РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОФОНИИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ



Ринофония — избыточный носовой оттенок голоса — возни­кает при недостаточности разграничения носовой и ротовой полостей во время фонации и произнесения ротовых фонем. Носовая полость становится парной с ротовой полостью резо­натором, поэтому тембр голоса приобретает открытый носовой оттенок — становится назализованным. Изменение тембра го­лоса является основным симптомом расстройства, по которому оно и получило свое название.

Причины ринофонии разные. Наиболее распространена ринофония, вызванная врожденным незаращением нёба или его укорочением. Кроме того, она может возникать у детей и взрос­лых при травмах и после резекций верхней челюсти по поводу новообразований, сопровождающихся перфорацией нёба или укорочением нёбной занавески.

Ринофония наблюдается и при ограничении подвижности нёбной занавески при параличах и парезах ее как центрального, так и периферического характера. Последние могут быть ос­ложнением после тонзиллэктомии, когда при операции оказа­лись травмированными двигательные веточки язычно-глоточного и блуждающего нервов.

В практике иногда встречается ринофония без патологии нёба и глотки. Эти случаи функциональной ринофонии довольно редки. Они производят тяжелое впечатление, так как обычно сочетаются с ринолалией — нарушением звукопроизношения со смещением артикуляций большинства согласных на уровень глотки и гортани, но легко поддаются коррекции.

Функциональная ринофония обычно бывает следствием перенесенного в возрасте от одного года до трех лет заболевания, сопровождающегося отеком глотки или парезом нёбной зана­вески (например, скарлатина, корь, ангина, грипп) или след­ствием хронического тонзиллита со значительной гипертрофией нёбных миндалин, своими размерами ограничивающих объем движений нёбной занавески.

Астенизированный болезнью ребенок начинал гнусавить, при­выкал к постоянному носовому резонансу и продолжал так говорить и после полного восстановления функции нёбно-гло-точного затвора.

Таким образом, при одном и том же ведущем симптоме — открытой ринофонии — механизм голосового расстройства мо­жет быть различным. В зависимости от него при коррекции дефекта применяются и разные методические приемы.


РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ ВРОЖДЕННЫХ НЕЗАРАЩЕНИЯХ НЁБА

Врожденные незаращения нёба вызывают тяжелое речевое расстройство — ринолалию, — при котором ряд симптомов (и в первую очередь нарушение звукопроизношения) сочетается с ринофонией. Причем расстройство тембра голоса может сохраняться и после пластической операции дефекта нёба и исп­равления звукопроизношения.

Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. Чешский ученый М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в само­стоятельное и назвал palatophonia .

Однако обращает на себя внимание тот факт, что голос де­тей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доре-чевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом.

Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок — проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает арти­кулировать свои первые согласные фонемы.

В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба говорят (как при отсутствии пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, иногда из-за особенностей поведения тихим, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электро-глоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.

После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция муску­латуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглот-тограмме появляются изменения, свидетельствующие о нерав­номерной работе правой и левой голосовых складок, т. е. на­лицо все признаки расстройства двигательной функции голосо-образующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту.

Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба.

Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смы­кания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мыш­цах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический ме­ханизм смыкания усиливается врожденной ассимметрией ске­лета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгено­граммах и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функцио­нальному расстройству голосового аппарата.

Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается тре­нием воздуха о края голосовых складок. В этом случае гор­тань принимает на себя дополнительную функцию артикуля-тора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.

В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и мак­симально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расшире­ния его диапазона.

Известно, что коррекция ринолалии — сложного речевого расстройства — ведется по нескольким направлениям. Это нормализация дыхания, развитие нёбно-глоточного смыкания, коррекция звукопроизношения, воспитание фонематического слуха и устранение носового оттенка голоса. В этот комплекс необ­ходимо включить и профилактику расстройств голоса, исправ­ление его недостатков и обучение правильному голосоведению.

