Янус определяет сознание Будды 39 страница



Известнейшей является так называемая Юстинианова чума (551–580), которая появилась в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток. От этой эпидемии погибло более 20 млн человек. В X веке была большая эпидемия чумы в Европе, в частности, в Польше и в Киевской Руси. В 1090 в Киеве за две недели от чумы погибло свыше 10000 человек.

Постоянно на протяжении многих лет чума проявляется во Вьетнаме, Бирме, Боливии, Эквадоре, Туркмении, Каракалпакии и др.».[1479]

В кельтских преданиях Манавидан борется с полчищами мышей, насланных колдуном-епископом и побеждает, решив казнить лишь одну пойманную.[1480]

Греки с детства знали Батрахомиомахию (βάτραχος, лягушка, μῦς, мышь, μάχη, борьба), написанную гомеровским гекзаметром поэму (сочинение) о войне мышей и лягушек. Царь лягушек Вздуломорда утопил мышонка Крохобора, которого перевозил на своей спине. Возник конфликт. После временного успеха мышей, лягушки одерживают победу при помощи раков:

Глядя на это с Олимпа, в заботе о тех же лягушках,

Помощь им выслал Кронид, спасая от гибели верной.

Воинство вдруг появилось чудовищ панцирноспинных,

Задом идущих и ножниц две пары у пасти несущих,

Черных, костистых и широколапых, без признаков шеи,

Длинные руки, глядят исподлобья, а плечи лоснятся,

Ног целых восемь, и нравом упорны; зовут же их люди

Раками. Ринувшись в бой, за хвосты мышей похватали,

Стали откусывать их, заодно уж откусывать лапки…

Копья погнулись мышей. Испугались они чрезвычайно,

В бегство пустились позорное. Солнце меж тем опустилось,

И однодневной войне волей Зевса конец совершился.[1481]

Эта история смешит и сейчас. Смешной она была и для детей греков.

В Древнем Египте лягушка является животным богини рождения Хекет, почитавшейся в городе Харвер (Антиноуполис). Лягушку вместе с покровителем рождения Хнумом почитали в Абидосе. Согласно легенде, она появилась изо рта верховного бога Ра. Лягушку называли «повторяющей жизнь», «дающей вторую жизнь». Иероглиф, обозначающий конец года, пишется в виде лягушки. Лягушка служит определителем-детерминативом к выражению «повторяющий жизнь». В этом значении лягушки сохранили свое значение и у коптов в христианские времена. «Использование в качестве подставки под статуэтку лягушки колонки с капителью в виде голубого лотоса не случайно, так как символика лягушки в египетской религии очень близка символике лотоса. Лотос почитался как символ жизни, бессмертия и воскресения. Колонки с капителями в форме голубого лотоса известны начиная с V династии; особо нарядными и сложными лотосообразные капители становятся во времена Птолемеев».[1482]

Сложность лотосообразности перешла в индийское искусство: лотос непременный спутник изображений будд и богов. Лотос играет центральную роль в буддизме, джайнизме[1483] и индуизме. Лотос является цветком Вишну, Брахмы, Лакшми, Сарасвати и Куберы. В индуистской мифологии лотос вырастает из пупа Вишну, спящего в йога-нидре[1484].[1485]

Русские слова цвет и цвести А. Ф. Гильфердинг сопоставил с санскритским çvit = быть белым, блестеть.[1486]

Смех, вызываемый дракой мышей с лягушками, это приятное и загадочной природы сотрясение тела, он очень важен для каждой разумной личности.

О трех крысах написал смешную песню Б. Б. Гребенщиков:

Что ж ты смотришь совой

Дышишь, словно рухнул с дуба?

Посмотри на себя

Хвост торчком, глаза востры.

Это все пустяки; в жизни все легко и любо,

Пока вдруг у тебя на пути

Не возникнут три сестры.

У них кудри как шелк,

А глаза как чайны блюдца;

У них семь тысяч лет без пардонов, без мерси.

У них в сердце пожар; они плачут и смеются;

Загляни им в зрачки и скажи прощай-прости.

