ИННОВАЦИЯ И ТРАДИЦИЯ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВА



 

Тема, заявленная в заголовке, не мной придумана. Её некогда предложил, для круглого стола, форум Российского фольклорного союза, в лице его Уральского филиала. Но так как меня туда позвали и потому что тема эта уже давно моя, я сподобился на этот труд. К тому же тема вполне в духе Русской Дороги, её очень важный элемент.

Вот уж одиннадцатый год я со своими сподвижниками веду молодёжную этно-экологическую экспедицию «Былина», где эта тема чуть ли не главная. Экспедиция, это поход за открытиями, где посредством традиционной культуры молодёжь открывает для себя сокровищницу многовекового жизненного опыта своих предков на дороге по собственной судьбе, по строительству семьи общества и государства, умению жить в любви к отечеству и своей истории. Открытия делают воспитанники, их инструкторы, и я сам, конечно. Некоторыми из этих открытий я с вами и поделюсь сегодня.

Что есть для человека Отечество? Вопрос не праздный, и ответы на него я получал довольно расплывчатые. Если Родина, это земля, на которой ты родился (Родина – мать), то Отечество, это семья, общество, государство, где честят (чтут) отцов, их заветы, славу, традиции. Отцов, которые когда-то объединились в государственную общину по названию Великая Россия, для исполнения общей для всех цели. Эта цель зовётся судьбой России. Наши предки пронесли её через века и поколенья, отрабатывая её своей жизнью и подвигом, передавая молодому поколению, как эстафетную полочку. Если мы эту страну считаем Отечеством своим и их (наших предков) Бог – наш Бог, то и нам, сегодняшнему поколению, следовало бы сделать тоже.

К сожалению, мы изрядно подзабыли судьбу своих отцов, и, пытаясь её вспомнить или, как-то по-новому выговорить, назвали её национальной идеей, предварительно исключив возможность иметь национальную идеологию через главный юридический документ своей страны. Народ, забывший свою судьбу, предавший своих отцов, обречён жить чужой судьбой. История знает довольно таких народов, исчезнувших с политической карты мира, а некоторых и история уже не помнит.

Благо, ещё есть в нашем отечестве люди, судьбу Отцов, помнящие. Много раз я слыхал о святоотеческой судьбе из уст нашего патриарха. Он её озвучивал, возможно несколько старомодно, как построение нашим народом «рая земного». Но можно ведь и по-современному, для недогадливых. Звучать это будет примерно так: «Создание на территории России и планеты Земля совершенного государства и общества, где каждый член этой общины имел бы благоприятные условия для духовного роста до уровня святости». Наши западные оппоненты называли эту идею прекрасной утопией, а мы своей судьбой. Модель такого общества была создана довольно давно и проходила этапы своего совершенствования. Последнее столетие нашей истории можно воспринимать, как крушение этой «затеи», а можно, как испытания в нашей судьбе, в целях совершенствования пути. Трудности пути слабого ломают, а сильного делают ещё более сильным, это вроде бы всем известно.

Я, наверное, не сделаю большого открытия, процитировав основные принципы такого общества, предками завещанных, Богом обетованных.

Принцип первый – Софийность, что в переводе с русского на русский означает божественную мудрость. Божественная мудрость, есть суть Закон вселенский или Закон Божий, который сформулирован в судьбе России, закон на котором создан этот мир, где мы живём. На нём этот мир и держится. Всяк сущий в этом мире должен духовно расти и взрослеть через добродейство, направленное на ДРУГИХ (духовный подвиг) и избавление СЕБЯ от страстей и порока. Кроме того, всё в этом обществе от критерия добра и зла до определения текущих задач и решений, и суда человеческого соразмеряется с этим законом на предмет соответствия ему. Когда не хватает меры суда человеческого, для определения цены деяния, мы говорим: «Бог ему судья».

Принцип второй – соборность. Наши отцы собрались в Киевскую Русь под эту цель и продолжали собирать народы и земли до уровня Великой России, предлагая им свою судьбу. Эта судьба понравилась многим народам, раз они собрались в самую большую в мире державу, народы этой судьбы вместе выдержали самые кровопролитные войны в истории человечества, на изменение этой судьбы нашими недругами направленные. И эти народы стали называться русскими, обогатив собою новую великую нацию. Когда Державе надо было решать державные вопросы, в столицу собирались представители всех народов, земель и сословий, чем опять же исполняли великий принцип соборности Святой Руси, где мнение всякого сословия и этноса значимы и равновелики.

