ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕ – ЗДОРОВЬЕ ДУХОВНОЕ



Сегодня по телевизору на «Культуре» наткнулся на «Тихий Дон», одиннадцатую серию. Утром-то особенно некогда в телевизор глядеться, так что я всего минут на пятнадцать перед ним застрял. Больно уж проблема насущная в картине поднята, и на самом интересном для сегодняшней темы месте я в неё вклинился. Я и так совсем недавно пересмотрел и «Тихий Дон», и «Хождение по мукам» и сейчас нужный эпизод включился, как ровно подстроил кто. Время сейчас такое. Обществу просто необходимо прийти к пониманию и осознанию событий русских революций и гражданской войны. Потому что вообще-то надо знать и понимать свою историю и потому, что сейчас в Россия опять находится в состоянии исторического излома, и как бы нам опять не вляпаться в историю, похожую на ту, что произошла столетие тому назад на нашей земле. Более того, на мой взгляд, настоящей работы над ошибками до сих пор не сделано, а современная молодёжь в большей своей части в этом плане совсем не грамотна. А писатели Алексей Толстой и Михаил Шолохов, являясь непосредственными участниками революционных событий и событий гражданской войны, являются ещё и признанными классиками, они писали без тенденциозности, по правде, и совести, не приукрашивая событий и не оправдывая их участников, и потому и можно верить. Прошу мне простить это небольшое отступление от темы разговора о здоровье. Хотя, как знать, может, совсем и не отступление это от темы, а совсем-таки в тему окажется. В общем, эпизод, на котором включился телевизор, был о возвращении главного героя Григория Мелихова в свою казачью станицу из деникинской армии. Станица опустела, казаки разошлись по обе стороны фронта: кто на красную половину, а кто на белую - и в каком-то нечеловеческом неистовстве уничтожали друг друга: брат брата, кум свата. В станице остались одни старики, да бабы с детишками. Вот со старым казаком и встретился деникинский офицер Григорий Мелихов у станичной околицы, поздоровался и привычно справился о его здоровье. На что старый казак ответствовал, что кому сейчас нужно оно, здоровье-то. Сегодня здоров и молод, а на завтра убит. Следом старый казак сказал, что самое главное сейчас для русского мира – это замирение православных людей по обе стороны фронта, что вроде на такую пакость, как братоубийство нечего здоровья друг другу желать.

Из всего сказанного можно сделать простой вывод, что физическое здоровье нужно только тогда, когда оно обеспечивает духовные потребности человека, как, собственно, и было на Дону в казачьей общине до революций. Отсюда была и привычка желать любому встречному здоровья, и справляться о том у хворых, и помогать им сопереживанием и общинной молитвой в церкви в доброй поддержке на выздоровление. Но вот разрушены духовные скрепы и казачья общинность, идёт внутриобщинная злоба, здоровья физического желать никому не охота, эта традиция просто теряет свой изначальный смысл. А изначальный смысл был в том, что здоровье физическое обслуживает рост здоровья духовного, и в этом заинтересована вся община, и этот процесс называется «здоровым образом жизни». Вот об этом и будем говорить. Правда, бывает и наоборот, но об этом чуть позже.

В студенческие годы, тогда у нас в стране было ещё советское время, среди молодёжи бытовала такая присказка: «Кто не курит и не пьёт – тот здоровеньким помрёт». Тогда общество было атеистическим, что подразумевало отсутствие духовных жизненных целей, направленных в вечность. Так что понимание того, что финал у всех один: смерть, тьма и тлен на самом деле подрывало стремление людей к здоровому образу жизни. Единственным побуждением к общественному служению была лишь ответственность перед детьми и любовь к Родине, но этого, как оказалось, было мало. В ответ на такую поговорку появилась мудрость бывалого врача, что человеку в жизни должно повезти три раза: с рождением, с браком и со смертью. Здесь намёк на то, что умереть надо достойно, без утки под кроватью и сиделки у кровати на многие лета. А для этого надо вести здоровый образ жизни.