Работа над улучшением голоса входит в систему всех кор-рекционно-воспитательных мероприятий по исправлению рино­лалии и ринофонии с первого до последнего дня обучения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пла­стической операции нёба, можно отнести постановку физиологического и речевого дыхания, профилактику дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекцию звукопроизношения.

После операции работа над голосом будет состоять из дыхательной гимнастики, развития полноценного нёбноглоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, лого­педических упражнений для расширения диапазона голоса, уве­личения его силы, а также для компенсации расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, если оно уже имеется.

Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объ­ем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже ко­роче его. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох.

Ввиду значительной утечки воздуха при выдохе в нос начинать работу по коррекции дыхания приходится с выработки на­правленной через рот воздушной струи, которая в дальнейшем обеспечит также достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных фонем. Поскольку дети с незаращениями нёба часто заменяют направленное дутье резким выдо­хом из глотки при открытом рте, их обучают вначале попле­выванию, а затем легкому дутью холодной струей. Дуют на ватку, пух, полоски бумаги. Дуть в дудочки, надувать шарики и т. п. нецелесообразно, так как подобные упражнения требуют от детей значительных физических усилий и иррадиируют общее напряжение.

Обучая поплевыванию и дутью, на первых занятиях можно зажать пальцами крылья носа или ограничить поток воздуха из носовых ходов, прижав к ним снизу указательный палец. Делают это для усиления кинестезии, чтобы ребенок смог ощутить, запомнить и воспроизвести это ощущение.

После овладения направленным дутьем можно переходить к постановке косто-абдоминального (диафрагмально-реберного) дыхания. Оно позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать с помощью диафрагмы скорость выдоха, использовать при фонации грудной резонатор, что также удлиняет выдох и уменьшает носовой оттенок.

Начинают постановку дыхания с упражнений лежа. Ребенка укладывают на кушетку на спину. Одну ладонь он кладет на живот, другую на грудь. На счет 1—2 ребенок делает вдох носом, на счет 3—4—5—6 — выдох ртом с усиленным дутьем, на счет 7 — пауза. Упражнение выполняют 3—4 раза в день по 10 дыхательных циклов подряд. В дальнейшем аналогичные упражнения делают сидя, стоя и на ходу.

После овладения основными приемами косто-абдоминаль­ного дыхания ребенка направляют в кабинет лечебной физ­культуры, где он занимается гимнастикой, нацеленной на ав­томатизацию костоабдоминального дыхания с удлиненным выдохом под руководством врача или методиста. Приступая к дыхательной гимнастике, обязательно разъясняют ребенку и родителям важность этого вида работы, указывают, что без нормализации дыхания невозможны в дальнейшем коррекция

звукопроизношения и устранение носового оттенка голоса. Примерный комплекс упражнений для постановки костоабдоминального дыхания с удлиненным выдохом приведен на с. 105.

Параллельно с постановкой дыхания с первых занятий проводят тренировки по активизации мускулатуры нёба и глотки.

Повышенная нагрузка на мышцы глотки увеличивает их объем и препятствует дистрофии. Особенно важны подобные тренировки при подготовке детей к накладыванию функционального глоточного обтуратора или к операции нёбно-глоточным клапаном, когда смыкание обеспечивается главным обра­зом за счет активности глоточной мускулатуры. Увеличение мышц в объеме усиливает нёбно-глоточное смыкание после операции даже при укорочении нёбной занавески, что также уменьшает носовой оттенок голоса.

Благодаря тесной функциональной связи нёба, глотки и гор­тани тренировки нёба и глотки активизируют двигательную мускулатуру гортани и служат профилактическими мерами по предупреждению двигательной недостаточности голосообразую-щего аппарата при незаращениях нёба.

Для тренировок мускулатуры глотки целесообразны позе­вывание, имитация свиста и глоточного рефлекса. Как показывают рентгенокинематограммы актов глотания, кашля, позевы­вания, сосания, жевания, свиста, движения и объем мышц, участвующих в нёбно-глоточном смыкании, наиболее близки к речевым актам при позевывании и свисте. При голоточном же рефлексе наблюдается наибольшая двигательная активное] ь мускулатуры нёба.

