СЕКЦИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ



ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

 

Место проведения: БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

Председатель: иерей Олег Бекишев, клирик Свято-Николо-Игнатьевского храма г. Омска.

Руководитель секции: Хомякова Анна Емельяновна, преподаватель БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства».

 

Конев Максим Дмитриевич,

студент БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

руководитель Хомякова Анна Емельяновна, преподаватель

БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

«Молодёжный форум «рождество в Сибири» -

Открытая международная диалоговая площадка»

 

В январе 2018 года в Омской области состоялось мероприятие под хештегом#Рождествовсибири. Идея его организации родилась после Архиерейского собора в Москве. Сборы были посвящены празднику Рождества Христова. Они проводились на базе оздоровительно-просветительского центра «Застава Ермака» совместно с министерством по делам молодежи Омской области и городской общественной организации «Военно-исторический клуб живой истории «Кованная рать-служивые люди Сибири». Основными целями сборов являлись консолидация молодежи разных стран из различных организаций и институтов; налаживание курса молодежи на мирное сотрудничество, предотвращение духовного вандализма. К целям сборов также относилось выявление талантливой студенческой молодежи и создание условий для реализации ее творческого потенциала, духовного и культурного развития, сохранения традиционных ценностей и православных культурных традиций. В этом мероприятии приняли участие более ста студентов из Белоруссии, Казахстана, Москвы, Тюмени, Новосибирска и Омска. Так же прибыли делегаты из Сербии и Южной Америки. Мероприятие в этом году было тестовое, но оно вполне обладает ресурсом, чтобы стать гораздо более представительным, регулярным, а по статусу брендовым для Омской области и Западной Сибири в целом.

Все началось 10 января утром, в Успенском кафедральном соборе, с рождественского богослужения с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром. После презентации молодежных движений и научно-производственных объединений, ставящих в основу культурные традиции православия все прошли на регистрацию в библиотеку имени Пушкина.
Сразу со ступенек Пушкинской библиотеки началась экскурсия для иностранной делегации. Туристы прошлись по историческому центру города: Соборная площадь, Тарские ворота и Воскресенский собор - гордость всей России, первое каменное здание Омска, в котором хранятся реликвии, подаренные императрицей Екатериной II. Самая ценная из них - Евангелие. Столь редкий экспонат вызвал интерес и у иностранной группы. После чего все участники сборов двинулись через Саргатку в Тару. Прибытие было поздним вечером и поэтому первый день ограничился короткой приветственной речью принимающей стороны и ужином. Следующий день, как и все остальные, начался с Утреннего правила. Заканчивались дни Вечерним правилом. Поскольку лагерь является просветительно-оздоровительным, все мероприятия я поделил на оздоровительные и просветительные. На заставе каждый мог заниматься тем, что ему нравилось. Фактически в любое время суток можно было взять ватрушку-ледянку, и покататься с горок; устроить лыжную прогулку; прокатиться на лошадиной упряжке или снегоходе; прогуляться по тайге; покормить оленей. На «Заставе» обучали национальным и классическим танцам; действовала импровизированная пекарня и гончарня; где каждый мог поупражняться в изготовлении рождественских пряников и посуды из глины. Проводились игры в снежки с захватом крепости.

На сборах были представители духовенства и интеллигенции, проводилось множество различных семинаров, лекций, докладов, диапазон тем был широк- от любви, с точки зрения православия, и до кризисной психологии. Все было очень информативно и интересно. Каждый мог выстроить свой график по личному усмотрению и желанию. За время пребывания на «Заставе» общими усилиями был проведен благотворительный концерт в интернате для людей с ограниченными возможностями. Так же удалось побывать в старейшей церкви Сибири.

Я очень благодарен судьбе за возможность принять участие в столь масштабном мероприятии. За время нахождения на «Заставе» я узнал много нового, познакомился с очень интересными людьми, возрос умственно и духовно. Побывать на заставе и пройтись по зимней тайге может каждый из нас, благодаря приложению в vk которое можно найти в группе, посвященной сборам.