Когда-то по тому, как умирал человек судили о том, какую жизнь он прожил и крепок ли в вере был. Если человек долго не мог умереть и проводил остаток жизни в долгих мучениях, говорили, что Бог не желает брать его грешную душу либо длительными страданьями пытается облегчает его душу от грехов земных.

Наверняка все мы знаем знаменитого русского кинорежиссёра Эльдара Рязанова, Царство ему Небесное за радость людям подаренную. Эдуард Рязанов - дитя советской эпохи и не пришлось ему, не успел он прийти к настоящей вере. Перед смертью он несколько месяцев болел и последние дни провёл в больнице, и, уже будучи обречённым на смерть, написал последнее своё стихотворение. Перед лицом смерти человеку незачем лукавить, и он говорит о главном. В его стихотворении есть такие проникновенные слова: «…как жаль, что не умею я молиться, и горько, что не верю в чудеса», и ещё: «…как умирает благостно природа, как худо умирает человек». Ему не пришлось уверовать в бессмертие души, и потому он уходит с тяжёлым сердцем. При этом он признаёт, что вот природа может умирать благостно, ведь природа — это храм, сотворённый Богом, и она знает, что придёт весна и снова жизнь в мир воротится.

Ещё одно «светило советской эпохи» известный поэт, бард и артист Юрий Визбор. По его стихам и песням видно, что он хорошо знает о бессмертии души. Он ещё в расцвете жизни пишет одну из своих лучших песен «Наполним музыкой сердца», где удивительно точно и изящно говорит о Боге, жизни и смерти, и жизни после смерти. Настолько изящно, что большинство не сведущих этого даже не поняли, да и я вначале не понял. Незадолго до смерти он так оптимистично заявлял своим родным, что «пойдёт на дно только с высоко поднятым флагом». Так и вышло, за несколько мгновений до смерти он ещё говорил комплименты молоденькой медсестре.

Когда я начинал работу в детско-юношеской этно-экологической экспедиции со своими сподвижниками, то наряду с этнической культурой путешествий, народного праздника, мои друзья включили в программу пункт о естественном оздоровлении организма по системе Г. С. Шаталовой. Я не возражал. Я тогда в вопросах этнической культуры был на уровне близком к нулю, но такая постановка вопроса вызывала у меня некоторое недоумение. Мне было понятно, что привить детям любовь к родной истории, культуре — это важно. Что научить молодого человека чувствовать себя своим в природе и социуме – это очень важно. Что привести его к пониманию того, что вот Бог создал храм природы на земле, удивительную гармонию растительного, животного мира и мира камней со стихиями планеты. Что человечеству Он поручил создать такую же гармонию в мире людей, в обществе, и тогда эти две гармонии создадут единый мир как результат сотворчества человека с Богом. Что эта задача на века и поколения, и что каждый человек должен внести свою лепту в строительство этого храма и это архи важно. Что для этого каждому человеку даётся судьба, как задача сделать в этом направлении что-то очень важное, нужное. Для этого человека Он наделяет соответствующими талантами и способностями, выстраивает соответствующие обстоятельства в его жизни. Что каждый человек должен в своей жизни встретить хотя бы одного человека, которому он может помочь и хотя бы одного человека, который поможет ему, откроет неизвестные ещё истины и даст толчок для дальнейшего развития. На фоне всего этого вопросы естественного оздоровления выглядели как-то уж очень бледно. Но я об этом много думал и очень старался связать эти вопросы воедино.

