Садзанская Анастасия Витальевна,



студент филологического факультета ФГБОУ ВО «Омский

государственный педагогический университет»,

руководитель: Коптева Элеонора Ивановна, доктор ф.н., доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ

Христианская любовь как сюжетообразующий мотив

В сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н. В. Гоголь был глубоко воцерковлённым человеком, поэтому его раннее творчество предстает перед нами непривычной для простого обыденного сознания стороной. Это не просто веселые повести в народном духе, а религиозное поучение, в котором изображается борьба добра со злом, например, в таких повестях, как «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть».

Основной темой всех повестей является именно христианская любовь, которая выступает и сюжетообразующим мотивом цикла «Вечеров...». Преподобный Паисий Святогорец сказал: «В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто наше великое благоговение перед Христом. Этим сохраняется христианская любовь и качественно отличается от любви мирских людей» [цит. по: 1, с. 46]. Таким образом, делается акцент на то, что христианская любовь обладает божественной силой, которая ведет героев «Вечеров» к пути истинному, к Богу.

Так мы видим проявление христианской любви, которая помогает героям обрести счастье, в повести «Майская ночь, или Утопленница». Левко и Ганна любят друг друга самой искренней, ангельской любовью, но красота молодой девушки препятствует тому, чтобы им быть вместе. Старый казак Голова пленен этой красотой и пытается завладеть невинной девушкой, приходя к ней в очень позднее время. Чувства Головы к Ганне нельзя назвать любовью, они скорее схожи с бесовскими страстями, желанием завладеть чистой душой. В противовес Голове стоит его сын Левко, который полюбил Ганну всей душой, за ее прекрасные светлые глаза, за совсем еще детское восприятие мира, за открытость и теплоту. Так они, находясь под чистым украинским небом со множеством ярких звезд, говорят о прекрасном мире. Сама природа их словно благословляет, чтобы они были вместе. Влюбленных окружает тихая, спокойная ночь, одним словом, гармония не только в душе у героев, но и в природе. Это единение с природой говорит о том, что настоящие чувства здесь не скрываются, они только все более укрепляются и дают силы влюбленным преодолеть те препятствия, которые им мешают быть вместе. В. А. Воропаев обращает внимание на образ лестницы, соединяющий землю с небом, – один из важнейших у Гоголя. «Ни один дуб у нас не достанет до неба, – сожалеет красавица Ганна. – А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником. – Нет, Галю, отвечает ей казак Левко, – у Бога есть длинная лестница от неба до земли. Ее становят перед Светлым Воскресеньем святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав от земли и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле» [2, с.78.]. Этот духовный образ глубоко жил в сознании писателя. Поэтому неслучайно именно казаку Левко даны эти слова. Левко ясно понимает сущность бытия, он размышляет о Боге и верит в то, что Божья сила помогает избавиться от нечистого. Левко хранит в себе любовь не только кГанне, но и ко всему миру, так он, если и хочет проучить своего отца, то делает это не с помощью нечистой силы, он не заставляет отца страдать. А делает так, чтобы Голова понял то, насколько он возгордился и слишком многое себе позволил: «Ну, голова, голова. Я сам себе голова. Вот убей меня Бог! Бог меня убей, я сам себе голова» [2, с. 81].

Итак, перед нами два героя, которые вступают в борьбу, но побеждает та сила, которая несет в себе свет божий. Та, которая способна принять и помочь не только такому же чистому и светлому человеку, как Ганна, Левко, но и нечистой силе, мучимым душам.В финале Левко помогает утопленница, просившая помочь ей избавиться от злой мачехи. Чувствуя долг перед Спасителем, девушка помогает ему, и бес. Голова оказывается повержен. И Голова, как опозоренный бесенок быстро старается сделать так, чтобы как можно меньше был заметен его позор. Счастливый конец говорит о том, что только сильные духом и верующие в Бога, выбравшие путь истины, вознаграждаются счастьем. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «Любовь не делает зла ближнему, где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата» [цит. по: 3]. Именно такая христианская любовь жила в душе казака Левко. Он не убил своего отца, а просто проучил во имя своей любви к Ганне.

