ВЕЛИКАЯ КАТАСТРОФА АФГАНИСТАНА



 

Визит Н. С. Хрущёва в 1955 г. радикально изменил ситуацию в Афганистане. Глава СССР пообещал помощь в массовом масштабе и предоставил её. Начались большие стройки, в том числе строительство дороги, словно случайно соединившей Кабул с Севером через Гиндукуш по перевалу Саланг, в котором на высоте 3360 м был пробит тоннель, с большой торжественностью открытый А. Н. Косыгиным в 1964 г. В Кабуле мостили дороги, по которым циркулировали совсем новые муниципальные автобусы. Русские уже начали там и тут чувствовать себя как дома или почти как дома. Американцы до крайности встревожились, как в своё время англичане, но отреагировали не так быстро и решили в 1963 г. давать «доллар за рупию». Страна начала менять облик, стала большой стройкой с дорогами, мостами, аэропортами, плотинами, больницами, большими отелями, но процветало взяточничество. Торговля опиумом приобрела неимоверные масштабы. В 1970 и 1971 гг. случились катастрофические неурожаи. По разным оценкам в 1972 г. в самых пострадавших регионах четверть или треть, если не половина, населения умерла от голода.

17 июля 1973 г. в результате государственного переворота Захиршах был свергнут, и его сменил один из родственников, Мухаммад Дауд, которого назвали «Красным принцем». Он провозгласил республику. Что бы ни говорили, только фигура короля и скрепляла страну воедино. Стало чувствоваться, что терпеливо собранный пазл рассыпается. Дауд в надежде восстановить его всё больше обращался к Советам и едва не поколебал десятилетнее (1963‑1973) политическое равновесие между ними и Соединёнными Штатами. Он был нужен только затем, чтобы ускорить приход коммунизма. В 1978 г. его сверг социалист Hyp Мухаммад Тараки, который подписал договор о сотрудничестве между Афганистаном и СССР, дав последнему право на вооружённое вмешательство, если это потребуется для защиты первого. Убийство Тараки 14 сентября 1979 г. дало Москве возможность выполнить этот пункт договора. В декабре в страну вторглась Красная Армия. Было создано коммунистическое правительство, и десять лет афганцы с отчаянной энергией боролись против оккупантов. Наконец в январе 1989 г. оккупанты, увязшие здесь, убедившись, что сопротивление не сломить, вернулись домой. Это не решило никаких проблем. Те, кто столь героически вёл партизанскую борьбу, не сложили оружия: четыре‑пять лет они продолжали сражаться и против установившейся власти, и друг против друга, часто этнос против этноса, хоть и ссылаясь на какую‑нибудь идеологию, которая в основном служила предлогом. Наконец часть пуштунов, сделавших своим оперативным центром Кандагар и называвших себя студентами‑богословами, талибами, часть которых, возможно, училась в медресе Пакистана, решила завоевать страну и, методично действуя, сумела взять под свою власть девять десятых её территории, провозгласив целью очищение и повышение нравственности – идеал, который они в зависимости от обстоятельств умели отбрасывать или менять. 27 сентября 1996 г. они взяли Кабул. В интеллектуальном отношении они были движимы только грубым, жестоким, разрушительным фанатизмом (что и показали, взорвав великих Будд в Бамиане). В финансовом отношении у них почти не было других ресурсов, кроме опиума, производство которого не прекращало расти, порой настолько быстро, что с 1998 по 1999 г. удвоилось, достигнув 4600 т, то есть трёх четвертей мирового производства.

Это верно, что, когда свергли Захир‑шаха, Афганистан был бедным, отсталым, нищим, почти не имел дорог, у него не было железных дорог, промышленности, электричества, его население не знало гигиены и медицинского обслуживания – но у него была надежда. А сегодня? Он снова рухнул в бездну, и ещё вопрос, способны ли международное вмешательство, оккупация иностранными военными силами (с октября 2001 г.) когда‑либо вывести его оттуда. Я очень любил афганцев. Они всегда принимали меня по‑человечески тепло. Их нынешнее состояние способно вызвать только слёзы.

 

ТАДЖИКИСТАН

 

Советская интервенция 1979 г. в Афганистане внезапно разбудила таджиков, о которых довольно прочно забыли уже десятилетия и даже века тому назад; она дала им героев, таких, как Масуд, о которых неутомимо говорили масс‑медиа. Конечно, все знали, что в Средней Азии ещё есть какие‑то представители этих иранцев, в своё время созидавших историю Ирана и принёсших ему величайшую славу, но было признано, что страны, расположенные севернее Яксарта, Гиндукуша и Памира, образуют русский Туркестан. Когда, после того как в 1917‑1918 гг. попытка создать великий Туркестан провалилась, Советы разделили его на пять республик – Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Таджикистан, – расчленив его, проведя искусственные границы, внутри которых якобы жили люди, говорящие на одном языке. Ираноязычное население должна была объединить всего одна из этих республик, самая маленькая, самая изолированная в своих горах – Таджикистан. Она появилась на свет в октябре 1924 г. как составная часть Узбекской республики, а через пять лет, в октябре 1929 г., отделилась от неё. Её население, довольно небольшое, тогда оценивали в 1‑1,5 млн. человек, 60% которых были таджиками, а 24% – узбеками. (В 1999 г. её население оценили в 6104 тыс. человек.) Но очень значительное число таджиков жило и в Узбекистане. Их наличие признавали, но утверждали, что они составляют ничтожное меньшинство, около 5% всего населения. Это полная ложь, и, хотя за семьдесят пять лет их доля, вероятно, уменьшилась в результате обучения всех детей в школе на узбекском языке и узбекизации страны, она, конечно, и поныне намного выше 5%, даром что точно определить её невозможно: поскольку нация вынуждена искать основы для единения и находить их в языке, то людей, которые говорят по‑узбекски, по‑прежнему принято считать узбеками. Даже если таджики преувеличивают, уверяя, что они составляют 78% населения Бухары и Самарканда, нельзя не отметить, что экономической и культурной динамикой оба эти города обязаны таджикам, тогда как Ташкент, столица республики, – узбекам. Итак, в трёх вышеупомянутых странах численность таджиков составляет около 12 млн, в том числе четыре в Афганистане, четыре в Таджикистане и от четырёх до пяти в Узбекистане, если считать разумной оценку доли таджиков как 20% от всего населения последнего (составляющего в целом 24 млн). Для справки добавим, что небольшие общины таджиков существуют в Синьцзяне, в обрывистой долине Ташкургана, на пакистанской границе, где их, вероятно, ассимилируют китайцы и уйгуры.

Когда в результате советской оккупации Афганистана граница стала проницаемой, это помогло установлению связей между таджиками Таджикистана и частью таджиков Афганистана, живущих на северо‑востоке страны, в непосредственном соседстве с Таджикистаном, а то и связей с остальными афганскими таджиками, сильно разбросанными по городам и по провинции Герат. Распад СССР и конфликты, которые предшествовали ему и возникли после него, укрепили эти связи и в то же время породили потоки беженцев, одни из которых спешили к своим очагам, а других изгоняли из них. Осознание таджикской идентичности, как и исламизм, сегодня бесспорно представляет собой один из факторов риска, угрожающих стабильности государств СНГ. В Самарканде столкновения между разными общинами происходили в 1987 г., в Фергане они случались не раз (в Андижане покушения и репрессии отмечены ещё в 2005 г.), но, по счастью, благодаря сдержанности правителей и управляемых имели ограниченные масштабы, а вот Таджикистан погряз в гражданской войне. Ещё в 1987 г. её предвестниками стали перестройка и гласность, а потом, в 1990 г., первые кровопролитные стычки в столице – Душанбе, разразилась же она в июне 1992 г., через несколько месяцев после провозглашения независимости страны 9 сентября 1991 г. Она продлилась целый год, и официально считалось, что борются неокоммунисты и либералы, фактически меж собой воевали этносы, племена, деревни, исламисты и атеисты, сунниты и шииты. В результате этой войны погибло от тридцати до пятидесяти тысяч человек и шестьсот тысяч стали беженцами. Возврата спокойствия и провозглашения конституции в ноябре 1994 г. было недостаточно, чтобы уладить всё и гарантировать стабильность. Тяжелые последствия войны, анклавный характер государства, его географическая конфигурация, скудость ресурсов, соседство с Афганистаном, сепаратистские традиции, унаследованные от времён, когда княжества (бейлики , или беклики , как говорят в некоторых местах) только номинально зависели от Бухарского ханства, – всё это проблемы, и поныне затрудняющие развитие страны.

