Актуальные вопросы взаимодействия системы образования Омской области и Омской епархии по вопросам духовно-нравственного воспитания.



Пленарное заседание

Митрополит Омский и Таврический Владимир

глава Омской митрополии

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

 

Как каждому человеку при рождении Господь дает ангела-хранителя, который незримо сопровождает человека всю жизнь, так и у целых православных народов есть такие Небесные покровители. Они даются народу в момент его рождения и затем сопровождают его на протяжении всей его истории, сохраняя и оберегая своими святыми молитвами и заступничеством. Ибо как и отдельный человек не родится в полной мере, если не произойдет его рождение свыше, рождение от Духа (Ин.3:3-8), так и целый народ, не родившись во Христе, не имея своих Небесных покровителей и первых учителей, способствовавших духовному рождению, продолжает находиться во тьме.

По непостижимому Промыслу Божию русскому народа было дано несколько великих покровителей, которые просияли на самой ранней заре его появления в истории. Это святой апостол Андрей Первозванный, который, по преданию, дошел до русских земель и стал первым проповедником веры Христовой среди населявших эти земли племен. Это святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, освободившие древних русичей от языческих заблуждений и введшие их – через Таинство Крещения – в единую семью Православных народов. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, заложившие основы русского монашества, привившие юному русскому Православию вековые традиции Христианского аскетизма и равноангельной жизни. Это преподобный Нестор Летописец, благодаря которому первые шаги русского народа на его историческом поприще были изучены, осмыслены и освещены посредством исторического метода.

Но, пожалуй, самую важную роль в духовном рождении как русского, так и других славянских народов сыграли его великие просветители – святые равноапостольные Мефодий и Кирилл.

«Принадлежащими к высшему разряду наших славянских великих людей» называл их выдающийся историк Евгений Голубинский, составивший полтора века назад первое научное исследование жизни святых братьев.

Такая высокая оценка их заслуг нас не удивляет. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл создали алфавит, которым мы пользуемся более тысячи лет. В ходе истории его «светский» вариант претерпел небольшие изменения и из него были удалены некоторые буквы, но Русская Православная Церковь сохраняет славянскую азбуку в неприкосновенности. Ведь кириллица – не просто набор знаков; это своего рода духовная матрица русского народа, каждая буква которой звучит таинственной музыкой духа: аз… глаголь… добро… есть… живете… земля… люди… покой… рцы… слово… твердо… Не случайно известный русский поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение «Мелодия Кирилла и Мефодия». В нем есть такие строки: «В латынь – латунь органная откликнулась / А хоровые клиросы – в кириллицу!». Поэт очень точно уловил связь кириллицы с Православным Богослужением, с клиросным пением.

Но не только в создании и внедрении новой письменности состояла великая роль святых братьев как духовных родителей славянских народов. В 861 году в качестве официальных представителей Константинополя они совершили далекое и опасное путешествие в Хазарский каганат, где выступили на диспуте, благодаря чему значительная часть хазарской знати под влиянием их проповеди крестилась во Христа; тем самым святые равноапостольные братья положили начало Христианизации Поволжья, Приазовья и Причерноморья. И хотя позже большая часть хазарской верхушки приняла иудаизм, семена, посеянные святыми Мефодием и Кириллом, не пропали. Через полвека после «хазарской миссии» число христиан в Хазарии было уже настолько значительным, что в 919 году Константинопольский патриарх Николай Мистик поручал епископу Херсонеса лично отправиться в Хазарию и рукоположить там епископа, как об этом просило прибывшее в Царьград хазарское посольство. Не следует забывать и о том, что на территории Хазарии жило множество славянских племен, которые также не могли не быть затронуты Христианской проповедью.

Стоит упомянуть еще одно деяние святых братьев, которое также имело для Христианства на русских землях глубокий символический смысл. В январе 861 года, по пути в Хазарию, во время пребывания в Херсонесе Таврическом (который находился на месте нынешнего Севастополя), братья обрели мощи священномученика Климента Римского. Один из семидесяти апостолов и четвертый епископ Римский, святой Климент, был за исповедание Имени Христова осужден на каторжные работы в каменоломнях Тавриды, как тогда назывался Крым, стал первым Христианским проповедником в Северном Причерноморье. Кажется глубоко знаменательным, что первые Христианские просветители русских земель обрели в Крыму мощи первого Христианского мученика, принявшего смерть за Христа в южных пределах будущей Киевской Руси.

