Требования к базовой этнической традиции (В.Н. Ильин, П.А. Сорокин)



Итак, что же представляет собой базовая этническая традиция, на основе которой строится государство? В работе [8], даётся классическое социально-гуманитарное определение «национальной идеи»: «В широком смысле, это понятие может быть рассмотрено как синоним национальной (общегражданской) идеологии, то есть - системы идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития общества. В узком смысле, под национальной идеей можно понимать систему представлений, связанных с ценностными установками в области межэтнических отношений, этнической идентичности». В целом, это определение полное и всеобъемлющее, но одно положение вызывает сомнения - застывшая система идей и ценностных принципов может лежать в основе консолидации общества (социальной статики), но не может долгое время обеспечивать процесс общественного развития, т.е. социальную динамику.

Для ответа на вопрос о том, что движет процесс общественного развития, наиболее перспективной представляется работа В.Н. Ильина «Термодинамика и социология», находящаяся на стыке точных и гуманитарных наук. В ней автор вводит в социальные науки ряд аналогий, соответствующих термодинамическим законам и физическим понятиям движения, энергии, теплоты и температуры. Согласно предложенной автором теории, процесс общественного развития невозможен без непрерывной подпитки различных поколений граждан новыми порциями социальной энергии. Источниками этой энергии являются «разнообразные абстрактные проявления разума – социальные идеи, образующие идеологию, религиозная вера, моральные и организационные принципы существования» [9, с. 142]. Таким образом, социум представляет собой «термодинамическую мельницу», существование и развитие которого определяется непрерывным потоком смены старых идей новыми. Следовательно, национальная идея – это не только жесткие «скрепы» общества, но и новый заряд творческой энергии, толкающий вперёд процесс развития общества.

Дополнив теорию В.Н. Ильина принципом развития систем по спирали, получим, что новая идея может быть хорошо забытой старой идеей. То есть, отработавшая, отдавшая обществу свою энергию этническая традиция не превращается навсегда в негодный «идеологический экскремент». По прошествии некоторого времени, известная в прошлом концепция может в новой обработке использоваться следующими поколениями граждан.

Арсенал таких «вечных» идеологий может быть получен на основе изучения длительной и многострадальной истории человечества. Каждое существовавшее и существующее на планете общество, согласно Питириму Сорокину [10], представляет собой уникальный социокультурный феномен. То есть, культура является основой общества, той связкой, на основе которой формируются все прочие общественные и административные связи между людьми. Характер возникновения социокультурной связки обусловлен тем, каким образом группа людей, объявляющая себя обособленной новой общностью, отвечает на фундаментальный вопрос: «Что есть бытие, человек и окружающий его мир?»

Существует всего три варианта ответов на этот вопрос, соответственно и различных базовых социокультурных типов обществ возможно тоже три. Если граждане общества считают, что бытие присуще Богу, а человек и окружающий мир созданы Богом, то возникает религиозный тип общества. Если кроме материально существующего мира, люди признают бытие идеального мира, в котором представлены такие смыслы, как Родина, справедливость, доблесть, честь и совесть, то возникает идейное общество. Если же граждане считают, что существует лишь то, что можно увидеть своими глазами, потрогать руками и положить в карман – деньги, автомобили, дома, еда, то возникает чувственное (сенсатное) общество.

Далее, на основе принятого ответа происходит формирование идеологии общества, отражающей три принципиально важных составляющих жизни каждого гражданина: «смысл жизни – духовные ценности – нормы поведения». Различие построенных идеологических конструкций и составляет широкое многообразие социумов, наблюдаемое у разных народов. В мире не было и не будет двух абсолютно одинаковых общественных организмов, так как каждый народ обязательно предложит свои, нетривиальные, смыслы, ценности и нормы даже в рамках трех базовых концепций. Пожалуй, только потребительская идеология сенсатного общества воспринимается большинством людей в мире как нечто само собой разумеющееся, а не как логичная смысловая конструкция.