С другой стороны, можно ли сказать, что сделают, чем станут завтра таджики Узбекистана? Даже если кажется, что иранизм в Средней Азии агонизирует, он там ещё не умер. Его прошлое было слишком великим, чтобы не найти в нём права выжить.

 

НА ПРОЩАНИЕ

 

По всей вероятности, я уже никогда не вернусь в Иран. Значит, я с ним таким образом прощаюсь. Но что любишь, того уже не покидаешь никогда, а хранишь в сердце и в памяти. Доказательством тому служит эта книга. Многие из последних впечатлений, оставшихся у меня от этой страны, были удручающими. Ну и что! Я не должен придавать им слишком много значения. Что бы я запомнил, увидев Иран в какой‑то другой из трудных периодов его истории?

Женщина, когда‑то бывавшая в высшем парижском обществе, принимает меня в своём доме, одетая так же, как одевалась у нас, и предлагает мне виски. Ничто не изменилось. Но вот они с мужем вывозят меня на прогулку, и теперь она – не более чем мешок тканей на заднем сиденье автомобиля. Девушку, которую на пляже Антибских островов я видел в бикини, в Тегеране я встречаю в чёрном хиджабе, из‑под которого видны только кисти рук и безупречный овал лица, озарённого огромными глазами. Та и другая заявляют мне, смотря европейский канал телевидения: «Уж лучше так! Посмотрите, что вы сделали с женщинами! Бедра или грудь показывают не только затем, чтобы хвалить косметические товары, но даже ради продажи холодильника или стиральной машины...» Искренни ли они? В этих фразах слышится заученный урок, та и другая признаются мне, что имеют возможность ежегодно ездить во Францию. Впрочем, надо признать, что наш мир не всегда выглядит привлекательно. Мы в составе группы из нескольких человек находимся в бывшем здании отеля «Шах Аббас» в Исфахане, где при старом режиме привилегия провести ночь была завидной. Всё поломано, повсюду грязь. Я говорю: «Здесь не прибирались неделю». – «Да нет, – отвечает мне одна знакомая, – с исламской революции». В нескольких сотнях метрах оттуда Площадь шаха, ставшая Площадью имама, и паркинг, где витрины окружающих магазинов закрыты ржавыми железными шторами. Фрески дворцов, когда‑то заботливо отреставрированные, осыпаются либо срезаны бритвой и украдены. В Йезде выпотрошили Башни молчания, чтобы там могли упражняться мотоциклисты. Я договорился о встрече с одним чиновником на девять утра. В десять его не было. Я звоню ему. Мне отвечают, что он только что проснулся. Он пришёл ко мне, небритым, через час; персы никогда не отличались пунктуальностью, и тем не менее!

Можно было бы прийти в отчаяние, но не нужно. Разве такой народ, как афганцы, может быть непоправимо обречён, если он двадцать лет жертвовал собой ради свободы? Разве может быть сломлен другой народ, персы, если он сохранил свою улыбку, своё гостеприимство, если его душа всё так же светла? «Приходите на завтрак к моим родителям» – говорит мне преподаватель лицея. Я колеблюсь. Он добавляет: «Они живут за городом, в нескольких километрах, в доме времён Сасанидов». Я больше не сопротивляюсь. Глинобитный дом выглядит совсем как новый. «Его восстановили в прошлом году, после сильного дождя. Его то и дело восстанавливают полторы тысячи лет по одному плану». Он ведёт меня смотреть кяризы, фруктовые сады, загоны для овец и угощает меня царским завтраком – это я понял только через два‑три дня. Вот мой шофёр, собирающийся в паломничество в Мекку, входит со мной в бистро, где на стенке прикреплена фотография Каабы. «Скоро вы там будете», – говорю я ему. И его лицо озаряется блаженством, которого я не забуду никогда. Вот я скромно присутствую на пятничной молитве в провинциальном городе. Крепкие парни меня прогоняют. В ярости я дожидаюсь конца службы, подхожу к имаму, жалуюсь, потом иду завтракать. Когда я сижу за столом, подходит человек и говорит: «Сейчас же иди!». Я ожидаю худшего. Он приводит меня к имаму, который извиняется передо мной, признает, что был неправ, без конца повторяя: «К счастью, те, кого я послал вас искать, нашли вас». И я получаю право оставаться с ним до ночной молитвы, он приглашает меня участвовать во всех его делах.

Иран не умер. Он не может умереть. Его бесчисленные дети – доказательство его веры в жизнь. Он переживает кризис, но он привык к кризисам, и можно было бы даже сказать, что он находит в них средства для восстановления сил. И, кстати, имеет законные основания этим гордиться. Он даёт современному миру, светскому или религиозному, единственный образец теократического государства. Он объединён. Им правят иранцы, что во втором тысячелетии нашей эры бывало с ним не так часто. Он бросил вызов великим державам. Он располагает самыми передовыми технологиями, в том числе ядерной. Он послужил примером для всех, кто призывает вернуться к шариату, в первые месяцы после исламской революции я заметил, какое влияние он оказал на Пакистан и Турцию. Пусть он и запрещает бахаизм, он может похвалиться терпимостью: маздеисты и иудеи представлены в парламенте одним депутатом, армяне (около ста пятидесяти тысяч?) –двумя, и им разрешается обучать своей религии, производить и потреблять вино. Он осознал своё родство с другими ираноязычными народами. «Мой отец тюрок, а мать иранка», – говорит мне одна женщина. И, поскольку я не совсем понимаю, уточняет: «Мой отец узбек, а мать – таджичка из Хивы».

Поскольку Иран находится в упадке, можно было бы счесть, что искусство и культура больше его не интересуют. Это было бы ошибкой. Современная литература явно зародилась при империи: в 1921 г. – проза, когда вышел сборник рассказов Джамаль‑заде, в 1922 г. – поэзия, представленная Нимой Юшиджем (верлибр, идеология авангарда). В 1971 г. совсем молодой архитектор Хусейн Аманат построил самый, может быть, красивый монумент современного мусульманского мира – башню Шайаде (башню Азади) в Тегеране, современную по концепции и материалам и в то же время отдающую дань исламским традициям: её ячейки напоминают мукарны , а триумфальная арка имеет форму айвана . Подобная прелюдия непременно предвещает большую симфонию.

Современную литературу Ирана на Западе знают плохо. Плохо знают и его учёных. Но невозможно игнорировать его кинематограф, ведь он уже приобрёл солидную международную репутацию. Он показал и выдающиеся способности авторов, и определённую либерализацию режима – по крайней мере с середины 1990‑х годов, возможно, с 1989 г., когда появился фильм «Брак благословенных» Мохсена Махмальбафа, позволивший заговорить о «постисламистских» временах (Фархад Хосрохавар). Разве на экране не появились женщины и муллы? Надо бы назвать немало имён, хотя бы авторов тех фильмов, которые участвовали в Каннском фестивале (три в 2000 г., три в 2001 г.) и получили Золотую пальмовую ветвь («Вкус вишни» Аббаса Киаростами в 1997 г.). Упомянем (возможно, несправедливо забыв кого‑то, что можно извинить только моей некомпетентностью) Хасана Ектапанаха («Джума», 2000), Тахмине Милани («Две женщины», 1998), Бахмана Гобади («Кандагар», 2001), Маджида Маджиди, Мохсена Махмальбафа, Эбрахима Хатамикию.

Если кино – это искусство, такое же, как архитектура и живопись, то благодаря ему мы восстанавливаем связь с Персеполем или тимуридским Возрождением – то есть с гением народа.

 

Хронология

 

VII в. до н. э. – Вторжения киммерийцев и скифов на Ближний Восток.

722‑714 до н. э. – Руса I, царь Урарту, терпит поражение от киммерийцев и ассирийцев.

721 до н. э. – Ассирийцы берут Самарию.

около 700 до н. э. – Мидийские и персидские племена организуются.

673 до н. э. – Ассирийцы останавливают продвижение киммерийцев и скифов.

676 до н. э. – Киммерийцы появляются в Малой Азии.

673 до н. э. – Всеобщее восстание против Ассирии.

653 до н. э. – Ассирийцы и скифы одерживают победу над мидийцами.

644 (?) до н. э. – Гигес терпит поражение от киммерийцев.

около 638 до н. э. – Скифы одерживают победу над киммерийцами.

625 (?) до н. э. – Мидийцы истребляют скифов.

612 до н. э. – Разрушение Ниневии вавилонянами и мидийцами. Конец Ассирийской империи.

604‑562 до н. э. – Навуходоносор.

597 до н. э. – Первое взятие Иерусалима вавилонянами. Изгнание евреев.

587 до н. э. – Второе взятие Иерусалима вавилонянами.