Теперь я рассказываю детям об этой связи. Рассказываю, что каждому молодому человеку с рождения даётся от Отца Небесного искра Божья, часть духа его, в которой заложена программа жизни – судьба. За человеком, работой его души будет присматривать его ангел, который, не нарушая свободы выбора, будет выстраивать жизненные обстоятельства для его самореализации в рамках этой программы. Родители ему дарят тело, взращивая его до физической зрелости. Вместе с телом они взращивают душу до определённого уровня совершенства, позволяющего человеку уже самостоятельно взрослеть духовно, идти по дороге жизни и исполнять свою судьбу. Теперь представьте себе, что у вас есть путь – дорога длинною в жизнь, что у вас есть средство передвижения – автомобиль (тело), а ваша душа и есть хозяин и водитель этого автомобиля. Дорога не близкая, по пути есть много событий, которые надо пережить, препятствия, которые надо преодолеть. Пока машина новая и времени впереди немеряно, она бодро бежит по дороге, прощая водителю многие глупости: нарушения правил, аварии, уходы с пути в стороны на раздолбанные участки дороги, пропущенные Т.О., некачественный бензин и масло. Но вот ресурс машины и время эксплуатации заканчиваются, мотор барахлит, подвеска посыпалась, с дороги съехал и приблудил куда-то не туда. А конца пути не видно, и уроки не выполнены, и время, и ресурсы начинаешь всё больше использовать на восстановление машины (телесного здоровья) и поиски выхода из тупика… Картина очень похожа на быт старика и старухи из всей известной сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Ничего-то у них в жизни не получилось, появился было шанс на старости лет и тот не использовали они и остались опять у разбитого корыта. Так что, ребятки, берегите здоровье смолоду, вовремя делайте Т.О., заправляйте свои желудки качественным топливом и не нойте, что нет котлет на обед. А теперь все на зарядку и пробежку по росе босиком. А на завтрак - салат и каша – еда наша, а вечером у костра поговорим «за жизнь». В «за жизнь» есть и такой урок здоровья. Он может показаться необычным для современников, но был обычным и повседневным в не такие уж далёкие времена, да и сегодня многие о нём знают. Как вы думаете: «кто или что лечило людей во «тёмные времена» без санаториев, врачей, пилюль и комплексов физических упражнений?». Счас я вас удивлю. Кочевника лечил быстрый конь во степи широкой, да ветер с запахом ковыля и это всё, когда в удовольствие. Земледельца лечил земельный надел, работа на нём, когда не в нужду, а в удовольствие, созерцание красоты природа окрест своего дома, да запахи цветущего сада. Жителя востока приводило в состояние здоровья тела и духа медитация, отрешение от всех земных забот и немое общение с тремя мирами. У всех народов, живущих общиной, была на службе здоровья общинная молитва за здравие болящих общинных ближних. И ведь помогало и сейчас помогает. Пробовал – получается.

Наверное, трудно прожить жизнь, не поддавшись соблазнам съехать в сторону от пути, уйти налево, где так призывно горят огни беспечных удовольствий. Где вечно встречаются перекрёстки, где направо пойдёшь – деньжищ огребёшь, налево пойдёшь – там ещё лучше будет. Прямая же дорога так трудна и терниста, и удовольствия там не враз и не сразу очевидны, хотя и твердят взрослые, что ждут тебя на ней настоящая любовь и счастье. Для определения пути и беспутицы на таких перекрёстках у человека есть судьбой подаренный своеобразный компас и главный показатель правильности этого пути на компасе — это общественное признание и людская благодарность. Только не путать её с похвалой льстецов – это понимать и чувствовать надо. Если человек идёт по правильному пути, то всё у него получается, и жизненные обстоятельства хорошо складываются, болезни к нему не липнут. Если же что-то всё не так, куда ни пойдёшь - везде непруха, стало быть, приблудил в дороге, выбираться из чужой колеи на свой большак надо. Но только не надо, когда заблудишься, панически кидаться во все стороны ища выхода, как, собственно, и при потере дороги в лесу. Надо просто подумать, проанализировать, что в жизни сделал не так, кого обидел, мимо чьего горя прошёл. Только тогда надо начинать выходить на дорогу (лечиться), а то ведь так можно всю жизнь на аптеку проработать. Для того и дают больному бюллетень и кладут в кровать, чтобы он сумел уйти от повседневности, крепко подумать и найти причины своего недуга в делах своих и жизненных событиях. Ещё надо понимать, что на дороге судьбы встречаются тупики – ловушки. Свернув на которые человек сперва испытывает радость и удовольствия, а потом попадает в тупик безнадёги. Это, как в азартной игре с шулерами. Сначала немного выиграешь, потом всё проиграешь. И, пожалуйста, бойтесь халявного счастья и медных труб - незаслуженного восхваленья прихлебателей, всё должно быть заработано честным трудом служения ближнему и обществу на дорогах судьбы. Такая жизнь позволяет человеку ощутить свою нужность, получить радость бытия и удовлетворение от реализации этой нужности, почувствовать, что жить здорово. Жадность, зависть, непрощение, стяжательство и другие проявления эгоизма напротив приводят человека к вечным раздражениям, неудовлетворённости, делает жизнь безрадостной, болезной и пустой. Я знавал людей, стяжавших себе большие богатства, но не умеющих помочь ближнему, просто не способных увидеть чужую беду, при этом сорящих деньгами вечно голодной челяди и нищебродам. Они прикрывают своё постылое одиночество и душевную боль, окружая себя покупаемыми за деньги льстецами и забавами, которые оказываются не способными заменить им простую человеческую любовь и благодарность, здоровье души и тела. Они вечно лечатся и никогда не вылечиваются. Так, давайте остановимся и сделаем некоторые выводы:

