Ноября 2005 года Продолжение семинара 13 страница
A . M . Вилькин: И поэтому он и пишет реплику: «О, Боже мой! Кто будет нами править»? Скажите, а в девяносто первом году в России не было шанса?
Из зала: Был. Расстреляли.
A . M . Вилькин: Хорошо, пора заканчивать. Мы сегодня с вами поговорили о «Борисе Годунове», значит, завтра я не буду вам читать (не Доставайте меня) ни Чехова, ни Шекспира, ни Гоголя. Мы с вами будем нормально работать - взрыхлять этот материал. Что это значит? Возьмем какую-нибудь сцену, коротенькую, вы нам ее прочтете, а дальше мы с вами будем вместе фантазировать, искать, как сделать так, чтобы эти сДены московские стали интересны. А уже потом подумаем, сунуть ли тУда стенограмму выступлений русских писателей, которые говорят, что «История» Карамзина - глупость, «нам этого знать не нужно, лучше оставьте нам печатные листы, чтобы мы печатали свои произведения».
100
101
Из зала: Вы говорили о клиповых моментах...
A . M . Вилькин: Клиповые моменты - объясняю, что это такое. Как только вы возьмете двенадцать томов или вот этот громадный, изумительно изданный том Карамзина, то у него там... я не знаю - на три-четыре дня чтения этой истории. А у Пушкина просто пьеса на два-три часа. То есть, он как бы делал выдержки из этого исторического исследования.
Из зала: Рифмовал.
A . M . Вилькин: Не рифмовал - там свободный русский стих, - но он брал и сюжет, и фабулу оттуда, и не скрывал этого. Он так иронично писал по поводу того, что «имея великий труд русской культуры - «Историю Государства Российского» - господин Полевой позволяет себе писать, что он написал историю русского народа интересней, чем Карамзин. Господин Полевой, счастливый вы человек!»
|
|
Но почему я завелся и сейчас начал об этом говорить? Вам, итальянцам, было бы гораздо интересней, если бы мы обсуждали Чехова, Гоголя - вам это ближе. Просто сейчас такая ситуация в нашей стране, когда очень интересно понять - а почему, собственно, у нас такой бардак? И вообще, он что вечен, этот бардак? Как он рождается и из чего рождается? Потом выяснится, что все это рождается из нас самих. Из зала: От греха.
A . M . Вилькин: Да, но объясни мне, в чем грех России, что у нее вот такая кошмарная история?
Из зала: От греха каждого человека.
A . M . Вилькин: Ох, ты мне хочешь сказать, что в Италии люди не грешны? Еще как грешны.
Из зала: У них тоже проблемы там.
A . M . Вилькин: У них свои проблемы, у нас в России свои, в многонациональной стране. Правда?
Из зала: У нас две проблемы - дураки и дороги. A . M . Вилькин: Нет. Три. У нас три проблемы - дураки, дороги и реформаторы, которые вечно эти проблемы обсуждают.
(Смех в зале.) А у меня такое предложение. Мы сейчас поговорили немножко. Вы теперь возьмете книжечку, убедитесь, что, оказывается, там ремарка есть «Народ в ужасе молчит», и потом расскажете мне, как бы вы первую сцену выстроили: два боярина оставлены смотреть за Москвой. Что там происходит, на что это положить, как сделать так, чтобы это было интересно.
|
|
Из зала: Нужно поставить их на сцену, и зрителей сделать этим народом.
A . M . Вилькин: Ну, это само собой. По отношениям, по тому, чем они занимаются, я буду спрашивать у вас, у тех, кто захочет что-то показать, только один вопрос - что делают, чего хотят? И мы посмотрим это, и когда увидим результаты, вы скажете: «Александр Михайлович, Вы знаете, а у нас получается. Давайте-ка следующую сцену разберем». И так до тех пор, пока вы вдруг не скажете: «Знаете что, Вы нам больше не нужны». Я не обижусь.
Когда царствовал Лжедмитрий, знаете, какая самая активная молва ходила в России, когда уже всем надоело что он гуляет, что немцев много, что поляков много, что не соблюдает посты, не уважает традиции и т.д.? Какая самая эффектная молва была?
Из зала: Что он - холоп?
A . M . Вилькин: Это было известно сразу. Нет - что Борис Годунов жив. А потом ходила молва, что Федор Годунов жив, его сын. Но мне больше всего понравилось, что народ начал говорить: «Ну, ничего, мы этого супостата скоро скинем, а Бориса - на царство. Борис-то жив, Борис хороший». То они его проклинали, теперь он хороший стал: «Давай Борьку обратно на царство!» А корона при этом в крови. И вот получается, казалось бы, комедия, а корона при этом в крови, в крови, в крови...
|
|
Совершенно очевидно, почему в двадцатом веке народу не надо было читать «Историю Государства Российского», да и сейчас тоже ни к чему. Зачем? Живите нормально.