585 до н. э. – Окончание войны между Мидией и Лидией.

561‑547 до н. э. – Крез, царь Лидии.

550 до н. э. – Кир свергает власть мидийцев. Воцарение Ахеменидов.

546 до н. э. – Кир подчиняет Лидию.

540 до н. э. – Кир подчиняет саков.

539 до н. э. – Кир берёт Вавилон.

530 до н. э. – Смерть Кира.

525 до н. э. – Камбис завоёвывает Египет.

522‑486 до н. э. – Царствование Дария. Узурпация мага Гауматы.

512 до н. э. – Поход Дария на скифов.

490 до н. э. – Марафонская битва. Начало греко‑персидских войн.

486‑465 до н. э. – Царствование Ксеркса.

480 до н. э. – Сражения при Фермопилах и Саламине.

479 до н. э. – Сражение при Платеях.

449 до н. э. – Каллиев мир между персами и греками.

423‑404 до н. э. – Царствование Дария II.

401 до н. э. – Восстание Кира Младшего против Артаксеркса. Ксенофонт и отступление Десяти тысяч.

339 до н. э. – Филипп Македонский воюет со скифами.

338 до н. э. – Филипп Македонский уничтожает независимость греческих городов.

334 до н. э. – Высадка Александра в Малой Азии. Сражение при Гранике.

333 до н. э. – Сражение при Иссе.

332 до н. э. – Александр становится фараоном и божественным царём Египта.

331 до н. э. – Основание Александрии. Сражение при Гавгамелах (или Арбелах).

330 до н. э. – Пожар Персеполя.

325 до н. э. – Свадьбы в Сузах.

320 до н. э. – Воцарение Чандрагупты и династии Маурьев в Индии.

312‑280 до н. э. – Селевк I.

301 до н. э. – Сражение при Ипсе («битва царей»).

около 250 до н. э. – Диодот I основывает Греко‑Бактрийское царство.

225‑190/189 до н. э. – Евтидем, греко‑бактрийский царь.

223‑187 до н. э. – Царствование Селевкида Антиоха III Великого.

214‑196 до н. э. – Царствование Артабана, основателя династии Аршакидов.

212‑205 до н. э. – Поход Селевкида Антиоха III в Восточный Иран.

190 до н. э. – Арташес основывает армянскую династию Арташесидов.

189 до н. э. – Антиох терпит поражение от римлян при Магнесии. Апамейский мир.

175‑164 до н. э. – Царствование Селевкида Антиоха IV.

около 171‑138 до н. э. – Митридат I, царь Парфии (Аршакид).

около 170 до н. э. – Греко‑бактрийский престол захватывает Евкратид. Царство раскалывается надвое.

170 до н. э. – Хунну наносят поражение юэчжам и вынуждают их уйти.

168 до н. э. – Антиох IV в Египте. Он отступает перед римлянами.

167‑166 до н. э. – Восстание Маккавеев.

163‑150 до н. э. – Царствование Менандра в Индии.

141‑140 до н. э. – Парфяне в Месопотамии.

140‑130 до н. э. – Юэчжи в Согдиане.

138‑126 до н. э. – Путешествие китайца Чжан Цяня и мнимое открытие Великого шёлкового пути.

около 135 до н. э. – Саки в Бактриане.

129‑86 до н. э. – Митридат II.

около 121‑около 54 до н. э. – Царствование Тиграна II в Армении.

90‑10 до н. э. – Саки в Индии.

70‑60 до н. э. – Завоевание китайцами Таримского бассейна.

64 до н. э. – Римляне в Сирии.

63 до н. э. – Помпей берет Иерусалим.

около 60 до н. э. – Юэчжи в Пенджабе.

53 до н. э. – Сражение при Каррах: поражение Красса.

40‑37 до н. э. – Парфянская оккупация Иерусалима.

38‑34 до н. э. – Поход Антония на парфян.

30 до н. э. – Египет становится римской провинцией.

19‑49 н. э. – Царствование сака Гондофара.

около 25 н. э. – Возникновение Кушанской империи.

53‑58 – Тиридат I основывает династию армянских Аршакидов (Аршакуни).

66 – Нерон в Риме назначает Тиридата I царём Армении.

73‑102 – Китаец Бань Чао отвоёвывает Таримский бассейн.

78 (?) – Канишка (или 144‑172).

116‑117 – Траян берёт Ктесифон.

166 – Мир между римлянами и парфянами.

175 – Война Траяна с сарматами.

218 – Поражение римлян от Артабана.

216‑292 – Мани.

223 – Восстание Ардашира против парфян. Начало династии Сасанидов.

226 – Ардашир берёт Ктесифон.

241‑272 – Царствование Шапура I.

260 – Валериан терпит поражение от Сасанидов и попадает в плен.

283 – Римляне осаждают Ктесифон.

306‑337 – Константин.

309‑379 – Царствование Шапура II. Присоединение кушанских земель.

363 – Юлиан Отступник убит под Ктесифоном.

375 – Гунны нападают на аланов.

395 – Византий становится второй римской столицей.

406‑407 – Аланы переходят Рейн.

421‑438 – Царствование Бахрам Гура.

476 – Конец Западной Римской империи.

484 – Эфталиты убивают Пероза.

около 490‑535 – Маздакитская революция.

около 531 – Убийство Маздака.

531‑578 – Царствование Хосрова I.

552 – Основание империи тугю (тюрков).

564 – Тюркское посольство прибывает к Хосрову.

около 565 – Уничтожение государства эфталитов Сасанидами и тугю.

588‑589 – Ормизд IV отражает натиск тюрков (тугю).

590‑628 – Царствование Хосрова II.

613‑614 – Поход Хосрова в Сирию и Палестину.

619 – Хосров в Египте и в Эфиопии.

622 – Хиджра. Зарождение ислама.

628 – Конец византийско‑персидской войны. Смерть Хосрова.

636 – Сражение при Кадисии: в Иран вторгаются арабы.

642 – Сражение при Нехавенде.

647 – Китайцы истребляют знать Кучи.

651‑652 – Арабы в Герате и в Бактрах.

657 – Сражение при Сиффине. Отпадение хариджитов.

661 – Убийство Али.

661‑750 – Омейядский халифат.

680 – Кербела: смерть Хусейна, внука Пророка.

705‑715 – Кутайба – наместник Хорасана.

750 – Революция Абу Муслима. Конец Омейядов. Возникновение халифата Аббасидов.

751 – Арабы наносят поражение китайцам на реке Талас.

753‑757 – Восстания в Восточном Иране против арабов.

755 – Восстание Ань Лушаня в Китае.

758 – Основание Багдада.

786‑809 – Царствование Харуна ар‑Рашида.

818 – Смерть имама Ризы.

820‑873 – Княжество Тахиридов.

836‑892 – Самарра – столица Аббасидов.

около 860‑902 – Владычество Саффаридов.

873‑999 – Царство Саманидов.

902 – Саманиды одерживают победу над Саффаридами.

945 – Взятие Багдада Буидами.

961 – Восстание Алп‑Тегина. Рождение династии Газневидов.

995 – Воссоединение Хорезма.

999 – Караханиды завоёвывают Согдиану.

999‑1030 – Махмуд Газневи.

около 1000 – Фирдоуси завершает «Шахнаме».

1001 – Начало мусульманских походов на Индию.

1028‑1029 – Сельджуки в Хорасане.

1040 – Сельджуки наносят Газневидам поражение при Данданакане.

1055 – Сельджуки в Багдаде.

1059 – Взятие сельджуками Исфахана.

1071 – Манцикерт: поражение византийцев.

1090 – Исмаилиты («ассасины») обосновываются в Аламуте и создают государство в государстве.

1092 – Убийство Низам ал‑мулка.

1096 – Появление крестоносцев на Ближнем Востоке.

1102‑1130 – Арслан‑хан – суверен государства Караханидов.

1141 – Катван: каракитаи наносят поражение Санджару.

1150 – Восстание Гуридов.

1171‑1250 – Владычество в Египте курдского рода Айюбидов.

1191 – Казнь Сухраварди.

1194 – Конец династии Великих Сельджукидов.

1200‑1230 – Хорезмшахи – властители Ирана.

1206 – Избрание Чингис‑хана великим ханом.

1219 – Чингис‑хан вторгается в Согдиану.

1230‑1231 – Завоевание Ирана монголами.

1258 – Хулагу становится правителем Ирана. Основание государства ильханов.

1256 – Истребление исмаилитов.

1260 – Ильханы терпят поражение в Сирии при Айн‑Джалуте.

1296‑1304 – Царствование ильхана Газана. Исламизация монголов, живущих в Иране.