 

Демина Анна Алексеевна,

студент БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

руководитель Чахмахчян Елена Изевна, преподаватель

БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

«Культурологический вандализм современного общества»

« Если народ безмолвствует, это не значит,

что он со всем согласен.

Чаще всего, он просто безразличен»

Георгий Володин

Вектор стратегии и тактики развития России в XXI веке в значительной мере будет определяться делами и поступками людей, которым на рубеже веков будет 18—25 лет. Их стартовый профессиональный, духовный и нравственный потенциал окажет существенное воздействие на судьбу следующего столетия. В настоящее время в России общество возлагает на молодежь особые надежды, стремясь сформировать у нее качества активных субъектов деятельности, способных приумножать ее социально-экономический и духовный потенциал, взять на себя ответственность за судьбу отечества. Мощным средством формирования гуманистических, духовных качеств личности молодого человека является культура и страшно признавать, что акты вандализма в отношении исторических объектов, объектов общекультурного владения совершаются именно молодежью. Вандализм, сегодня, безусловно, острая социальная, экономическая, правовая, политическая, духовная проблема, но многочисленные проявления данной проблемы стали привычным фоном существования человека в современных городах. А говорить об этом явлении надо чаще, необходимо проводить беседы, поднимать подобные вопросы на классных часах, уделять этому внимание на массовых мероприятиях, проводить даже, возможно, своеобразные акции протеста против подобных вандальных действий…. Вот почему я считаю свою работу сейчас нужной. Акты вандализма в современном обществе стали привычны. Множество примеров в мире, как на наших глазах пропадает навсегда история. Разрушенные памятники, картины, здания (подлинники), которые нельзя восстановить. В наше время, к сожалению, не редкостью считается увидеть оскверненные памятники культуры, или сожженные исторически-значимые постройки, или разрушенные античные сооружения, или уничтоженные захоронения, или же испорченные произведения искусств, пусть то будут картины или книги, старинные рукописи или фото- и видео-снимки... Все действия подобного рода можно охарактеризовать как вандализм. Вандализм в наши дни стал действительно опасной для общества проблемой, а может даже и глобальной. Изучая данный вопрос, меня удивил и огорчил тот факт, что акты вандализма не обошли стороной и храмы русской православной церкви, что, на мой взгляд, не приемлемо вообще. А если задуматься какими качествами обладают люди, способные на разрушающие действия против культурных или исторических предметов, то можно заметить, что суть проблемы лежит гораздо глубже. Мне хочется сразу перейти к примерам, подтверждающим предыдущие исследования. Какое право имеют вандалы уничтожать значимые объекты мирового нравственного масштаба. В Болгарии вандалы изуродовали культурный памятник мирового значения — Ивановские скальные церкви, уничтожив бесценные фрески. Памятник включен в список мирового культурного и природного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. Два молодых человека (они позаботились оставить свои имена: Стойчо и Цанко) забрались в монастырский скрипторий (самую верхнюю из пещер). Там они решили увековечить свои имена. Теперь их обязательно запомнят, как настоящих вандалов.