Три сестры, три сестры

Черно-бело-рыжей масти

В том далеком краю, где не ходят поезда;

Три сестры, три сестры

Разорвут тебя на части:

Сердце вверх, ноги вниз,

Остальное что куда.

А в саду благодать, пахнет медом и сиренью.

Навсегда, навсегда, навсегда

Я шепчу: Приди, приди!

Кто зажег в тебе свет обернется твоей тенью,

И в ночной тишине вырвет сердце из груди.[1487]

«М. К. Хайерс расписал виды смеха в индийской традиции: вежливая улыбка аристократа, духовный смех брахмана, умеренный смех представителя среднего сословия и плотский смех простонародья. Последний присущь всей дзенской традиции, давшей замечательные школы боя.[1488] Это не сдержанный смех, а смех животом и от живота (яп. хара), это смех А. С. Пушкина, про которого художник Брюллов сказал: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны».[1489]

Хара — центра равновесия и одновременно духовной силы — занимает важное особое место именно в дзен:

«Беседуя с мастером по фехтованию мечами, с мастером танца, кукольником, художником и т. д., я снова и снова слышал слово хара, произнесенное с особым акцентом. Разговаривая с генералом, я спросил его: «Какое место занимает хара в тренировке солдат?» Он поразился такому вопросу, заданному европейцем, а потом ответил: «Смысл всей военной подготовки — хара».[1490]

Военные понимают толк в смехе:

«Продолжая наступать, каре наткнулись перед Тыргу-Кукулуем на глубокую лощину. Первая линия замешкалась, приостановилась под сильным артиллерийским огнем. В рядах появился Суворов. В ответ на какую-то шутку полководца гренадеры-фанагорийцы вдруг громко расхохотались. Бывший неподалеку австрийский офицер был поражен их бесстрашием: «Они стоят, как стена, и все должно пасть перед ними».[1491]

Апулей: «Когда Телефрон окончил эту историю, собутыльники, разгоряченные вином, вновь разразились хохотом. Пока они требовали, чтобы совершено было обычное возлияние богу Смеха, Биррена обращается ко мне со следующими словами:

— Завтра наступает день, считающийся с самого основания нашего города торжественным, потому что в этот день единственные во всем свете мы чтим веселыми и радостными обрядами святейшее божество — Смех (deum Risum). Своим присутствием ты сделаешь нам этот праздник еще приятнее. Как хорошо было бы, если бы и ты придумал в честь бога что-нибудь остроумное и забавное, чтобы мы поклонялись столь великому божеству еще более преданно и верно».[1492]

Употребление алкоголя и конопли способствует веселью и смеху. У греков бога насмешки, злословия и глупости звали Мом (Μῶμος), в преданиях он лопнул от злости, когда не смог найти ни одного недостатка у Афродиты.

 

 

Эллины и иудеи

 

Среди мужчин, перемещенных в Маргиану, были представители народности, имеющей сложные взаимоотношения и с римлянами, и с греками. Причем нелюбовь к грекам у этого племени имела более продолжительную историю. Это были иудеи-евреи, которые составляли в некотором роде особый мир.[1493]

В 63 г. до н. э. Помпей взял Иерусалим, уничтожил иудейскую маккавейскую монархию, поставил над первосвященником Храма Гирканом II римского правителя Сирии и начал восстановление городов, разрушенных Маккавеями во время междоусобных войн.

Маккавеи, Молоты,[1494] первоначально прозвание одного Иуды Маккавея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание против сирийских греков в 166–160 гг. до н. э. Позднее стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива; потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.

Иоанн Гиркан II был провозглашен царем в Иерусалиме, вступив в соглашение с младшим братом Аристовулом II, по которому последний получил скипетр и первосвященничество. В 69 г. до н. э. Аристовул II удержался во власти, подкупив римского легата в Сирии, Скавра. В 64 г. до н. э. Помпей взялся за решение спора между братьями. Аристовул после тщетных попыток подкупа был взят в плен и введен в триумфе в Рим. Позже он бежал, в 56 г. до н. э. появился в Иудее и начал войну, кончившуюся вторичным его пленом.

