ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ И ОБЫЧНЫХ СИТУАЦИЯХ



 

Здесь и далее я размещаю работы, касательные темы Русской Дороги и написанные мной ранее. Здесь могут быть повторения ранее озвученных идей, но есть и много нового. Я решил не перекраивать ранее написанное, так что извиняйте, если что не так.   

Современный государственный образовательный стандарт требует от преподавателей основ безопасности жизнедеятельности научению своих учеников - старшеклассников умению принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях. Тема для ОБЖ-истов и их учеников, несомненно, очень важная и актуальная, именно сейчас, когда современное поколение молодых людей потеряло жизненные ориентиры и цели не переняло опыт и культурные традиции выживания от своих отцов и дедов. Зачастую и их отцы эти самые ориентиры и цели уже не ведали.

Мне этой темой по жизни пришлось заниматься последнее десятилетие в молодёжной этно-экологической экспедиции в команде инструкторов - соратников. Наша экспедиция, это поход за открытиями в области традиционной культуры наших предков, которые хорошо ведали и свои цели, и путь, и какое решение на дорожном распутье правильное. Конечно, и ошибались, иногда, но ошибки превращали в опыт, а опытом обогащали традицию, чтоб потомкам их идти проще было. А главное верили, что пути их, мы, сегодняшние потомки, не предадим и тоже детям своим накажем.

В экспедиции, в условиях природной среды, пешего и водного походов, условиях, близких к экстремальным, для современного городского жителя, научаем молодых людей принимать правильные решения посредством культуры. За две экспедиционные недели, ребята знакомятся с азами нашей культуры, учатся правильно формировать свою жизненную позицию и цель, создавать команду-общину и находить в ней своё место. В общем, проживают «маленькую жизнь», чтобы потом, когда придётся принимать судьбоносные решения избежать решений роковых.

Тема была важная всегда. На всех этапах истории нашей страны, наши предки умели принимать правильные решения, как в повседневной, обычной (обвычной) жизни, так и в ситуациях чрезвычайных. Глядя на историю нашей страны, понимаешь, что она постоянно проходила в условиях чрезвычайных, порождающих чрезвычайные ситуации, что последние семьдесят лет, прошедших без серьёзных внешних агрессий, едва ли не самый длительный её мирный этап.

Меж тем, почему-то, именно на этом этапе, мы несём одни из самых серьёзных своих исторических потерь. Мы забываем свою историческую миссию, теряем национальную идею, скрепляющую государство и общество, забываем традицию и судьбу России – Богом обетованную, предками завещанную. Понятно, что наша страна и сегодня находится в недружественном окружении государств, правительства которых имеют отличное от нашего мировоззрение и цели, и ощущают угрозу от России, от её непонятности, от самого факта её существования. Но так ведь было всегда. Но почему-то именно на этом этапе возникает общественная необходимость введения в образовательный процесс дисциплины Основы Безопасности Жизнедеятельности и научения молодёжи принимать правильные решения в ответственных жизненных ситуациях. Отчего бы это так?

 Для меня понятно, что все эти события взаимосвязаны, и что их надо рассматривать в общем контексте.

Думаю, что всем понятно, почему я так много говорю о нашем государстве, о геополитике, об их жизненных целях, когда речь идёт о научении принятия решений нашей молодёжью. Каждый человек принимает решение, на своём жизненном пути, в зависимости от своей конечной цели, проверяет, соответствует ли ей, выбор. Каждый человек сверяет свою цель и судьбу с судьбой своего рода (семьи), народа (государства) и возможно всего человечества. Иначе нельзя, так как иначе, будут распадаться семьи, государства, вымрет человечество. Именно поэтому необходим государственный посыл в общество в виде национальной идеи, и поэтому необходимо учить молодёжь ставить перед собой соответствующие жизненные цели.

Договоримся, что под принятием решений будем понимать судьбоносные решения, которые принимает человек или общество в сложной неоднозначной ситуации, требующей выбора «куда идти дальше» и как поступить правильно, «по правде». Будем считать, что термин «чрезвычайные условия» означают, условия в которых человек ощущает безпокойство и опасность, и ситуация требует быстрого разрешения. Чрезвычайные условия очень часто приводят к чрезвычайной ситуации, вследствие неправильных решений или отсутствия конкретных действий.

