ХАРАКТЕРИСТИКА «Я - ТЫ» МОМЕНТА .
КОНТАКТИРОВАНИЕ И ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
«Я - ТЫ» , 0 С 03 НАВАНИЕ И ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
«Я - Ты» момент ( встреча ),
«Я - Ты процесс»[40] и теория контакта
Первоначально «Я-Ты» отношения могут быть рассмотрены как форма процесса контактирования. Контактирование — это процесс, общий для всех организмов и всех типов активности. При этом «Я-Ты» представляет собой специфическую форму процесса контактирования между двумя людьми, через который каждый индивидуум реализует отличающую его человечность. Такое проявление истинной человечности возможно лишь в диалогической связи с другим человеком. Для того чтобы проявиться, такая специфическая форма контактирования требует определенных «элементов межчеловечности», таких как присутствие, подлинное и открытое общение, включенность и подтверждение.
О «Я-Ты» отношениях Бубер сказал, что в реальности они могут находиться и в латентной форме. Это очень важно, поскольку, хотя «Я-Ты» моменту уделяется больше внимания, он все же является мгновенным опытом. «Я-Ты» включает и особенный момент, и процесс, лежащий в его основе. Это отличие, не очень важное для понимания самого феномена «Я-Ты» и его значения, является очень важным для практической терапии, так как терапия проводится в «Я-Оно» способе с «Я-Ты» способом, находящимся в фоне. Таким образом, существует «Я-Ты» момент и «Я-Ты» (диалогический) процесс[41].
|
|
Следует отметить, что вообще «Я-Ты» момент достаточно труден для концептуализации, он не может быть охвачен известными парадигмами или моделями, он не может быть создан целенаправленным волевым усилием. Такие попытки описывают мир «Я-Оно». Природа этого отношения вообще трудна для определения, поскольку «Я-Ты» — это нечто совсем другое, чем философские идеи, психологические теории, лингвистические особенности или особенности эмоциональности. В этом смысле живое «Я-Ты» «сопротивляется» объективной эмпирической концептуализации мира «Я-Оно».
Р. Хикнер (1985) впервые использовал термин «диалог» для описания и отличия «Я-Ты» процесса от «Я-Ты» момента. Таким образом, диалог — это «Я-Ты» процесс. «Я-Ты» момент при этом имеет коннотацию кульминационной точки текущего процесса. Термин «диалог» в нашем языке используется слишком широко, и тот специфический смысл, который придавал ему М. Бубер, игнорируется. В предисловии к «Я и Ты» Кауффман заявлял, что существует много модусов «Я-Ты», однако бубе-ровское «Я-Ты» фокусируется в основном на моменте «Я-Ты». В его более поздних работах, особенно касающихся процесса обучения, уделяется больше времени и процессу, где «Я» и «Ты» перемешаны.
|
|
Учитель, чьи ученики не являются средством для его удовлетворенности, но который заботится об уникальном развитии каждого ученика, находится в «Я-Ты» отношениях. Каждый, кто ищет дорогу к «другому» с подлинной бережностью, которая происходит из ценности личности, пронизан смыслом «Я-Ты» отношений.
Характеристика «Я - Ты» момента
Это особенный момент инсайта или просветления, во время которого участники подтверждают друг друга в их уникальном существовании. Такой момент встречается во время подлинного диалога и часто является кульминационной точкой диалогического процесса. Ирвин и Мириам Польстеры назвали «Я-Ты» момент эпизодом контакта. Любой опыт «Я-Ты» момента — это возможность интеграции и достижения целостности, с помощью этого опыта каждый человек может восстановить свои отношения с миром.
Иногда этот момент происходит между терапевтом и клиентом, которые ведут себя так открыто по отношению друг к другу, что подлинное бытие двух личностей соприкасается. В гештальт-терминологии такой полный эпизод контакта есть реализация процесса формирования гештальта внутри специального контекста, который Бубер назвал межчеловеческим событием. «Узы личностного как бы спадают с нас и мы переживаем нераздельное единство» (Бубер, 1995). Эпизод контакта двигается к «Я-Ты» моменту. Обсуждая эпизоды контакта, И. и М. Польстеры (1997) подчеркнули, что они наделяют терапию сущностью и драматизмом. Такие критические моменты делают процесс целостным, придают ему смысл и предоставляют возможности для его участников. Но не все эпизоды контакта являются диалогическими — так, удовлетворение чувства голода не является диалогическим эпизодом. «На основе «Я-Ты» рождается диалог: субъективность, изолированность, укорененность в мире Оно перерастает в общность» (Бубёр, 1995). Эта общность, по Буберу, принципиально отличается от коллективизма, в котором «Я-Ты» неразличимо (Филатов, 2001). Диалогический эпизод — это эпизод контакта, который включает двоих людей и подразумевает развитие чье-либо личности.
|
|
Существует и другой путь, которым «Я-Ты» приходит в терапию. Это происходит, когда клиентское «Ты», направленное терапевту, освобождает последнего для вступления в «Я-Ты» отношения. Характерной чертой гештальт-терапии, которая акцентирует встречу между клиентом и терапевтом, является поддержка таких моментов. Нередко клиент распознает защищенность или фрустрацию терапевта и говорит о том, что это есть. И тогда терапевт получает уникальную возможность быть человеком и рассказать клиенту о свойствах своей особенной человечности.
|
|
В гештальт-терапии контакт имеет полярности слияния и изоляции. Для многих клиентов опасность при встрече представляет конфлуэнция; риск при этом состоит в том, что кто-то может быть поглощен в результате объединения с другим. Вдобавок к такому страху быть пойманным в слиянии существует страх, что после этого одиночество и изоляция станут еще больше, чем раньше. Для таких индивидуумов «Я-Ты» отношения не являются безоговорочно хорошими. Личность, которая регулирует свои отношения с помощью изоляции, боится и бежит от диалога, представляющего опасность для такой возможности. Проблема состоит в том, что контакт не может быть статическим, никто не может знать что-то наперед, но именно это позволяет более глубоко находиться в настоящем и рисковать, узнавая свои возможности.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!