Необходимость новой традиции возникает вследствие недовольства окружающей обстановкой, что побуждает группу людей выработать и зафиксировать собственные принципы, которые являются антитезой к принятому в обществе стилю поведения. Этой группой составляется перечень признаков, чем они отличаются от других (то есть, чем они лучше остальных). В случае прихода к власти, эта группа законодательно закрепляет свои представления, и при успешном удержания ими власти, у остальных людей, не соответствующих новым, утвержденным победителями, «смыслам-ценностям-нормам», остаётся три выхода: приспосабливаться, эмигрировать, вымирать. Репрессии применялись только в случае ограниченности времени на социальные преобразования. Как было в ходе «великого перелома» в СССР при И.В. Сталине: «нам нужно пробежать 100 лет за 10 лет, иначе нас сомнут».

Далее, на основе сформулированной идеологии постепенно создаются государственные и социальные институты. Роль этих институтов гораздо важнее роли отдельной личности в истории – человек смертен, а зачастую очень быстро и даже внезапно смертен, а институты, созданные на основе базовых концепций «отцов-основателей», продолжают свою работу на протяжении нескольких поколений людей. Причем социальные институты гораздо консервативнее государственных, поэтому сохраняются дольше всех и продолжают свою работу даже после исчезновения всех охранительных систем. В России, в 1993 году, после отмены Конституции, разгона Верховного Совета и полного слома государственной системы управления, советские социальные институты продержались еще 20 лет. Последний из них – Академия наук, был ликвидирован только летом 2013 года.

Так какого типа идеология нужна в настоящее время России? По энергетической напряженности социокультурные связки общества ранжируются следующим образом: религиозная, идейная, сенсатная. Так как энергия любого народа постепенно угасает, то начав с религиозной формации, общество в итоге всегда скатывается к потребительству, с более или менее краткой промежуточной остановкой в состоянии идейной формации. Но «заряд» потребительской идеи самый низкий. Можно сказать, что общество, проникнутое исключительно идеями потребительства, непрерывно тиражируемых средствами массовой информации и рекламой, без должной роли социальных институтов образования и культуры, находится в одном шаге от окончательного разложения и превращения в сборище эгоистов, безразличных к своей стране.

Но, в полностью хаотизированном и атомизированном обществе наиболее вероятно начало процесса самоорганизации граждан и зарождения нового социума. В силу жестких связей внутри «термодинамической мельницы», её «колесо», завершая полный оборот, опять начинает его с самого начала, следовательно, высока вероятность, что «новорожденным» будет общество духовного типа с религиозной национальной идеей!

Таким образом, ответ на злободневные проблемы России найден. В её истории можно проследить завершение полного оборота колеса «термодинамической мельницы». Начав с самодержца Ивана Грозного и религиозной идеи «Русь – третий Рим» монаха Филофея, можно увидеть окончательный крах духовного общества в 1917 году и последующее построение под руководством И.В. Сталина Советского Союза с патриотической идеей самого справедливого в мире общества. СССР рухнул в 1991 году, после чего последовало торжество потребительства в новой России. Далее будет ещё немного хаоса, ещё чуть-чуть потребительского эгоизма и немногословные серьёзные люди, под руководством концептуального правителя, приведут Россию к закономерной смене типа общественного устройства.

Принципы новой этнической традиции России (В.Велесов, В.Коляда)

В книге [11], размещенной в Интернете по адресу: http://ecm.ucoz.net достаточно четко сформулированы основополагающие мировоззренческие принципы, включение которых в общественное сознание позволит создать новую идеологию для формирования политического субъекта Русской цивилизации, основанного на обществе религиозного типа. Эти принципы, по мнению автора, наиболее полно отражают смыслы существования России, а так же ее место и роль в мировой цивилизации.

1. Никакого иного бытия, кроме Бога, нет – всё есть Бог.

Бог единосущный, то есть субъект - всё видящий, всё слышащий и охватывающий все пространства всех Вселенных Мультиверсума своими энергиями. Этот принцип делает бессмысленным обман человека человеком. Обманывать другого человека – значит обманывать самого себя через единое сознание Бога. Бог так же единственно сущий, поэтому представляет собой абсолют во всем, в том числе и в обладании истиной.

2. Бог стремиться осознать себя во всей полноте.

Как единственно сущий, только Бог способен полностью познать самого себя, осуществляя тем самым процесс абсолютного познания. Так как Бог единственен в Мультиверсуме, то он находится в безмерном одиночестве. Осознание себя – это необходимое условие восходящего продолжения цикла возрождения и Бога и Мультиверсума. Вся полнота познания нужна Богу для того, чтобы новый Мир был не беднее смыслами, чем угасший.