Имитировать свист, позевывание и глоточный рефлекс рекомендуется по 2—4 раза подряд 6—8 раз в день. Если ребенок не умеет воспроизвести движение, подобное глоточному реф­лексу, логопед вызывает рефлекс прикосновением шпателя к задней стенке глотки.

Такие упражнения, как покашливание, глотание капель, поперхивание, не оказывают положительного влияния на речь, поскольку механизм смыкания в них значительно отличается от речевого. Разработанная же этими упражнениями активность мышц глотки стимулирует смыкания корня языка с глоткой в фарингеальных артикуляциях.

Упражнения для развития подвижности нёбной занавески до операции заключаются в произнесении гласных а и э и их сочетаний:

а — э а — э — а аэ — э — э э — а   э — а — э  эа — а — а

Ребенок произносит их 2—3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам. Упражнения повторяют 6—8 раз в день. При­ступать к ним можно с первого же занятия.

Применение данных гласных объясняется особенностями их артикуляционного уклада. Звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко, а глотка принимает наименьший объем. Звук э среднего подъема, но переднего ряда. По­этому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном ее подъеме. Глотка несколько ши­ре, чем при звуке а, но меньше, чем при и, ы, у. Позиция языка при актикуляции этих фонем приводит к меньшему числу кон­тактов его с глоткой по сравнению с у и о. Оба звука нелабиа­лизованные. Их можно произносить с широко открытым ртом, что обеспечивает визуальный контроль. Нёбная занавеска менее плотно по сравнению с другими гласными примыкает к задней стенке глотки. Этим объясняется наименьшая выражен­ность назального оттенка гласных а и э при слуховом восприя­тии.

Тренировки нёбной занавески одновременно с фонацией вырабатывают условнорефлекторную связь движений нёба и звукообразования, что наиболее физиологично для речи.

Достаточно длинный направленный речевой выдох, активная мускулатура глотки и нёба, смещение тела языка в полости рта вперед позволяют при ринолалии на фоне врожденных незаращений нёба еще до пластической операции исправлять зву-копроизношение. Перевод на правильные артикуляционные уклады даже при приближенном звучании фонемы затормажи­вают патологические фаринголарингеальные (гортано-глоточ-ные) смыкания и тем самым освобождают гортань от несвойст­венных ей функций, что в конечном итоге уменьшает вероятность развития голосового расстройства с возрастом.

После операции уранопластики речь ребенка с врожденным незаращением нёба обычно ухудшается, носовой оттенок усиливается из-за отека нёба, длительного режима молчания и охранительного торможения. Сформированная нёбная занавеска при фонации бывает практически неподвижной, чувствитель­ность отсутствует. Исходя из этого, задачами послеоперадион-ного этапа становятся развитие подвижности максимального нёбно-глоточного смыкания, пригодного в будущем обеспечить изоляцию ротовой полости п.ри речи, восстановление направ­ленной воздушной струи и воспитание навыков правильного голосоведения.

Развитие подвижности нёбной занавески в послеоперацион­ном периоде не терпит отлагательств. Чем быстрее удастся растормозить мягкое нёбо и включить его функцию в артикуляции, тем эффективнее будет результат всего курса логопе­дических занятий. Подвижная нёбная занавеска обеспечивает наиболее плотное нёбно-глоточное смыкание, улучшает изоля­цию носовой полости от ротовой и тем самым является базой для улучшения тембра голоса — уменьшения в нем носового оттенка.

Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно взаимо­связаны. После закрытия дефекта нёбйая занавеска обычно укорачивается за счет рубцевания раневых поверхностей. Не­нормально высоко расположенные при врожденных незара-щениях мышцы, поднимающие мягкое нёбо, ограничивают его подвижность. Движения же нёба растягивают рубцы, что пред­отвращает его укорочение. Упражнениями можно достичь уд­линения мягкого нёба до 1 см. Причем двигательная активность развивается постепенно на протяжении 6—8 месяцев после операции.