На этом сегодня закончим. Устали? Завтра будет повеселей немножко. Скажите нашим очаровательным итальянским друзьям, что мне очень жалко, что они попали на эту тему, а не на Чехова.
(Аплодисменты в зале.)
102
103
16 ноября 2006 года
Продолжение семинара
A . M . Вилькин: Доброе утро. Сегодня, как мне сообщили, у нас будет
побольше времени для общения.
Начнем с повторения пройденного - определение «событийного ряда». Чтобы рассказать историю целиком, требуется определение основных событий, то есть на чем держится эта история. Ну, это как сваи, на которых стоит здание. Я придерживаюсь в этом следующего правила: в хорошей пьесе не бывает больше трех событий, если говорить действительно о событиях, потому что это устойчивая сонатная форма.
|
|
Вообще ваш анализ - это чистая «Петровка, 38»: определить мотивы поведения, определить события, найти тупиковые ситуации, разработать различные версии. Во всяком случае, тем людям на Петровке очень интересны люди театра, у них определенный тип мышления, очень близкий к режиссерскому. Нам надо найти исходное событие с тем, чтобы определить предлагаемые обстоятельства. И вчера мы с вами потратили полтора часа вашего времени (ну, правда, творчески) на то, чтобы подойти к разговору о том, как складывается замысел. Притом, что я от вас не скрывал, что замысла, как ставить «Бориса Годунова», у меня пока нет, он еще не сформирован. Но я вам показал начало пути.
Кроме того, мы затронули еще одну тему, которую я называю
• «Предлагаемые обстоятельства написания пьесы». То есть я анализирую
мотивы - почему автор именно это написал. И тогда надо зарываться в
его дневники, в переписку, в статьи о нем - положительные и отрица
тельные, и чем больше вы накопаете, тем лучше. Надо найти этот эмо
циональный импульс автора, сподвигший его к написанию данной пье
сы. Если вы его найдете, то это как конгруэнтные источники: вы начнете
двигаться в одном алгоритме, и в результате это даст просто страшный
резонанс - вы оторваться уже не сможете, вы начнете растворяться в ав
торе. Формулу вы эту знаете: актер должен раствориться в персонаже, а
режиссер...
Из зала: В актере... (Смех в зале.)
A . M . Вилькин: И после этого кто-нибудь скажет, что это «Вы сами нас так учили...» Режиссер должен раствориться в авторе. В авторе! А то
# вы так растворитесь в актере, что кроме служебного романа у вас ничего
не получится. В авторе!
Вчера мы начали разговор о том, почему Александр Сергеевич взял именно этот кусок российской истории.
У меня есть ощущение, что вот эта его проблема создала определен^ яый нравственный тупик: а имеем ли мы право убирать царя и вообще решать это сами? Это мне так кажется, повторяю. Кто-нибудь скажет: «Нет, это было связано совсем с другим - он тогда болел, у него были сложные любовные истории». И, может быть, вы правы. Но у меня возникло чувство необходимости решить эти новые для меня проблемы или хотя бы ими поделиться. И вчера я абсолютно искренне ничего от вас не скрывал. Просто те, кто в первый раз у меня на лекциях, наверняка смотрели и думали: «Чего мы пришли? Он ничего не знает, а от нас чего-то хочет...». Как вам кажется, чего я добился вчера? Из зала: Вовлечения нас в процесс поиска.
A . M . Вилькин: Ну, приятно с вами разговаривать. Благодарю вас Из зала: Мы нашли исходное событие. A . M . Вилькин: Мы начали искать.
Из зала: Через вовлечение в материал как раз и начали искать. Работать начали.
A . M . Вилькин: Работать начали. За счет чего? Из зала: Ваших раздражителей.
A . M . Вилькин: Тоже верно. Вот эти раздражители, в чем они выражаются? В том, что в какой-то момент я был более информирован, чем вы. Это всегда раздражает людей, а особенно артистов. (Смех в зале.)
Из зала: А разве педагог не так должен поступать? A . M . Вилькин: Обязательно. Педагог при этом, как я считаю, естественно, что-то знает, но у него своя проблема, профессиональное заболевание - он одно и то же говорит, говорит, говорит... И в том случае, если педагог сам не учится в момент общения, если он не выходит открытым и не говорит: «Я учу вас, но я и у вас учусь», - то возникает ступор, и он уже ненавидит то, что рассказывает, потому что двадцать лет рассказывать один и тот же сюжет: что такое «люди, львы, орлы и куропатки», и почему это связано с Мережковским... Я уже этого Мережковского ненавижу, я не могу двадцать лет одно и то же рассказывать! Ну, ладно. Это мои проблемы...