Принцип третий – общинность. Община, это люди живущие и предки их усопшие, вместе собравшиеся для решения общего вопроса и подчинивших его решению свою жизнь и свою судьбу. Метод решения вопроса, тоже общинный, потому как от старания каждого зависит результат общий, а общий результат улучшает жизнь и судьбу каждого в отдельности. Каждый член державной общины служит обществу своими способностями и талантами, наделёнными им природой и воспитанием. Сам же он получает из общины, то, чего сам не имеет. Таким образом, каждый человек служит обществу и стране не за страх (опасаясь наказания), а за совесть. Совесть же он имеет, потому, как живёт по Закону и честит отца земного и небесного. Таким образом, исполняются всем известные нашего общества лозунги: «Один за всех и все за одного, и от каждого по способностям и каждому по потребностям».

Таким образом, мы подошли к следующему понятию из нашего заголовка «Служению», как инструменту духовного роста и реализации основного принципа нашего общества – общинности. Человек учится служить с раннего детства. Научить нового гражданина служению миру, одна из главнейших обязанностей его родителей. Потом человек служит семье, роду, обществу, стране, миру людей, природы и горнему миру. В служении человек духовно взрослеет, совершает свой духовный подвиг. Самая высшая степень служения миру, это жертва. Человек отдаёт людям, то, чего самому надо позарез, не требуя награды. В таком случае награда приходит сама и она, много ценнее возможной материальной выгоды или другой корысти. Высшая форма жертвенности зовётся «Жизнь за други своя». Цена такого служения – дорога в Космос, в Царство Небесное, на новый уровень бытия. Для понимания сути служения «за други своя», приведу пример достаточно известной притчи.

В большом городе идёт строительство большого храма. Строительство в самой начальной стадии и на нём трудится большое количество землекопов. Работа тяжёлая и однообразная. Работник грузит лопатой грунт из котлована в тачку и отвозит его в отвал. Котлован большой, работа идёт уже длительное время. На стройку к рабочим приходит монах и задаёт троим из них один и тот же вопрос: «Что ты здесь делаешь?».

Первый рабочий с раздражением ответил, что вот он здесь толкает эту проклятую тачку. Что работа очень тяжёлая, что ему платят мало денег, что дома его ждёт ворчливая жена и вечно орущие дети. А на следующий день снова надо идти на работу и толкать эту проклятую тачку, потому что у него просто нет другого выхода. Видно, сдохнуть мне суждено за этой тачкой, подвёл итог первый рабочий.

Другой рабочий сказал, что он здесь зарабатывает на хлеб насущный. Работа здесь тяжёлая, но и платят не плохо. Каждый месяц он откладывает по денежке, и уже скопилась приличная сумма. Скоро он сможет построить свой дом и завести семью. К тому же священник сказал, что это дело святое и ему на страшном суде оно пойдёт в зачёт его добродетелей.

Третий рабочий ответил: «ОН СТРОИТ ХРАМ ЛЮДЯМ».

Строго говоря, они все строят храм людям, но не все об этом догадываются. Первый, делает, в общем-то неплохое дело, потому что все так делают и потому что надо семью кормить.  Его просто так воспитали, что он не может воровать, но и до подвига «за други своя» ещё не вызрел. Второй служит людям через служение себе. Он ждёт награды за служение. Третий, наверняка получает такую же зарплату, но он здесь совершает подвиг «за други своя». Такая ориентировка цели переворачивает сознание человека в сознание человека – Творца. Из его рук выходят настоящие шедевры творчества, даже если это всего лишь котлован, ведь в этот котлован встанет храм, его Храм, ХРАМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ.

Россия имеет богатый просветительский и образовательный опыт воспитания человека – творца. Этот опыт совершенствовался поколениями, передавался по наследству. Суть этого опыта - ТРАДИЦИЯ. И если судьба или национальная идея, это цель, то традиция, это путь. В России традицию принято употреблять в сочетании «культурная традиция». Культура, это культ Света. Изначальный свет, возникший в момент образования нашего мира, вселенной, в философском понимании и есть БОГ. Каждый человек несёт в себе фотон этого света – искру божью. Человек может потерять искру и стать злом, а может взлелеять в себе искру и самому стать светом или святым, соединившись душою с Духом, обретя мир божий. Вот этими дорогами добра к Свету и ведёт традиция.

