Стадия 2. Работа с внешними полярностями



Клиента просят исследовать свое внутреннее напряжение внутри рамки внешнего диалога (независимо от того, присут­ствует ли конфликт как интра- или интерперсональный). Необ­ходимо инициировать диалог между двумя людьми — клиентом и значимым другим. Лежащие в основе этого внутренние полярно­сти являются скрытыми и требуют интенсивного эмоционального опыта для привнесения их в более полное осознавание. Если рабо­тать с внутренними полярностями на этой фазе, то работа будет скорее поверхностной и акцентирующей интеллектуальный под­ход к разрешению конфликта. Иногда клиент желает работать с личностной дефицитарностью (например, он «слишком покорен, зол или одинок»). В этом случае диалог включает другую личность, по отношению к которой такие чувства были недавно испытаны или могли бы быть испытаны.

Когда это необходимо, клиент должен участвовать в диалоге с родителями или с кем-то из братьев или сестер, которые на него влияли. В этой стадии терапевт должен также быть внима­тельным к вербально-невербальному несоответствию. Наиболее важно привнести подавленные чувства в осознавание путем дра­матизации внешнего или внутреннего конфликта.

В этой работе клиент может погрузиться в процесс самоисс­ледования и нуждаться в сопровождении терапевта для пересад­ки со стула на стул (соответственно выражению чувств и пове­денческих паттернов). Каждый диалог имеет свой ритм, и в нем терапевт стимулирует прояснение:

а) Что является проблемой и какие чувства имеются в от­ношениях со значимым другим?

в) Что является скрытыми чувствами и подавленными дей­ствиями в отношениях со значимым другим?

в) Что является желательным решением проблемы или кон­фликта?

В конце второй стадии терапевту нужно быть насторожен­ным к уходу клиента из вовлеченности, его растерянности или нежеланию продолжать. Это может означать тупик в гештальт-работе, отражающий близкое появление уровня сжатия (внут­реннего взрыва), что требует более активных интервенций те­рапевта.

ВОТ ПРИМЕР РАБОТЫ Ф . ПЕРЛЗА С МЭРИ

Ф.: ...И ты уже сказала, что не даешь себе разозлиться на себя.

М: Да, но я злюсь. Разгневанная Я побеждает — я имею в виду, продолжает бороться против зрелости или чего-то в этом роде и постоянно побеждает. Она не дает мне взрослеть — по-моему, не дает мне найти себя.

Ф.: Скажи это ей: «Я зла на тебя».

М: Я зла на тебя — я зла на тебя, потому что ты на меня не смотришь... Я зла на свою мать, потому что она не слушает меня, потому что она не любит меня такой, какая я есть.

Ф.: О'кей. Изменим разговор, поговори со своей матерью.

М: (мягко) Мама, ты называла меня эгоисткой, когда я хо­тела делать то, что мне хотелось делать. И мистер Психиатр, Вы тоже называли меня за это эгоисткой. Я не могу от этого избавиться. Поэтому я... мама, если бы я делала то же самое, что и ты, я стала бы слабой — если бы я делала то, что ты от меня хотела, я стала бы слабой, но я осталась эгоисткой.

—      Но ты была эгоисткой. Ты вечно хотела кого-нибудь обо­гнать. Ты хотела съесть, хотела получить — знаешь, «мне пер­вой» все время. И ты думаешь только о себе, а если ты недо­вольна, то, клянусь Богом, ты любыми средствами добьешься своего...

— Я правда не знаю, как перестать быть эгоисткой. Я... Я...
Ф.: Ты смотрела на меня. Чего ты от меня хочешь?

М: Мне нужно — мне тяжело продолжать. Я дошла до... я застряла в... похоже на тупик.

Ф.: Ты действительно чувствуешь, что попала в тупик?

М: Похоже. У меня такое ощущение. Да.

Ф.: Как ты себя чувствуешь в тупике? Как ты застряла?

М: Мне это не нравится, черт возьми. Знаешь, мне не сле­дует этого делать. Ради чего, черт возьми, я это делаю? А — вот что я делаю. Я попадаю в группу людей, я стою перед ними — и БАМ — я не могу добраться до своих чувств, потому что я чув­ствую самосознание или что-то еще в этом роде.

Ф.: Скажи этот группе.