Стимулирует подвижность мягкого нёба после операции непроизвольный подъем нёбной занавески при пении и проговаривании гласных а и э. Повторяют упражнения с гласны­ми по схеме дооперационных занятий. Но следует помнить, что первое время после операции подвижность .нёба быстро исто­щается. Повторение же упражнений с провисшей занавеской не приносит пользы, а приводит к закреплению патологического навыка. Поэтому необходимо определять допустимую нагруз­ку индивидуально для каждого ребенка.

Лучший эффект дает повторение гласных а и э по 2—3 ра­за подряд в течение дня (до 12—15 раз в день), чем выполнение этой же нагрузки в течение часа-полутора с перерывами по 5—10 минут.

Гласные произносят протяжно, голосом средней громкости. Громкое, короткое произнесение гласных на твердой атаке вы­зывает лишь резкий рывок нёбной занавески, которая тут же провисает.

При совершенно неподвижном нёбе можно начать со стиму­ляции глоточного рефлекса, а через 2—3 занятия перейти к проговариванию гласных.

Ускорить развитие подвижности нёба помогает массаж. Он вызывает прилив крови к раневой поверхности, улучшает пи­тание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска плас­тичнее и обретает чувствительность. При массаже нёба приме­няются поглаживающие и надавливающие движения. Ребенок вначале поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. На­чинают массаж с 1 минуты по 5 раз в день (ребенок один раз проглаживает и разминает нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (ребенок 10 раз в день с интервалом в 1 час про­глаживает и разминает нёбо по 3 раза подряд).

При ограничении открывания рта носовой оттенок также усиливается. Это явление объясняется изменением направления звукового потока. Ротовая полость не излучает звук, а поглощает его, становится парным с носовой" полостью резонатором. Нормальному открыванию рта в этих случаях препятствуют массивные рубцы в области нёбных дужек. Для предупрежде­ния подобного симптома назначают жевательную гимнастику.

Важнейшее место в занятиях непосредственно послеопера­ционного периода занимают вокальные упражнения. Они сво­дятся к пению гласных. Начинают со звуков а и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и, последним у. (При ежедневных занятиях в стационаре сроки сокращаются.)

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но ин­тервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат раз­ницы в высоте тонов, а новизна материала, ощущений и вос­приятие музыкальных тонов еще больше затрудняют слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незна­чительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции с детьми и трезвучия со взрослыми.

Вокальные упражнения1 для детей 3—7 лет:

ми — соль — соль

ми

Вокальные упражнения для детей старше 8 лет и женщин:

ре — фа-диез — фа-диез — ре терции: ми — соль-диез — соль-диез — ми фа — ля — ля — фа

до — ми — соль — соль — ми — до трезвучия: ре — фа-диез — ля — ля — фа-диез — ре ми — соль — си — си — соль — ми

Вокальные упражнения для мужчин: симал — ре-диез — ре-диез — си терции: до —ми — ми — до

ре —фа-диез — фа-диез — ре

лямал — д0мими — д0 — лямал

трезвучия: симал — ре — фа — фа — ре — симал до — ми — соль — соль — ми — до

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения гласных а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осу­ществляют только под контролем логопеда. При расслаблении

нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фор­тепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при нарушениях слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие З 1/2—4 тона.

Поют трезвучия не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиле­ния нёбно-глоточного затвора поют достаточно громко, но не форсируют звук, поскольку нёбо быстро утомляется и провиса­ет, в результате звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермола­ев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максимально ща­дящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем воз­расту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты при­сущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певче­ских фразах, негромко, без напряжения. Эти требования основа­ны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководствовать­ся схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах:

3—4 лет — ми1 — соль1     1

5_б лет-ми*-си'                ]первая октава

7—10 лет —ре2 — ре2              I

10-14 лет -ми!- ре МИ2 |вторая октава

При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепен­но совсем исчезает.

