Ноября 2005 года Продолжение семинара 9 страница



У меня младшая сестра, покойная - замечательная русская актриса Наташа Вилькина - в детстве, когда рассказывала сказки (уже лет в пять ~ шесть) все время что-то фантазировала, но финал у нее всегда был очень эротичный: ее спрашивают: «Ну, и что потом?» «А потом они ляг-ли спать». Она не говорила «свадьба», она говорила «а потом они лягли спать».

(Смех в зале.) Но, к делу. В первом акте. Как вам кажется, какая самая, может быть, неожиданная эмоциональная сцена, и почему?

Из зала: Когда она вспоминает о Грише, что «Гриша, мальчик мой, Утонул».

A.M. Вилькин: Правильно. А зачем нужно было ее вести через эту комнату?

Из зала: Это же детская.

A.M. Вилькин: Вообще-то детские комнаты внутри усадьбы, чтобы тИхо было. Это детская, где Раневская с Гаевым еще учились, и поэтому


68


69


 


у Стреллера там две парточки стоят маленькие. Но дело не в этом, ведь можно было как-то учесть это, да?

Из зала: Если бы ее не провели там, она бы все равно об этом вспомнила.

A . M . Вилькин: Нет. Не все равно. Если бы внезапно Раневская не наткнулась на это... Это очень эмоциональная сцена. А говорят, ничего в пьесах чеховских «не происходит». И это страшно воздействует у меня в спектакле на зрителя, когда Раневская начинает избивать Петю. Он пе­ред ней на коленях, она: «Гриша... Петя... Мальчик мой... Утонул... За что?..», - и потом вдруг возникает эмоциональный взрыв страшный, она начинает бить его, по щекам хлестать; а потом вдруг обнимает его, и они оба плачут. И так - на каждом сантиметре пьесы - поверьте мне, если всерьез ее разбирать - настолько она эмоциональна.

Кто может ответить, зачем Симеонову-Пищику нужны деньги? Из зала: Чтобы заплатить проценты.

A . M . Вилькин: Правильно. Для того, чтобы заплатить проценты с долга. А зачем ему нужно проценты заплатить? Из зала: Чтобы по миру не пойти.

A . M . Вилькин: Как Варя говорит: «Хоть бы сто рублей, и пошла бы себе в Оптину Пустынь; так и ходила бы по святым местам, ходила бы, да ходила, - благолепие!..» Правильно, - чтобы по миру не пойти. А по­том вдруг в финале все сдает в аренду и как-то странно шутит, говорит: «Один философ говорит - прыгай с крыши, и все». Да и вторая идея у него хорошая есть: «Ницше, великий философ, говорил, что фальшивые бумажки делать выгодно. В этой стране можно делать фальшивые бу­мажки».

Так мне никто и не ответил, чем живет Пищик? (Пауза.) Дашеньку замуж выдать. «Кланялась Вам Дашенька». Вот если вы артисту это предлагаете, что (ну, так получилось) действительно в его лице есть что-то лошадиное («А в Вас определенно есть что-то лошадиное».), то я могу себе представить, какая же доченька у него. К несчастью, наверное, в папу. Он ее обожает, правда ведь? И выдать замуж нужно, и приданое нужно, и вся его жизнь в Дашеньке. И тогда, как мне кажется, артисту есть что играть. Он себе начинает нарабатывать предлагаемые обстоя­тельства этой роли и понимает насколько для него важно это удержать. И на что же он идет?

Из зала: Нашли у него глину англичане.

A . M . Вилькин: На сорок девять лет сдает свое имение. Там могилы родных, там все. И куда он уходит?


Из зала: Он идет служить к этому...

A . M . Вилькин: К кому? К Лопахину? А почему, где это сказано?

Из зала: Ну, там же написано, что он управляющим у него хочет

быть.