Однако, разумеется, самым важным шагом, который предприняли святые братья, было создание ими славянской письменности и начало перевода на нее Священного Писания и Богослужебных книг. Христианский народ невозможен без письменного слова, без уважения к книжной культуре. Ошибаются те, кто считает, что Христианство возникло как отрицание книжности, как отрицание образованности. Когда мы говорим, что первые ученики Христовы, святые апостолы, были людьми простыми, это не означает, что они были людьми безграмотными или малообразованными. Достаточно почитать послания святых апостолов – Петра, Иакова, брата Господня по плоти, Иуды, Иоанна Богослова – чтобы увидеть, насколько начитанными были эти люди, насколько хорошо они знали Писание. Да, они не были «книжными» в том смысле, в каком были книжники и фарисеи, чья образованность, подточенная изнутри гордостью и тщеславием, выродилась в догматическое жонглирование цитатами, в умение уловить собеседника на хитро построенных софизмах. Образованность первых христиан была иного рода. Эта была живая духовная культура, не выпячивающая себя, не надмевающаяся, но смиренная, осознающая свою малость перед величием Божиим, осознающая свою нищету перед богатством Премудрости Господней. В этом смысле и следует понимать первую фразу из Нагорной проповеди: блаженны нищие духом… (Мф.5:3). Вовсе не невежественным людям, не тем, кто считает свою необразованность выше образованности обещано здесь блаженство – но тем, кто смирил свой дух, кто даже при множестве знаний осознает свою ограниченность. Такими были апостолы, такими были и равноапостольные Мефодий и Кирилл.

Дорогие участники чтений! Так совпало, что в этом году наши традиционные Кирилло-Мефодиевские чтения проходят накануне праздника Пятидесятницы. В этот день Церковь, как известно, вспоминает одно из главнейших событий своей истории – Сошествие на апостолов Святого Духа, после чего они неожиданно обрели дар говорить о великих делах Божиих на разных языках (Деян.2:11). Благодаря этому множество людей из самых разных стран, находившихся в тот момент в Иерусалиме, услышав проповедь Евангелия на своих языках, в тот же день приняло Крещение (Деян.2:41). Этим Господь еще раз указал апостолам на необходимость проповеди среди других народов – проповеди, которая должна вестись на языках этих народов. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл всей жизнью, всем своим подвижническим служением выполнили этот наказ, вложив Благодать, которою их одарил Господь, в свои речи, в свои миссионерские труды. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Господь даровал Духа Своего апостолам и через них – всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека…». Воистину, благодаря трудам святых равноапостольных братьев, через созданную ими славянскую письменность, Дух Святой продолжает осенять Собою нашу историю, всю нашу культуру. Будем же достойными хранителями и преумножателями этого великого богатства, завещанного нам святыми Мефодием и Кириллом; постараемся передать нашу письменность, наш язык в духовной чистоте следующим поколениям россиян. Желаю всем участникам чтений интересной и плодотворной работы!

Трофимов Юрий Викторович,
Министр культуры Омской области

Приветственное слово

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые коллеги работники культуры, образования, учреждений социальной сферы, представители научного и творческого сообщества, представители Русской Православной церкви, участники ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтений!

Сегодня мы присутствуем на пленарном заседании Чтений, посвященных подвигам святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые принесли в наш народ СЛОВО и почитаются со времен Древней Руси.

«Просветители славян» создали азбуку, отражающую живую речь.
Их жития упоминаются в «Повести временных лет», древнейшей летописи об истории русской земли. После крещения Руси созданный ими язык стал общеславянским.

В современной России 24 мая – день славянской письменности и культуры отмечается с 1991 года на государственном уровне. По своему содержанию этот день является единственным в России государственно-церковным праздником.

Следует сказать, что этот праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

 Учреждения культуры Омской области (библиотеки, музеи, театры, детские школы искусств, центры традиционных русской и славянской культур) активно работают в целях формирования духовных ценностей у населения, расширения кругозора, пробуждения интереса к языку, истории, устному народному творчеству, литературе, культуре России.

Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.

В эти дни в регионе проходят конференции, библиотечные часы, хоровой праздник, уроки чтения, выставки книжных памятников, виртуальные путешествия по славянским странам, мероприятия для различных групп населения, направленные на консолидацию славянских народов, поддержку, сохранение и расширение русского языка как средства межнационального общения народов России, средства международного общения.