Артикуляционные и вокальные упражнения, массаж нёба, жевательная и дыхательная гимнастика проводятся параллель­но и составляют содержание занятий непосредственно после­операционного периода. Наблюдения показывают, что у занимавшихся до операции сохраняются выработанные ранее на­выки, и упражнения для усиления воздушной струи обычно не вызывают затруднений. В остальных случаях приходится начи­нать обучение с дутья.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, восстанов­ления навыка косто-абдоминального дыхания и овладения уме­нием произносить гласные без носового оттенка переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведе­ния, расширения диапазона и увеличения силы голоса, оконча­тельного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизно-шения проводится параллельно с логопедическими упражне­ниями.

С детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолированных гласных» а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Ко­личество гласных в сочетаниях увеличивается постепенно до трех:

 

 

ааа эээ 000 УУУ иии
аэ эа оа уа иа
ао эо оэ УЭ иэ
ау эу оу Уо ио
аи эй ои уи иу
аэа аоа ауа аиа  
аэо аоэ ауэ аиэ  
аэу аоу ауо аио  
аэи аои ауи аиу  
эаэ эоэ эуэ эиэ  
эао эоа эуа эиа  
эау эоу эуо эио  
эаи эои эуи эиу  
оао оэо оуо оио  
оаэ оэа оуа оиа  
оау оэу оуэ оиэ  
оаи оэи оуи оиу  
уау УЭУ УОУ Уиу  
уаэ уэа уоа уиа  
уао уэо уоэ уиэ  
уаи уэи уои уио  
иаи иэи иои иуи  
иаэ иэа иоа иуа  
иао иэо иоэ иуэ  
иау иэу иоу иуо  

Упражняясь в произнесении гласных, нетнеобходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных про­водится в том же порядке (а, э, о, у, и) с ориентацией на сте­пень подъема и напряжения нёбной занавески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая манере его фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. До­вольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощу­щения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фона­ции.

В литературе неоднократно указывалось на уменьшение но­сового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако пере­водить фонацию в грудной регистр дошкольникам не стоит, поскольку подобное голосоведение нефизиологично для этого возраста и его редко удается ввести в спонтанную речь.

Для школьников со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких занятий по обучению пра­вильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Начинают упражняться с протяжного произнесения звука я  фиксируя внимание ребенка на носовом резонан се согласного (дети бывают склонны после операции заменять носовым мин ротовыми).

Как только ребенок научится фонации «в маску», перехо­дят к слоговым   упражнениям с опорой на это звучание:

 

ммма ммамма амма
мммо ммоммо оммб
ммму ммумму умму
мммэ ммэммэ эммэ
мммы ммыммы ыммы

Впоследствии аналогичные упражнения выполняют со все ми сонорами и фрикативными звонкими согласными, вводя их в следующем порядке: м, н, й, л, р, в, з, ж. Если хорошо отра ботано правильное выполнение упражнения с м, то упражне­ния с другими согласными обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосо­четаниях с носовыми и ротовыми согласными. На одном заня­тии можно упражняться с несколькими звуками, не прибегая к многократным повторениям одних и тех же сочетаний.

Затем переходят к повторению рядов слогов: равноударных и с перемещением ударения:

ма — мама — мамама мамомумэмы

мб — момо — момомо нанонунэны

му — муму — мумуму йайёйюйёйй

мэ — мэмэ — мэмэмэ лалолулэлы

мы — мымы — мымымы жажожужэжй

Аналогичные упражнения повторяют со всеми указанными выше согласными.

Громкое, звонкое, плавное произнесение слогового ряда по­казывает владение ребенка своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они со слит­ного произнесения сочетаний из двух слов и спряжений глаго­лов «в маску» с опорой на согласные м, н, й, л, р, в, з, ж.