1336 – Конец государства ильханов.

1370 – Тамерлана избирают в Балхе Великим эмиром.

1381 – Тамерлан вторгается в Иран.

1402 – Ангорская битва. Османы терпят поражение от Тамерлана.

1414 – Основание афганской династии Саийдов в Дели.

1444 – Афганцы основывают в Индии династию Лоди.

1453 – Взятие Константинополя турками.

1467 – Ак‑коюнлу одерживают победу над кара‑коюнлу.

1469 – Ак‑коюнлу Узун‑Хасан побеждает и убивает Тимурида Абу Саида.

1498 – Васко да Гама огибает мыс Доброй Надежды.

1501 – Узбеки – властители Согдианы.

1502 – Шах Исмаил основывает династию Сефевидов.

1502‑1515 – На побережье Индийского океана и Персидского залива обосновываются португальцы.

1510 – Шах Исмаил одерживает победу над узбеком Шейбаниханом.

1514 – Сефевиды терпят поражение при Чалдыране от османа Селима I.

1517 – Селим I завоёвывает Египет.

1533‑1534 – Война между османами и иранцами.

1540 – Афганец Шер‑шах Сур становится императором Индии.

1576 – Смерть Тахмаспа вызывает вторжения в Иран со всех сторон.

1588‑1629 – Царствование шаха Аббаса Великого.

1598 – Шах Аббас обосновывается в Исфахане и завязывает отношения с Англией.

1603‑1604 – Победы шаха Аббаса над османами.

1622 – в Персидском заливе появляются англичане.

1624‑1639 – Война между Сефевидами и османами; последние захватывают Багдад.

1707 – Афганистан провозглашает независимость.

1722 – Взятие афганцами Исфахана.

1736 – К власти в Иране приходит Надир‑шах.

1739 – Взятие Дели Надир‑шахом.

1747‑1778 – Ахмад‑хан Дуррани, основатель Афганистана.

1750‑1779 – Карим‑хан Зенд, регент Ирана, живущий в Ширазе.

1761 – Афганцы наносят поражение маратхам при Панипате.

1787 – Ага Мухаммад основывает в Иране династию Каджаров.

1797 – Убийство Ага Мухаммада.

1813 – Гюлистанский договор. Иран теряет Грузию, Мингрелию, Дагестан, Ширван.

1818‑1819 – Афганцев изгоняют из Индии.

1828 – Туркманчайский договор. Иран теряет Армению.

1839 – Английская кампания в Афганистане.

1844 – Зарождение бабизма.

1863 – Провозглашение бахаизма.

1868‑1873 – Русские оккупируют Хивинское и Бухарское ханства.

1878 – Вторая англо‑афганская война.

1906 – Первая конституция Ирана.

1907 – Англичане и русские договариваются меж собой о зонах влияния в Иране.

1919 – Третья англо‑афганская война.

1925 – Риза‑шах основывает династию Пахлави.

1941 – Англичане и русские оккупируют Иран.

1953 – Мосаддык национализирует нефтяные месторождения.

1955 – Визит Н. С. Хрущёва в Афганистан.

1963 – «Белая революция» в Иране.

1973 – Свержение Захир‑шаха в Афганистане в результате государственного переворота.

1979 – Падение монархии в Иране. Советское вторжение в Афганистан.

1980 – Война между Ираном и Ираком.

1989 – Смерть имама Хомейни. Советы выводят войска из Афганистана.

1991 – Независимость Таджикистана.

1992 – Гражданская война в Таджикистане.

1996 – Талибы становятся хозяевами Кабула.

2001 – Интервенция в Афганистан. Оккупация страны американцами и их союзниками.

 

Библиография

 

К иранскому миру в большей или меньшей мере имеют касательство почти все работы, посвящённые мусульманской истории и цивилизации; кроме случаев, когда мы использовали их непосредственно, их мы здесь не приводим, равно как не даём обширной библиографии на языках, мало знакомых французам, – таких, как персидский, турецкий, русский и т.д. В отношении тюрков и монголов и их владычества в Иране позволим себе сослаться на более полную библиографию, которую мы приводим в «Истории тюрков» (Roux, Jean‑Paul . Histoire des Turcs: deux mille ans du Pacifique à la Méditerranée. Paris: Fayard, 2000) и в «Истории Монгольской империи» (Roux, Jean‑Paul . Histoire de l'Empire mongol. Paris: Fayard, 1993). См. также нашу «Центральную Азию» (Roux, Jean‑Paul . L'Asie centrale: histoire et civilisations. Paris: Fayard, 1997).

 

Журналы

 

Из специализированных изданий упомянем как минимум «Athar‑e Iran : Annales du Service Archéologique de l'Iran», 1936‑1946 (больше не выходит); «Cahiers d'études sur la Méditerranée orientale et le monde turco‑iranien (CEMOTI)», публикующиеся в Париже с 1985 г. под общей редакцией Семиха Ванера (самое ценное издание в современную эпоху); Encyclopaedia Iranica . Edited by Ehsan Yar Shater. London: Routledge & Kegan Paul (к 1997 г. вышло 7 томов); «Iranian Studies», Нью‑Йорк; «Journal of Mithraic Studies», с 1975 г.; «Mémoires de la DAFA», Париж, с 1927 г. (вышло 33 т.); «Studia Iranica», Париж, с 1972 г.; «Central Asiatic Journal», Висбаден, с 1956 г.; «Central Asian Survey», с 1981 г.

 

Греко‑римские, еврейские, армянские, сирийские, западноевропейские источники

 

Основные из упомянутых авторов классической античности: Аммиан Марцеллин; Аристотель, «Никомахова этика»; Арриан; Климент Александрийский; Корнелий Непот, «Фемистокл»; Ктесий, «Персика. Фрагменты»; Диодор Сицилийский; Эсхил, «Персы»; Иосиф Флавий, «Иудейская война»; Гекатей Милетский; Геродот, «История»; Гиппократ, «О воздухе, водах и местностях»; Гомер; Иордан; Платон; Плиний; Плутарх, «Параллельные жизнеописания»; Страбон; Фукидид, «История Пелопоннесской войны»; Ксенофонт, «Анабасис», «Киропедия», «Воспоминания о Сократе».

Я использовал почти все книги Ветхого Завета, в частности, Книгу Исайи, Книгу Иеремии, Плач Иеремии, Книгу Неемии, Книгу Ездры, Книгу Даниила, Книгу Есфирь; Коран; некоторые маздеистские тексты.

Армянские и сирийские источники: Бар‑Эбрей, Хетум, Киракос Кандзакеци.

Западные христианские источники: Жан де Жуанвиль, Иоанн де Плано Карпини, Марко Поло, Вильгельм де Рубрук.

Основные средневековые мусульманские источники: Аттар, ал‑Бируни, ал‑Джахиз, Джувейни, Джузджани, Фирдоуси, Ибн ал‑Асир, Ибн ал‑Мукаффа, Ибн Баттута, Ибн Халдун, ал‑Масуди, Низам ал‑мулк, Рашид‑ад‑дин, Сайфи.

 

Общие работы

 

Ackerman, Phyllis . The Character of Persian Music // A Survey of Persian art , from prehistoric times to the present. Ed. by Arthur Upham Pope. London: Oxford University Press, 1938‑1939. Vol. 3. 1939.

Afghanistan: une histoire millénaire . [Exposition], Barcelone, Centre culturel de la Fundacion «La Caixa», 2 octobre‑30 décembre 2001, Paris, Musée national des arts asiatiques – Guimet, 28 février‑27 mai 2002. Catalogue sous la dir. de Pierre Cambon. Paris: Réunion des musées nationaux, 2002.

L'Âme de l'Iran . Sous la dir. de René Grousset, Louis Massignon et Henri Massé. Paris: A. Michel, 1951.

L'Asie centrale: histoire et civilisation . Sous la dir. de Louis Hambis. Paris: Imprimerie nationale, 1977.

Auboyer, Jeannine . L'Afghanistan et son art. Paris: Éditions Cercle d'art, 1968.

Barry, Michael А . Afghanistan. Paris: Éditions du Seuil, 1974. [Collections Microcosme. Petite Planéte; 47.]

Barthold, W . Turkestan down to the Mongol invasion. Transi, by T. Minovsky. 3rd ed. London: Luzac, 1968. [Бартольд, В. В . Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб., 1898‑1900.]

Bausani, Alessandro . Persia religiosa: da Zaratustra a Baha'u'llah. Milano: Il saggiatore, 1959.

Berthelot, René . La Pensée de l'Asie et l'astrobiologie. Paris: Payot, 1938. Переизд.: Paris: Payot, 1972.