A . M . Вилькин: Лопахин управляющим берет Епиходова, а мы го­ворим о Симеонове-Пищике. И вот мы, разрабатывая предлагаемые об­стоятельства существования господина Пищика, заходим в сложную ситуацию. Это, опять-таки, как вы их будете трактовать. Это можно трактовать трагически, что он отдаст все долги: он русский человек, он все долги должен отдать, оставить только на приданое доченьке, и все...

Из зала: А может, когда он ее замуж выдаст, он рассчитывает...

A . M . Вилькин: Что? Он выдаст дочь замуж за человека, который через два года станет Ротшильдом? Вы интересно фантазируете, но у актеров в этом смысле натура очень острая, и они всегда знают, что чем драматичней они нафантазируют себе биографию, тем интересней ее играть. Вот вам история Пищика.

Из зала: Складывается впечатление, что он хочет покончить с со­бой.

A.M. Вилькин: Правильное у вас складывается впечатление. А уже для пояснения сам Чехов пишет: «А узнаете, что нету больше Симеоно-ва-Пищика, вспомните ту лошадь, которую Калигула ввел в Сенат». Вам не кажется, что интересная роль?

Из зала: Да.

A . M . Вилькин: А Петя разве не интересная роль? Петя, который приходит вымолить прощение, он раб этой вины, - я это слово не просто так сказал. И в результате ему это прощается, и мало того, он становится членом этой семьи. А вы не заметили, что они все рабы? Ну, знаменитое чеховское: «По капле выдавливать из себя раба». И замечательный гали-чевский ответ: «По капле - это на Капри, А нам подставляй ведро». Вам не кажется, что все они рабы?

Из зала: Мы все рабы.

A . M . Вилькин: Конечно, мы все рабы. Раневская - раба своей стра­сти?

Из зала: Раба любви.

A . M . Вилькин: Трагической, страшной любви, правда? Но разве ее Можно за это судить?

Из зала: Нет.

A . M . Вилькин: Замечательная польская актриса, одна из великих актрис - Янина Бохеньска (она умерла уже, Царство ей Небесное.) -


а


-


71


 


спросила у меня: «Пан Сашка, только один вопрос - вы будете ее судить за все?» Я говорю: «Я? Ее? Да что Вы, Янина! Как я вообще могу жен­щину судить, если она страстно любит? За что я ее осужу? За то, что та­кая природа, за то, что она готова на все? Она «пойдет на дно с этим кам­нем», но она любит - как же я могу ее судить?» Хотя, она не очень кра­сиво ведет себя и с Варей, и с дочкой, и с Фирсом, правильно? Ну, прав­да (с моей точки зрения), с Яшей она все-таки не живет. Это перебор. Но она раба этой страсти, я спрашиваю?

Из зала: Ну, конечно раба.

A . M . Вилькин: А Фирс - раб этого дома?

Из зала: Да.

A . M . Вилькин: А Лопахин - раб этой новой идеологии? Из зала: Они по своей собственной инициативе рабы и заложники. A . M . Вилькин: Какие интересные мысли начинают приходить к вам, уже статью можно написать.

«Выдавливать из себя по капле раба»... Так что же тогда под этим рабством понимал Антон Павлович? Или что мы понимаем сейчас? По­вторюсь, вот они - люди очень близкие нам, которых можно понять, а если понять, то и простить, а простить - значит пожалеть, пожалеть -значит полюбить. А полюбить - это значит уже улыбнуться, а улыбнуть­ся - это, значит, комедия. Такую схему я себе выстраиваю.

Скажите, пожалуйста, и мы что же получаем удовольствие от того, что кто-то другой - раб? В России всегда это свойственно было - уго­ловников жалеть, но вам рабов жалко? Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Потому что вы и себя жалеете. Вы, ставя себя на его место, начинаете его жалеть, потому что проецируете его проблемы на себя, и вам себя становится жалко.

Из зала: Но все же, люди зависимы в этой жизни в той или иной степени. И даже независимый человек зависим от своих зависимостей.

