Дубина Людмила Александровна,



Дегтярева Дарья Александровна ,

студенты факультета культуры и искусств

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»,

научный руководитель Елена Эрнестовна Комарова ,

 кандидат искусствоведения, доцент

«Страсти» в богослужебной

И профессиональной музыкальной традиции

 

Пассионы или «Страсти» – это музыкальное явление, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру. Широкую известность приобрели пассионы И. Маттезона, Г. Генделя, И. С. Баха и других композиторов. Но изначально этот жанр имел отношение не столько к сфере музыкального искусства, сколько к практике христианского богослужения, к чтению глав Евангелия, повествующих о последних днях земной жизни Христа. Эта служба для христиан - попытка понять, что чувствовал Христос в момент Распятия. Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Иисуса Христа, осознав и свою вину за смерть Господа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию.

Цикл чтений таких текстов на Страстную неделю сложился не сразу. Изначально они звучали в псалмодической манере с определенными каденционными оборотами; наиболее важные в смысловом отношении моменты подчеркивались мелизмами. Весь текст исполнялся одним солистом, дьяконом.

К IX веку слова Евангелиста, Христа, второстепенных действующих лиц и толпы стали различаться с помощью изменения высоты и интонации голоса. Для каждого персонажа существовала определенная высотность и группа интонаций. С XIII века реплики разных героев исполняют три клирика: бас (Иисус, Пилат, Иуда, Петр), тенор (Евангелист) и альт (ученики, толпа, первосвященники) [1, с. 35]. Именно в этой традиции следует искать особенности выбора Бахом голосов для исполнения партий в своих страстях.

В середине XV века появились пассионы в стиле английского трехголосного дисканта, фобурдона с cantus firmus в верхнем голосе, позднее — в имитационно-полифоническом стиле. Примером подобных «Страстей» могут служить произведения Жиль Беншуа, Орландо ди Лассо, Томаса Луи де Виктория и др. композиторов. К XVI веку утвердился респонсорный тип «Страстей», построенный на сопоставлении фрагментов текста, исполняющихся солистом (дьяконом) и хором. Начиная с этого времени, к евангельскому тексту добавляется вступительный раздел Introitus и заключительная молитва.

После Реформации Священное Писание и духовные гимны вновь зазвучали на живом разговорном языке. Исполнение должно было стремиться к ясности и простоте. Ритм предельно упрощался, часто использовался силлабический принцип музыкального изложения. Такие «Страсти» получили название респонсорные (от латинского слова «стихи»).

В начале XVII века появился жанр масштабный, хоровой жанр оратории. Сюжет ораторий строился, как правило, на библейских темах. Существует версия, что оратория «появилась от пилигримов, или поклонников святым местам, возвратившихся из Иерусалима, после крестовых походов…они по набожности своей, взяв тексты и лица из священного писания, составили из себя хоры и открыли первое сего рода песнопение во Франции в похвалу святых… [2, с. 8]. Вскоре оратория была приспособлена к сюжету «Страстей».

Со временем все большее влияние стала оказывать на пассионы, появившаяся в начале семнадцатого столетия, опера. Включение речитатива резко изменило изображение действующих лиц - их партии стали строиться на интонациях живой человеческой речи. А с начала XVIII века развивается еще один вариант жанра - пассионные оратории. По сути, это уже почти светский жанр. К этому же периоду относятся шедевры мировой музыкальной культуры «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Они имеют огромное значение не только для жанра пассионов, но и мировой музыкальной культуры в целом.

Со второй половины XVIII века композиторский интерес к жанру постепенно снижается. Однако во второй половине XX столетия «Страсти» вновь привлекают внимание композиторов. В этом жанре работает Кшиштов Пендерецкий «Страсти по Луке» (1965) и Арво Пярт «Страсти по Иоанну» (1982). Оба произведения стали значительными явлениями в музыке XX века.

Историческая изменчивость европейских пассионов тесно связна с господствующим мировоззрением эпохи. Но в них всегда прослеживаются неизменные жанровые черты: это сюжет Страстей (страдания и смерть Христа), огромное значение текста (донесение слова до слушателей - основная цель исполнения) при значительной роли вокального начала, распетого Слова.