Blanc, Jean Charles . L'Afghanistan et ses populations. Bruxelles: Éditions Complexe, 1976. [Pays et populations.]

Brockelmann, Karl . Histoire des peuples et des États islamiques, depuis les origines jusqu'à nos jours. Traduction française de M. Tazerout. Paris: Payot, 1949. [Немецкий оригинал: Brockelmann, Karl . Geschichte der islamischen Völker und Staaten. München, Berlin: Oldenbourg, 1939.]

Browne, Edward Granville . A literary history of Persia. Cambridge [Eng.]: The University Press, 1959‑1964. 4 vol.

The Cambridge History of Iran . Cambridge: Cambridge University Press, 1968‑1991. 7 vol.

The Cambridge History of Islam . Cambridge: Cambridge University Press, 1970.2 vol.

La civilisation iranienne : Perse, Afghanistan, Iran extérieur. Collaborateurs: A. Aymard et al. Paris: Payot, 1952. [Bibliothèque historique.]

Dictionnaire des mythologies et des religions des sociétés traditionnelles et du monde antique . Sous la dir. de Yves Bonnefoy. Paris: Flammarion, 1981. 2 vol.

Diehl, Charles; Marçais, Georges . Le Monde oriental de 395 à 1081 // Histoire générale , publiée sous la direction de Gustave Glotz. Histoire du moyen âge. T. 3. Paris: les Presses universitaires de France, 1936.

Dumézil, Georges . Naissance d'archanges. Jupiter, Mars, Quirinus, III. Essai sur la formation de la théorie zoroastrienne. Paris: Gallimard, 1945.

Dumézil, Georges . Romans de Scythie et d'alentour. Paris: Payot, 1978. [Русский перевод: Дюмезиль Ж . Скифы и нарты / сокр. пер. А. 3. Алмазовой. М.: Наука, 1990.]

Dupree, Louis . Afghanistan. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1973.

Eliade, Mircea . Histoire des croyances et des idées religieuses. Paris: Payot, 1976. 3 vol. [Русский перевод: Элиаде, M . История веры и религиозных идей / пер. Н. Н. Кулаковой и др. М., 2008‑2009. 3 т.]

Encyclopédie de l'Islam . Leiden: E. J. Brill; Paris: С. Klincksieck, 1913‑1943. Nouv. éd.: Leiden: E. J. Brill; Paris: G. P. Maisonneuve et Larose, 1960‑2009. 13 vol.

Ettinghausen, Richard; Porada, Edith . 7000 Years of Iranian Art. Washington, DC: National Gallery of Art, 1964.

Le Fait ethnique en Iran et en Afghanistan : colloque international du Centre national de la recherche scientifique, [Ivry‑sur‑Seine, 10 et 11 oct. 1985]. Sous la dir. de Jean‑Pierre Digard. Paris: Éd. du CNRS, 1988.

Furon, Raymond . L'Iran, Perse et Afghanistan. Paris: Payot, 1951. [Bibliothèque géographique.]

Godard, André . L'Art de l'Iran. Paris: Arthaud, 1962.

Histoire des religions . Sous la direction d'Henri‑Charles Puech. Paris: Gallimard, 1970‑1976. 3 vol. [Encyclopédie de la Pléiade.]

History of civilizations of Central Asia . Paris: Unesco, 1992.

Iran : textes. Présentés par Gilbert Lazar. [Littèrature d'étranges pays Iran.] Paris: Association Langues et civilisations, 1973 [Publications orientalistes de France; 2.]

Krader, Lawrence . Peoples of Central Asia. Bloomington: Indiana University, 1963. [Indiana University Publications. Uralic and Altaic series; v. 26.]

Le Strange, Guy . The Lands of the Eastern Caliphate: Mesopotamia, Persia, and Central Asia from the Moslem conquest to the time of Timur. 3rd impression. London: Frank Cass and C°, 1966.

Lukonin, V. G . Iran. II, Des Séleucides aux Sassanides. Traduit de l'anglais par P. Aellig et J. Marcadé. Paris; Genève; Munich: Ed. Nagel, 1967. [Archaeologia mundi; 6.]

Malleson, George Bruce . History of Afghanistan, from the earliest period to the outbreak of the war of 1878. London: W. H. Allen & Co., 1878.

Mazahéri, Aly . Les Trésors de l'Iran: Mèdes et Perses, trésors des mages, la Renaissance iranienne. Genève: Skira, 1970.

Miquel, André . La Géographie humaine du monde musulman jusqu'au milieu du XIe siècle. Paris; La Haye: Mouton; Paris: École pratique des hautes études, 1967‑1970. 2 vol.

Monteil, Vincent‑Mansour . Iran. Paris: Seuil, 1972. [Collections Microcosme. Petite planète.]

Mouradian, Claire . L'Arménie. Paris: Presses universitaires de France, 1996. [Que sais‑je?]

Mythologies de la Méditerranée au Gange : préhistoire, Egypte, Sumer, Babylone, Hittites, Sémites, Grèce, Rome, Perse, Inde. Sous la direction de Pierre Grimal. Paris: Larousse, 1963.

Oranski, I. M . Les Langues iraniennes. Traduit par Joyce Blau. Paris: C. Klincksieck, 1977. [Documents et ouvrages de référence – Institut d'études iraniennes.] [Русский оригинал: Оранский И. M . Иранские языки. M., 1963.]

Roux, Jean‑Paul . Histoire des Turcs: deux mille ans du Pacifique à la Méditerranée. Paris: Fayard, 2000.

Roux, Jean‑Paul . L'Asie centrale: histoire et civilisations. Paris: Fayard, 1997.

Roux, Jean‑Paul . Montagnes sacrées, montagnes mythiques. Paris: Fayard, 1999.

Sourdel, Dominique; Sourdel‑Thomine, Janine . La civilisation de l'Islam classique. Paris: Arthaud, 1968.

Stein, Aurel . Serindia: detailed report of explorations in Central Asia and westernmost China: carried out and described under the orders of H. M. Indian government. Oxford: Clarendon Press, 1921.

Stierlin, Henri . Iran des bâtisseurs: 2500 ans d'architecture. Genève: Éditions Sigma, 1971. [Merveilles des bâtisseurs, 1.]

A Survey of Persian art from prehistoric times to the present . Ed. by Arthur Upham Pope. London, New York: Oxford University Press, 1938‑1958. 7 vol. Переизд.: Tokyo: Meiji‑Shobo, 1964‑2005.

Sykes, Percy Molesworth . A history of Persia. 3rd ed. London; New York: Macmillan, 1958.

Toynbee, Arnold . La Religion vue par un historien. Traduit de l'anglais par Marcelle Weill. Paris: Gallimard, 1964.

 

ДОИСЛАМСКИЙ ИРАН

Иранские источники

 

Le Zend‑Avesta . Traduction nouvelle avec commentaire historique et philologique par James Darmesteter. Paris: E. Leroux, 1892‑1893. 2 vol. Переиздание: Paris: A. Maisonneuve, 1960.

Avesta : le Livre sacré du zoroastrisme. Trad. de C. de Harlez. 2e éd. revue et complétée. Paris: Sand, 1996.

Monde et parole de Zarathoustra . Trad. et essai d'interprétation, Amir Mehdi Badi'. 2e éd. Paris: P. Geuthner, 1990.

Corpus inscriptionum iranicarum . Edited by an international committee. London: L. Humphries, 1982.

Humbach, Helmut . Die Gathas des Zarathustra. Heidelberg: Winter, 1959. 2 Bd. [Indogermanische Bibliothek: Reihe 1.]

Kellens, Jean ; Pirart, Eric . Les textes vieil‑avestiques. Wiesbaden: Reichert, 1988‑1991. 3 vol.

Les inscriptions de la Perse achéménide . Trad. du vieux perse, de l'élamite, du babylonien et de l'araméen, présenté et annoté par Pierre Lecoq. Paris: Gallimard, 1997. [L'Aube des peuples.]

 

Исследования

 

Altheim, Franz . Alexandre et l'Asie: histoire d'un legs spirituel. Traduction de H. E. del Medico. Paris: Payot, 1954. [Bibliothèque historique.]

Amiet, Pierre . Suse: 6000 ans d'histoire. Paris: Éd. de la Réunion des musées nationaux, 1988. [Monographies des Musées de France.]

Amiet, Pierre . L'Âge des échanges inter‑iraniens: 3500‑1700 avant J.‑C. Paris: Éd. de la Réunion des musées nationaux, 1986. [Notes et documents des Musées de France.]

Azarpay, Guitty . Sogdian painting: the pictorial epic in oriental art. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1981.

