» ведущий её Лев Гулько заметил, что в словах Быкова промелькнуло что-то похожее на ностальгию по «советскому прошлому» и попросил объяснить это. Вот что ответил Д. Быков: «Советский Союз представляется мне во многих отношениях, конечно, чудовищной системой, но во многих отношениях прорывной. Она в любом случае была сложнее и интереснее, чем нынешняя Россия. Она была побеждена не чем-то лучшим, а много худшими силами. Силами потребления, лени, откатом в пещеру, пещерной архаикой, эгоизмом, ленью. И мне представляется, что Советский Союз у нас еще впереди. Если мы хотим идти дальше вперед, нам придется миновать эту стадию заново, потому что мы от нее откатились назад...»7.
Здесь совершенно отчетливо выражено ощущение того, что современная Россия потеряла из прошлого что-то весьма существенное, ценное, крайне необходимое ей сегодня, без чего невозможно «идти дальше вперед». Это ощущение широко распространено среди представителей деятелей культуры, отличающихся от остальных смертных целостным восприятием жизни, обостренной способно-
253
7 Книжное Казино - передача на «Эхе Москвы» 14.08.2011
Часть 2 Реформы: отторжение инноваций
сгью воспринимать подлинное, настоящее. Они говорят об этом -совсем не мечтая о возврате советского социализма. Но что это -важное, ценное в советском опыте России? Может оно заключено в словах Евгения Велихова - «Необходимо вернуть культ (?-!) знания»? Или в неоднократных призывах С. П. Капицы - «необходимо восстановить уважение к науке»? Или в рассуждениях Виталия Третьякова в статье «Университеты: от обороны к наступлению»? Во всех этих случаях сердцевина утраченных ценностей, так или иначе, оказывается связанной с наукой и образованием. Но что такое наука? Что такое образование? Сегодня вопрос «что есть наука» несет печать не меньшей сакраментальности, чем вопрос Понтия Пилата «что есть истина».8 К сожалению, нынешние рыночные реформаторы науки, включая самых продвинутых в этом вопросе людей, например, Игоря Федюкина9, демонстрируют такой гигантский масштаб непонимания природы и действительной ценности науки для общества, что будущее и науки, и образования, и экономики России в целом не может вызывать оптимизма.
В течение двадцатого и уже двадцать первого века в мире и в России накопился такой большой массив многообразнейших изменений и в формах капитала, и в технологиях, и в науке, которые венчаются сегодня столь многообразными проявлениями так называемой «информационной революции», что необходимая и закономерная связь между «капиталом», «промышленностью», «технологией», «наукой», «знанием», «образованием» и «информацией» сегодня растаяла, растворилась. Она исчезла не только для понимания «lay public» (грамотной, но непрофессиональной публики, излюбленной
"Сулакшин С.С. Наука и государственное управление: российский случай //Экономическая наука современной России 2008, №1. Автор аргументировано показывает, что управление (тем более реформирование) наукой невозможно без понимания того, что есть наука. Сегодня администраторы от науки (МинОбр), хорошо сознавая или «позиционируя себя как обслуживающее подразделение» (слова И.Федюкина в Якутске 27 августа 2012 года) принимают «импакт-фактор и индекс цитирования» за ответ на вопрос «что
есть наука».
9 Федюкин И. Российская наука: от кризиса качества к поискам точек роста. //Экономическая политика 2009, №10. В июне 2012 года президент Медведев назначает новому министру образования Ливанову Д.В. заместителем И. Федюкина, а также еще заместителями - А. Климова и И. Реморенко. Из всех четверых только Игорь Реморенко имеет педагогическое образование и некоторый опыт работы учителем в школе.
254
А.И. Московский
20 лет упадка и извращения смысла.
аудитории многих ток-шоу, а так же некоторых «мозговых центров», таких как, «институт Катона»), но, что особенно удивительно, и для представлений значительной части профессиональных ученых, исследователей всех этих изменений.
Каждая из проблем - науки, технологии, индустриальности, информации, капитала - стала отдельной самодовлеющей проблемой, которая не имеет внешне видимых, значимых и конкретных связей с остальными. Для науки такой разрыв означает угрозу непонимания природы, существа, перспектив развития науки и связанного с ней образования. Для общества он проявляется в масштабном заполнении «лакун непонимания» мистификациями различного происхождения, претендующими, тем не менее, на научную значимость. В значительной мере это обстоятельство побудило академика, российского математика Владимира Арнольда заявить: «...торжество мракобесия — удивительная черта нового тысячелетия, а для России — самоубийственная тенденция, которая приведёт к падению сначала интеллектуального и индустриального, а впоследствии — и довольно быстро — также и оборонного, и военного уровня страны»10. И вряд ли В. Арнольд сгущает краски. Парадокс нашего времени проявляется, в частности, в том, что «торжество мракобесия» совпадает по времени с бесчисленными упованиями на прогресс науки, на переход к «обществу знания», на эпоху «пожизненного образования» как символы современного развития.
Угроза невежества и мракобесия существует для всей мировой науки. Но для Российской науки она особенно тревожна. Эта тревога и даже ощущение трагизма была выражена одним из участников дискуссии по проблеме «экономики знаний» в Никитском клубе в 2003 году. Её выразил А. Р. Марков следующим образом: «... в стране сложилась трагичная ситуация. Советская система ценой гигантских издержек и отказа от нормального распределения ресурсов сформировала феноменальный фундаментальный потенциал науки. И прошедшие 15 лет показывают, что новая экономическая система пока не выработала механизм и инструментарий для того, чтобы этот совершенно уникальный фундаментальный потенциал запустить в работу в новых условиях. Видно, что, с одной стороны, у бизнеса нет возможности сформировать такую потребность, потому что бизнес существует в неконкурентных условиях.
10 Арнольд В. Аналитическая записка относительно реформы образования //Ж. Skepsis, Декабрь 2001
255
Часть 2 Реформы: отторжение инноваций
А с другой стороны, публичная политика управления не выработала четкой парадигмы, как этот феноменальный потенциал двигать, развивать и запускать на службу экономике».11
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!