Контактирование и диалогический процесс
Важность контактирования как процесса, в котором участвуют всё живые организмы, процесса поддержания собственной идентичности состоит в следующем: (1) контактирование делает жизнь индивидуума более полной и (2) контактирование — это путь достижения различий с другими организмами. Процесс межчеловеческого контактирования — это путь узнавания себя и других, путь почувствовать именно человеческое существование. По М. Буберу, контактирование становится важным не только для организмической саморегуляции, но также для нашей специфически человеческой онтологии. «Я-Ты» отношения приводят к усилению self, и из психологической перспективы «Я-Ты» отношения обслуживают нарциссическую саморегулятор-ную функцию.
Все индивидуумы (организмы) имеют «принуждение к росту», никто не может не расти. Поэтому, когда наступает эпизод контакта, индивидуум имеет возможность закончить его поддерживающим этот рост образом, предоставляемым настоящим состоянием поля «организм — среда». Этот же принцип мотивирует индивидуума к диалогу. Контактирование, которое происходит внутри диалогических отношений, вовлекает больше бытия личности, чем другие виды контакта. «Я-Ты» момент — это момент, когда мы полностью поглощены другим, который парадоксально погружает нас в глубокий контакт со своей человечностью, и тогда полностью обнаруживается смысл человеческого существования. Контактирование становится в центр развития — психологического и духовного, а диалог устанавливает онтологическую сущность контактирования. Бубер (1995) подчеркивал, что только через диалогические отношения можно узнать уникальные человеческие аспекты своего «Я» и что подлинный диалог между индивидуумами является осевым для полной реализации потенциала личности.
|
|
В этом смысле большая часть гештальт-литературы сфокусирована на контакте, проявляющемся между индивидуумами (Лат-нер, 1992 Польстеры, 1997). В книге Ирвина и Мириам Польсте-ров «Интегрированная гештальт-терапия» (1997) уделяется большое внимание так называемым эпизодам контакта, главной характеристикой которых является доверие к отношениям «между» и, соответственно, вступление в диалог без контроля другого его участника.
Я - Ты , осознавание и парадоксальное изменение
В отличие от названных выше авторов Перлз, Хефферлин и Гудмен (1993) ставили в центр диалогических отношений осознавание, в то время как сам контакт оставался в фоне. Тем не менее все три позиции — диалог, контакт и осознавание — тесно связаны. Контакт, диалог как специфическая форма контакта и осознавание совместимы аспектами единой целостности, когда они рассматриваются из феноменологической перспективы. Фокус на диалоге не отменяет гештальт-терапевтического акцента на осознавании как цели терапии (Нуспег, 1985).
|
|
В гештальт-терапии осознавание используется для восстановления осознавания, именно для этого и создается диалогический контекст, облегчающий это восстановление. В этом же контексте контакт используется для восстановления контакта. Терапевтическая встреча с пациентом в диалогических отношениях становится моделью восстановления контакта и осознавания, а следовательно, и возможностей роста. Гештальт-терапия рассматривается как «дисциплина роста», исцеление и рост через восстановления осознавания является выражением трансцеден-тальных возможностей человеческого существования.
Поскольку концепция контакта гештальт-терапии пригодна для естественных биологических ритмов всех организмов, «Я-Ты» отношения переводят контакт в область специфически человеческую — межличностные отношения и их развитие. Более того, процесс осознавания косвенно является предварительным условием диалога, предполагающим способность терапевта к присутствию в терапевтических отношениях (Yontef, 2000). Пурселл-Ли в своей статье «Диалог и бытие» (2000) подчеркивает важность буберовского акцента на том, что «ограничение возможности диалога есть ограничение осознавания». Исходя из перспективы феноменологического подхода, можно сказать, что каждый индивидуум двигается в континууме осознавания к интегративному моменту осознавания, где опыт «Я-Оно» может послужить фоном для появления «Я-Ты» момента. В этом смысле интеграция вырастает из процесса следования континууму осознавания и у терапевта, и у клиента. Практикуя феноменологический подход, терапевты и пациенты отставляют в сторону рассуждения о том, какое именно существование является релевантным, и позволяют себе исследовать то, что открывают их собственные сенсорные процессы. Феноменологический подход обеспечивает дисциплину осознавания (Yontef, 1976).
|
|
Феноменологическая позиция предполагает принятие. Пациенты, которые могут принимать себя, не имеют потребности осуждать себя, давать себе оценку или отрицать свой опыт. В терапевтических отношениях принятие со стороны терапевта рассматривается как фон для развития способности пациента к самопринятию и это позволяет пациенту сделать свое осознава-ние более полным. Зинкер (1975, приведено по Jacobs, 1989) писал, что наше самое глубокое ощущение своей ценности, любви к себе и узнавания себя появляются в присутствии личности, которую мы воспринимает как полностью принимающую.
|
|
Когда осознавание индивидуума питается из почвы феноменологического подхода, проявляются и присутствие, и включенность. Когда чья-то целостная личность вовлечена в общение, когда она полностью присутствует в диалогическом процессе, это предполагает, что осознавание тоже есть, и в основном это относится к терапевту. Рецептивный, принимающий и осознающий терапевт становится способным к «подлинной речи», по словам Бубера. В этом смысле «Я-Ты» отношения ограничены только чьим-либо осозна-ванием, которое создает присутствие другой личности. «Ограничение возможности диалога — это ограничение осознавания» (Buber, 1947).
От пациента не требуется принятие феноменологической позиции, для того чтобы поддерживать осознавание пациента, именно терапевт принимает такую позицию. Арнольд Бейссер (1970, 2001) утверждал, что терапевт должен быть с пациентом «там, где пациент есть», и сам должен осознавать, где он есть. Изменения наступают, когда поддерживается осознавание того, что есть в контакте. И если это происходит именно так, то каждый из участников будет меняться только потому, что все живущее есть процесс. Ирвин и Мириам Польстеры говорят, что терапевт верит в две аксиомы: «Что есть, есть!» и что «каждый момент переходит в следующий».
У терапевта, практикующего феноменологический подход и осознавание, нет желания изменять пациента. Он не будет соблазнен помогать «беспомощному пациенту» и делать что-то за него, он будет свободен в конфликте с пациентом и т. п. Осознавание и рост происходят путем погружения себя в опыт, при отсутствии требований измениться и рассуждений о том, что «не должно быть таким как есть». Принятие «Я-Ты» отношений позволяет углубить осознавание, и одно с другим интегративно связано.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!