Возьмём знакомый образ из русской сказки. Едет, по дороге судьбы, богатырь, на своём боевом коне, по дороге совершает подвиги. Но вот дороги расходятся, и перед ним встаёт выбор: «Куда идти?». Можно направо и снискать богатство и людскую славу. Можно налево, и найти тихое семейное счастье. А можно продолжать идти прямым путём, где ждут серьёзные испытания и подвиги, но возможна и гибель. Направо и налево дороги торные да ухоженные, а прямая дорога заросла да заколодила. И ещё одна деталь. Богатырь на перепутье стоит спокойно и размышляет, а выбрав путь, идёт уверенно и безвозвратно. Сегодня у такой развилки стоят многие, да и Россия в целом, тоже. Вот только налево сегодняшние «витязи» всё больше ходят не за семейным счастьем.

В общем-то, не плохие варианты у богатыря. Да вот только если сразу налево свернуть, но тогда чему же сможешь потом сына своего научить, коль сам от подвига отказался по молодости. И славы людской через богатство искать, лишь жадность, зависть да гордыню в себе лелеять. Настоящая Слава она ведь сама человека найдёт, коль дорогой подвига тот идёт, да и богатства материального наживать, под жизненную цель (ту, что на всю жизнь) не очень подходит к нашему мироощущению. Больше о богатстве духовном, том, что для жизни вечной, у нас заботились. А на дороге богатыря будут потом ещё развилки, так что и любовь, и Слава никуда не денутся, но это будут уже другая любовь и другая любимая, и другая Слава, и богатство.

Почему богатырь выбирает прямую дорогу? Потому, что путь ведает, знает свою жизненную цель, потому что этим путём отец его шёл, и мать на него благословила, потому что у него миропонимание такое, потому что он так служит своему народу и стране. Умение найти своё служение миру (обществу) вторая после «цели» составляющая правильного выбора. Собственно, способ служения, это и есть путь к цели.

У нас в истории есть и более исторический персонаж на эту же тему: Ермак Тимофеевич. Вольный казак, грабил купеческие суда на Волге, жил в богатстве и славе среди таких же разбойников, как и сам. Да и жёнку казацкую, выкликнул себе на казачьем кругу. Но вот пришлось распутье на его судьбе, и принял он со своею ватагою от Строгановых, дорогу служения на границах российских, где строить пограничные крепостицы пришлось, да усмирять алчные аппетиты «синих ордынцев». Неплохое, прямо скажем, многотрудное и почётное служение. Но вот пришёл год 1581, сентябрь месяц и вновь встало войско ермаково на распутьи у речки Серебрянки, что в Чусовую впадает, на трёх дневное раздумье. Снова Ермак принимает решение, выбирает путь подвига, идёт воевать кучумовскую Сибирь. Погиб на пути подвига Ермак Тимофеевич, но подвигом своим открыл путь в Азию, по которому, уже мирно, прошли русские землепроходцы всю Сибирь в американские пределы, а народам сибирским дал возможность присоединиться к Судьбе России. Так рождаются у нас национальные герои «из грязи в князи», если сверяют свой путь и решения на нём с национальной идеей с народными чаяниями. И последнее. Подвигом на Руси звалось движение души по пути духовного развития.

Теперь немного о ситуациях обычных. Там тоже принимать решения надо, но делается это по привычке, рождённой обычаем. Обвычай (обычай), по Далю, принятое, усвоенное дело, в пределах человеческого опыта, традиции. У каждого народа свои обычаи, усвоенные через мировоззрение и веру. То есть в разных странах, в одной и той же ситуации люди могут принимать различные решения их действия и последствия этих действий могут сильно разниться. Чрезвычайная же ситуация, в противовес обычной, та, что находится за пределом человеческого опыта, для неё у человека нет готовых решений.

Известный случай, рассказанный в наших новостях по телевидению и произошедший в одной из западных стран с российскими туристами, хорошо иллюстрирует такое положение вещей. На улицах вечернего города наш турист, вступился за свою соотечественницу, которой угрожали насилием местные хулиганы. Хулиганов было несколько, но наш парень был «не промах» и в результате потасовки их лица «несколько пострадали». Но это ещё был не весь итог. Пострадавшие преступники вызвали полицию, нашего парня арестовали, посадили на несколько месяцев в тюрьму с возмещением ущерба «пострадавшим лицам». Для нас, начало и продолжение истории были обычны, у нас тоже есть хулиганы и насильники, но после такого отпора у них бы и мысли не возникло позвонить в полицию. Наша полиция и суд, думаю, тоже действовали бы, несколько иначе. А вот, добропорядочный представитель западной культуры, встретив подобное на улице своего города, позвонит по мобильнику (по номеру 911), сообщит об увиденном и продолжит свой путь в супермаркет за кофе и пирожным. Бороться со злом персонально не в их обычаях, для этого случая есть судебно-правовая и правоохранительная система. Случайный прохожий будет спокойно кушать дома пирожное, запивать его кофе и совесть его мучить, при этом, не будет. Наш же турист думал, что попал в ситуацию обычную и действовал по обычаю, а ситуация-то для него, оказалась чрезвычайной.