Археологические и этнографические работы Хорезмской экспедиции 1945‑1948 гг. Труды Хорезмской археолого‑этнографической экспедиции. 2 т. М.: изд‑во АН СССР, 1952‑1958.

Artamonov, M. I . Les trésors d'art des Scythes du Musée de l'Ermitage à Leningrad / traduit par Yvette Joye. Paris: Gründ, 1968. [Русский оригинал: Артамонов М. И . Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага‑Л., 1966.]

Les arts de l'Asie centrale . Pierre Chuvin et al. Paris: Citadelles & Mazenod, 1999. [L'Art et les grandes civilisations.]

Les arts de l'Asie centrale : la collection Paul Pelliot du Musée national des arts asiatiques – Guimet. Sous la dir. de Jacques Giès. Paris: Réunion des musées nationaux, 1995.

Belenitsky, A. M . Asie centrale / traduit de l'anglais par Pierre A. Aellig et Jean Marcadé. Paris, Genève, Munich: Nagel, 1968. [Archaeologia mundi.]

Belenitsky, A. M., Marshak, B. I . L'art de Piandjikent à la lumière des dernières fouilles (1958‑1968) // Arts Asiatiques . 23 (1971). P. 3‑40.

Benveniste, Émile . Études sur quelques textes sogdiens chrétiens // Journal Asiatique . 243 (1955). P. 297‑338; 247 (1959). P. 115‑136.

Benveniste, Émile . Mithra aux vastes pâturages // Journal Asiatique . 248 (1960). P. 421‑430.

Benveniste, Émile . Sur la terminologie iranienne du sacrifice // Journal Asiatique . 252 (1964). P. 45‑58.

Benveniste, Émile . Les Mages dans l'ancien Iran. Paris: G.‑P. Maisonneuve, 1938. [Publications de la Société des études iraniennes. No 15.]

Blanchi, Ugo . Il dualismo religioso: saggio storico ed etnologico. Roma: L'erma di Bretschneider, 1958.

Boyce, Mary . Zoroastrians: their religious beliefs and practices. London; Boston; Henley, 1979. [Русский перевод: Бойс Мэри . Зороастрийцы: верования и обычаи. 3‑е изд. СПб., 1994.]

Du Breuil, Paul . Le Zoroastrisme. Paris: Presses universitaires de France, 1982. [Que sais‑je?]

Briant, Pierre . Histoire de l'empire perse: de Cyrus à Alexandre. Paris: Fayard, 1996.

Briant, Pierre . Darius: les Perses et l'Empire. Paris: Gallimard, 1992. [Découvertes Gallimard.]

Bussagli, Mario . La peinture de l'Asie Centrale / traduit de l'italien par Isabelle Robinet. Genève: Skira, 1963. [Les Trésors de l'Asie.] Переиздание: Genève: Skira; Paris: Flammarion, 1978.

Cabanes, Pierre . Le monde hellénistique: de la mort d'Alexandre à la paix d'Apamée, 323‑188 // Nouvelle histoire de l'Antiquité . V. 4. Paris: Éd. du Seuil, 1995. [Points. Histoire.]

Campbell, Leroy A . Mithraic iconography and ideology. Leiden: E. J. Brill, 1968. [Études préliminaires aux religions orientales dans l'Empire romain.]

Carter, Dagny Olsen . The symbol of the beast: the animal‑style art of Eurasia. New York: Ronald Press Co., 1957.

Cavaignac, Eugène . A propos du début de l'histoire des Mèdes // Journal Asiatique . 249 (1961). P. 153‑161.

Chaumont, Marie Louise . Papak, roi de Staxr, et sa cour // Journal Asiatique. 247 (1959). P. 175‑192.

Chaumont, Marie Louise. L'inscription de Kartir à la «Ka'bah de Zoroastre»: Texte, traduction, commentaire // Journal Asiatique . 248 (1960). P. 339‑380.

Chaumont, Marie Louise . Recherches sur les institutions de l'Iran ancien et de l'Arménie // Journal Asiatique . 249 (1961). P. 297‑320; 250 (1962). P. 11‑22.

Chaumont, Marie Louise . Où les rois sassanides étaient‑ils couronnés? // Journal Asiatique . 252 (1964). P. 59‑76.

Chaumont, Marie Louise . Le culte de la déesse Anahita (Anahit) dans la religion des monarques d'Iran et d'Arménie au Ier siècle de notre ère // Journal Asiatique . 253 (1965). P. 167‑181.

Chaumont, Marie Louise . L'ordre des préséances à la cour des Arsacides d'Arménie // Journal Asiatique . 254 (1966). P. 473‑499.

Chaumont, Marie Louise . Les ostraca de Nisa. Nouvelle contribution à l'histoire des Arsacides // Journal Asiatique . 256 (1968). P. 11‑35.

Chaumont, Marie Louise . Études d'histoire parthe I. Documents royaux à Nisa // Syria . 48 (1971). P. 143‑164. – Études d'histoire parthe II. Capitales et résidences arsacides (IIIe‑Iers . av. J.‑C.) // Syria . 50 (1973). P. 197‑222.

Choisnel, Emmanuel . Les Parthes et la route de la soie. Paris; Budapest; Torino: l'Harmattan; Tachkent: IFEAC, 2004. [Collection Centre Asie.]

Christensen, Arthur . L'Iran sous les Sassanides. Copenhague: Levin & Munksgaard, 1936. [Annales du Musée Guimet. Bibliothèque d'études; 48.]

Christensen, Arthur . Le règne du roi Kawadh I et le communisme mazdakite. Köbenhavn: A. F. Höst og Son, 1925. [Historisk‑filologiske meddelelser.]

Dalton, Ormonde Maddock . Treasure of the Oxus: with other examples of early oriental metal‑work. 2nd ed. London: British Museum, 1926.

Décret, François . Mani et la tradition manichéenne. Paris: Éditions du Seuil, 1974. [Collections microcosme. Matres spirituels.]

Histoire des Arméniens = Hayoc' Patmut'iwn. Sous la direction de Gérard Dédéyan. Toulouse: Privat, 1982.

Duchesne‑Guillemin, Jacques . Zoroastre: étude critique avec une traduction commentée des Gâthâ. Paris: G. P. Maisonneuve, 1948. [Les Dieux et les hommes. Vol. 2.]

Duchesne‑Guillemin, Jacques . Ormazd et Ahriman: l'aventure dualiste dans l'antiquité. Paris: Presses universitaires de France, 1953. [Mythes et religions; 31.]

Duchesne‑Guillemin, Jacques . La religion de l'Iran ancien. Paris: Presses universitaires de France, 1962. [Les anciennes religions orientales; 3.]

Duchesne‑Guillemin, Jacques . L'Iran antique et Zoroastre // Histoire des religions . Sous la direction d'Henri‑Charles Puech. Paris: Gallimard, 1970‑1976. Vol. 1. 1970. P. 625‑694.

Duchesne‑Guillemin, Jacques . L'église sassanide et le mazdéisme // Histoire des religions . Sous la direction d'Henri‑Charles Puech. Paris: Gallimard, 1970‑1976. Vol. 2. 1972. P. 3‑32.

Dumézil, Georges . Naissance d'archanges. Jupiter, Mars, Quirinus, III. Essai sur la formation de la théorie zoroastrienne. Paris: Gallimard, 1945.

Dumézil, Georges . Les Dieux des Indo‑européens. Paris: Presses universitaires de France, 1952. [Mythes et religions; 29.] [Русский перевод: Дюмезиль Ж . Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.]

Dumézil, Georges . Romans de Scythie et d'alentour. Paris: Payot, 1978. [Русский перевод: Дюмезиль Ж . Скифы и нарты / сокр. пер. А. 3. Алмазовой. М.: Наука, 1990.]

Eliade, Mircea . Histoire des croyances et des idées religieuses. Paris: Payot, 1976. 3 vol. [Русский перевод: Элиаде M . История веры и религиозных идей / пер. Н. Н. Кулаковой и др. М., 2008‑2009. 3 т.]

Faure, Paul . Alexandre. Paris: Fayard, 1985. [Русский перевод: Фор, Поль . Александр Македонский / пер. с фр. И. И. Маханькова. М., 2001.]

Field, Henry; Prostov, Eugene . Archaeological investigations in Central Asia, 1917‑1937 // Ars Islamica . 5 (1938). P. 233‑271.

Ghirshman, Roman . Perse: Proto‑Iraniens, Mèdes, Achéménides. Paris: Gallimard, 1963. [L'Univers des formes, 5.]

Ghirshman, Roman . Iran: Parthes et Sassanides. Paris: Gallimard, 1962. [L'Univers des formes; 3.]