М: Я отключаюсь от вас и не хочу этого делать, но делаю. И это — я думаю, что это разгневанная Я говорит во мне: «Мэри, знаешь, ты туда не попадешь».

Ф.: Хорошо, закрой глаза и отключись. Уйди. Отправляй­ся, куда захочешь. Куда бы ты отправилась?

Стадия 3. Работасвнутреннимиполярностями

Внутренний дисбаланс базируется на нашей личной истории. Она формируют нашу перцепцию и эмоциональные реакции по отношению к внешней реальности. Сначала конфликт исследу­ется во внешнем диалоге, а затем исследуются внутренние по­лярности (Fiebert, 1990). Исследуемые полярности должны быть прояснены и аккуратно обозначены. Иногда в течение сессии ис­следуется одна полярность. Центральный фокус на этой стадии — растущая конфронтация между двумя значимыми, но противопо­ложными аспектами личности клиента. Чем полнее выражен и пе­режит каждый аспект, тем в большей степени может быть разре­шен этот конфликт. Некоторые клиенты более эффективно работа­ют при невербальном проигрывании полярностей через жесты или движения. Терапевт должен инкорпорировать позитивные каче­ства каждого аспекта.

Профессиональное поведение терапевта заключается в по­мощи клиенту для придания каждому его аспекту голоса, ин­тонации, позы и характерных жестов. На этой стадии можно пронаблюдать внутренний конфликт — сначала латентный, а затем проявляющийся с возрастанием энергии мыслей, чувств, ощущений, телесного ответа. В этот момент достаточно часто в осознавание приходит историческая травма. Полярная при­рода напряжения поражает нас в тот момент, когда мы наблю­даем внешние проявления каждого аспекта в его идентичнос­ти. Каждая полярность занимает свою территорию в осознава­нии. Для иллюстрации этого положения прочитайте еще раз диалог между «Крутым» и «Слабаком», приведенный в начале данной главы.

Стадия 4. Интеграция

Эта стадия знаменует триумф объединения сепаратных фак­торов внутри личности клиента. Центральный элемент — раз­решение интернализованного конфликта с реорганизацией и новым восприятием проблемы. Конфликт более ярко представ­лен в осознавании, появляется возрастающий потенциал для реализации.

Интеграция — это продолжающаяся эволюция, жизнеутвер­ждающий опыт. В процессе интеграции факторы, которые были противоположны друг другу в сознании, взаимно двигаются друг к другу и связываются в гармоничное целое. Личность испыты­вает поток жизненной энергии. Экспрессивная интеграция — взрыв вовне по Перлзу — обычно приводит к завершению неза­вершенной ситуации клиента. Возрастает способность к полу­чению удовольствия и более широкое осознавание своего су­ществования. Терапевт чувствует интеграцию клиента по сим­патическому ответу своего тела — релаксации мышц, смеху, слезам.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент — это основная ценность гештальт-терапии и базо­вый инструмент гештальт-терапевта. Он предназначен для поиска более эффективного взаимодействия со средой, приводящего к более эффективному удовлетворению потребностей клиента.

Клиент, приходящий к терапевту, обычно настроен погово­рить о проблеме, то есть это то, что Ф. Перлз называл склоннос­тью к эбаутизму — стереотипный подход к разрешению пробле­мы — обсудить, подумать, как сделать правильно, а потом осу­ществить. При этом типична попытка избежать проб и ошибок и застревание на стадии раздумий. Эксперимент в гештальт-те­рапии — это попытка восстановить связь между обнаружением проблемы и действием. Когда действие (хотя бы и игровое) вклю­чается в процесс принятия решения, появляется дополнитель­ная перспектива открытия и исследования возможностей.