3. Развитие нашей Вселенной задается эволюцией запаса ее энергии.

Энергия – божественная первопричина всего. «Лучи того, кто движет мирозданье, всё проницают славой и струят, где – большее, где – меньшее сиянье» – писал Данте в «Божественной комедии». Если опираться на «Махабхарату», то Кришна говорит: «Мои энергии это не Я», отделяя энергию от сознания. Одновременно утверждается, что божественное «Я» Бога находится в каждом человеке и даже в других биологических организмах. То есть, энергия и материя – качественно иные состояния относительно сознания Бога, но это тоже Бог. Грубой аналогией может служить то, как мы относимся к собственной руке, голове или органам чувств – это ведь тоже «Я» в смысле целостности существа как такового, но и не «Я» в смысле самосознания. Так же и в муравейнике, отдельный муравей является частью целого сообщества, но не осознает это сообщество полностью.

4. Наш мир – мир иссякающей энергии.

Запас энергии Бога, пригодной для развития, ограничен, и он может не успеть осознать себя во всей полноте, прежде чем наш текущий Мир угаснет. Соответственно, цикл возрождения (восхождения) прекратится. Мир скатится к деградации (упрощению) или начнется с самого нуля, с наработки смыслов – «вначале было слово».

5. Жизнь, как биологическая, так и в иных формах — есть функция Бога, направленная на самоосознание Богом самого Себя во всей полноте.

Мир, как материализация энергий Бога нужен для познания Богом самого себя. Рассматривать Природу как утилитарное приложение, подчиненное человеку – значит отнимать у Бога ресурс познания.

6. Каждый человек и его разум — функции Бога.

Для Бога важен каждый светильник разума, чтобы успеть полностью осознать себя, пока не закончилась наличная энергия. Человек – это не функция экономики (не трудовой ресурс) и не средство исполнения прихотей другого человека. Поэтому не только убийство человека и любое насилие над человеком, но и отвлечение человека от процесса познания тяжелой или монотонной работой, а так же экономическое принуждение прислуживать другому человеку – есть преступление перед Богом, то есть демонизм.

Чтобы противостоять демонизму, приоритетом общества должно быть воспитание и образование каждого члена общества, направленное на развитие его разума и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Задачей государства должно быть создание условий для осуществления каждым человеком процессов творчества и познания. Причем, так как Познание – единый божественный процесс, то все виды, формы и методы человеческого познания (религиозного, научного, художественного) – равноценны.

Удовлетворение базовых потребностей человека при таком подходе может производиться посредством самой искусственной среды обитания – экотехносферой [12]. Экотехносфера будет представлять собой универсальный способ материального производства, не зависящий от региональной специфики и географических условий. Экотехносфера обеспечит людям большую свободу мышления и деятельности, даст надёжную основу для раскрытия творческого потенциала и самореализации каждого члена общества. Традиционные технологии никогда не смогут высвободить большую часть времени человека для познания и творчества. Идя дорогой индустриализма, люди продолжат «добывать хлеб свой в поте лица», затрачивая массу времени, сил и средств на искусственную имитацию природных процессов.

Жизнь в экотехносфере будущего будет ощутимо свободнее от повседневной трудовой рутины производства продуктов питания, строительства и ремонта жилых и промышленных зданий, очистки воды и воздуха, уборки территории. С этим будет справляться дружественная человеку, безопасная, работающая на распределённых автономных источниках энергии среда, в которой человек станет замыкающим звеном всех физико-химических и биологических процессов.

7. Россия – поле игры Бога, место поиска новых путей и великих перемен.

Именно в России постоянно идут социальные эксперименты по отработке наилучшего общественного устройства, что отражено в эпиграфе к данной статье. В этом проявляется главная черта русских – склонность к познанию и экспериментированию, способности к фундаментальной науке и стремление к новому. Наука Запада – это ремесленничество, в лучшем случае – наука прикладная. Что такое фундаментальная наука, там если и знали, то забыли давным-давно. Даже наш соотечественник-ученый, прожив и проработав долгое время за рубежом, упорно убеждал меня, что фундаментальная наука – это исследование графена. Извините! Графен создали люди. А фундаментальная наука – это исследование объектов, «богом зданных (созданных)».