В 2008 году американские военные инструктора, совместно с грузинскими военными, подготовили операцию, по захвату Южной Осетии и Абхазии. Операция должна была быть вероломной, то есть без предупреждения противника, с предварительной провокацией, оправдывающей насилие и быстрым физическим уничтожением противника – народа названных территорий, чтобы не с кем было спорить о принадлежности этих земель. Не нужно объяснять, что ни одно из этих положений плана неприемлемо для нашего менталитета, и на этом нас не раз ловили англосаксы. Однако, и сами англосаксы и их ученики просчитали нас «по-своему», а значит с роковой ошибкой. Они прогнозировали поведение российской стороны по своему обычаю. Мы должны были направить ноту протеста, созвать Совет Европы, обратиться в ООН, ну и так далее. Этим временем, их пропаганда обрабатывает мировую общественность откровенной ложью, переворачивая всё с ног на голову. Ничего в этом необычного нет, они всегда так делают, это их обычай. Всё, как в случае нападения насильников на девушку. Но ведь и дальше всё было так же, как у того парня, который и не вспомнил о своём мобильнике, а решил вопрос на месте, как у нас принято. Россия приняла решение защитить осетин, набить морду насильнику, а уж потом заниматься с Советом Европы. Эта самая Европа осуждала Россию несколько месяцев, угрожая, с безопасного расстояния, санкциями. Нынешняя ситуация на Украине и в Крыму, как вы понимаете, схожая. Нынешние штабные стратеги из НАТО уже, наверное, нарисовали синие стрелочки наступлений своих войск через крымский полуостров на Северный Кавказ. Теперь опять всё перерисовывать надо, обидно, однако, вот они и переживают, и возмущаются.

Эти события можно было бы назвать чрезвычайными, если бы по взаимоотношениям с англосаксами за нашим генштабом не стоял тысячелетний опыт, превратившийся в обычай. И это обстоятельство сильно огорчило наших соседей по Европе, ведь они так старались разрушить нашу культуру, обычаи и традицию, через свои и наши (ещё недавно продажные) средства массовой информации и внедрение в сознание нашей молодёжи своих, для нас чуждых ценностей.

«Ты сер, а я приятель сед. И волчью вашу, я давно натуру знаю. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой…». Так написал наш баснописец по поводу наполеоновского нашествия на Россию в 1812 году.

Здесь ещё одно обстоятельство для нас интересно. Это то, что решение, как с Осетией, так и с Украиной было коллективным и очень скорым. Так возможно только у народа с единой верой и обычаем поступать правильно, то есть, по правде. И правда эта в наших генах, обычаях и традиции. И спасибо уважаемым господам с Запада, что разбудили в нас вновь «голос крови». Теперь уж «хрен вам» нас одолеть и «нас не догонишь», и держите всегда в кармане мобильник, а в голове номер службы спасения, если не можете жить, по совести, и, по правде.

Надо сказать, что живём мы в чрезвычайных условиях ещё и потому, что бурное развитие техногенной цивилизации совпало с нравственным падением современного человечества. В своём неуёмном желании потреблять, обогащаться и властвовать, мы зашли, что называется, «дальше некуда» и поставили природу нашей планеты на грань катастрофы. Планета, от такого безобразия, просто заболела и от симптомов этой болезни, называемыми природными катаклизмами, стало плохо всем. Думаю, что и появление МЧС и ОБЖ, как науки и дисциплины во многом связано с этим явлением. Самое необычное, в этой ситуации, это то, что эти «все», это всё прекрасно понимают, но справиться с разгулявшимся аппетитом уже не в состоянии, нет в них силы духа и ответственности за свой этап в истории. В нашей культуре это чревоугодием, страстью зовётся. Это когда жизнь индивида в плену своих страстей находится, когда не разум, а «желудок» управляет ситуацией и принимает решения. Вот и ещё один вывод назрел: «Правильное решение в чрезвычайных ситуациях принимает тот, кто духом силён и страсти свои может обуздать. А ещё в нашей культуре есть знания, призванные оберегать человечество от подобных сюжетов, приводящих человечество к чрезвычайным условиям жизни, порождающих чрезвычайные ситуации. Владеющий этой культурой, знает, что делать, в этой ситуации и принимает правильные решения. Попробуем рассказать об этих знаниях, на всех известных символах.