В терапевтической ситуации — ситуации относительной бе­зопасности — эксперимент особенно уместен. В нем получает свое развитие незавершенное действие или ситуация, выявлен­ные в процессе сессии. Клиент не только воспроизводит то, что происходило или может произойти, но и соотносит реальность со своими потребностями на данный момент, не пытаясь преду­гадывать последствия действий. В этом смысле эксперимент принципиально эвристичен, то есть непредсказуем и содержит в себе возможные неожиданности. Талант терапевта в какой-то мере и определяется его творческой способностью к конструи­рованию адекватного и богатого возможностями эксперимента в то самое время, когда он более всего нужен клиенту. Хороший эксперимент естественно вырастает из терапевтической ситуа­ции, в которой участвуют терапевт и клиент при появлении не­исследованной темы, обнаружении постоянного тупика, ситуа­ционной «слепоты» клиента или его интересе к новым возмож­ностям поведения. И терапевт*, и клиент не знают, что именно будет результатом эксперимента (хотя, конечно, у терапевта может быть определенная гипотеза на этот счет, которую он сможет проверить). Разумеется, в условиях эксперимента со­блюдаются правила безопасности и по желанию клиента он мо­жет быть прерван в любой момент.

Позитивными качествами эксперимента являются

а) принятие клиентом ответственности за свое поведение — клиент дает согласие на участие в эксперименте;

б) эксперимент уже сам по себе побуждает клиента находить­ся в активной позиции, предпринимать различные действия, ис­кать возможности;

в) эксперимент провокативен — провоцирует на нестандар­тные или нестереотипные действия, то есть меняет не только сте­пень активности, но и ее тип, выводя клиента на уровень творчес­кого приспособления (Н. Долгополов, 1994);

г) эксперимент всегда находится в настоящем, даже если исследуется ситуация из прошлого, напряжение эксперимента позволяет удерживать фокусировку на актуальном поведении;

д) безусловно положительное качество эксперимента — его игровой характер. Многие клиенты, приходящие в терапию, отличаются рациональностью, правильностью и сухостью в по­ведении. Их коммуникация лишена живости и удовольствия, присущих игре. В этом случае эксперимент с отыгрыванием оп­ределенных ролей открывает им еще и другую сторону их жиз­ни, связанную игровым удовольствием в общении. Клиентка, попадающая в «болото» беспомощности и трагизма в связи с каждой проблемой, при проигрывании ряда ролей (полярнос­тей) в течение сессии получила большое удовольствие от тера­пии и своего собственного нового поведения. Ей удалось по­быть «тварью дрожащей», «хозяйкой положения», «строгим эк­заменатором» и тем, кто ее сковывает — «зверушкой рыча­щей». Последняя роль, отыгранная в полный голос (клиентка рычала «Закрой рот!», «Убери свои руки!» и «Знай свое мес­то!») позволила ей лишиться такого «любимого симптома», как
«ком в горле». Высокий уровень энергии сопровождал всю сес­сию, в конце которой была завершена незавершенная ситуа­ция детства.

Динамика создания эксперимента может быть представлена в нескольких последовательно сменяющих друг друга фазах (Joyce, Sills, 2001).

1. Идентификация фигуры. Это незавершенная ситуация, повторяющееся поведение или проблема. Тема может быть ма­ленькой (например, обнаруженная клиенткой в один из момен­тов сессии недостаточность дыхания или спад энергии). Возни­кающая «фигура» артикулируется для клиента, в результате чего проверяется точность восприятия данной «фигуры» терапевтом и степень интереса клиента.

2. Предложение эксперимента. Важно точно определить вре­мя, когда предложить эксперимент. Терапевт может предложить эксперимент (а клиент согласиться на него) в результате собствен­ной тревоги за результат терапевтической сессии, стремления быть эффективным или желания уйти от «трудных» чувств. Клиент мо­жет согласиться на эксперимент, избегая дискомфорта актуальной ситуации или желая угодить терапевту. В связи с этим терапевт ос­тается чувствительным к реакции клиента на предложение экспе­римента — вербальной и невербальной.

В то же время эксперимент может стать естественным про­должением какого-либо прерванного процесса для его исследо­вания. В этом смысле гештальт-терапевт доверяет своей интуи­ции и чувству, свидетельствующему о том, что нечто осталось незавершенным, что энергия клиента может получить какое-то новое направление. Важна также готовность клиента к экспе­рименту, чему-то новому, что может появиться в его видении мира и себя самого. Кроме того, не менее важно, чтобы клиент знал, что он может отказаться от участия в эксперименте, даже если это совершенно блестящая идея. Не выбираемый осознан­но эксперимент, может стать лишь повторением старых фикси­рованных гештальтов в отношениях со значимыми личностями прошлого. Наконец, терапевт оценивает существование равно­весия между тревогой и интересом (энергией).

