Эффект обманутого ожидания как тип выдвижения.



Термин введен Якобсоном.

Суть эффекта обманутого ожидания состоит в следующем: непрерывность, линейность речи означает, что появление каждого отдельного элемента подготовлено предшествующими и само подготавливает последующие. Читатель его уже ожидает, а он заставляет ожидать и появления других. Последующее частично дано в предыдущем. При такой связи переходы от одного элемента к другому малозаметны, сознание как бы скользит по воспринимаемой информации. Однако если на этом фоне появляются элементы малой вероятности, то возникает нарушение непрерывности, которое действует подобно толчку: неподготовленное и неожиданное создает сопротивление восприятию, преодоление этого сопротивления требует усилия со стороны читателя, а потому сильнее на него воздействует.

 Рассказы О. Генри, как известно, в большинстве случаев построены так, что проспекция, возникшая у читателя в процессе чтения, оказывается ошибочной. Рассказ О. Генри "Роднит весь мир", в котором вор проникает в квартиру с целью ограбления, никак не предполагает концовки - вор и хозяин отправляются в кабачок распить кружку пива за счет вора.

Эффект обманутого ожидания это не что иное, как нарушение субъективно-читательской проспекции, созданной в процессе линейного развертывания повествования. В таких случаях проспекция вызывает ретроспекцию -стремление обратиться назад к заголовку и к содержательно-фактуальной информации с целью найти причинно-следственные связи в изложении фабулы, ведущие к логическому завершению сообщения. Особую форму проспекции представляют собой предисловие, введение, пролог, "от автора”.

Обманутое ожидание в том или ином виде встречается в любой области искусства и в любом его направлении, а в языке на любом его уровне. В лексике это могут быть редкие слова: архаизмы, заимствования, авторские неологизмы, слова со специфической лексической окраской, или слова в необычной для них синтаксической функции, или использование перифраза, оксюморона (сочетания контрастных по значению слов) и т. д.

 

Появление каждого следующего элемента в цепочке подготавливается предшествующими элементами и готовит следующий элемент. Элемент малой вероятности прерывает цепочку ожидаемых элементов.

Прайминг – предыдущий опыт => мы знаем, как поступать в той или иной ситуации.

Неожиданный элемент вызывает у читателя бОльшую концентрацию НА ФОРМЕ, а не на содержании.

Лексика

· используются многозначные слова, другие лексико-семантические варианты, полисемия:

– How do you feel about women’s rights? (rights – многозначное слово)

– I like both sides of them.

· общие стереотипы: Grandfather died peacefully, in his sleep...not screaming like the passengers in his car.

· антонимические связи

 

Синтаксис

· Парцелляция (Черномырдин все-таки болеет… за «Спартак»)

· Анжанбеман (несовпадение границы стихотворных строк с границей между синтагмами)

Для появления неожиданного элемента должен быть фон высокой ожидаемости (=усиленные ожидания)

Эффект обманутого ожидания в СМИ (заголовки VS текст), анекдоты.

 

 

11. функциональный стиль и регистр

Понятие «стиль» исследователи применяют к художественным текстам. Для других сфер обращения применяется термин «регистр». В английском языке термин «регистр» применительно к письменной речи соотносится с понятием стиля, а в некоторых случаях подстиля в русской стилистической науке. Нет единого мнения о том, как соотносятся эти понятия, и точности в определении тоже нет.

Регистр сочетает в себе:

· Ситуативные условия общения

· Форму коммуникации – письменную или устную

· Ролевую структуру коммуникации, тон

То есть бывают регистры научной лекции, церковной службы, неофициального личного разговора, метеопрогнозов и т.д.

Установившейся классификации регистров нет.

Говорящий свободно оперирует разными регистрами, зачастую не задумываясь, почему происходит переключение с одного на другой. Регистры перекрещиваются, сливаются, влияют друг на друга. Этим они похожи на функциональные стили, между которыми тоже нет четких границ. В делении на регистры не существует дихотомии «речь официальная - речь разговорная», но есть множество степеней формальности, по которым они переходят друг в друга.

На выбор регистра большое влияние оказывает коммуникативный канал. Одна и та же информация, передаваемая в письме, телеграмме, по телефону или при непосредственном общении, будет оформлена с помощью разных средств.

Регистры различаются наличием специфических черт в семантике слов, лексическом составе, грамматическом оформлении, иногда даже в фонетике.

