Глава IX. Общие знакономерности развития отношения к природе 40 страница



 

Упражнение «Человечек из коры»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.

 

Упражнение «Музыкальные картинки»

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Примечание: Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще, оценка «успешности» или «не­успешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого-психологического тренинга.

Если занятия проводятся со старшеклассниками или со студентами, то им можно предложить написать «музыкально-экологическое» эссе. Порой такие сочинения представляют интерес не только с педагогической, но и с литературной точки зрения, как, например, эссе студентки гуманитарного факультета Даугавпилсского педагогического университета Илоны Ефимовой.

«Если и стоит искать в рок-музыке “философский камень”, то “Битлз”, пусть даже не излечивает от всех болезней, но, по крайней мере, не может причинить вреда. Эта музыка несет в себе идею истинно свободной личности в гармонии с природой. Это как раз то идеальное равновесие, те умеренные температуры, когда свобода не переходит в бунтарство, ум — в сумасшествие, любовь — в душу. Это та красивая сказка, в которую невозможно не верить, но и которую нельзя полюбить, как, вообще-то, все безупречное, не оставляющее ни малейшего сомнения.

Осознание того, что никогда не обретешь счастья и свободы в довольстве и уравновешенности смирных дней, заставляет завидовать героям “Битлз”: их чистоте, искренности, душевному покою. Вот, например, маленький деревенский мальчик из песни “Сын Матери Природы” сидит на берегу горной реки и слушает дивную музыку бегущей воды. Он зовет себя сыном Матери Природы. Его сердце открыто перед всем миром, он счастлив и искренне предается своим чувствам. Я знаю дни, когда неизвестно по каким причинам приходила к берегу реки, чтобы в очередной раз утопить тот “камень”, который уже несколько недель висел у меня на шее. И то единственное, что не дает мне последовать за грузом, это музыка. Это та необычайная мелодия текущей воды, которая никогда не сравнится с самым изощренным искусственным мотивчиком. Распознав первую ноту, тут же жадно вслушиваешься в следующую, чтобы не упустить тайну их необыкновенного сочетания, которое уже не повторится никогда. Чувст­вуешь, как каждый звук пробуждает дремавшие маленькие кусочки твоей души и тела. Музыка воды словно открывает твое собствен­ное “Я” для тебя же. Хочется выслушать всю сонату, предназначенную тебе, познать раз и навсегда тот туманный мир, который зовется внутренним, чтобы окончательно решить, жалок ли он.

Вода течет. Тебе кажется, что будешь внимать ей до конца; ты не сойдешь с этого места, пока река не скажет ВСЕ!.. И тут происходит странная, но в то же время естественная вещь: в какой-то момент веревка разрывается, и камень, некогда так прочно висевший на твоем горле, падает в черную воду, издавая ужасный звук конца твоей мелодии. Это точка.

Река продолжает нести свои воды. Но ты уже не слышишь ее музыки. То, что тебя привело на этот пустынный берег и заставило жадно внимать каждому звуку природы, покинуло тебя, освободило. Ты вновь обрел способность летать. И уже совсем не нужно искать в себе то прекрасное и низкое, хочется просто наслаждаться полетом. Так ты уходишь от реки с сытой уверенностью, что никогда на твоем горле не повиснет груз, который, не позволяя тебе летать, будет тащить тебя к земле или в землю.

Река остается на том же месте. А где-то за тысячи километров отсюда маленький ручеек, впадающий в нее, уже несет следующую мелодию для тебя. От того, наверное, вода в реке черная, что мы регулярно бросаем в нее камни наших черных душ.

Да, я восхищаюсь мальчиком из песни “Сын Матери Природы”. Он искренен и бескорыстен с природой. Он не ищет в ней спасения, не бросает в нее свои тяготы, как в мусорный ящик. Я же знаю наверняка, что не приду к ней, пока мне что-нибудь не понадобится. Сын Природы прав. Он имеет то, к чему мы все должны стремиться — ощущению полного единства с природой и открытому общению с ней без всяких расчетов. Но мне чужд герой песни “Битлз”. Я просто посторонний наблюдатель. Я не ощущаю слияния душ. Восхищаясь им, я в то же время чувствую громаднейшее преимущество в том, что я живее. Превращая реку в черную своими “камнями”, я понимаю, что единственное, чем я могу искупить свою вину, так это не бросать в нее консервную банку. Скорее всего сын Природы этого тоже не делает, но я сильней его, потому что грешна. А за грехом всегда следует его искупление. Это вечная обреченность: топить в реке свой мрачный груз и не швырять в нее пачки от сигарет».

 

 

Упражнение «Чистописание»

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — ­«мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

Примечание: Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

 

Рис. 52. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Чистописание».

 

 

Упражнение «Ателье мод»

Основные цели: Развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30—40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши.

Процедура: Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты одежды). Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Примечание: В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.

 

 

Упражнение «Зоологический балет»

Основные цели: Идентификация с животными и растениями.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: нет.

Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира», избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным.

 

Рис. 53. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Зоологический балет».

 

Упражнение «Контакты с животными»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта на кинестетическом уровне, закрепление положительной модальности отношения к природе.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Ручные животные: кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше квакши, литории, жерлянки), из ящериц — эублефары (самки: самцы кусаются!), из змей — ужи или полозы.