    В практике православного богослужения существует подобная по содержанию служба – пассия. Это самая поздняя по времени возникновения православная служба, составленная в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой). Митрополит Пётр составлял последование так, что все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы [3]. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX века интерес к ней возрастает. Она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX века Пассия широко распространилась и на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно. Она напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Пассии исполняются четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажжёнными свечами в руках. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма [3] .

Звучат песнопения, в том числе из службы Великой Пятницы. Например, стихира «Приидите, ублажим Иосифа», которую исполняют во время целования Плащаницы Христовой. Звучит также прокимен «Разделиша ризы Моя себе…» Это молитвы и песнопения должны напомнить верующим о главной, конечной цели Поста – сораспятии со Христом. В православном понимании сопричастность страданиям Иисуса Христа выражается, прежде всего, словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми». Слова и смысл молитвы, а не только эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина.

Служба пассии не переносит верующих в далёкие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метроном заставляет выверить верующих своё духовное состояние: принимают ли они на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом. Если это так, тогда участники службы воистину становятся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу.

И хотя сложившиеся к началу восемнадцатого века европейские пассионы постепенно приближались к концертному жанру, а русская пассия так и осталась церковной службой, по содержанию они совпадают. Главная цель этих жанров тоже кажется похожей. Но это только кажется. Цель пассионов вызвать чувства сопереживания страданиям Христовым. Последование же пассии преследует цель вызвать у христиан переживание покаянного чувства.

Итак, как видим, история появления пассионов в Европе намного опережает время возникновения пассии в православном богослужении. Европейская история развития пассионов была нестабильной. Интерес к ним то возрастал, то умалялся, а сам жанр постоянно эволюционировал. Православная же пассия, составленная единожды, неизменно сохранялась на протяжении веков.

Есть еще одно отличие – главенствующую роль в пассионах занимает музыкальное оформление и чувственное начало, в пассии главную роль играют текст молитвы и покаянное чувство, которое помогает очистить сердце от всякой скверны и заполнить его любовью к Господу нашему Иисусу Христу.

 И все же на современном этапе истории развития пассионов появился пример авторского музыкального произведения (оратории), в котором сохранены основные черты православной службы – пассии. Это произведение было создано в 2006 году митрополитом Иларионом (Алфеевым). Его «Страсти по Матфею»  - монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, где фрагменты Евангелия чередуются с музыкальными номерами: речитативами, хорами, и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. В центре сюжета оратории - последние главы Евангелия от Матфея, повествующие о последних днях земной жизни Иисуса Христа: от Тайной вечери до смерти на Кресте (в первой редакции) и до воскресения (во второй версии).

Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека - в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Иисуса Христа. Необходимо отметить убедительность сочетания в «Страстях» владыки Илариона подлинно православной традиции с элементами музыки западной традиции, так как митрополит Иларион - знаток и любитель творчества Баха. Страстные песнопения очень удачно легли в западную форму «Страстей» [4]. Его сочинение стало замечательным примером христианского универсализма, единства общехристианской культуры, выраженного музыкальными средствами.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Изд.

Московской Патриархии (Гал., 5, с. 24). – М., 1988. – С. 438

2. Акафист Божественным Страстям Христовым (Пассия). http://akafistnik.ru/

3. Друскин М. Пассионы И. С. Баха. Л.: Музыка, 1976. – 166 с.

4. Западов В.А.: Работа Г. Р. Державина над « Рассуждением о лирической поэзии» //Русский стих XVIII - начала XIX века (ритмика) [Текст] : лекция / В. А. Западов. - Ленинград : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. - 56 с.

5. Константин Слепинин, иерей. «Азы православия» http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2014/03/31/passiya/

6. Мещеринов В.А., игумен Петр, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона в лучших традициях. http://www.pravmir.ru/strasti-po-matfeyu-mitropolita-ilariona-v-luchshix-tradiciyax-i-dostupno/

 

Ефимов Артем Витальевич ,

студент факультета культуры и искусств

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»,

научный руководитель Елена Эрнестовна Комарова ,

 кандидат искусствоведения, доцент

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!