В 49 г. до н. э. Цезарь освободил его и послал с двумя легионами в Сирию, но раньше, чем он успел что-нибудь сделать, его отравили помпеянцы; таким же образом погиб и сын его Александр. Все остальные представители дома Маккавеев были истреблены Иродом.

Маккавеи утопили в крови все попытки греков эллинизировать Иудею. Они перебили всех греков и симпатизирующих грекам соплеменников, разрушили и разорили множество соседних сирийских поселений, где евреи предпочитали культуру греков иудейской. Чтобы спастись от Маккавеев греки и эллинизированные евреи бежали на Восток и в Египет.

В римской междоусобице верхушка иудеев поддержала врагов Помпея. Потому, когда в 40 г. до н. э. Пакор захватил Сирию и Иудею, он сместил и пленил первосвященника и правителя Иудеи Гиркана, отправив того в Селевкию. Оттуда Ород (отец Пакора и будущего царя Фраата) сослал Гиркана в Вавилон, где тогда жило много иудеев. На трон был посажен племянник Гиркана Антигон:

«Помпей вернул Гиркану первосвященнический сан и поручил ему управление народом, но в то же время запретил носить диадему. Таким образом Гиркан был еще двадцать четыре года правителем. После того парфянские князья Барзафарн и Пакор перешли через Евфрат, объявили войну Гиркану, взяли последнего в плен и провозгласили царем сына Аристовула, Антигона. Он успел процарствовать (лишь) три года и три месяца, как Соссий и Ирод осадили его. Затем Антоний повез его в Антиохию и казнил там. После этого царская власть была передана римлянами Ироду».[1495]

О его судьбе через три года пишет Иосиф Флавий: взявший в плен Антигона и державший его в оковах Антоний рассчитывал сохранить его для своего триумфа. Когда же он узнал, что народ волнуется и относится с расположением к Антигону, ненавидя Ирода, он решил отрубить Антигону голову в Антиохии, ибо иначе нельзя было никак успокоить иудеев:

«Подтверждение моим словам находится у каппадокийца Страбона, который говорит следующее: «Привезя иудея Антигона в Антиохию, Антоний отрубил ему голову. Он был первым римлянином, который велел таким образом казнить царственное лицо; по его мнению, иначе нельзя было заставить иудеев признать вместо него вновь провозглашенного царем Ирода, потому что даже пытки не смогли побудить иудеев называть последнего царем. Так высоко было их мнение о прежнем царе».[1496]

Согласно греко-римским авторам сокомандующим Пакора в этом походе был Лабиен. Его восточное имя Барзафарн, употребляемое Флавием, указывает, что даже образованный еврей в те годы или знал о римлянах и их недавней истории мало, или потакал начальственному отношению к изменнику Лабиену.

Итак, сначала римлянин Помпей назначил иудеям одного царя. Затем римлянин Лабиен назначил другого. Римлянин Антоний третьего, убив второго. Согласно евангелиям вторым римлянином, приказавшим казнить царя иудеев, стал наместник пасынка Августа императора Тиберия всадник Понтийский Пилат.

Власть, данную ему Антонием в 37 г. до н. э., идумей Ирод, пользуясь расположением сначала Антония, а потом Октавиана Августа, удерживал около 40 лет.

Ирод вошел в племенную историю евреев, как истребитель целого старинного иудейского рода Хасмонеев. Это была месть: в конце II века до н. э. идумеи были завоеваны и насильственно обращены в иудаизм царем Иудеи Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев. Это единственный в истории случай насильственного обращения народа в иудаизм.

Это был человек выдающийся, жестокий и беззастенчивый. Характер его сказался в совете, который он дал Антонию: «убей Клеопатру». (Любопытно оценивает этот совет В. С. Тарн: «правильный, но отвратительный»). Ирод использовал греческий способ управления своего царства, простиравшегося от Ливана до Египта. Его наместники и чиновники напоминали обычных греческих, бывших в Иудее при Селевкидах. Но они не были греками, так что многочисленные греки в подвластных Ироду городах писали в Рим просьбы передать их города в провинцию Сирию: заменить еврейское начальство римским.