вон Валя вон мама вон Нина вон яма

вон Вова вон Мила вон номер вон ель

вон вилы вон малина вон налим вон юла

вон Вера вон мел  вон Неля вон Юля

вон Валера             вон мина вон ножик    вон Емеля

вон винт вон мука вон нота вон елка

вон вода вон мак  вон Ната вон еда

вон ваниль              вон масло вон ноль вон ящик

вон Лена вон рана вон Зина вон Женя

бок лимон               вон Рома вон Зоя вон жила

вон лиман               вон Римма вон зима вон Жанна

вон лен вон руль вон земля вон журнал

вон липа вон рейка вон линза вон журавль

вон лодка вон Роман вон заноза вон жир

вон Лера вон ремонт вон зубы вон жало

Спряжение: Я ела     Образец: Я ел (а)

Я мыл (а)                                  Ты ел (а)

Я молол (а)                               Он ел

Я махал (а)                               Мы ели

Я ехал (а)                                  Вы ели

Я вел (а)                                    Они ели

Спряжение служит основой для увеличения количества слов в фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим не­сколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распро­странением предложения:

Я мыл (а) Милу  Я нарезал (а) лимон Я съел (а) сметану
Я мел (а) пол Я вел (а) Вилю Я жалею Женю

Я ел (а) малину  Я вылил (а) воду    Я живу на восьмом

этаже

Я вынул (а) занозу Я вымыл (а) пол Я уехал (а) в Житомир

Распространение фразы проводится постепенно, например:

Я поливал (а).

Я поливал (а) левкои.

Я поливал (а) левкои водой.

Я поливал (а) левкои теплой водой.

Я поливал (а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучиться выполнять Lee логопедические речевые упражне­ния на правильном голосоведении и ввести этот навык в спон­танную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соно-ры в «позиции резонатора». Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произносимые со­гласные (допустима одноударная или проторная артикуляция согласного р), в них должно быть достаточное количество со-норов и звонких фрикативных согласных. Все скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры.

Примерами пригодных для тренировок скороговорок и сти­хов могут служит следующие:

На мели мы налима ловили.

Наловил Валерий два ведра форели.

Красно поле пшеном, а речь умом.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. Дольку —Диме, дольку — Дине.

Тили-тили

Тили-тили-тили-тили, Мы по воду не ходили. Приходил Егорка, Приносил ведерко. Мыли-мыли-мыли-мыли, Бело-набело отмыли. Лишь головка одна Все черным-черна!

(И. Токмакова)

Аи да суп! Глубоко — не мелко, Корабли в тарелках: Луку головка, Красная морковка, Петрушка,

Картошка

И крупки немножко. Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот!

(И. Токмакова)


Сонный слон Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон. Динь-дон. Стало в комнате темно: Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон.

(И. Токмакова)

Крошка Вилли Винки Крошка Вилли Винки Ходит и глядит: Кто не снял ботинки? Кто еще не спит? Стукнет вдруг в окошко Или дунет в щель: Вилли Винки-крошка Лечь велит в постель.

(пер. Я. Токмаковой)


Луна и валун Речка луну Завернула в волну И покатила луну К валуну. Стукнулась звонко Луна о валун И раскололась На тысячу лун. (Н. Егоров)

Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали. У меня такая Краска голубая, Что волна морская Словно как живая. Я сижу тихонько Около прибоя, Окунаю кисточку В море голубое.

(В. Орлов)

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохран­ными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к моменту кор-рекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на пра­вильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и уве­личения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно, сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует устано­вить причину. Чаще всего ею бывают снижение артикуляцион­ных речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, огра­ничение открывания рта, значительное укорочение нёбной за­навески или ее недостаточная подвижность. Крайне редко при­чиной плохого голоса дошкольников с врожденными незара-щениями нёба бывают органические заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вновь вер­нуться к начальным логопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычания». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличе­ния силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким по ритму рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезву­чия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню транспонируют на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапря­жения голосовых складок.

Первое время, чтобы выучить мелодию, фразировку песни, научиться брать дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поет только мелодию песни на гласные звуки и лишь потом переходит к пению со словами. При несоблюдении указанного порядка работы появляются следующие характер­ные ошибки: дети нечетко произносят слова, берут дыхание произвольно (иногда разбивая слово на слоги) через рот, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к но­вому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения, которые усиливаются изменениями слухового вос­приятия.