Символ креста над куполом храма, наверняка знают все. Этот символ очень древний и одно из главных его значений, это судьба человека (человечества). Каждый человек, на земле живущий, несёт свой крест, торит свою судьбу. Купол над храмом, это земной свод. Крест над куполом означает космическую судьбу человечества, его уход в Царство Небесное, в Космос. Но перед этим человеческая душа должна пройти школу самосовершенствования на Земле, дабы не зрелым не ухудшать совершенного космического общества. Самосовершенствование происходит через победы человека над собственными пороками (страстями) и совершением добродетелей (духовный подвиг).

То есть цель, про которую говорили с начала повествования, мы сейчас как-то уже обозначили. И эта цель для всех людей, на планете живущих, одна. О ней и в других культурах, примерно так же сказано. Теперь про прямой путь, как говорится: «Через тернии, к звёздам». Прямой путь, которым идёт богатырь, так красочно описанный и такой малопонятный. Какова поведенческая матрица, идущего по земле, дорогой подвига? Что ему делать на земле, чтобы люди жили не в чрезвычайных условиях, вечной опасности, а в творческом и духовном развитии?

В перекрестие креста всегда находится человек и человеческое общество, по оси ниже долий мир природы планеты Земля, по оси выше перекрестья горний мир, куда стремится человек. Человек, его душа всегда живёт в трёхмирье. От мира природы он кормится и окормляет её смыслом существования, являясь её владыкой (царём). В-ладыка, это тот, кто свой мир в ладу держит, является гарантом его безопасности и процветания. Владыка мудр и справедлив. Задача человечества, в материнском мире природы, быть владыкой.

В мире людей человек живёт, как общественная единица, своими талантами и способностями служа этому обществу. От общества потребляет то, чем, по своим способностям он не обладает. Великий социально - общинный принцип: «От каждого по способностям и каждому по потребностям», это про человека общинного. Учится общественной жизни человек в семье, изначальной ячейке общества. Смог послужить роду, сможешь и народу. Раньше человеку и слово-то на общинном собрании (вече) давали и землёй наделяли, если он семьёй обзавёлся. Считалось, что лишь человек, обременённый семейной ответственностью, может принимать осмысленные, правильные решения в сложных и чрезвычайных ситуациях. Да и на многих купольных крестах нынче крест в лодочке изображён. Ладья и крест – человек в нём, древнеславянский символ семьи. Крест – муж, носитель судьбы, управляет семейным экипажем, ведёт его к цели, а ладья – жена обеспечивает лад в семье и поддержку мужу.

Человеческое общество формируется на основе общей цели и трёх основных принципов. Про принцип «общинности», мы уже сказали. Второй принцип «соборности» от слова собирать, собираться. То есть для принятия решений по общим вопросам, вне предела обычая, но обычным путём, устраивался собор (сбор) депутатов от семей (по малым вопросам) или народов, земель, сословий, городов и весей, по вопросам государственным. К этому же принципу относится обычай собирать вокруг себя земли и народы под Судьбу России, для установления всечеловеческого справедливого общества, живущего, по правде.

Человеческое общество окормляется от мира горнего божественной мудростью. Оно же кормит горний мир своей любовью. Это, в нашей культуре, зовётся «Софийностью». Это и есть третий принцип в великом триединстве нашего общества.

 Общество, живущее по законам этого триединства, живёт в условиях при-вычного обычая, оберегая себя от условий чрез-вычайных. Конечно, пока рядом существует мир, элита которого живёт по другим законам и принципам, расслабляться и отменять ОБЖ, как дисциплину в системе образования, не приходится. Но чем же они не такие, чем другие – иные. Да тем, что их элита сумела однажды укоренить в сознании большинства «своих» людей лидерскую, потребительскую концепцию жизни. Их бог любит успешных и богатых. Отсюда и стремление к стяжательству власти и денег, через жёсткую конкуренцию. Их философская концепция основана на дуализме, вечной борьбе добра и зла. Каждый дуалист считает себя проявлением добра и очень любит себя, доброго. Естественно, всякий, кто имеет отличную от меня – доброго, точку зрения, есть носитель зла, и с ним надо бороться. В этой борьбе все средства хороши, и побеждает не мудрейший, а сильнейший.