То, что происходит сегодня на Украине невозможно оправдать и обозначить какими либо словами, кроме как нравственная катастрофа. Осквернению и поруганию подвергаются приходы, храмы, священники. В Киеве, уже в 2018 году неизвестные ограбили и осквернили храм Казанской иконы Божьей Матери при Национальном научном центре радиационной медицины, они вынесли ценные вещи и выбросили на пол святые дары, заготовленные для причастия больных. Нападениям вандалов подвергся Покровский храм города Черноморска Одесской области. Злоумышленники проникли через дверь, расположенную с обратной стороны здания. В поисках ценностей, они вскрыли все кружки для пожертвований и, вероятно, не найдя ожидаемой суммы, разгромили всё в храме и алтаре. В частности, изуверы сломали алтарные двери и, уходя, засыпали помещение порошком из огнетушителей. Также неизвестные устроили погром в алтаре храма Рождества Богородицы Молченского женского монастыря в Путивле. «Обидно, что грабители даже не осознают, что украли не у сестер, не у прихожан, а украли у Бога. Похищая материальное – то, что преходящее, он закрывает себе путь в жизнь вечную. Я не буду совестить грабителей, потому что в их черных душах не имеет совести, у них ничего нет, просто пустота, а то самое страшное. Я прошу об одном: «Господи, прости им, ибо не знают что творят!» – написала на сайте обители настоятельница Молченского монастыря игуменья Феодосия. По данным Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, 19 храмов канонической Украинской православной церкви подверглись нападениям радикалов.

Для нас с Вами – это святые вещи, и тем больнее, чем бессильнее мы оказываемся. Это стыд (гнев, обращённый вовнутрь себя) за преступления и несмываемый позор наших современников. Преступления перед будущим. Потому что у тех, кто уничтожает память о прошлом, у того не может быть будущего. Помнить и думать о том, как сделать, чтобы этот вандализм, это безразличие, это бездумие, это безумие – искоренить. Мы говорим о культурологическом вандализме по отношению к православным церквям на Украине, Болгарии. Теперь перейдем к России. В ночь с 28 февраля на 1 марта 2018 года неизвестные вандалы спилили поклонный крест, установленный на месте церкви святого мученика Виктора в Архангельске, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru. «Это далеко не первая акция подобного рода за время существования нашего прихода, — отметил отец Феодосий. — Были два поджога храма, стены церкви расписывали кощунственными символами, разбрасывали умерщвленных животных на территории». Попытка осквернения храма была зафиксирована и в Свердловской области. Здесь злоумышленники с помощью баллончиков не только нанесли на стену храма набившую оскомину фразу «Pussy Riot» (российская феминистская панк-рок-группа, действующая c 2011 года), но и попытались поджечь его. К счастью, безуспешно.

И вызывает полное недоумение поведение человека, который является кандидатом в президенты России. Ксения Собчак в новогоднюю ночь устроила танцы под дверью церкви. Свое веселье телеведущая сняла на видео, которое разместила в соцсети. Собчак решила, что место у церкви подходит для танцев и «веселья». Вполне логично, что россияне не простили ей этого, судя по результатам выборов.

Но не думайте, что вандалы живут где-то далеко, давайте пройдемся по Омску. Церковь на окраине Омска, в Порт-Артуре, стала местом сборища вандалов. Подростки устраивают там пьянки, выбивают стекла, а на стенах пишут неприличные слова. Святое место превратили в притон. Вандалы выбивали двери, несмотря на замок, а на престоле с иконами ставили алкоголь. Настоятель храма отец Иоанн рассказывает, что знает тех, кто устраивает в церкви беспредел, но своими силами справиться с хулиганами у него не получается. Еще один случай в Омске - полиция приступила к поискам вандалов, которые изуродовали Ильинскую часовню, расположенную в центре Омска. Неизвестные написали маты на стенах сооружения и нарисовали непристойные картинки. Так и хочется сказать: «Ничего святого!».

Людей вспоминают добрым словом за значимые дела. Вандализм - удел трусливых людей. Может быть, надо задуматься и начать себя, может быть, и ты когда-то поступал как вандал, но не придал этому значения. Особенно необходимо обратить внимание на воспитание подростковой аудитории, молодежи.

На основании этого определяются следующие способы решения проблемы:

· Проводить беседы в группах и на классных часах на тему «Борьба с вандализмом»;

· Своими силами попытаться восстановить культурные ценности, пострадавшие от действий вандалов;

· Провести акции на тему «Вандализм-чума XXI века», с целью привлечь внимание общественности к данной проблеме;

Литература:

1. Л. Г. Емохонова «Мировая художественная культура» М.2003г.