Ghirshman, Roman . L'Iran: des origines à l'Islam. Paris: A. Michel, 1976. [L'Évolution de l'humanité.]

Gignoux, Philippe . L'enfer et le paradis d'après les sources pehlevies // Journal Asiatique . 256 (1968). P. 219‑245.

Gignoux, Philippe . L'inscription de Kartir à Sar Masshad // Journal Asiatique . 256 (1968). P. 387‑418.

Gignoux, Philippe . Corps osseux et âme osseuse: essai sur le chamanisme dans l'Iran ancien // Journal Asiatique . 267 (1979). P. 41 ‑80.

Gignoux, Philippe . L'apport scientifique des chrétiens syriaques à l'Iran sassanide // Journal Asiatique . 289 (2001). P. 217‑236.

Gnoli, Gherardo . Zoroaster's time and homeland: a study on the origins of Mazdeism and related problems. Naples: Istituto universitario orientale, 1980. [Series minor / Istituto universitario orientale, Seminario di studi asiatici; 7.]

Gnoli, Gherardo . Zoroaster in history. New York: Bibliotheca Persica Press, 2000. [Biennial Yarshater lecture series; no. 2.]

Grakov, B. N . Die Skythen / übers, aus d. Russ. u. wissenschaftl. Red.: Alexander Hausier. Berlin: Deutscher Verlag d. Wiss., 1978. [Русский оригинал: Граков Б. Н . Скифы. Науч.‑попул. очерк. М., 1971.]

Grignasci, Mario . Quelques spécimens de la littérature sassanide conservés dans les bibliothèques d'Istanbul // Journal Asiatique . 254 (1966). P. 1‑142.

Grillot‑Susini, Françoise : Herrenschmidt, Clarisse; Malbran‑Labat, Florence. La version élamite de la trilingue de Behistun: une nouvelle lecture // Journal Asiatique . 281 (1993). P. 19‑59.

Grillot‑Susini, Françoise . Les textes de fondation du palais de Suse // Journal Asiatique . 278 (1990). P. 213‑222.

Herrenschmidt, Clarisse . Le xwetodas ou mariage «incestueux» en Iran ancien // Epouser au plus proche : inceste, prohibitions et stratégies matrimoniales autour de la Méditerranée. Sous la dir. de Pierre Bonté. Paris: Éd. de l'Ecole des hautes études en sciences sociales, 1994. [Civilisations et sociétés; 89.] P. 113‑125.

Hicks, Jim . Les Perses / traduit de l'anglais par Noëlle Jaudeau. Amsterdam: Time‑Life International, 1975. [Les Origines de l'homme.]

History of civilizations of Central Asia . Paris: Unesco, 1992

Israël, Gérard . Cyrus le Grand: fondateur de l'Empire perse. Paris: Fayard, 1987.

Kellens, Jean . Le panthéon de l'Avesta ancien. Wiesbaden: Reichert, 1994.

Kellens, Jean . L'âme entre le cadavre et le paradis // Journal Asiatique . 283 (1995). P. 19‑56.

Kellens, Jean . Interrogation // Journal Asiatique . 283 (1995).

Kellens, Jean . Commentaire sur les premiers chapitres du Yasna // Journal Asiatique . 284 (1996). P. 37‑108.

Kellens, Jean . Considérations sur l'histoire de l'Avesta // Journal Asiatique . 286 (1998). P. 451‑519.

Kellens, Jean . Zoroastre dans l'histoire ou dans le mythe? À propos du dernier livre de Gherardo Gnoli // Journal Asiatique . 289 (2001).

Kellens, Jean . L'idéologie religieuse des inscriptions achéménides // Journal Asiatique . 290 (2002). P. 417‑464.

Kervran, Monique et al . Une statue de Darius découverte à Suse // Journal Asiatique . 260 (1972). P. 235‑266.

Labat R. Kastariti . Phraorte et les débuts de l'histoire mède // Journal Asiatique . 249(1961). P. 1‑12.

La Vaissière, Etienne de . Histoire des marchands sogdiens. 2e éd. révisée et augmentée. Paris: Collège de France, Institut des hautes études chinoises, 2004. [Bibliothèque de l'Institut des hautes études chinoises; 32.]

Lazard, Gilbert . Un texte persan sur la légende de Gayomart // Journal Asiatique . 244 (1956). P. 201‑216.

Les inscriptions de la Perse achéménide . Trad, du vieux perse, de l'élamite, du babylonien et de l'araméen, présenté et annoté par Pierre Lecoq. Paris: Gallimard, 1997. [L'Aube des peuples.]

Liu, Xu . Biography of An Lu‑shan / translated and annotated by Howard Seymour Levy. Berkeley: University of California Press, 1960. [Chinese dynastic histories translations; 8.]

Lukonin, V. G . Kunst des alten Iran / Übertragung aus dem Russischen: Sabine Grebe. Leipzig: Seemann, 1986. [Seemann‑Beiträge zur Kunstwissenschaft.] [Русский оригинал: Луконин В. Г . Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство, 1977.]

Maillard, Monique . A propos de deux statuettes en terre rapportées par la mission Otani: Sarapis et Harpocrates en Asie Centrale // Journal Asiatique . 263 (1975). P. 223‑230.

Maricq, André . La grande inscription de Kaniska et l'Étéo‑Tokharien. L'ancienne langue de la Bactriane // Journal Asiatique . 246 (1958).

Menasce, Jean de . Notes iraniennes // Journal Asiatique . 237 (1949). P. 1‑6.

Menasce, Jean de . Mythologie de la Perse //Mythologies de la Méditerranée au Gange : préhistoire, Egypte, Sumer, Babylone, Hittites, Sémites, Grèce, Rome, Perse, Inde. Sous la direction de Pierre Grimai. Paris: Larousse, 1963. P. 202‑218.

Minns, Ellis Hovell . Scythians and Greeks: a survey of ancient history and archaeology on the north coast of the Euxine. Cambridge: Cambridge University Press, 1913.

Mithraic studies : proceedings of the... International Congress of Mithraic studies. Manchester. 1971 (1975)

Molé, Marijan . Le problème zurvanite // Journal Asiatique . 247 (1959). P. 431‑470.

Molé, Marijan . La structure du premier chapitre du Videvdat // Journal Asiatique . 239 (1951). P. 283‑298.

Molé, Marijan . Le partage du monde dans la tradition iranienne // Journal Asiatique . 240 (1952). P. 455‑464.

Molé, Marijan . La naissance du Monde dans l'Iran préislamique // Sources Orientales . 1 (1959). P. 322.

Molé, Marijan . Le jugement des morts dans l'Iran préislamique // Sources Orientales . 4 (1961). P. 145‑175.

Molé, Marijan . Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien: le problème zoroastrien et la tradition mazdéenne. Paris: Presses universitaires de France, 1963. [Annales du Musée Guimet. Bibliothèque d'études. 69.]

Molé, Marijan . Daéna, le pont Cinvat et l'initiation dans le Mazdéisme // Revue de l'histoire des religions . 158 (1960). P. 155‑185.

Mongait, A. L . Archaeology in the USSR / translated and adapted by M. W. Thompson. Harmondsworth: Penguin Books, 1961. [Русский оригинал: Монгайт А.Л . Археология в СССР. М., 1955.]

Monnot, Guy . Pour le dossier arabe du mazdéisme zurvanien // Journal Asiatique . 268 (1980). P. 233‑257.

Nomades et sédentaires en Asie centrale : apports de l'archéologie et de l'ethnologie. Actes du 3e Colloque franco‑soviétique sur l'archéologie de l'Asie centrale, Alma Ata, Kazakhstan, 17‑26 octobre 1987. Textes réunis par H.‑P. Francfort. Paris: éd. du Centre national de la recherche scientifique, 1990.

Nyberg, Henrik Samuel . Die Religionen des alten Iran / Deutsch von H. H. Schaeder. Leipzig: J. C. Hinrichs verlag, 1938. [Mitteilungen der Vorderasiatisch‑egyptischen Gesellschaft; 43.]

L'or des Amazones : peuples nomades entre Asie et Europe, VIe siècle av. J.‑C.‑IVe siècle apr. J.‑C: exposition, Paris, Musée Cernuschi... 16 mars ‑ 15 juillet 2001. Catalogue sous la dir. de Véronique Schiltz / trad, du russe par Véronique Schiltz. Paris: Paris musées; Suilly‑la‑Tour: Findakly, 2001.

Oxus: tesori dell'Asia centrale . Catalogo della Mostra tenuta a Roma nel 1993‑1994. Roma: De Luca, 1993.