Однако греков при Ироде не убивали как при Маккавеях. Оскал истории: из многочисленных сочинений, написанных в период правления Селевкидов или посвященных истории этой династии, сохранились только две книги Маккавеев.[1497]

Для прихрамовых иерусалимских иудеев Ирод был самодержец из провинциального иудейского рода-племени. В данных Тарна его правление выглядит так:

Ирод I Великий[1498] — идумеянин, сын огречившегося Антипатра, римского ставленника в Иудее. Царь Иудеи (40–4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.[1499] Он по своему произволу смещал первосвященников, мирился с фарисеями, но казнил саддукеев. Общепризнанно, что Иудея при нем жила в мире и процветании. Последние годы правления Ирода отмечены террором против противников. Однако его попытка дать Иудее светскую государственность не пережила царя. В 6 г. н. э. после смерти Ирода римляне объявили Иудею провинцией. Затем недавние противники Ирода восстали.[1500]

В 7 году, когда римский наместник Сирии Квириний начал перепись населения Иудеи, восстал Иуда Галилеянин.[1501] Римляне подавили восстание, Иуда Галилеянин был убит. Сыновья Иуды Галилеянина, Яков и Симон, были распяты в 46 году; другой сын, Менахем бен-Яир, сделался предводителем сикариев и во время Иудейской войны захватил на короткое время Иерусалим. Внук Иуды, Эл‘азар бен-Яир руководил обороной Масады.[1502]

В маленькой Галилее была семья потомственных бунтовщиков или, как сейчас говорят, революционеров. Но бунтовали против римской власти не все. Бегство от репрессий одной из иудейских семей из Назарета описано в Новом завете. Назарет[1503] — городок в Галилее, на севере Израиля. В нем, согласно евангелию, родился Иисус Христос (из-за этого его называли назарянином или הנוצרי).[1504]

Иудейская эмиграция во времена Ирода была значительной. После смерти Ирода иудеи начали убегать от римлян. Постоянные миграции евреев туда-сюда превратили арамейский язык в lingua franca на Востоке. Мигранты, диаспора евреев была открыта для греческих, эллинистических влияний. «Факт, что многие евреи потеряли свой язык и говорили по-арамейски, делал для них более легким усвоение любого другого языка; и повсюду многие евреи начинали говорить по-гречески и принимать греческие имена, предпочтительно составные с θεός — бог, например: Феодот, Феофил, Доротея». Служба во многих синагогах проводилась на греческом языке. Неискушенные аборигены на Востоке неизбежно начинали видеть в евреях особенных греков, да и сами евреи подражали грекам. Чем дальше евреи попадали на Восток, тем терпимее они относились к смешанным бракам, тем труднее их было отличить от греков даже наметанному глазу не грека.[1505]

Евреи переписчики и распространители баек о Мошиахе-Христе на греческом языке, известные как апостолы, также назывались римскими и греческими именами: Лука, Марк, Матвей и Иван, Ιωάννης. Надо полагать, что мода среди греков на Востоке с утверждением буддизма принимать соответствующие имена не обошла и евреев.[1506]

Еврейская литература в этот период не испытывала никакого греческого влияния. По-видимому ни один грек (а римлянин и подавно) в те века даже не подозревал, что у евреев есть литература, живая и развивающаяся, которая может соперничать с его собственной. Греки перенесли небрежение чужой литературой и в Византию. К числу небрегаемых добавились латинская и арабская.[1507]

«Но евреи с 200 г. до н. э. создали огромную литературу на трех языках: еврейском, арамейском и греческом; к ней относятся некоторые части ветхозаветного канона — Екклезиаст, Книга Даниила, часть Притчей, может быть, некоторые Псалмы и большая часть апокрифов. В течении именно этих веков были созданы апокалипсисы с новой религиозной ориентацией; как правдивые, так и искажающие истину; рассказы и притчи; книги пропагандистского и магического характера, подделки — литература множества сложных течений, свидетельствующая о жизненности породившего их народа. За исключением Екклезиаста, II книги Маккавеев и некоторых пропагандистских сочинений, имена авторов этих книг неизвестны: в отличие от грека, еврей был лишен личной гордости авторства, вероятно потому, что так часто чувствовал самого себя орудием чего-то, в сравнении с чем его личность не имела никакого значения.