Итак, мы все-таки остановились на чем? На том, что мы подошли к первому этапу - это погружение в предлагаемые обстоятельства с тем, чтобы правильно найти событийный ряд. Договорились?.. В принципе, согласны вы или нет, но когда я повторяю одно и то же, это не значит, Что Александр Михайлович уже в маразме. Кстати, знаете, от чего дятел сходит с ума? Нет? От «сотрясения мозга», оттого, что все время стучит в одну точку.
104
(Смех в зале.) Вот я, как тот дятел, все время стучу в одну точку, потому что это вещи, которые должны быть вколочены золотыми гвоздями.
Значит, исходное событие мы нашли, да? Вот интересно, кто-нибудь помнит его, или записал его определение?
Из зала: Да. Записали.
A . M . Вилькин: Сюжетообразующее событие нашли, центральное событие нашли (смерть Бориса Годунова), и главное событие тоже нашли. Вот самое главное, что произошло.
В связи с тем, что мы нашли это главное событие (я говорю об убийстве царевича, нового престолонаследника), мы и вышли на какие-то нравственно-философские проблемы о том, что такое власть, и почему для того, чтобы получить эту власть, ты всегда рискуешь жизнью своих детей. В данной ситуации возникает, ну, так назовем ее, проблемная ситуация. Понимаете? Кто бы хотел сейчас получить власть, но при этом лишиться детей своих?
Из зала: И, тем не менее, идут...
A . M . Вилькин: Ну, я об этом и говорю. То есть мы, когда нашли главное событие, которое выражает тему произведения, попали, в общем, в конфликтную ситуацию, потому что, примеряя на себя, кто бы из нас не хотел власти? Да нет таких. Ну, наверно, какие-то стоики, которых не интересует власть, которых интересует искусство, которых интересуют какие-то религиозные проблемы... Но и то, все равно это достаточно спорно. Но как только ставится вопрос: «Вы хотите власти? Вы хотите эту корону?», вы тогда должны знать, что детей ваших уничтожат.
Из зала: Но каждый надеется, что он умнее другого, и избежит этого.
A . M . Вилькин: Но я же нарочно обостряю. Я спрашиваю - кто бы тогда захотел власти? И возникает ваш личный режиссерский нравственный художественный выбор, потому что вы должны быть искренни сами с собой, с тем, чтобы этой искренностью заразить артистов. Иначе вы их не заразите, а они после этого не заразят зрительный зал этой болью, они будут «холодные» у вас. А если вы им скажете: «Ты хочешь стать художественным руководителем своего театра?»
Из зала: Да, конечно.
A . M . Вилькин: Хочешь. Но за это...
Из зала: Жена должна встретиться с главой администрации...
(Смех в зале.)
A . M . Вилькин: Это уж вы очень конкретно фантазируете.
105
Из зала: Но каждый человек же надеется, что он сможет изменить эту ситуацию. Он не хочет отказываться от своих принципов.
A . M . Вилькин: Вот когда вы актеру это предлагаете и просите достаточно откровенно на эту тему «поговорить», он начинает уходить в сторону: «Но ведь мы надеемся...» Не надейтесь: есть «да», и есть «нет».
Из зала: Но, скорее всего, «да».
A . M . Вилькин: Что «да»? Что каждый все-таки хочет стать главным режиссером? Даже если за это придется заплатить...
Из зала: Своей семьей?
A . M . Вилькин: Да.
Из зала: Женой и детьми... Если точно, то вряд ли.
A . M . Вилькин: Хорошо, что он задумался. Но все равно он хочет стать главным режиссером?
Из зала: Да.
A . M . Вилькин: Родной мой, если ты так серьезно мне ответил, то тогда тебе надо срочно уходить из искусства в политику.
Из зала: Нет...
A . M . Вилькин: Потому что человек, который занимается искусством, этого не может. Он скажет: «Вот этого сделать я не могу... Переступить через свои убеждения я не могу, понимаете?»
Из зала:
- Здесь есть один момент, я увидел возможность другую еще, еще
один вариант.
- Опять хитрит.
- Потому что есть вариант... A . M . Вилькин: Какой?
Из зала: Воспитать, как бы... Вот Вы - руководитель театра. Так?
A . M . Вилькин: Да. Но я пришел к руководству не через убийство престолонаследника, а путем свободного волеизъявления абсолютного большинства труппы... Хотя с возрастом я убеждаюсь в том, что лучшая форма управления театром - это «просвещенная монархия».
(Все говорят одновременно.)
Из зала:
- Разве нет вариантов? Всегда же есть варианты.
- Я имею в виду, что на самом деле, если выбирать, ни один человек не выберет власть, если действительно есть семья - никто не хочет своих Детей подставлять.