A . M . Вилькин: Правильно. Так. Вы хотите сказать, что я общие места говорю?

Из зала: Нет.

A . M . Вилькин: И что? Вам не кажется, что в этом есть определен­ная структура новой драмы?

Из зала: Сострадание?

A . M . Вилькин: Ну, сострадание и у Гоголя было. Но просто вот мы начали от гайки, и в капельке - весь океан.


Вы хотите читать великую книгу о режиссуре? Возьмите Эйзен­штейна - «Режиссура». (Что касается режиссуры - в этой книге, как в Библии, есть все. И все это в одной капельке.) Там разбирается один эТюд: приходит солдат с фронта, у его жены ребенок... И там - начиная оТ древнегреческой трагедии и до черт его знает чего - все в одном этю­де.

К чему я все это веду? К тому, что в «Вишневом саде» у нас предла­гаемые обстоятельства такие...

Событие первое - сюжетообразующее событие - у нас в «Вишневом саде» какое?

Из зала: Имение продается.

A . M . Вилькин: «Выставлено на торги». Это и создает определенные предлагаемые обстоятельства, в которых они существуют. Центральное событие - «сад продан» и, казалось бы, на этом можно было бы поста­вить точку, если бы мы говорили только о разрушении дворянских уса­деб. Но там есть главное событие, что за всей этой суетой забыли, «за­были в доме человека, убили его». И тогда, как с маленькой «гаечки», которую мы разобрали, мы придем к тому, что, может быть, в России что-то не так. Может быть, поэтому все и происходит, что мы самое главное забываем - конкретного, отдельного человека. И тогда придем к каким-то нравственным категориям, каким-то маякам, по поводу кото­рых можно как-то ориентироваться в этом хаосе.

Что я завелся опять? Ну, ладно.

И, тем не менее, начинаем с предлагаемых обстоятельств. Чем люди занимаются в связи с тем, что имение поставлено на торги?.. Чье имение-то, кстати? Раневской, да? А усадьба? Гаева. А где они жили - Раневская с сыном и с Гаевым?

Из зала: В имении, которое сейчас Раневской.

A . M . Вилькин: Значит, это имение ее мужа. А сколько лет ее мужу было? (Нарочно вас отвлекаю с тем, чтобы потом опять вернуть к тому, что происходит.) Сколько лет мужу? Во сколько лет она вышла замуж? Начинаем разбирать предлагаемые обстоятельства: во сколько лет Ра­невская вышла замуж?

Из зала: В семнадцать лет.

A . M . Вилькин: В семнадцать-восемнадцать, да?

Из зала: Как Анечка.

A . M . Вилькин: Ну, правильно. Значит, уже ясно, что Варя не ее Дочка. Значит, если она в восемнадцать вышла, ей сейчас сколько? Лет тридцать пять, да?


72


73


 


Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Вы уверены, что она сразу родила?

Из зала: Ну, не больше тридцати пяти.

A . M . Вилькин: Я же нарочно вас провоцирую. Может быть, она не сразу родила Анечку,

Хотите, я вас рассмешу сейчас? Иногда критики говорят, что у меня актрисы, которые Анечку играют - они, правда, очень хорошенькие, но с такой внутренней червоточинкой. Я говорю: «Это, наверное, связано с тем, что в Париже любовник мамы и дочке тоже предложил что-то, по­тому что она достаточно быстро вдруг решает свою проблему с Петей. Что-то в ней внутри есть. Не хватает в ней какой-то легкости, воздушно­сти, этого «здравствуй, новая жизнь!» Я одному критику так ответил, а он говорит: «Александр Михайлович, я вас прошу, хотя бы вот это свя­тое оставьте нам!» Я говорю: «Ну, здравствуйте! А так я только грязь и цинизм выношу?»

Аня хорошая девочка, да?

Из зала: Мамина дочка.