Функциональный стиль — это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией.

В науке нет единого мнения о том, как соотносятся функциональные стили и регистры. Число регистров, которыми пользуется человек, больше чем число функциональных стилей и меньше зависит от рода деятельности говорящего.

 

 

Классификация фун стилей

Функциональный стиль — это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией. Разные подходы в классификации функциональных стилей объясняются тем, что одни ученые выделяют стили, опираясь на функции языка, другие – на сферу употребления. Функции языка: 1) Интеллектуально-коммуникативная 2) Воздействие (прагматическая) 3) Эмотивная (выражать чувства и эмоции) 4) Фатическая (контакто-устанавливающая) 5) Эстетическая

Сфера языка – основной фактор классификации. Принципы классификации: (Арнольд): 1) Научный, 2) Разговорный, 3) Деловой, 4) Поэтический, 5) Ораторский, 6) Публицистический

Все стили являются подсистемами языка, они отличаются возможностью и невозможностью употребления, определенных элементов и конструкций, и частотными соотношениями их употребления. Специфика каждого стиля вытекает из особенностей функций языка в данной сфере общения (публицистический стиль – функция - воздействие на волю и чувства слушателя или читателя, а научный – только передачу интеллектуального содержания).

Термин «нейтральный стиль» неудачен, т к в сущности подразумевает материал, где стилевые черты отсутствуют. Нейтральному стилю противопоставляются две группы – 1) разговорные стили - неподготовленная речь бытового общения, 2) книжные стили - заранее обдуманная речь с широким кругом лиц. 1. Разговорный стиль: - литературно-разговорный, - фамильярно-разговорный, -просторечие

2. Книжные стили: - научный, - деловой (официально-документальный), - публ (газетный), - ораторский, - возвышенно-поэтический.

Разговорная речь спонтанна, невербальные элементы – жесты, мимика, интонация. Ситуация – стереотипна, сама является контекстом. Широкозначные слова – thing, штука. Много клише, простые и незаконченные предложения. /Книжный стиль же связан с неспонтанной речью. Больше монологическая, разнообразие лексики, сложный синтаксис, логические связки, которые только подразумевались в разговорной речи.

Существует ли стиль художественной литературы??? Будагов, Гальперин –существует, Виноградов, Федоров, Пиотровский, Степанов, Арнольд – отрицают.

Гальперин – 1) Художественная литература, 2) Публицистический, 3) Газетный 4) Научная проза, 5) Официальные документы

СкрЕбнев: 1) Книжный: - официальные документы, - публицистический, - научно-технический 2) разговорный – что-то неоднородное, много жанров. Читается в нелегких условиях – транспорт.

МорохОвский – 1) Оф-деловой, 2) Публицист, 3) Научно-профессиональный, 4) Разговорный – литературный и фамильярный. Признак – равенство/неравенство коммуникантов. Классификацию функциональных стилей на основе сферы употребления языка предложила М.Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов: 1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство. / 2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи (очерк, рассказ, повесть), способ изложения (описательный, повествовательный) определяют разновидности стиля, подстили. / 3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи – высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта – двусторонний или односторонний)

13. Особенности разговорного стил я

Затруднена дифференциация внутри разговорного стиля. Все авторы почти единодушно выделяют в нем литературно-разговорный и фамильярно-разговорный (с подгруппой детской речи), выделение третьего подстиля — просторечия — оказывается более спорным (в этом учебнике его не выделяют).

 

В разговорной речи реализуются все функции языка за исключением эстетической. Высока роль контактоустанавливающей и эмотивной функций.

 

Контактоустанавливающая функция: речь должна быть тактичной, не слишком уверенной, не слишком категоричной и жесткой и вместе с тем небезразличной к собеседнику. Формы вежливой модальности (выражается интонационно, лексически, морфологически и синтаксически).

 

Эмотивная функция => усилители. Так, например, в фамильярно-разговорном стиле how , when , where , who , which , what , why сочетаются со словом ever, или суффиксом ever, или с такими выражениями, как: On earth, the devil, the hell и т.п. Например: Whatever are you doing? или What ever are you doing? Whoever's that? What on earth are you doing? Who the devil do you think you are? Why the hell do you ask?

 

Чрезвычайно важную роль играют социолингвистические факторы, т.е. принятые нормы речевого поведения и принцип вежливости Лича (см. вопрос 14).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 772; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!