ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



Термин «экология» прочно вошел в обиход русского человека: его можно встретить в средствах массовой информации, бытовом общении, нормативных документах. Состоит он из двух греческих слов в переводе на русский язык означающих «дом» и «наука» - то есть, наука о доме, о месте рождения и проживания, нашего прошлого и будущего, а также о нас самих. Все мы ответственны за состояние окружающего нас мира. Как известно из Священного Писания, отпадение первых людей от Бога послужило толчком к искажению первозданного Божьего творения: следствием человеческого греха стало разрушение первозданной природы [1].Впоследствиичеловечество стало причинять окружающей среде колоссальный урон: происходят массовые загрязнения водных источников и атмосферы, неправильная утилизация отходов, браконьерство, пренебрежение к лесам и ископаемым ресурсам, опасные эксперименты и многое другое, в связи с чем состояние природы оказывается на грани серьезного экологического кризиса[2].

В связи со злободневностью экологических проблем создается необходимость экологического просвещения всего человечества, а в первую очередь – каждого из нас. Отклик человека на принятие норм экологической культуры зависит от многих факторов, среди которых далеко не последнее место занимает отношение человека к Богу. С конца 1960-х гг. за рубежом, а после Перестройки и в нашей стране, стало активно обсуждаться влияние христианства на формирование экокультуры и на отношение людей к природе. Впоследствии интерес к этой проблеме возрастает, что связано как с увеличением числа верующих, так и с обострением экологических проблем.

Русская Православная Церковь не в первый раз обращается к обществу с призывом к осмыслению духовно-нравственных основ экологической культуры, необходимости бережного отношения человека к окружающему миру. К примеру, в 1974 г. публикуется статья митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (будущего патриарха Московского и всея Руси), в которой обсуждаются духовные и нравственные особенности жизни общества, проблема господства человека над природой, осознание экологической опасности и другие подобные вопросы, которые не перестают быть актуальными и на сегодняшний день. В 1999 г. был издан сборник Московской Патриархии «Православие и экология».В современный период тема отношений Церкви и экологической культуры отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии и Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности, в котором, в частности, отмечается: «Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы. Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств» [2].

Также является показательной практика формирования экологической культуры на примере приходских общин в форме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях детских и подростковых объединений, походов, полевых лагерей, богослужений в походных храмах, а также через экологические акции: посадку деревьев, уборку территорий, родников, лесов, водоемов, утилизацию вредных отходов, организацию детских мероприятий.

Таким образом, Церковь не может игнорировать то, что происходит вокруг, и считает важным и необходимым более активно действовать в решении вопросов экологии и популяризации экологической культуры. Ведь проповедь словом и делом – это уже значимый вклад в защиту окружающей среды и ответ на бескультурные призывы потребительского общества, поскольку Церковь говорит о нравственных ценностях, которые неразрывно связаны с самоограничением и аскетическим отношением к себе, к природе, ко всему миру.

Корни экологических проблем Церковь видит в том, что человечество стало потреблять природные богатства в гораздо большей степени, чем это необходимо для жизни. Факторы оскудения культурной и нравственной сторон жизни общества, а именно: алчность, неумеренность, стяжательство, бескультурье стали источниками напряженной экологической ситуации в современном мире.

Церковь обращается с призывом к проявлению внимания к состоянию окружающей среды, поиску путей преодоления проблем экологии, распространению экологического просвещения детей и молодежи, популяризацию природоохранных нравственных ценностей через систему образования, СМИ, сферу культуры, общественные организации и другие самые разные каналы. Ведь только общими усилиями мы сможем внести свой вклад в формирование нравственных ценностей и экологической культуры нашего общества.

 

Источники:

1. «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

2. «Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности». Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года.

Шкиря Лилия Анатольевна,

педагог дополнительного образования

 бюджетного образовательного учреждения

 дополнительного образования города Омска

 «Центр развития творчества «Дом пионеров»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!