Совсем иначе проявляет себя сюжетообразующий мотив христианской любви в повести «Страшная месть». Эта повесть показывает сложность художественного письма Гоголя: в романтически «условных образах» выразить причину вины человека, который вышел из коллектива и изменил своему народу, тем самым Писатель удалился от реалистической основы «Вечеров...».

Сложность понимания христианской любви Данилы к Катерине заключается в том, что герои являются носителями традиционного типа сознания. Перед нами родовое сознание. В таком типе сознания, как отмечают А. Белый и Ю. Лотман, практически полностью понятие индивидуальности «растворяется в понятии рода как целого, как общего» [цит. по: 4, с. 45]. Размышляя о повести А. Белый отмечает, что«родовая вина перекрестно увязывает всех – и живущих и умерших. Закон мести “жизнь за жизнь” расширяется до закона – потомство за потомство, род за род» [цит. по: 4, с. 46.].

Любовь Данилы к жене раскрывается в следующем фрагменте: «Если бы я знал, что у тебя такой отец, я бы не женился на тебе…не принял бы на душу греха, породнившись с антихристовым племенем» [2, с. 90 ]. Данила упрекает жену в том, что теперь и ему приходится страдать, но он старается и успокоить любимую: «Я теперь тебя знаю и не брошу ни за что. Грехи все лежат на отце твоем» [2, с. 91].

Можно сказать, что в повести у главного героя Данилы начинает развиваться индивидуальное, личностное начало, оно превалирует над родовым, здесь мы видим трагический конфликт между личностью и судьбой. Опыт Данилы, привязанность к родной душе делают больше, чем идея «племени».Но, не смотря на то, что происходит в исторически новое время, Священные Писания вечны, и в них говорится, что высшее решение не сообразно с течением времени: оно длится вечно, высшее решение не знает милосердия, не считается с переходом от родового к индивидуальному принципу. Оно надвременно и надисторично. В то время как текучесть бытия властно заявляет о себе.

Трагический финал повести, в которой слепой старец бандурист поет песню о двух братьях Иване и Петре, говорит о том, что произойдет с главными героями, какая судьба ждет Данилу, колдуна и Катерину. На происходящее в повести взгляд направлен из глубины в реальном мире, что подтверждает, что родовое начало так или иначе укоренено в каждом герое. Любовь в «Страшной мести» не ведет ко спасению Данилы и Катерины и не проявляет себя как отцовская любовь Колдуна к дочери. На этой основе возникает вопрос: есть ли здесь настоящая любовь? Что привело героев к такому трагическому завершению своей жизни?

Любовь Данилы к своей жене, с одной стороны, проявляет свои искренние христианские чувства: «Заботливо поглядел Бурульбаш на молодую жену, которая в испуге качала на руках кричавшее дитя, прижал ее к сердцу и поцеловал в лоб» [2, с. 92]. Также он любит и сына своего. Но Данило отдает себя только общности, целостности – боевым товарищам, армии, Украине. Для него важнее побиться на поле боя, достать золото. Этому свидетельствует и тот момент, когда он вступает в поединок с отцом Катерины, так как было задето его достоинство. Месть – вот что движет Данилой. Он принял на себя проклятие рода, и из-за духовной слабости был повержен сатанинским духом, но в тоже время он понимал, что необходимо спасти семью от колдуна, что, к большому сожалению, не произошло, ибо выбрал не тот путь, вступив на дорогу мщения.