3. Оценка риска. Следующий шаг — поиск степени продук­тивной конфронтации, поскольку то, что просто трудно для од­ного клиента, совершенно невыполнимо для другого. Это поиск равновесия между тревогой и интересом, напряжением и ком­петентностью, в котором учитывается и опасность ретравматизации, и возможность быть в безопасности, но не получить ни­чего нового. Риск оценивается все время эксперимента. Для сни­жения риска можно:

  • попросить клиента остановиться и подышать;
  • предложить паузу, побудить клиента опираться и осозна­вать, что он переживает;
  • напомнить, что терапевт находится здесь для поддержки;
  • придвинуться или отодвинуться в зависимости от контек­ста ситуации;
  • изменить ситуацию, попросить сделать что-то другое, ме­нее сложное;
  • предложить вообразить кого-то сильного и доброго, кто поддерживает клиента.

Эксперимент может быть проведен: визуально, в воображении клиента;

• с реальными действиями в кабинете терапевта;

• с новым поведением в реальной ситуации после терапии.

Позиция терапевта, проводящего эксперимент, является не­навязчивой и сензитивной, в каждый момент он готов остано­виться и изменить направление эксперимента.

4. Развитие эксперимента. Идеально, если эксперимент будет совместной работой терапевта и клиента. Наиболее часто используются метод амплификации и «пустого» стула (подроб­нее они описаны ниже). Однако творческий терапевт использу­ет и другие возможности для того, чтобы усилить осознавание клиента. Амплификация — это преувеличение чего-либо, акту­ально существующего в терапевтической сессии, для исследо­вания проблемного поведения, прояснения чувств, чтобы опре­делить направление дальнейшего движения. «Пустой» стул ис­пользуется для экстернализации внутренних переживаний, про­яснения отношений, чувств и способов поведения клиента. Дру­гие методы — поощрение нахождения в тупике (со своими пе­реживаниями), направленная визуализация, работа с использо­ванием артматериалов, проигрывание ролей в монодраме, груп­повые эксперименты с использованием психодраматических техник и т. п.

5. Завершение эксперимента. Наступает время, когда кли­ент выходит из роли и хочет приостановить эксперимент. Сиг­налом к этому являются и его телесные реакции, например, он поворачивается к терапевту, чтобы сказать, что произошло. Те­рапевту здесь очень легко навязать свою точку зрения на оста­новку или продолжение эксперимента. Это та самая точка, где терапевту необходимо прояснить выбор клиента («Вы хотите закончить эксперимент?», «Что Вы сейчас хотите — сделать па­узу, остановиться совсем или двигаться в другом направлении ? »). Такая позиция требует определенной дисциплины поддержания творческого предразличия по отношению к тому, в чем клиент сейчас больше нуждается. Кроме того, эксперимент должен быть завершен по крайней мере за 10 минут до окончания сессии, для того чтобы дать возможность клиенту восстановить свою связь с терапевтом и осмыслить происшедшее.

6. Ассимиляция. После завершения эксперимента наступает время ассимиляции — осмысления актуального опыта и его отно­шения к жизни в целом. Клиент может обсудить с терапевтом при менение этого опыта в своих отношениях с близкими или на рабо­те. Интеграция полученного опыта не заканчивается пределами сессии, а часто продолжается до следующей встречи с терапевтом и даже далее. Если клиент прерывает эксперимент в середине и внезапно возвращается в настоящий момент, терапевту важно при­влечь его внимание к прерыванию и побудить к осознанию того, чем именно оно вызвано. Это может помочь клиенту почувствовать определенную завершенность в работе.

Создавая вместе с клиентом эксперимент, гештальт-терапевты (в отличие от психоаналитиков) позитивно относятся к понятию «отыгрывание», если это отыгрывание происходит в относительно безопасных условиях терапевтической сессии. Ирвин и Мириам Польстеры (1997) выделяют четыре уровня выражения чувств — блокированный (чувство не распознается), запрещенный (распоз­нается, но не выражается), эксгибиционистский и спонтанный, (чув­ства распознаются и выражаются адекватно ситуации). «В момент отыгрывания человек находится на стадии эксгибиционистского выражения чувств, демонстрируя, кем он является, не будучи тако­вым», — пишут они. Через эту стадию необходимо пройти, чтобы достичь более глубоких внутренних изменений. В этот момент че­ловек открыт для своей потребности совершить что-то новое для себя и, доверяя своим потребностям, достигает хорошей внутрен­ней опоры.