A . M . Вилькин: Значит, вчера не зря поработали. Мы подошли к какой-то болевой точке, которую мы должны обсудить, потому что мы же про себя ставим. Мы должны встать на место этих персонажей и понять,
106
_____ ,
шт1ттттшттттттттттятштшшшштшттттвяшштяттштшшштшшттттшяяшш1^я^швяшшттшштяяввшттттттшттяшштттттял
как бы мы себя вели - чтобы их сыграть. И вот вчерашняя беседа к чему нас привела? К тому, что мы вышли на обсуждение каких-то болевых вещей и уже личностных. Значит, вы уже задели артистов, понимаете? То есть вы их вывели из сонного состояния и задели эмоционально. Они говорят: «Вообще, дурацкое предложение. Что это за фантазии у вас дурацкие? Я хочу быть художественным руководителем, но причем тут мои родные? Вы моих родных не трогайте». Но мы сознательно начинаем эмоционально их заворачивать в «мясорубку» этих предлагаемых обстоятельств."
Из зала: Конечно.
A.M. Вилькин: И таким образом потихонечку начинаем их готовить к тому, что они начинают анализировать, что произошло, и в конце концов скажут: «Тут вообще есть вопросы. А причем здесь этот Лжедмит-рий-то? Ну, Лжедмитрий - он и есть Лжедмитрий, по истории мы знаем. Сейчас же интересно посмотреть, к чему все это приводит, вот это вот «единое пятно», - если исходить из того, что все-таки он был заинтересован в убийстве царевича».
И вот как только они это скажут... А они могут это сказать только после того, как вы им назовете основные события. Ъ этих основных событиях где-нибудь я упомянул Гришку Отрепьева?
Из зала: Нет.
A . M . Вилькин: А самое интересное, я сегодня всю ночь опять читал и хотел кое-что предложить вам, даже для репетиций... Потому что иногда ведь как? Мы говорим-говорим, а кому-то это не интересно: «Дайте на сцену выйти, мы сейчас ногами все вам покажем». Текста они не знают, ситуации они не знают, но «в этюдном порядке» они «все покажут». Но вы должны согласиться, что линия Лжедмитрия - параллельная, но не главная. Значит, вровень их ставить не надо, нет? Спрашиваю.
Из зала: Да.
A . M . Вилькин: Как объяснить им, что вся линия Отрепьева -параллельная и побочная? Потому что ведь она очень динамичная, и актерски выгодно в ней рассесться. Там пять минут идет полонез в замечательных костюмах, и я уже забыл, кто такой Борис Годунов, и вообще: «Девочки хорошо полонез танцуют, а вот эта вот беленькая вообще интересная...» И все, я отключаюсь на эти польские сцены. «Марина Мнишек? Да, да... Ага, вот у меня две актрисы на Марину Мнишек, обе хорошенькие, надо будет потом выяснить, кто из них больше подойдет... Ну, это потом...» У меня возникают совершенно другие побочные мысли, то есть я не могу удержать сюжет. Из зала: Он выскальзывает.
107
A . M . Вилькин: Да. И я уже забываю, что там, в России, происходит... Интересно, удастся Гришке овладеть Мнишек, или нет? Я вас учу одному: догонит волк Красную Шапочку или не догонит? Съест он ее или не съест?»
(Смех в зале.) д то ведь что выходит? «Вы знаете, вот Борис Годунов не очень получился. Ну, бояре - это вообще массовка. Но, зато, какой Самозванец там был!.. И Мнишек тоже ничего». И после этого мы будем говорить, что занимаемся нравственными проблемами: право личности на власть, что такое власть, что такое абсолютная власть, и почему мы сами на себя надеваем ярмо. А реально ставим мы про то, что догонит Гришка Отрепьев Марину Мнишек или не догонит.
(Смех в зале.) Но, возвращаемся к нашим барашкам. Мы определили болевую точку: кто бы пошел во власть, если бы знал, чем это кончается. И, тем не менее, люди идут во власть. Правильно? И никто же не идет во власть (во всяком случае, я никогда не слышал об этом) с тем, чтобы воровать, убивать, насиловать, исполнять свои сокровенные патологические желания. Они же идут «сделать жизнь лучше», и сами в это верят. Потом они приходят...
Из зала: И забывают, что обещали.
A . M . Вилькин: ...и понимают, что, так сказать, обещания - это одно, а реальная жизнь - другое.
Из зала: Что надо бороться, чтобы власть удержать.
A . M . vbfgj Вилькин: Вы очень правильно анализируете. А от этого и возникает опять «борьба бульдогов под ковром», чтобы удержать власть. А народ на это все смотрит и говорит в растерянности: «Ах, Боже мой! О, горе нам! Кто нами будет править?»
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!