Культурная традиция знает всё, она проникает во все сферы народного быта, народного образования, просвещения и воспитания, праздники и обряды. При всём при этом она необыкновенно целеустремленная, потому что все её знания направлены на исполнение главной цели человеческого бытия, процитированной в Судьбе России: через подвиг духа на новый уровень бытия, в Царство Славы. И если какая-то новация, прямо или косвенно, не соответствует этой цели, она умирает в этом же поколении и не становится традицией.

Традиция накапливалась веками и поколениями, она несет в себе подвиги отцов, ставших славой России и горечь потерь, ставшей бесценным опытом для грядущих поколений. Победы приятнее, а ошибки полезнее. Но только тогда, когда ошибки прошли осмысление и покаяние, и стали опытом. Такое наследство нельзя терять ни в одном поколении, иначе это будет сродни предательству отцов и детей наших. Это наследство необходимо не только сохранить, как путь, пройденный предками, но и пройти свою часть пути, пути своего поколения. И пусть наша часть пути в большей степени ошибки и утраты, это тоже бесценный опыт для наших потомков. Его только надо осознать, сохранить и пройти через покаяние.

Важнейшим условием традиционного образования, является воспитание молодёжи в любви к отечеству (патриотизму у англосаксов), сохранению исторической памяти. История должна учить молодёжь на образах героических подвигов их предков, которые в их же возрасте но в другом поколении, ценой огромных жертв отстояли право на счастливое будущее своих детей, то есть наше будущее. Историческая наука просто обязана собирать хранить и передавать эти образы через поколения. В этом году я водил старшеклассников в экспедиции по историческим, культурным и духовным центрам России. Бывали мы в Великих Луках на месте подвига Александра Матросова, в Камышине, где родился Алексей Маресьев, в других местах. Естественно, что об этих героях, их жизни и взрослении их души от простых людей до подвига, шёл серьёзный разговор. В результате всего прочего выяснилось, что не один молодой человек ничего не знает о предмете разговора, хотя историю России проходили все. Среди членов экспедиции была одна учительница истории, и мой вопрос был, естественно адресован ей. Ответ учителя потряс меня. Героев Отечественной войны она знает, а школьный учебник истории их не знает, возможности рассказать эту тему вне программы невозможно, так как у современной школы отличные от вас (меня и нашей экспедиции) задачи. Главная задача школы и её программы: подготовить учеников к ЕГ (единому государственному экзамену). Вот так вот наша школа и современная историческая наука предала наших предков и стала готовить из наших детей ЕГ-вистов. Так уж заведено в мире людей, что патриоты растят патриотов, а ЕГ-висты растят еговистов, и вместо любви к любезному отечеству нашему, мы получаем страх перед ЕГ, у наших потомков. Такая ситуация, у деятельных людей должна вызывать не уныние, но руководство к действию. Были в нашей истории и пострашнее времена, но всегда находились герои, правившие историю в русло традиции.

В народной традиции в семье за новый опыт отвечает отец, за сохранение традиции мать. В российском государстве за новации в культуре отвечает город за сохранение – деревня. Разумное соотношение консерватизма и новаций, при неизменности цели, дают силу традиции. Наша эпоха практически уничтожила деревню и создала гипертрофированную городскую цивилизацию, потерявшую связь с историческими культурными традициями. Наши фольклорные коллективы имеют женское лицо и умеют только собирать и хранить. Наши дети не должны получить лишь память о традиции, как о дороге, которая никуда не привела.   

Мне кажется, что форумы, подобные сегодняшнему, должны ставить перед собой важные цели возрождения, передачи и продвижения живой культурной традиции. Для этого, необходимо осознать в каком положении мы сейчас находимся, что к этому привело и что делать, чтобы исправить существующее положение. Нам надо выработать чёткие позывы для фольклорных и других коллективов, знающих нашу традицию, да и для самого правительства России тоже. Понять, какие из существующих новаций отвечают целям традиции и могут быть ею освоены. В противном случае эти коллективы могут стать просто музейными экспонатами, на которые смотрят, как на некую диковинку из прошлого. Я думаю, вам, как и мне, дорога история нашего отечества, слава наших предков и нам есть чем послужить им и новому нарождающемуся поколению.

 

                                                                                          В. Василич Декабрь 2013 г.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!