Отыгрывание может начинаться со слов, в которых легко просматривается какая-то стереотипная роль (и, соответствен­но, обратная ей тоже), с жеста, который не закончен и может быть закончен, с интонации, которую терапевт слышит у клиен­та и предлагает озвучить, сознательно усилив и найдя для нее подходящие слова.

Отыграны могут быть:

1. Незаконченная ситуация из далекого прошлого (закончить которую клиент может по своему разумению-потребности).

2. Незаконченная актуальная ситуация (осознание клиен­ткой своей тенденции постоянно конкурировать с терапевтом и веселая, уже осознанная конкуренция с терапевтом — на тему кто «круче»).

3. Особенности характера (жадность, болтливость или чрезмерная доброта).

4. Полярности (например, классический диалог между «чертом и ангелом» клиента).

 

По Филиппсону (1995а), эксперимент — это либо работа с но­выми возможностями, либо преувеличение старых паттернов, ве­дущее к тупику, в котором терапевт остается с клиентом, пока тот не рискнет двигаться через уровни имплозии-экплозии, находя для себя самого новые возможности.

Эксперимент используется тогда, когда:

• в ходе сессии выявлены незавершенные ситуации из про­шлого, имеющие продолжение в настоящем поведении кли­ента (в пятислойной модели невроза по Перлзу — это уро­вень проигрывания ролей и уровень тупика);

• предпочтительно исследование отвергаемого поведения клиента, например, жесткости (Чье поведение отвергается? Кто отвергает? Каково собственное поведение клиента, удов­летворяющее его?);

• необходимо исследование избегаемого поведения клиен­та, для того чтобы получить реальный опыт нового поведе­ния (например, опыт твердости поведения как защиты себя от манипуляций со стороны других людей);

• нет контакта между противоположными силами, которые проявляются в поведении клиента (работа с противополож­ностями: жесткий-мягкий, твердый-гибкий);

• клиент склонен к разговорам о проблеме — перевод «раз­говора о...» в действие для исследования проблемы «здесь и сейчас»;

• исследуется актуальное поведение. Проигрывание акту­ального поведения направлено на осознавание ранее неосоз­наваемого поведения, его исследование и возможное полу­чение нового опыта (например, скулящие интонации клиент­ки заменены ею в ходе сессии на прямую просьбу к терапев­ту пожалеть ее);

• клиентом привносятся в сессию какие-либо метафоры или фантазии, с помощью которых он предъявляет свою пробле­му или характеризует свои отношения с терапевтом.

С точки зрения Н. Долгополова (1994), организация простран­ства эксперимента в гештальт-терапии имеет две оси (линии) — логико-семантическую (воспроизведение структурных элемен­тов) и процессуально-функциональную (воспроизведение дей­ствия). Если следовать этим линиям, то эксперимент может быть спланирован. Автор приводит пример эксперимента, основан­ного на интроекте «Детей бить нельзя». Этот интроект разбивается на структурные элементы — 1) ребенка (детей) 2) бить и 3) нельзя. При этом анализ семантических полей для каждого эле­мента порождает спектр возможных вариантов эксперимента с такими вопросами, как «А взрослого бить можно?», «Своего или чужого ребенка?», «Афизически агрессивного?», «Аесли нельзя, то что можно?». Варианты эксперимента зависят от конкретной ситуации и выбора направления клиентом.

Процессуально-функциональная линия развертывается на основе условного деления фрагмента работы терапевта и кли­ента на 4 стадии:

1-я стадия — совместное осознание проблемы клиентом и терапевтом;

2-я стадия — мобилизация ресурсов для решения проблемы;

3-я стадия — действия по возможному решению проблемы;

4-я стадия — интеграция полученного опыта, осмысление средств решения проблемы и возможностей переноса на реадь-ную жизненную ситуацию.

Основа для разворачивания процессуальной линии — все тот же цикл контакта: выделение фигуры потребности, мобилиза­ция энергии для действия по ее реализации, действие, удовлет­ворение потребности и ассимиляция.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!