Переход к пению со словами требует внимания. Только пос­ле усвоения фразировки и мелодии песни на гласных ребенок может спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на пройденные звуки. Пение дает возможность отключить внима­ние от послогового утрированного произнесения, задать необ­ходимый ритм. Начинают петь медленно, но вскоре приближа­ются к темпу разговорной речи, поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание ребенка.

Так как ребенок одновременно нагружен постановкой и автоматизацией звуков, занимаются пением ограниченно — в те­чение одного занятия не более 15 минут — по 3—5 минут в один прием.

Детям можно рекомендовать пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (ел. и муз. С. Невельштейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, ел. О. Высотской), «Неваляшки» (муз. 3. Левиной, ел. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар., в обработке М. Иорданского). Взрослым — «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и ел. народные), «Ты, соловушко, умолкни!» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухмано-ва, ел. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова).

Для заключительных вокальных упражнений подбирают пе­сни, в фразах которых тона располагаются по звукоряду (т. е. интервалы между ними не превышают одного тона). Такое по­строение мелодии способствует более длительному удержива­нию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки поз­воляют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охваты­вают октаву. Это помогает сделать речь мелодичной и интони­рованной, избежать монотонности.

На заключительном этапе вокальных упражнений дети поют фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Л Френкеля), «Лягушка» (муз. и ел. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и ел. народные), а подростки и взрослые—«Дубинушка» (м\з. и ел. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Ту­ликова, ел. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова).

Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хорошо подвижном мягком, нёбе.

Продолжение занятий пением после исправления голоса предотвращает рецидивы ринофонии, которые могут возник­нуть у детей в результате функциональной слабости нёбной за­навески после воспалительных заболеваний носоглотки. Взрос­лым, у которых имеется психастенический фон, такие занятия помогают избежать оживления старых связей в определенных ситуациях.

Если у дошкольников с врожденными незарашениями нёба заболевания голосового аппарата встречаются редко, то под­ростки и взрослые, с которыми не были своевременно проведе­ны логопедические занятия, почти в 80% случаев страдают го­лосовыми расстройствами.

Специфичны для них фонастения и парез внутренних мышц гортани, причинами которых, как указывалось выше, являются анатомические дефекты, неправильное голосоведение, наруше­ния дыхания, звукопроизношения, дистрофический процесс в мышцах гортаноглотки. Для установления диагноза голосового расстройства необходим осмотр каждого обучающегося ото­риноларингологом по возможности с электростробоскопическим исследованием.

При установлении диагноза в курс логопедических занятий следует включить фонопедические упражнения. Принципы их проведения изложены выше. Однако, принимая во внима­ние ряд органических и функциональных особенностей при врожденных незаращениях нёба, проводить фонопедические ме­роприятия приходится с их учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче устранит­ся, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и сильнее голос, так как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой оттенок.

Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются очень узкого диапазона (1—2 тона) во избежание перегрузки  нездорового голосового аппарата.

Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок уменьшена.

Приступая к первому фонопедическому упражнению — «дутью в губную гармошку», проверяют, в состоянии ли подросток или взрослый выполнять его. Данное упражнение можнорекомендовать для систематических занятий только после вы­работки стойкой направленной воздушной струи. Налаживая-этоупражнение, следует помнить, что оно требует значитель­ных физических усилий. Выполняя его, нельзя излишне на­прягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать пле чи. Лучше допустить беззвучное дутье, нежели неправильное. Повторяют упражнение часто — 8—10 раз в день, но дуют в один сеанс понемногу — всего 3—4 раза подряд. При затруд­нениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос, выполняют упражнение с зажатыми крыльями носа. Но такой вариант менее желателен.

При отрабатывании протяжного произнесения звука м об­ращает на себя внимание тот факт, что тактильный контроль за правильной подачей голоса в «маску» почти обязателен. Для этого рекомендуют прикасаться пальцами к переносице или класть ладонь на темя, чтобы ощутить вибрацию костей носа или черепа.