2. «Мировая художественная культура» (11 класс) под редакцией Л. А. Рапацкой М. Владос, 2013 г.

3. Политология: Энцикл. слов. / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.,

1993 г.

 

 

Зыкова Арина Максимовна.,

студент БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

руководитель Чумаченко Инна Владимировна.,

преподаватель БПОУ «Омский областной колледж

культуры и искусства»

«Отражение созидательного мышления в различных типах жизненного мира студентов омского областного колледжа

Культуры и искусства»

В современных условиях формирование конструктивного мировоззрения приобретает большую актуальность в связи с усложнением социальной жизни не только в нашей стране, но и во всем мире. Вот поэтому необходимым условием общественного благополучия и благополучия каждого человека является осознанное, зрелое отношение к жизни и, конечно же, к себе как субъекту своей жизни. Оно означает потребность в самопознании, самопонимании и в полной самореализации; переживание в сложных чувствах своих отношений с миром; позитивное разрешение внутриличностных противоречий; осознание жизненного пути и жизненного пространства, что сопоставимо с понятием созидательного мышления личности. 

Дело в том, что когда мы говорим о личности, имеется в виду уникальный для данного человека способ решения общей для всех людей жизненной задачи — реализации своего человеческого предназначения. То, как оно понимается и в каком направлении происходит процесс ее решения, прежде всего и определяет суть личности и её жизненный путь.

В связи со сказанным выше практический и исследовательский интерес для нас представляют так называемые типологии жизненного мира, изложенные в авторских теориях Ф.Е. Василюка, Е. Ю. Коржовой, в духовной психологии в рамках религиозно-философских положений Православной Церкви.

В основании типологии лежит направленность личности, которую каждому человеку следует выбирать сознательно, так как речь идет о жизненных ориентациях и соответствующей им жизненной позиции.

Так, основой типологического анализа Ф. Е. Василюка является выделение в жизненном мире внешнего и внутреннего аспектов, так как это является показателем человеческой жизни, как единство ее духовных устремлений и материальных соотношений. Внешний и внутренний аспекты человеческого бытия могут быть обозначены соответственно как внешний и внутренний мир личности. Внутренний аспект может быть простым или сложным, а внешний - легким и трудным. В результате этого выделяются 4 типа жизненного мира и соответствующие им принципы существования, а именно: простой и легкий - принцип удовольствия; простой и трудный - принцип реальности; сложный и легкий - принцип ценности; сложный и трудный - принцип творчества.

В означенных типах мира и формируемом человеком жизненном пространстве находит свое отражение созидательное мышление как основа продуктивного и творческого отношения человека к жизни и своему существованию. Так, личность с активной жизненной позицией отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся «чувством радостной наполненности жизни». Или, к примеру, в тех сторонах жизни, которые определяются духовно-нравственными ценностями, человек действует в условиях «как бы легкого мира», в условиях незначимости тех трудностей, которые возникают на пути реализации цели.

Е.Ю. Коржова для обозначения активной и пассивной жизненной позиции человека вводит понятие «субъектная и объектная ориентация», а также «ситуативно-целостный человек», «внутренне-целостный человек».

Так, «ситуативно-целостный» человек отличается учетом внутренних и внешних факторов бытия, в соответствии с которыми распределяется ответственность; адаптивность или творчество проявляются в зависимости от конкретной ситуации.

«Внутренне-целостный» человек также сочетает различные тенденции делегирования ответственности и жизнетворчества, однако, в отличие от «ситуативно-целостного», обладает внутренним «стержнем» — осознанным духовно-нравственным идеалом.