 Наш Бог любит праведных, а праведные стяжают добродетели, и власть для них не удовольствие, а бремя, метод служения людям. Русская философская концепция в триализме, где нет абсолютного зла, есть в человеке или обществе лишь недостаток добра, вызванный его духовной молодостью, и Бог – мера всему. Бороться со злом (недостатком добра) можно лишь через добродейство, улучшая его (недостаточное добро) собой, своим примером. Конечно, мы можем и умеем воевать, но наша борьба не на уничтожение инакомыслящих, а на искоренение в них зла и война у нас крайний метод защиты. Наша страна и наша культура, для них, постоянная угроза их миру, потому что этот мир рухнет сразу, как только люди этого мира прозреют.

Но пока мир не совершенен и у нас легко могут возникать чрезвычайные условия и чрезвычайные ситуации, неплохо было бы знать, что помогает, а что мешает принятию правильного решения. Как мы уже говорили страсть или порок плохой советчик для принятия решения и может привести к роковой, судьбоносной ошибке. Не менее вредны, в момент принятия решения, сильные отрицательные эмоции типа стресса и страха. Стрессу, страсти и страху, нужно противопоставить волю и разум. В любом случае решение должно быть принято в состоянии спокойного размышления, пусть даже очень краткого, через сосредоточение на проблеме. Помните, как у богатыря на распутье. У землепроходцев и путешественников есть правило. Если ты сбился с пути и не знаешь, куда идти дальше, идти и не надо. Надо успокоится, сосредоточится на задаче, вспомнить, что было, где была ошибка и куда тебе надо (цель). Возможно, надо вернуться до места, где ещё были видимые ориентиры и лишь после этого принимать решение и продолжать путь. Это правило действует и в пути по незнакомой местности и по судьбе.

Когда человек успокаивается, включаются разум и творческое поле. Чего только «не растёт» на этом поле. Может оказаться, что ситуация совсем не чрезвычайная и твои предки на этом поле уже давно нашли решение и оставили его тебе в виде традиции и обычая. А возможно пространство подскажет тебе оригинальное решение, ещё никем не опробованное. Можно сказать, что это всё сказки. Можно, конечно, и сказки такие есть у русских сказителей. В них герой, по-доброму относится к пространству, в котором он живёт постоянно или временно, или вообще находится походя. Пространство для него живой духовный мир, населённый представителями долего мира, мира растений и животных. Сказочный герой добр к этому пространству, считает его своей частью, помогает ему. Так в сказке «Гуси – лебеди», Алёнушка помогла и яблоне, и печке, и речке. Нашла время, хотя и сама очень спешила. Позже, когда Алёнушка будет в ситуации чрезвычайной, пространство не раз выручит её из беды. Таких сказок множество. А вот одна история, которая произошла с моим товарищем во время его полярной экспедиции. Случилось им побывать в ненецком стойбище у оленеводов. Живут в таком «населённом пункте» две – три семьи в чумах, по тундре передвигаются на собачьих упряжках. Ближайший сосед может оказаться за сотни километров в таком же стойбище. К такому соседу, за сотни вёрст и собрался хозяин одного из чумов. Очень надо было, дело шибко важное и неотложное. Наши - то, с экспедиции, заволновались: «Куда ты, за сотни вёрст, один в тундру, а как случится что, ведь никто не поможет, что будешь делать?». Но волновались они, похоже, одни. Ни его родственники из стойбища, ни домочадцы (чумочадцы), беспокойства не проявили, а сам оленевод заявил: «Когда случится, тогда и знать буду, что делать». Тундра его пространство, он с ним на «ты», а тундра своих в беде не бросает. Включится у него в ответственный момент творческое поле, и окажется под рукой «и речка и печка».

Но вот если человек находится в мире людей, рабочем коллективе, обществе, законы «пространства» действуют также, и эти законы вы наверняка на себе не раз испытывали. Если вы, к ближнему, относитесь с добром, помогаете ему в трудную минуту, то если сами в беде окажетесь, тоже на помощь рассчитывать можете. В мире людей, люди и есть составляющие пространства. Так что относись к миру с добром, и он тебе добром отзовётся.