- здоровье человеку дано, чтобы жить здорово.

- у здорового человека больше возможностей выполнить своё предназначение

- хорошее физическое здоровье чаще всего означает, что он на правильном пути

- болезнь, чаще всего говорит, что что-то у человека не так, есть повод задуматься над                                              своими поступками, над прожитым

- физическое и духовное здоровье находится в постоянной взаимосвязи

- каждый человек, сотворённый Богом, является решением чьей-то проблемы. В своей жизни он должен встретить хотя бы одного другого человека, которому он может помочь в нужде его.

Надо иметь в виду, что дети практически всегда входят в число обязательных людей, которых надо встретить в жизни. Надо взрастить их, дав им правила здорового образа жизни и вывести на дорогу судьбы. Это достигается передачей традиционных знаний жизни и самовоспитанием родителей. Ребёнок – инвалид - является особой задачей вашего рода по искуплению особо тяжёлых родовых грехов предыдущих поколений. Наследственные болезни – это наследуемая родовая проблема, которую кто-то из потомков должен разрешить, тогда духовный уровень рода выходит на новый уровень и этап взросления.

Раздел культуры, занимающийся здоровьем физического тела, так и назывался - физкультурой. Истории известно, что физической культурой начинали заниматься в обществе с высокой духовной культурой, основанной на религиозном сознании. Занимались ей в основном верхние слои общества. Высокая духовная культура, основанная на религиозном учении бессмертия человеческой души, всегда подразумевала переход человеческой души, после смерти, в новый лучший мир. Для этого надо было стать лучше и самому, чтобы соответствовать этому лучшему миру. Жизнь в материальном мире людей подразумевала собой некую школу духовного взросления и все общественные институты (народная традиция, воскресная школа, церковь, общественные приоритеты) стремились так или иначе помогать человеку в этом взрослении. Если низшие слои общества в основном рассчитывали на «тот свет», что-то типа параллельного мира, где душа находится до всеобщего великого судного дня или, как вариант, до перевоплощения малым судом, то высший свет готовил себя к переходу в ангельский чин. Язычникам же новый мир и тот свет пока никак «не светил» - они служили духам земли и о Космосе не помышляли. Смерть считали избавлением от трудностей жизни, физическая культура была им без надобности, продолжительность жизни была невысокой, люди по вере своей легко приносили себя в жертву духам своим.