У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения занятия голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными незаращениями нёба нуждаются в специальных упражнениях.

Упражнения по закреплению навыка правильного голосове­дения с подростками и взрослыми проводятся по тем же прин­ципам, что и с дошкольниками на материале скороговорок, спряжений, стихов. Но количество этих упражнений должно быть несколько больше. На этом этапе одновременно приступают к вокальным упражнениям для усиления силы и расши­рения диапазона голоса.

После появления и стабилизации признаков улучшения двигательной функции гортани — увеличения силы голоса, уменьшения осиплости, расширения диапазона (что обязательно от­ражается на стробоскопической картине в сторону ее улучшения)— приступают к работе над устранением остаточного но­сового оттенка. Для этого осуществляют перевод фонации в грудной регистр, что особенно результативно при значительной нёбно-глоточной недостаточности.

Постановка фонации на мягкой атаке в грудном регистре давно известна в логопедической практике как действенный способ уменьшения носового оттенка.

Обучение начинается с произнесения гласных. Подросток сидит, опираясь на спинку стула. Ступни ног параллельно при­жаты к полу. Ладонь правой руки на груди. При правильном произнесении гласных ощущается вибрация грудной клетки. Произносят гласные на мягкой атаке в грудном регистре от 2 до 5 раз подряд, упражняясь 5—6 раз в течение дня. Постановка гласных и сочетаний из них проводится в обычном по­рядке.

Если произнесение по подражанию не получается, можно предложить имитацию стона: «а-ах» или «э-эх». Эмоциональная окраска облегчает выполнение упражнения.

После этого приступают к тренировкам произнесения звукосочетаний с согласными При этом отмечается следующая особенность. Наиболее трудным при ринофонии является повторение прямых слогов — соединение согласного с последую­щим гласным. При проговаривании сочетания «согласный — гласный» обучающиеся пытаютея компенсировать приглушен­ное звучание усиленным выдохом и замедленной артикуляцией, а также при ринолалии дополнительно используют свойствен­ную им патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного к гласному.

Для преодоления этой особенности слоговые упражнения начинают со звукосочетаний с согласным в интервокальной по­зиции (гласный — согласный — гласный) при звучании голоса в грудном регистре. Наиболее легко удается повторение без носового оттенка упражнений со звуками л,л' и в,в'; з,з\ Эти звуки можно произносить протяжнее, чем обычно, плавно пе­реходя к артикуляции гласного. Произносят звукосочетания ти­па ава, авя, ала, аля со всеми гласными.

Затем повторяют отработанные звукосочетания, уменьшая силу голоса на первом гласном и увеличивая на втором: авА, авЯ, алА, алЯ и т. д. Упражнение также выполняют со всеми гласными. Таким образом обучающегося подводят к беззвуч­ному проговариванию первого гласного. Повторения прямых слогов завершают введение согласных в слоги.

Начинают отрабатывать звукосочетания с сонантов, затем вводят звонкие фрикативные, глухие фрикативные, взрывные и аффрикаты.

Переводить звук в грудной регистр можно параллельно с другими видами логопедической работы. Только в упражне­ния включают уже поставленные звуки.

Автоматизация голосоведения в грудном регистре — дли­тельный и трудный процесс для подростков и взрослых. За­учивание большого количества стихов и скороговорок мало способствует включению навыка в спонтанную речь, так как обучающиеся невольно проговаривают заданные тексты с бо­лее замедленной и утрированной артикуляцией. Автоматизи­ровать звук в грудном регистре на заключительном этапе заня­тий помогают только разнообразные речевые упражнения, не предполагающие заученных ответов. Применяются в первую очередь спряжения, распространение предложений, повторение коротких диалогов, построенных на разговорной лексике, рас­сказы, беседы. Особое значение приобретают непринужден­ность занятий и естественность речевого материала. Работа сводится не к заучиванию наизусть или пересказыванию, а к многократному проговариванию заданных слов в различных контекстах.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!