Мы не сказали ничего о горнем мире, самом могущественном помощнике человека в беде и повседневной жизни. Молитвенной практикой, как способом решения проблем насущных и чрезвычайных, сейчас владеют не многие. Ослабла в людях эта традиция. А ведь ещё совсем недавно к «небесной помощи» обращались запросто и получали поддержку и помощь на уровне чуда. Но уровень чуда это для нас сегодняшних, привыкших жить по законом человечьим, но не божьему. А ведь тогда человек ни одного дня, ни одного дела не начинал без молитвы, слова (молвы) творящего, а уж в ситуации чрезвычайной это происходило практически «на автомате». Потом ведь все знают, что у всяких глупостей и недоразумений век короток, быстро отказываются от них люди, вера же в Бога пережила в народе тысячелетия. Не думаю, что я, в этом вопросе специалист высокого уровня, но и у меня скопилось достаточно много свидетельств «божьей помощи» в сложных и даже чрезвычайных ситуациях, которые я пытался отнести к разряду случайностей. Но вот только «случайностей становится всё больше. Есть и вполне исторические свидетельства, как «всероссийская молитва» остановила войска Тамерлана под Ельцом, фашистов под Москвой и Ленинградом, помогла в разгроме Кёнигсбергской группировки врага. А сколько было, не озвученных чудес, у наших бойцов, не однажды заглянувших в глаза смерти, и вспомнивших о мире горнем у самой черты.

Вернёмся к земному и привычному. Передо мной лежит книга «Наука выживать», хорошая толстая книга на пол тыщи страниц и большого формата. Её составили ветераны ГРУ Генштаба Министерства обороны и подразделения «Вымпела» при Комитете Государственной безопасности СССР. Это серьёзные ребята и книга у них вышла серьёзная. В ней про принятие решений и подготовке человека к принятию решения, чуть ли не на каждой странице написано. Только скажу о двух особенностях. Для них, ветеранов, все описанные там чрезвычайные ситуации, суть почти обыденность, они профессионалы, всё, что там написано в пределах их профессионального опыта. Но вот, скажем, заслуженный пожарник попадает в условия наводнения или цунами, думаю, что он там тоже «поплывёт», как и все, и его знания, на делай раз (звони 01), делай два и так далее не помогут. А вот выдержка, сила духа и умение концентрироваться на задаче могут сослужить добрую службу. Но ведь этому на уроках ОБЖ не учат. Потом такую книгу, пожалуй, осилит только человек решивший посвятить себя работе в МЧС, или подобных службах. Потом, как показывает практика отличники по теории «плывут» впервые сталкиваясь с практикой. Известный факт, что во время наступательных операций от половины до почти ста процентов «не нюхавших пороха», гибнут в первом бою. Начиная со второго боя, этот процент, начинает резко снижаться, воины начинают вспоминать все инструкции и воинские уставы. Наверное, поэтому, я и пишу это «произведение».

Теперь несколько слов о принятии коллективного решения в сложных ситуациях. Хорошо, если коллектив состоявшийся, там наверняка есть состоявшийся лидер, которому доверяют и это доверие уже проверено жизнью. Но вот явного лидера нет, более того их несколько. Может получится, как у трёх богатырей, когда у них случилось разно мнение. Они ведь умудрились рассориться, на ниве лидерства, и чуть не сгубили землю русскую.

Конечно хорошо, если ситуация не критичная, есть время для высказывания мнений и принятия решения. Здесь важно не устраивать «всенародное обсуждение», в крайнем случае, каждый может высказаться. Но в обсуждении должны участвовать «авторитеты», и чтобы их было не чёт и не больше девяти (тогда всё может превратиться в обычный базар, где невозможно принятие решения). В критической ситуации командир должен быть один.