Весьма наглядно связь между здоровьем физическим и здоровьем духовным проявляется в таком антисоциальном явлении, как пьянство и наркомания. В одной из дискуссионных бесед на эту тему некоторые участники заявили, что церковь своим обрядом причастия провоцирует население на привыкание к алкоголю. Надо сказать, что это они не сами придумали. Это придумали силы, активно борющиеся с православием в России, прекрасно понимая, что, уничтожив православие как традицию с тысячелетней историей, можно уничтожить и саму Россию. Ну да ладно. Спасибо им за развитие темы в дискуссии.

Дело в том, что такие асоциальные явления, как пьянство и наркомания, являются результатом болезни в русском обществе. Болезни, вызванной сломом традиционного общественного уклада, психического потрясения человека, не понимающего, как дальше жить, как, чем и кому служить во вдруг изменившемся мире. Первые упоминания о пьянстве в России приходятся на вторую половину петровской эпохи и связано с небольшой частью элиты, приближённой к императору, выпавшей из привычной среды собственной культуры. Ещё есть упоминание о царе Иване Грозном (выросшем вне семьи) и его опричникам. Опричники – это вчерашние мещане и дети боярские, молодёжь, в одночасье вышедшая из грязи в князи, из патриархальной семьи в царскую дружину, где им было всё позволено: и насилие, и дурные деньги. Но это ведь всё мелочи, не выходящие за тысячные доли процента населения страны. За процент «вылазить» и потихонечку спиваться Россия начнёт лишь во второй половине XIX века. Это время промышленной революции, время, когда земледельческая цивилизация страны стала давать крен в сторону фабричной цивилизации. Отменяется крепостное право за выкуп, начинает разваливаться крестьянская община, составлявшая на тот момент до 90% населения страны. Крестьяне, уходящие за выкупными деньгами на заработки в город на несколько месяцев, ломают свой жизненный уклад. Полусонное зимнее существование в деревне, в кругу семьи и крестьянской общины сменяется 16-тичасовым рабочим днём вдали от дома.

Но настоящий слом и культурный шок начнётся позже, когда крестьянин выкупится и уйдёт в город навсегда, станет пролетариатом, оторванным от земли с могилами предков, домашними и лесными духами, огородами, погребами и домашней скотиной. Это становится для него просто крушением старого мира. У него ещё остаётся воскресенье и церковь, и это многих останавливает от злоупотребления алкоголя, но кто-то уже нашёл в нём лекарство для излечения душевной ломоты, духовного нездоровья. Можно приводить и другие примеры, такие как солдатчина, вовлечение России в римское право и появление категории осужденных не по крестьянской правде, тех, которых раньше исправляла сама крестьянская община. В общем, что говорить: страна вставала на дыбы. А дальше «этот конь» понесёт страну с её народом в бездну революций, где уже расстрелян царь-батюшка – глава всероссийский крестьянской общины, где возможности хмельной свободы и смерти за любым поворотом судьбы срывает тормоза, где эмансипация и непонятная от кого и от чего свобода женщин выбивает мужчину – главу семьи из привычного своего состояния, где жёны из мягкой и любящей жены, хозяйки домашнего очага постепенно превращаются в стервозных владычиц, а мужики, залив глаза водкой, ударяются в мордобой, отстаивая свои привычные мужнины права, где появляется массовая безотцовщина и сиротство, лишающая детей окормления в лоне семейной традиции. И последнее – то, что у всех нас сейчас происходит на глазах. Это современное спаивание деревни на фоне гибели самой деревни, её общинных связей. Вроде уже винить церковь с её обрядом причастия как-то и неприлично. Её посещают на литургию, по признанию самой церкви, менее двух процентов населения, считающего себя христианами. Отчего же они пьют-то? Да от того, что не нужны никому, лишены возможности быть полезными обществу. Служить людям нечем – нет работы, нет признания общественной необходимости их существования. А это гарантировано жёсткая болезнь души, лишённой возможности трудиться во благо, выполнять своё земное предназначение. Вот и прирастают сельские кладбища могилами молодых земледельцев, много что умевших и могущих, но никому не нужных.