Знание греков о евреях было незначительным. Никто из евреев не сделал попытки изложить историю своего народа в доступном для греков виде до Иосифа Флавия в конце I в. н. э.; когда грек Александр Полигистор (около 50 г. до н. э.) попробовал взять на себя эту задачу, у него получилось лишь что-то комическое; Страбон, который так много знал, очень плохо разбирался в еврейской истории и, очевидно, ничего не слышал о еврейской литературе. Римляне даже после Иудейских войн, разрушения Иерусалима и полного покорения, как им казалось, иудеев, ничего толком о них не знали».[1508]

На почти три десятка лет старше Флавия[1509] был Страбон[1510] — греческий историк и географ. Немаловажно, что Страбон родом из Амасьи, резиденции понтийских царей; его семья принадлежала к ближайшему окружению царя Митридата, однако дед Страбона по матери, увлекаемый личной местью, переметнулся на сторону римлян и выдал им 15 царских крепостей. Сам Страбон, как показывает его римское имя, имел римское гражданство, данное его семье Гнеем Помпеем.[1511]

Тацит (Молчун), бывший моложе Флавия на два десятка лет,[1512] считал, что иудеи поклоняются ослу, статуя которого стоит в святая святых их храма. Общее суждение Тацита:

«Чтобы закрепить за собой народ в будущем (quo sibi in posterum gentem firmaret), Моисей ввел новый культ, который стал противоположностью всем другим религиям. Ведь все, что у нас священно, они считают мирским, а кроме того, у них допущено то, что у нас не разрешено (profana illic omnia quae apud nos sacra, rursum concessa apud illos quae nobis incesta)».[1513] Мысль, выраженная Тацитом, напоминает чаньскую.

В Риме осел животное Весты (Vesta, Ἑστία), покровительницы семейного очага и жертвенного огня. Весталии праздновались 9 июня, римлянки босиком шли в ее храм; в этот день ослы не употреблялись для работы, так как, по преданию, крик осла некогда пробудил Весту от сна, спася от бесчестия Приапом. В редких иконах Веста богато одетая девушка с накинутым на голову покрывалом. «Храм Весты являлся общественным центром для горожан, символом объединения общества. Здесь обитали боги-хранители Рима, которые, согласно легенде, прибыли из Трои вместе с Энеем. Храм стоял на круглом подиуме, отделанном мрамором, имел колоннаду коринфских колонн, коническую кровлю с отверстием в центре. Внутри горел священный огонь, который постоянно поддерживали шесть девственниц-весталок. Руины, которые можно видеть сейчас, сохранились с последней реставрации 191 г. н. э., этой работой руководила Юлия Домна, жена Септимия Севера».[1514]

«В буддизме осел — символ аскетизма, униженности; В. И. Сарианиди: "Царь-осел. В Гонуре археологи столкнулись с еще одной — "зверской" — причудой древних маргианцев. Нами раскопано уже около 80 погребений, где захоронены животные — бараны, ослы, быки, козлы... Много собачьих могил, часть из них расположена рядом с человеческими погребениями. Некоторые из могил братьев наших меньших выглядят и вовсе загадочно. Это "царские" захоронения животных: В одной из таких мы нашли, например, останки осла и трех ягнят у него в ногах. Животные погребены в отдельных комнатах-камерах "по-человечески" — все они лежат на правом боку, головой на север, с подогнутыми конечностями, — именно так было принято хоронить умерших людей. По многим своим атрибутам эти и некоторые другие захоронения животных напоминают те, в которых погребены древние властители Гонура. Например, осел и бараны положены на "кроватки" — специальные возвышения из кирпичей и глины (такие по статусу полагались представителям маргианской аристократии). Кроме того, в "зоосклеп" помещено много ценных вещей: кинжал, стрелы, а еще сосуды, золотые изделия, бронзовые предметы, в числе которых специальные жезлы с четырехзубым навершием — явный признак высокого военного ранга погребенного...»[1515]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!