История знает достаточно случаев, когда хороший командир собирает офицеров на совет, когда предстоящее решение судьбоносно, правильность будущего решения не очевидна, командир, что называется в сомнениях, или вообще не может сформировать решения. Наиболее известные такие случаи, в нашей истории, это совет в Филях, после битвы при Бородино и военный совет в Аустерлице перед «Битвой Народов». В обоих случаях главнокомандующий Михаил Кутузов, в задумчивости, выслушивает мнение всех своих офицеров. Он находится в «творческом поле», которое питают своими мыслями его подчинённые. К концу совета мнение сформировано, творческое поле командующего выработало решение, и оно озвучивается, и это уже приказ. Только в первом случае решение привело, в конечном случае к победе и освобождению России и Европы от завоевателей, а во втором к поражению. В первом случае все участники совета имели одинаковую цель: «отстоять Отечество», были верными сынами и «честь имели». За ними стояла вся Россия. Конечное решение сформировало «творческое поле» главнокомандующего, «вскормлённое» энергией разума и опыта его подчинённых. Во втором случае русские войска находились на чужой территории в «чужих интересах». Выразителями этих интересов были императоры – родственниками «гольштейнской» династии, в том числе и русский император, пришедший подсобить родне «русской кровью». Когда «творческое поле» главнокомандующего уже выработало решение (которое мы так и не узнали), старший по званию, император Александр Первый, озвучил своё решение, рождённое своим «творческим полем», взращенное на своих интересах. После старшего, младший не говорит и не перечит, и это наш обычай. Этот обычай взращён многими поколениями наших предков, и этот обычай правильный. Михаил Илларионович, взращённый на нашей культуре, не мог пойти против «старшого». Решение было роковым, стоило нам многой крови, но как это возможно не парадоксально звучит, решение, озвученное главнокомандующим, было правильным. «Гольштейнские императоры-братки» проиграли сражение. Однако, русский император, по-видимому, всё-таки сделал свои выводы, через осмысление ошибки, и покаяние видимо было то же. Уже, когда война перекинулась на территорию нашего отечества, он не пытался проявлять свой «полководческий талант», оставил все полномочия и право принимать судьбоносные решения Кутузову. Представим себе на мгновение, что российский император не участвует персонально в «Битве народов» и не совершает там своей роковой ошибки, не осмысливает её и не превращает её в свой личный опыт. Очень вероятно. Что он сделал бы эту ошибку где-нибудь под Дриссой, Смоленском или в тех же Филях под Бородиным. Эта ошибка могла ба стоить не просто многой русской крови, она бы могла стоить нашей независимости и вообще другой нашей и мировой истории. Вот почему в обеих случаях, Михаил Илларионович принял правильное решение, спас Отечество и «вскормил» личный опыт своего императора.   

 В нашей культуре, отличающейся высокой степенью общинности, лидер выделяется достаточно быстро и в чрезвычайной ситуации берёт ответственность за принятие решения на себя. У Льва Толстого в «Севастопольских рассказах» описан случай, произошедший при обороне Севастополя в Крымскую войну. Удалённый укреплённый форт попал во вражеское окружение, но продолжал героически сопротивляться. Связи с фортом не было и это усложняло задачу взаимодействия обороняющихся. Форт был практически обречён. Через несколько дней в город пробрался связной, из окружённого укрепления, и попросил бомбы и «лезервы». С трудом понял офицер, что лезервы, это резервы и попросил назвать фамилию офицера, командующего обороной. Посыльный ответил, что офицеров давно всех поубивало и за командира у них «старшой».

 В подразделениях русской армии того времени всегда служили земляки и даже не одного призыва. Полки так и назывались Екатеринбургский кавалерийский, Пензенский пехотный и так далее. Среди солдат уже была сложившаяся с «гражданки» иерархия, что сильно облегчало руководство, даже ещё не сложившимся подразделением.

На экспедиционном сплаве мы всегда назначаем капитана судна и самая первая заповедь при инструктаже, это «капитан всегда прав». Сплав для городских ребят, это попадание в условия, близкие к чрезвычайным. То есть возникновение чрезвычайной ситуации возможно, и в такой ситуации «одна голова-хорошо, а две намного хуже». Перед сплавом, в нашей экспедиции, есть пять дней подготовительной работы и деятельностных игр, в которых определяются ребята склонные и способные к лидерству. За два дня до сплава, формируются экипажи плав средств и их капитаны. За эти два дня появляется команда и этот опыт, каждый её член, может провести через свою жизнь.

 Так почему же капитан всегда прав, ведь он ещё не опытный руководитель может принять не самое лучшее решение. Дело в том, что «не самое лучшее решение», выполняемое всей командой, много лучше разброда и потери единоначалия, как в чрезвычайной, так и в обычной ситуации. Команда, если она хочет пройти маршрут без потерь и наилучшим образом выполнить задачу, должна научится работать «под командира», и каждый в ней должен найти своё место в коллективе. Человек, не нашедший себя в команде, бесполезный, является фактором повышенной опасности, и даже способен сам эту опасность создавать своим бездельем.