A . M . Вилькин: Мамина дочка. А в маме «есть что-то порочное -это видно в каждом ее движении». Но я хочу понять. Там папа сильно пил, умер от шампанского, и с папой не все в порядке. Значит, Аня мо­жет быть разной девочкой, а не просто такой светоч приближающегося русского социализма...

Из зала: Болезненная девочка.

A . M . Вилькин: Что? Я согласен. Но вернемся к ее отцу, который «страшно пил».

Из зала: Он не дворянин.

A . M . Вилькин: В восемьдесят четвертом году вышел закон - ино­родцев вообще не допускать до присяжных поверенных, особенно евре­ев, - категорически просто! Так во сколько лет становились присяжными поверенными?

Из зала: В зрелом возрасте.

Вилькин A . M .: Да. Потому что надо было заканчивать институт, потом работать, потом поступать в коллегию, и только после этого ре­шением коллегии им доверяли быть присяжными поверенными. Значит, ей было восемнадцать, а ему уже было сорок - так получается?

Из зала: Он мог жениться еще не будучи присяжным поверенным.

Вилькин A . M .: Тогда и Гаев бы иначе сказал: «Вышла замуж вооб­ще черт знает за кого; ну, ладно, потом стал присяжным поверенным хотя бы». Он же так не говорит? Он говорит: «Вышла за присяжного


поверенного». Почему это очень важно сейчас? Потому что он уже был присяжным поверенным, были какие-то средства. Правда, он пил страш­но.

А почему она вышла за него?

Из зала: Может быть, она из дома убежала?

A . M . Вилькин: Вот представьте: вы ставите «Вишневый сад», вас актриса спрашивает: «Я так думаю, что все-таки он гораздо старше был, я вышла за него замуж лет в восемнадцать...»

Из зала: Вы хотите сказать, что Раневская была беременной?

A . M . Вилькин: Я пока ничего не хочу, я вас спрашиваю. Вот вы -режиссер, я - актриса: «Потому что у меня же потом страсть возникла к этому «страшному человеку», от которого я никак не могу отвязаться. Значит, вряд ли первый брак был сильно по любви».

Из зала: Не любовь, конечно.

A . M . Вилькин: Стоп. Если не любовь (давайте анализировать пред­лагаемые обстоятельства), тогда что?

Из зала: Надо начинать с семьи.

A . M . Вилькин: А я о чем говорю? Беременна? От кого? Зачем вы­ходили замуж рано, и в связи с чем?

Из зала: Так он долги делал.

A . M . Вилькин: Кто делал долги? Муж? Да. Но подождите, сначала она должна же была выйти за него замуж, значит, какие-то средства у него были - на что собирались жить? Деньги они получали приличные.

Из зала: «Это был человек, который делал одни только долги».

A . M . Вилькин: В тот момент? Можно так трактовать? Надо разби­раться. Они, наверное, рассчитывали все-таки на эти деньги, если взяли этого присяжного поверенного в семью. Ну, на какой предмет они взяли его тогда в семью?

Из зала: Там же еще была тетушка очень богатая.

A . M . Вилькин: Она сказала: «Все! Ни гроша не дам!» Ей не понра­вился этот присяжный поверенный.

Из зала: Может, они Гаева хотели пристроить?

A . M . Вилькин: Куда пристроить? Присяжным поверенным? Дворя­нина? Эта страсть ведь обрушилась лет восемь-девять назад на нее...

(Все говорят одновременно.) Тихо, тихо. Да, восемь лет. А семь лет назад утонул Гриша.

Из зала: Ей было двадцать восемь.

A . M . Вилькин: Да, возраст подходящий. Муж при этом был, или Уже умер?


74

75


Из зала: Уже умер. Месяц прошел после смерти мужа.