В нашем традиционном понимании, фундаментальная наука – это область духовного производства, которая весьма способствует Богу в осознании себя. Как это ни парадоксально, но особенно ярко это проявилось в советское время. Созданная в стране сеть академических учреждений – уникальна, потому что специализации институтов и по сей день охватывают весь спектр областей современной науки, что позволяет получать самые различные знания, начиная с устройства Вселенной (астрономия и космология) и заканчивая жизнью элементарных частиц и тонких структур микромира (ядерная физика и физика высоких энергий).

Наши ближайшие задачи

Для постепенного перехода к новому общественному сознанию целесообразно сформировать «кружок», который может заняться идеологической подготовкой гипотетического концептуального правителя будущего субъекта Русской цивилизации. Наиболее подходящая форма «кружка» - товарищество, подобное пифагорейской гетерии, [13] то есть объединение, строящееся на личных отношениях концептуального лидера и его приверженцев и не предполагающее, в отличие от партии или ордена, ни чёткой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закреплённой организации.

Участники кружка должны следовать в своей жизни и работе принципам «Морального кодекса». Его примерное содержание можно выразить следующим образом:

1. Ставить интересы общества выше личных материальных интересов.

2. Не бояться выполнения трудных задач. Чем труднее задача, тем более вески аргументы, чтобы незамедлительно взяться за её выполнение.

3. Иметь своё мнение по любому вопросу и не бояться высказывать своё мнение

4. Проявлять коллективизм, искать общие моральные ценности, способствующие объединению разумных граждан России.

5. Оказывать посильную помощь товарищам, в том числе своим опытом и знаниями: каждый за всех, все за одного.

6. Быть честным и правдивым, не допускать неискренности, дезориентирующей окружающих.

7. Заботиться о своих родных и близких людях, уделять особенное внимание воспитанию своих детей.

8. Соблюдать права и свободы человека и гражданина при выполнении любой деятельности.

9. Соблюдать социальные и культурные этические нормы совместной деятельности и проживания людей в своём регионе.

10. Сказанное слово должно быть так же крепко, как и подписанные гражданско-правовые договоры. Следует избегать пустых обещаний.

11. Стремиться непрерывно повышать уровень своих знаний.

12. Избегать действий, связанных с физическим или психологическим насилием над личностью другого человека. При возможности обдумать сложившуюся ситуацию, найти мирный, этичный способ её разрешения. Насилие над личностью допускается только в чрезвычайных критических ситуациях, угрожающих жизни или здоровью человека, его родным и близким, при отсутствии времени на раздумья.

13. Проявлять нетерпимость к любым нарушениям базовых принципов и норм. Сокрытие проступков порождает чувство безнаказанности и вседозволенности – главный источник коррупции и морального разложения.

14. Сохранять нравственную чистоту и не допускать сквернословия, пьянства и половой распущенности.

15. Проявлять рефлексию, то есть проводить самоанализ или обсуждение с товарищами своих поступков с этической точки зрения, для усовершенствования своего духовного мира и улучшения моральной мотивации своего поведения.

16. Быть скромным в быту и в общественной жизни, не стремиться к показному богатству и не хвастаться более высоким уровнем жизни перед окружающими.

17. Выступая публично или в официальных заявлениях избегать ложных, неверных или нелогичных утверждений, не пользоваться информацией из недостоверных, непроверенных и анонимных источников и не допускать некорректных высказываний, оскорбительных для личности.

18. В работе руководствоваться «золотым правилом этики»: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным и товарищам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

19. Соблюдать справедливость при распределении служебных обязанностей, наделении сотрудников необходимыми для работы денежными и материальными ресурсами, а так же справедливо устанавливать премии, надбавки, и другие поощрения. При выдаче индивидуальных заданий, руководствоваться правилом: «не требовать от подчинённых того, что не мог бы выполнить сам, при наличии достаточного резерва времени».

20. При принятии решений обеспечивать баланс как коллективных, так и индивидуальных мнений.

21. При подготовке эксперимента (особенно социального), руководствоваться этическим правилом «не навреди людям». Если эксперимент возможен технически, но не этичен, необходимо отказаться от его проведения.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!