После пройденного дня, команда может собраться отдельно, в спокойной обстановке и рассмотреть и осмыслить весь день, все события и решения. Здесь, могут быть проанализированы и капитанские ошибки и командные. После такого анализа, команда и капитан становятся сильнее.

Это всё в сложившихся коллективах, где есть, выделившийся и назначенный руководитель. Ситуация, где группа случайных людей, не сформировавшаяся в команду, попала в чрезвычайную ситуацию, встречается много реже, но всё же случается, и степень чрезвычайности в такой ситуации значительно возрастает. Причина такого положения ясна. Велика вероятность того, что «толпа» своими разрозненными действиями лишь усилит опасность. В этом случае, я предлагаю Вам стать лидером и взять на себя бразды правления, хотя бы потому, что вы этой темой интересуетесь и эту статью прочитали. Возможно, насколько позволяет ситуация, надо выдержать паузу, так как вероятность выявления другого лидера, вполне вероятна. Этот лидер может оказаться опытнее вас, да и вы сможете ему оказать поддержку в первый же, возможно, самый сложный момент выбора действий. Если нет, то лидер толпы - Вы. Первым делом, надо сделать так, чтобы вас услышали и поверили. Надо сделать первые команды громким, уверенным голосом, собрав толпу вокруг себя. Если опять же позволяет время, произвести опрос, для полного выяснения ситуации и потом принять решение. Команду должны исполнять все, только тогда толпа превратится в команду. Если кто-то, в результате шока или истерики, отказывается подчиниться, этого «кого-то» надо быстро привести в чувство, возможно ударом пощёчины. Это усилит, вашу позицию лидера и сделают ваши действия более эффективными. Дальше, Бог вам в помощь, и включайте своё творческое поле, как умеете.

Подведём некоторый итог, сказанного на заявленную тему:

Решение, в обычной ситуации, человек принимает в соответствии с обычаями, заложенными в его культурном потенциале. Человек, владеющий традицией, принимает такие решения, не задумываясь, по привычке. Отсутствие традиционных знаний может перевести обычную ситуацию в разряд чрезвычайных, а не правильные решения в таких условиях могут быть сразу не заметны, но иметь роковой характер. Человек потеряет свою судьбу, заблудится по жизни.

При принятии решений в чрезвычайных и обычных ситуациях важно находится в состоянии покоя и сосредоточенности. Стресс и страх блокируют разум при принятии решений. Пороки и страсти приводят человека к неправильному решению.

Чрезвычайные условия жизни, при неправильных решениях, способны порождать чрезвычайную ситуацию. Помогают человеку принять правильные решения:

- правильно поставленная жизненная цель;

- овладение традиционными культурными знаниями из опыта своего народа;

- состояние покоя или сосредоточенности в момент принятия решения;

- умение овладеть пространством, получить от него помощь;

- умение включить творческое поле (быстрое творческое осмысление ситуации);

- навыки общинной жизни.

Все эти положения взаимосвязаны и в отдельности просто не существуют.

И ещё важная деталь. Ошибки в этой жизни допускают все (да простят меня святые, но они этот труд, наверное, читать не будут). На ошибках человек создаёт личный опыт и обогащает им традицию. Но это происходит лишь тогда, когда ошибка прошла через осознание, того что решение было ошибочным. Тогда, когда произошло осмысление того, что привело к неправильному решению, что было её первопричиной (она может отстоять достаточно далеко по времени от самого следствия). Тогда, когда человек произведёт покаяние (попросит прощение), перед теми, кто пострадал от его неправильного решения. Храните отработанные ошибки, передавайте, полученный на них опыт своим потомкам, не бойтесь выглядеть перед ними в не лучшем свете. В этом есть ваша служба своему роду и человечеству.

И, может быть последнее. Человек духовно растёт вместе с ответственностью, за принятые им решения. Ответственностью перед своей семьёй детьми, внуками, своим Родом, Родом человеческим и планетой Земля. Человек вообще становится взрослым только тогда, когда ему есть за кого нести ответственность, когда он начинает понимать это, когда свои решения он перестаёт подчинять собственному эго, в пользу других.

 

                                                                                             В. Василич 01.04.2014г.

 

 


 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!