A . M . Вилькин: Минуточку, месяц прошел после смерти мужа, зна­чит, роман у нее начался раньше, то есть муж еще жив был, а роман у нее с этим человеком уже был, что не очень принято. «И вела себя нель­зя сказать, чтобы очень добродетельно», - назовем это суровое слово. То есть, мы начинаем создавать какую-то биографию, в которой не просто разобраться.

Из зала: Вообще, темная история.

A . M . Вилькин: Темная история. Значит, когда вы приходите на встречу с актрисой, и она вас спрашивает: «Почему я вышла за него за­муж? Я должна понять, почему такая страсть на меня обрушилась», вы ей говорите: «Понимаешь, голубушка, тут дело темное»... Первый шаг к роману с ней вы сделали.

(Смех в зале.) Но все дело в том, что в этот момент вы, как режиссер, для нее переста­нете существовать, вы ей интересны как мужчина. Потому что, если ре­жиссер материала не знает, и считает, что «дело темное» - интересно выяснить, что он под этим понимает. И дальше репетиции ваши превра­щаются в основном в саморекламу, к удовольствию окружающих, кото­рые смотрят на ваши отношения с этой актрисой. Потому что она задала вам конкретный вопрос, а вы не просто ей не ответили, вы расписались в том, что вы этого не знаете. То есть, вы можете чего-то не знать (и не надо это скрывать), но то, что вы хотите поставить - вы должны знать. Я могу ошибаться, но то, что я ставлю, я должен обосновать, замотивиро-вать. Вы согласны со мной? Из зала: Да.

A . M . Вилькин: Так. Поговорили немножко о Раневской. Деньги она получала там? Вообще, зачем ее вызвали? Из зала:

- Продается имение.

- У нее деньги заканчиваются. A . M . Вилькин: Так, значит, приезжает она, потому что продается

имение, или потому что у нее нет денег? Продается имение. Что, без ее подписи это нельзя было сделать? Из зала:

- Наверно, можно было прислать доверенное лицо.

- Почему ее бросил любовник? Потому что у нее действительно нет ни копейки. Она приехала обратно, чтобы хоть что-нибудь получить, в надежде на то, чтобы вернуться туда, и, может быть, все наладится.


A . M . Вилькин: О! Абсолютно все логично, - вот это мне нравится. Значит, она приезжает не столько по поводу того, что имение поставлено на торги, а чтобы каким-то образом достать деньги и уехать обратно в Париж. Тогда становится понятно, чем она живет. Тогда вы актрисе мо­жете сказать: «Извините, ради Бога, все правильно, но чем вы живете? Чем наполнен этот второй план?

Из зала: Неужели она ни разу не подумала о том, что действительно все-таки пора прекратить эти отношения?

A . M . Вилькин: Думаю, она каждый день говорит об этом себе раз восемь.

Из зала: От того, что она это говорит, ничего не меняется.

A . M . Вилькин: Да.

Из зала: Он же ее телеграммами забрасывает - что-то происходит с человеком. Не могла же она просто приехать, забрать деньги, и обрат­но... Не так же прямолинейно?

A . M . Вилькин: Ну, это же нечестно, - разве я так прямолинейно рассказываю? Нет, я спрашиваю. Приходит к тебе народная артистка, говорит: «Вишневый сад» - это мне очень нравится. Вы, правда, еще очень молодой режиссер, но вы мне очень нравитесь». Но все-таки я, как актриса, хочу узнать, - а вот внутри что у нее, у Раневской? Чем живет она, о чем она все время думает?»

Из зала: Она думает - как он там один?

A . M . Вилькин: Она скажет: «Замечательно! Мы с вами будем рабо­тать. Подождите меня буквально пять минут», - побежит к директору, скажет: «Этот парень будет ставить «Вишневый сад»! Ясно? И никаких возражений». Потому что ты попал в ту точку, которая действительно у нее болевая, и за которую ее судить нельзя - она безумно любит этого человека! Страсть, болезнь - все, что угодно, но судить ее за это нельзя. Значит, мы ее судить за это не можем?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!