Данный тип личности характеризуется возможностью сознательного достижения гармоничности и целостности. Это личность, преодолевающая свойственную всем людям противоречивость в сознательном бесконечном духовном росте, в самосовершенствовании как постоянной работе над собой с волевым преодолением препятствий на пути к идеалу, видимому в Боге, в стремлении достичь Богоподобия в процессе личного бытия. Это придает глубокую осмысленность жизни, переживание радости, гармонии с миром в любви к Богу и всему, что Он создал. Такого человека отличают обостренное нравственное чувство, смирение, сострадание и любовь ко всем, проявляющиеся в поступках добра и милосердия, духовной помощи. Свободный в нравственном самоопределении, он сознательно делает выбор в пользу добра в соответствии с Божиими заповедями; полагающийся на волю Божию, что подкрепляет и питает основу созидательного мышления, и вместе с тем в полной мере несет ответственность за свои поступки.

В духовной психологии в рамках религиозно-философских положений Православной Церкви описаны типы личности в зависимости от уровня ее развития. Поскольку человек обладает двойственной природой, телесной и духовной одновременно, он может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае он уподобляется «зоологическому экземпляру», во втором — Божественному началу. В данной классификации по глубине осмысленности жизни и уровню духовной зрелости выделилось три подтипа: «странник», «юный подвижник» и «мудрец».

Странник — человек в процессе духовного поиска. Он всю жизнь мечется, ищет смысл жизни и, наконец, обретает его под конец земного бытия.

Юный подвижник — молодой человек, с ранних лет (по крайней мере, с юности) ставший на путь духовного совершенствования. Алеша Карамазов (Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы»), утешитель и примиритель, с детства наделенный прекрасными качествами, через жизненные испытания духовно крепнет — в вере и переживании причастности к миру.  

Мудрец — человек, прошедший большой жизненный путь и достигший вершин духовной зрелости. Старец Зосима, пройдя непростой жизненный путь и достигнув внутренней гармонии и духовного видения, оказывает помощь людям духовным окормлением и укреплением.

В рамках заявленной темы работы «Отражение созидательного мышления в различных типах жизненного мира» на основе теоретического анализа существующих научных концепций по данной проблеме и разработанных нами подходов к диагностике изучаемого явления мы исследовали и освещаем аспект достаточного либо же недостаточного присутствия созидательного мышления в соответствующих типах жизненного мира наших студентов.

Цель исследования: изучив содержание типов жизненного мира человека, обозначить роль созидательного мышления как формирующего фактора в контексте жизни и деятельности студентов Омского областного колледжа культуры и искусства.

Диагностический инструментарий исследования представлен методикой изучения полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С.М. Петрова). В качестве стимульного материала используется два блока (вариант А, вариант Б) диад пословиц, которые отобраны в силу их близости к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания, которые отличаются образностью, имеют определенный эмоциональный потенциал, и тем самым отражают мотивационную обусловленность «Я-концепции» личности. Например, такие диады пословиц:

а) Беднее всех бед, когда денег нет.

б) Счастье лучше богатства.

а) Будет и на нашей улице праздник.

б) Голым родился, гол и умру.

В интересах нашего исследования данная методика была модифицирована:

– изменена инструкция к методике, предписывающая необходимость выбора только одной пословицы их предложенной диады, что позволяет наиболее точно определить преобладающие мотивы жизнедеятельности испытуемого;

– были разработаны ключи к методике и соответствующая интерпретация результатов на основе концепции Ф.Е. Василюка.

Исследование проводилось на базе Омского областного колледжа культуры и искусства. В нем приняли участие студенты 2, 3, 4 курса в количестве 21 человек. При проведении исследования учитывался такой параметр, как успеваемость студентов. Таким образом, в исследовании приняли участие успевающие и слабо успевающие студенты.