Да, а время почти стопроцентного населения, находящегося в вере и регулярно причащающегося хлебом и вином, каким-то удивительным образом совпадает со временем стопроцентной трезвости россиян. И срок того времени – века многие.

Для наглядности понимания связи здоровья духовного физического и изменения этих связей во времени человеческой жизни попробуем построить графики.

 

По оси абсцисс мы обозначим время жизни, по ординате уровень здоровья. Уровень здоровья человека с момента рождения начинается практически с нуля. Человек в это время ещё очень слаб, его здоровье и жизнь целиком зависит от его родителей, особенно матери. Тело развивается, осваивает пространство, набирает иммунитет, физическую силу, энергии жизни. Родители, в силу своих знаний, своей любовью и ответственностью, контролируют этот процесс, кормят и воспитывают ребёнка, прививают ему основы физической и духовной культуры, здорового образа жизни. Примерно к восемнадцати годам тело молодого человека формируется, он достигает максимальной физической формы. К этому же моменту желание самореализации у молодого человека тоже достигает максимума и, если его духовное здоровье тоже уже на высоте, он в принципе способен сделать правильный судьбоносный выбор: создать семью, выбрать профессию, где и чем он будет служить обществу. Считаем, что знание необходимости общественного служения у него уже воспитано его родителями и заметно превалирует над собственным эго, но конечно не уничтожает его.

Довольно часто молодой человек получивший прекрасное физическое здоровье, но не добрав в здоровье духовном, начинает в целях самореализации активно эксплуатировать свою физическую форму. Такие вещи приводят к серьёзным перекосам и нездоровому образу жизни. Примером может служить занятие спортом ради славы и денег. Такие ребята и девчата часто быстро сгорают и, не достигнув успеха или достигнув его, но не найдя себя в достойном служении, просто доживают жизнь, не исполнив судьбы. А рядом с ними находятся спортсмены, нашедшие себя в служении своей стране, её славе и могуществу, воспитывают здоровое молодое поколение на тренерской работе.

После двадцати пяти физическое здоровье начинает постепенно снижаться и к концу жизни, линия физического здоровья упирается в абсциссу. Если не постепенно, а резко обрывается вниз, то наступила неестественная смерть.

Рядом с кривой физического здоровья идёт кривая здоровья духовного. Вместе они идут до тех самых 18-ти – 25-ти лет. Дальше духовное здоровье, в отличии от физического, продолжает расти и даже, возможно, с большим ускорением. Всё зависит от способностей самореализации человека. На каком-то уровне духовности оси ординат начинается новый мир. Если человек успел его достигнуть, душа переходит в новый ангельский чин нового мира. Если не успел, то в чистилище параллельного мира (тот свет) до страшного суда. Бывает и третий вариант, когда жизнь не сложилась, непокаянные жизненные ошибки слишком велики, тогда кривая духовного здоровья вместе с кривой физического упираются в абсциссу. Этот тупик называется «не сдал», извольте на принудительное поселение в Тартар (огромное болото около Вавилона, в России называли Тартарары). К сожалению, люди и народы время от времени попадают в подобные тупики. Из таких тупиков некоторых из них выводят революционные ситуации на уровне большой беды и следуемым за ним глубоким осмыслением, и покаянием. Большая беда у нас уже была, похоже свершилось и покаяние с постройкой храмов на Спаса на крови и Христа Спасителя, хотя кто знает - не нам судить. Я не религиовед, рассказываю, как понимаю и могу где-то ошибаться. Да, впрочем, религии и не чертили таких графиков – это моя привычка с работы и с института. Зато так понятней будет. Примерно такую схему жизни предлагают все мировые религии, и да простят они меня за некоторые схематические или канонические погрешности.

Из графика видно, что самая главная жизненная задача для человека - в духовном прохождении задач материального мира и осуществлении великого перехода. Дальше будут новый мир и новые задачи, но это будет уже другая жизнь.

Ваш В. Василич 20.02. 2018 года


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!