Palou, Jean ; Palou, Christiane . La Perse antique. Paris: Presses universitaires de France, 1962. [Que sais‑je?]

Pigoulevskaia, N. V . Les Villes de l'État iranien aux époques parthe et sassanide: contribution à l'histoire sociale de la Basse antiquité. Préface et traduction de Claude Cahen. Paris, La Haye: Mouton et Cie , 1963. [Русский оригинал: Пигулевская H. В . Города Ирана в раннем средневековье. М.‑Л., 1956.]

Pirart, Eric . Le nom des Perses // Journal Asiatique . 283 (1995). P. 57‑68.

Pirart, Eric . Le sacrifice humain: Réflexions sur la philosophie religieuse indo‑iranienne ancienne // Journal Asiatique . 284 (1996). P. 1‑36.

Puech, Henri‑Charles . Le Manichéisme, son fondateur, sa doctrine. Paris: Civilisations du Sud, 1949.

Puech, Henri‑Charles . Le Manichéisme // Histoire des religions . Sous la direction d'Henri‑Charles Puech. Paris: Gallimard, 1970‑1976. Vol. 2. 1972. P. 523‑545.

Rice, Tamara Talbot . Les Scythes / traduit de l'anglais par Maurice Vieyra. Paris: Arthaud. 1958. [Русский перевод: Райс Т. Т . Скифы: строители степных пирамид. M., 2009.]

Rolle, Renate . Die Welt der Skythen: Stutenmelker und Pferdebogner, ein antikes Reitervolk in neuer Sicht. Luzern, Frankfurt / M.: Bucher, 1980.

Rostovtzeff, M. I . L'Art gréco‑iranien // Revue des arts asiatiques . VII (1931‑1932). P. 202‑222.

La Route de la soie : les arts de l'Asie centrale ancienne dans les collections publiques françaises: exposition, Paris, Grand Palais, 10 février ‑ 29 mars 1976. Paris: Éditions des Musées nationaux, 1976.

Руденко, С. И . Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.‑Л., 1953.

Rudenko, S. I . Frozen tombs of Siberia: the Pazyryk burials of Iron Age horsemen / translated from the Russian and with a preface by M. W. Thompson. London: Dent, 1970. [Русский оригинал: Культура населения Горного Алтая в скифское время.]

Schiltz, Véronique . Les Scythes et les nomades des steppes: VIIIe siècle avant J.‑C.‑Ier siècle après J.‑C. Paris: Gallimard, 1994. [L'univers des formes; 39.]

La Sérinde, terre d'échanges: art, religion, commerce du Ier au Xe siècle. Actes du colloque international, XIVes Rencontres de l'École du Louvre, Paris, 13‑14‑15 février 1996. Paris: la Documentation française, 2000. [Rencontres de l'École du Louvre.]

Sérinde, terre de Bouddha: dix siècles d'art sur la route de la soie. Exposition, Paris, Galeries nationales du Grand Palais, 24 octobre 1995 ‑ 19 février 1996. Catalogue réd. par Jacques Giès,... et Monique Cohen. Paris: Réunion des musées nationaux, 1995.

La seta e la sua via: esposizione, Roma, Palazzo della esposizioni, 23 gennaio ‑ 10 aprile 1994. Ideazione e cura Maria Teresa Lucidi. Roma: Ed. de Luca, 1994.

Söderblom, Nathan . La vie future d'après le mazdéisme, à la lumière des croyances parallèles dans les autres religions: étude d'eschatologie comparée. Paris: E. Leroux, 1901. [Annales du Musée Guimet; 9.]

Staviskij, B. J . La Bactriane sous les Kushans: problèmes d'histoire et de culture / trad. du russe par P. Bernard, M. Burda, F. Grenet, P. Leriche. Éd. revue et augm. Paris: J. Maisonneuve, 1986. [Русский оригинал: Ставиский Б. Я . Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977.]

Stronach, David . Description and Comment // Kervran, Monique et al. Une statue de Darius découverte à Suse // Journal Asiatique . 260 (1972). P. 241‑247.

Tafazzoli, Ahmad . Notes pehlevies // Journal Asiatique . 258 (1970). P. 87‑94; 260 (1972). P. 267‑276.

Tajadod, Nahal . «Mani, le Bouddha de Lumière»: catéchisme manichéen chinois. Paris: les Éd. du Cerf, 1990. [Sources gnostiques et manichéennes; 3.]

Turcan, Robert . Mithra et le mithriacisme. Paris: les Belles lettres, 1993. [Histoire; 24.]

Vallat, François . L'inscription cunéiforme trilingue // Kervran, Monique et al. Une statue de Darius découverte à Suse // Journal Asiatique . 260(1972). P. 247‑251.

Varenne, Jean . Iran préislamique // Dictionnaire des mythologies et des religions des sociétés traditionnelles et du monde antique . Sous la dir. de Yves Bonnefoy. Paris: Flammarion, 1981. V. I. P. 574‑586.

Varenne, Jean . Zarathustra et la tradition mazdéenne. Paris: Éditions du Seuil, 1966. [Matres spirituels. 35.]

Varenne, Jean . Zoroastre, le prophète de l'Iran. Paris: Éd. Dervy, 1996. [L'essence du sacré.]

Vermaseren, Maarten Jozef . Mithras, the secret god / translated from the Dutch by Therese and Vincent Megaw. London: Chatto & Windus, 1963.

Vermaseren, Maarten Jozef . Mithra, ce dieu mystérieux / trad. du néerlandais par Monique Léman et Louise Gilbert. Paris; Bruxelles: Éd. Sequoia, 1960. [Le livre Sequoia. Religions; 201.]

Verstandig, André . Histoire de l'empire Parthe, 250‑227. Bruxelles: le Cri, 2001. [Histoire.]

Whitfield, Roderick . The art of central Asia: the Stein Collection in the British Museum. Tokyo: Kodansha, 1982‑1985.

Widengren, Geo . Die Religionen Irans. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1968. [Die Religionen der Menschheit. 14.] [Французский перевод: Widengren, Geo . Les Religions de l'Iran / traduit de l'allemand par Laurent Jospin. Paris: Payot, 1968.]

Yoyotte, Jean . Les inscriptions hiéroglyphiques: Darius et l'Egypte // Kervran, Monique et al. Une statue de Darius découverte à Suse // Journal Asiatique . 260 (1972). P. 253‑266.

 

ИСЛАМСКИЙ ИРАН

Рассказы о путешествиях

 

Boyle, John A . The Journey of Het'um I, King of Little Armenia, to the Court of the Great Khan Möngke // Central Asiatic Journal. 9 (1964).

Chardin, Jean . Voyage de Paris à Ispahan. Paris: Maspero, 1983. [La Découverte; 64‑65.]

Gonzalez de Clavijo, Ruy . La Route de Samarkand au temps de TamerIan. Relation du voyage de l'ambassade de Castille à la cour de Timour Beg: 1403‑1406 / traduite et commentée par Lucien Kehren. Paris: Imprimerie nationale, 1990. [Voyages et découvertes.] [Русский перевод: Клавихо, Руи Гонсалес дe . Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403‑1406) / пер. со староисп., предисл. и коммент. И. С. Мироновой. М.: Наука, 1990.]

Gobineau, Arthur de . Trois ans en Asie (de 1855 à 1858). Paris: L. Hachette, 1859. Переиздание: Paris: B. Grasset, 1923.

Loti, Pierre . Vers Ispahan... Saint‑Cyr‑sur‑Loire: С Pirot, 1988. [Autour de 1900; 7.]

Ricoldo da Montecroce . Pérégrination en Terre sainte et au Proche‑Orient; Lettres sur la chute de Saint‑Jean‑d'Acre / trad, et éd. par René Kappler. Paris: H. Champion, 1997. [Textes et traductions des classiques français du Moyen âge; 4.]

Olearius, Adam . Relation du voyage d'Adam Olearius en Moscovie, Tartarie, et Perse... / traduit de l'allemand par A. de Wicquefort, resident de Brandebourg. A Paris, chez Jean Du Puis, ru S. Jacques, à la Couronne d'or. 1666. [Русский перевод: Олеарий, Адам . Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / пер. А. М. Ловягина. СПб.: А. С. Суворин, 1906.]

Polo, Marco . Le devisement du monde. Édité, présenté, annoté par René Kappler. Paris: Imprimerie nationale, 2004. [Voyages et découvertes.] [Русский перевод: Поло, Марко . Книга о разнообразии мира / пер. И. Минаева. M., 2005.]

Tavernier, Jean‑Baptiste . Les six voyages de Turquie et de Perse. Paris: F. Maspero, 1981. [La découverte; 32.]

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!