Процедура: Контакты участников тренинга с животными целесообразно организовывать на каждом занятии. Если тренинг проводится на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.

Вначале следует предлагать группе контакты с животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка. Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить ручную белую или, еще лучше, чепрачную крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.

Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, лягушку или ящерицу, то ему предлагается до него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале ведущий держит ее сам и предлагается дотронуться, погладить в районе хвоста (это воспринимается как «менее опасное»). Таким образом, постепенно от занятия к занятию те из участников, которые вначале отказывались трогать «неприятных» животных, начинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов.

Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных. Можно предложить им покормить с пинцета кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу.

Примечание: Тактильные контакты с животными — очень ответственный этап тренинга. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.

 

Упражнение «Предупредительные знаки»

Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

 

 

Упражнение «Экологические письма»

Основные цели: Развитие эмпатии и стимулирование идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

Процедура: Участники делятся на пары. Вначале каждому предлага­ется выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и партнер становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

Примечание: Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может являться самостоятельным упражнением.

В качестве иллюстрации приведем письмо Ромашке, написанное одной из участниц нашего тренинга: «Привет, подружка! Как себя чувствуешь в своем зеленом домике? Печет ли жаркое солнышко, или дождик освежает твою белую головку?

Наверное, переглядываетесь и перешептываетесь со своими подружками и сплетничаете при случае? Не опускай стыдливо свои реснички и не лукавь, я знаю: легкий ветерок доносит ваше щебетанье. Похоже, дрогнуло маленькое сердечко при виде какого-нибудь красавца-колокольчика. Я вижу, как каждое утро ты расправляешь свои пальчики-лепестки, разглаживаешь их и тщательно умываешься росой. А потом восторженная, легкая, счастливая и беспечная тянешься к солнышку, сияя и улыбаясь. И все друзья, как на параде: кто же из нас самый красивый, яркий, неповторимый? Но я-то знаю: каждый хорош по-своему».

 

Упражнение «Подарок на день рождения»

Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения и идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, карандаши, ручки.

Процедура: Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.

Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

 

 

Упражнение «Внуки Карла Линнея»

Основные цели: Развитие эмпатии и воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Бумага и ручки.

Процедура: Участники придумывают видовые названия животным и растениям, т.е. добавляют прилагательные к названию природного объекта, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям «трудно было обидеть». (Как уже существующие примеры: «благородный олень», «плакучая ива» и т.д.) Можно использовать элементы ролевой игры: «Представьте, что Вы — Карл Линней...» или «Вы были в экспедиции и нашли новых животных и растения, не известные науке, их надо назвать...».

Примечание: В качестве примера можно привести видовые названия, которые давали участники тренинга: «уж молочный»; «заяц беззащитный»; «косуля нежная»; «паук трудолюбивый»; «чертополох рыцарский»; «еж игривый»; «ландыш хрупкий»; «паучок романтичный»; «мышь-хохотушка»; «жаба деликатная»; «пырей стойкий»; «крот усталый»; «одуванчик радостный»; «ворона сообразительная», «таракан перламутровый» и т.д.

 

 

Упражнение «Детский писатель»

Основные цели: Коррекция целей и стратегий взаимодействия с объектами природы, идентификация.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность. Например: «Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флиппу, не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача!

Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время..

Процедура: Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои. Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения.

Примечание: Упражнение можно закончить чтением одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона с комментариями ведущего.

 

 

Упражнение «Филателия»

Основные цели: Расширение стратегий взаимодействия с объектами природы (представленными идеально), стимулирование интереса к ним.

Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: Альбом с марками на тему «Флора и фауна», демонстрационные филателистические планшеты, специальный пинцет.

Процедура: Участники делятся на группы. После просмотра альбома с марками им предлагается составить на планшете тематическую экспозицию, используя марки из альбома. Тему выбирает сама группа. Упражнение заканчивается «выставкой», которая может оставаться в помещении до конца всех занятий.

Примечание: Ведущий может сориентировать группу на выбор нетрадиционных тем, например: «Медведь и мир вокруг него», «Участники конкурса «Супер-хвост» и т.п.

 

Упражнение «Фитодизайн»

Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с фито- материалом при усилении эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

Ориентировочное время: 1,5—2 часа.

Материалы и подготовка: Сухие растения, декоративные природные материалы (мох, кора, коряги, ветки), керамические вазы и другая декоративная посуда. Ведущий должен подготовить сообщение об основных принципах построения композиции с демонстрацией открыток, слайдов и т.п.

Процедура: Вначале ведущий рассказывает об истории и законах фитодизайна, знакомит с различными школами флористики. При этом может сам параллельно с рассказом составить простую композицию, иллюстрирующую его рассказ. Затем участники индивидуально или в небольших группах работают над составлением композиции из предложенных материалов. Темы для композиции можно предлагать «экологически-психологического» характера, например, «Земля через 100 лет», «Синица проснулась», «Голоса березовой рощи» и т.п. Упражнение заканчивается выставкой и обсуждением, в котором основное внимание уделяется анализу чувств и мыслей, вызванных восприятием работ участников.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!