Результаты исследования позволили выявить ряд тенденций:

– среди студентов, чьи показатели в учебе стабильно-положительные (12 чел.), преобладает III тип жизненного мира «внутренне сложный и внешне легкий» – 83%, который проявляется в принципе ценности. Для таких студентов сложность внутреннего мира вызывает необходимость соподчинения мотивов, что связано с выработкой системы ценностей; незначимость трудностей внешнего мира определяется не любыми, а только нравственными ценностями. Это сфера нравственного поведения, в которой трудность внешнего мира не исчезает, а «выносится за скобки», т.е. легкость мира определяется тем, что трудности перестают быть значимыми; ресурс созидательного мышления высокий;

– среди студентов слабоуспевающих (9 чел.) преобладает II тип жизненного мира «внутренне простой и внешне трудный» – 100%, проявляющийся в механизме терпения при наличии трудностей для удовлетворения потребностей; деятельность выступает как вынужденная; прослеживается потребность к материальному обогащению; снижение моральных требований при достижении цели; внутренний мир становится простым; ресурс созидательного мышления ограниченный.

Рекомендации для студентов, имеющих показатели преобладания II типа жизненного мира: «Не проблемы должны толкать тебя в спину, а пусть мечты ведут за собой. Нужно разорвать связь между незначительными потребностями, касающимися гедонистических установок, принципов удовольствия. Важно определить тот или иной жизненный замысел, который будет отражать оптимальные представления о твоей собственной линии жизни и деятельности. Достижение конкретной цели, идеи воспитает в тебе волю и веру, что послужит «строительству» будущей жизни».

Л.Ф. Зеркалова

ВЗЛЕТИ!
ВЗЛЕТИ! – и горизонты раздадутся.
Прекрасный вид доступен с высоты!
ВЗЛЕТИ! – тревоги, страхи разбегутся,                       
Они отстанут от тебя, - ВЗЛЕТИ!

Не слушай тех, кто не готов к полету.
Они – бескрылы, их не жгут мечты.
Оставь им рабство, выбери СВОБОДУ!
Преодолей сомнения. ВЗЛЕТИ!

Не слушай лицемерных и трусливых,
Тебя желавших видеть позади.
Не верь их предостереженьям лживым.
С порывом ветра поднимись. ЛЕТИ!

Настойчив будь в стремлении к успеху,
Откройся неизвестному в пути, -
И твой призыв усилен будет эхом,
Других поднимет за тобой. ЛЕТИ!

Стремись к вершинам - самым недоступным -
Доступно все, когда ясны мечты!
Ты их достигнешь, и восторг минутный
Окупит все лишения. ЛЕТИ!

Ты не напрасно пролетишь кометой,
Своим примером увлекая ввысь
Тех, кто готов быть опаленным светом,
Чтоб ярким светом засияла ЖИЗНЬ.

И этот подвиг зримого СВЕЧЕНЬЯ,
Бескрайних ГОРИЗОНТОВ и МЕЧТЫ
Откроет людям новых поколений
Дорогу СЧАСТЬЯ, ВЕРЫ, КРАСОТЫ...

Исследование этой темы, я считаю, имеет важное значения для окружающих людей. Эта работа дает понимание о сути своего существования, о том, как мы живем в настоящее время. И это слово «как» определяет тенденцию нашей будущей жизни, ее дальнейшее развитие. Ведь мы идем по жизни, преодолевая препятствия, какие – либо трудности, и зачастую даже не задумываемся, в чем причина их возникновения.

В целом эта работа помогла мне осознать, в правильную ли сторону я направляю свою деятельность. Это помогло мне увидеть свои преимущества в реализации жизненных целей, профессиональных планов и дальнейшего развития моей личности.

Литература:

1. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев, 1992. С. 20 – 29. 

2. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Москва, 2001. С. 78 – 87.

3. Коржова Е.Ю. Психология личности в художественной литературе. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnosti-v-hudozhestvennoy-literature

4. Психоголос. Энциклопедия практической психологии.

http://www.psychologos.ru/articles/view/pozitivnoe_myshlenie

1. Шмелев А.Г.Острые углы воспитания, М., «Знание», 1986

2. Библия. Книга священного писания ветхого и нового завета, М. 1983

3. Введение в христианскую этику, 2ч., Триада, М., 1995

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!