Катерина в свою очередь не была так сильна, чтобы противостоять нечистому, который говорил устами Колдуна. Она любила своего мужа, но эта любовь выражалась скорее в долге и привычке. Так во время битвы между Данилой и стариком, она умоляет мужа прекратить: « – Данило! – закричала в отчаянии, схвативши его за руки и бросившись ему в ноги, Катерина. – Не за себя молю. Мне один конец: та недостойная жена, которая живет после своего мужа; Днепр, холодный Днепр будет мне могилою…» [2, с. 92].

Так Катерина отдалилась от Бога, стала виновницей смерти своего мужа, сына, так как поддалась, поверила отцу-колдуну, выпустив его на волю, тем самым наказав себя, так как выбрала путь смерти, путь жестокого мщения для родных людей и самой себя.

Отношения отца и дочери нельзя назвать родовыми: «– Для тебя только, моя дочь, прощаю! – отвечал он, поцеловав ее и блеснув странно очами» [2, с. 93]. Этот загадочный блеск очей, напугавший панночку, подталкивает к мысли о страшном намерении старика.

 В повести разворачивается семейная трагедия, где каждый ее герой таит в себе только зачатки христианской, божественной любви. Даже сам Колдун после смерти зятя, дочери, впадет в помешательство, в нем происходит невероятная борьба. Но была ли в его сердце любовь? Как замечают исследователи:  гоголевский колдун – воплощение богоборца и тирана. «Его жгло, пекло, ему хотелось бы весь свет вытоптать конем своим, взять всю землю от Киева до Галича с людьми, со всем и затопить ее в Черном море. Но не от злобы хотелось ему это сделать; нет, сам он не знал отчего» [5, c.45] Слабость духа, невероятное желание отомстить, непонимание последствий за содеянные поступки приводит к такому апокалипсическому финалу.

 Таким образом, христианская любовь в повести «Страшная месть» как сюжетообразующей мотив предстает лишь в зародыше, в возможности возрождения, которое так и не случилась. Финал повести предстает «завязкой всей повести, а также главным трагическим действием, а судьба колдуна, Данилы, Катерины – ее реальным финалом» [4, с.45].

Две крайние точки показал в сюжете автор. «Майская ночь, или Утопленница» является ярким примером того, когда христианская любовь является основным сюжетообразующим мотивом, и благодаря тому, что главный герой Левко выбирает путь истинный, она прорастает и дарует Левко с Ганной настоящее счастье. Совсем иначе данный мотив ведет себя в повести «Страшная месть». Христианская любовь в этом произведении заглушена жаждой мести главных героев, поэтому превращается в «прах», из-за чего и не была достигнута гармония. Но сила зла привела к гибели тех, кто не смог ей противостоять, тех, кто был слаб духом.

Литература:

1. Схимонах Паисий. Возвращение к Богу от земли на Небо. – М. Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 200 с.

2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. [сост., подгот. текстов И. А. Виноградова, В. А. Воропаева; вступ. ст. В. Воропаева]. – М.; Киев: Изд-во Моск. Патриархии, 2009–2010. – Т.1: Вечера на хуторе близ Диканьки. – 210 с.

3.  Мысли Святителя Иоанна Златоуста [Электронный ресурс]. Всероссийский портал «Православие». URL: http://www.pravoslavie.ru/90602.html. Дата обращения: 24.03.2018.

4. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя.– М.: Кода, 1988. – 474 с.

5. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя. Морфология, идеология, контекст. – М.: Издательство: РГГУ, 2002. – 657 с.

6. Воропаев В. А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии // Н.В. Гоголь и Православие: Сб. статей о творчестве Н.В. Гоголя. – М.: Издательский дом «К единству!». – С. 7–111.

7. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести / вступ. ст. И.А. Виноградова, коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. – М.: МИД «Синергия», 1998. – 282 с.

8. Письмо В. Г.Белинского к Н.В. Гоголю от 15 июля 1847 г. // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: [В 14т.]. – [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1952. Т.8. Статьи. – С.500–510 [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-5002.htm. Дата обращения: 15.02.2018.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!