Свое приветствие хочу закончить словами Владимира Путина, который сказал: «Язык, духовное, культурное, историческое наследие – это то, что определяет национальную идентичность, скрепляет народ, общество, а значит, и всю страну, во многом является основой государственного суверенитета.Для сохранения этого необходимо объединить усилия общественности, научных, деловых кругов, представителей традиционных конфессий».

 

Актуальные вопросы взаимодействия системы образования Омской области и Омской епархии по вопросам духовно-нравственного воспитания.

 

Протоиерей Димитрий Олихов,

Руководитель Отдела Религиозного образования

и катехизации Омской епархии. 

 

 

Размышляя над вкладом Церкви в развитие просвещения, необходимо заметить, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции и имеет своим основанием Заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-40). Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим.

Именно любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями – личностных характеристик, формированию которых современная школа придает большое значение. Если мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и, тем более, школы, занимающейся духовно-нравственным воспитанием, является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто (1 Кор. 13, 2).

Многогранный и положительный опыт учителей по духовно-нравственному воспитанию представляется ежегодно в нашем регионе на городском, а затем региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», конкурсе «Православная культура на Омской земле», где Омские педагоги занимают призовые места, что является серьёзным показателем их деятельности.

В прошедшем году на межрегиональном уровне в СФО, третье место заняли Климова Иоанна Васильевна, а также авторский коллектив в составе Кореневой Светланы Алексеевны, Жарковой Натальи Викторовны, учителей начальных классов бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия № 150» (конкурсная работа «Методические рекомендации по работе с интерактивным приложением «Икона собора святых новомученников и исповедников российских»);

На Всероссийском уровне – Климова Иоанна Васильевна, главный редактор Православного детского журнала «Божий лучик» заняла уже общее второе место;

Бажанова София (10 лет) заняла III место на Всероссийском этапе в номинации «Литература» конкурса «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и Всероссийского Церковного Собора».

Награждение победителей будет проведено в конце января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

В прошедшем году был организован очередной ежегодный областной конкурс по организации и преподаванию модуля «Основы православной культуры» в рамках «Основы религиозной культуры и светской этики» «Православная культура на Омской земле», который проводится по инициативе Омской Митрополии при поддержке Министерства образования Омской области и департамента образования Администрации г. Омска. В 2017 году победитель конкурса Пронина Наталья Ефимовна, учитель БОУ г. Омска «СОШ № 6» и директор данной школы Нечаева Юлия Николаевна были награждены путевкой на остров Кипр. Призеры, занявшие 2 и 3 место совершили паломническую поездку на Алтай. Также и в наступившем году епархия анонсирует проведение уже 5-го по счету подобного конкурса, вызывающего стабильно высокий интерес среди педагогической общественности.

9 декабря состоялся муниципальный тур Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!» Впервые в школьном туре приняло участие 603 обучающихся образовательных организаций г. Омска. 17 февраля в стенах Духовной семинарии состоится региональный тур олимпиады, где примут участие победители и призеры муниципальных туров Омской области.

Хотелось бы поблагодарить отдельно Министерство образования и Департамент образования Администрации города Омска, ИРО Омской области за участие в организации данных конкурсов, а также за совместную с Омской митрополией организацию различных мероприятий в образовательном пространстве региона, которых насчитывается за год более 70.

В период с октября по декабрь 2017 года в Омской епархии были проведены Областные Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества». В работе Чтений приняли участие более 4000 человек, среди которых представители учреждений образования и культуры, руководители и специалисты органов, осуществляющих управление в муниципальных районах города Омска и Омской области, работники методических служб, священнослужители, представители Вооруженных сил Российской Федерации, Сибирского войскового казачьего общества, представители управления МЧС России по Омской области, УФСИН России по Омской области, общественных организаций. В ходе Чтений было проведено 53 секции. На различных площадках прошли круглые столы, конференции, семинары, практикумы, мастер-классы, секционные заседания, было заслушано 461 выступление. Практически все отделы Омской епархии провели мероприятия в рамках Рождественских чтений.

У нас есть масса возможностей для совместной работы.

Это курс ОРКСЭ, предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России, воспитательная работа, внеурочная деятельность, участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику – Олимпиада по ОПК и Олимпиада «Наше наследие», конкурс «Красота Божьего мира». Наконец, праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства – фестиваль «Держава», фестиваль для дошкольников «Единство во имя мира», мероприятия, посвященные Дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Светлой Пасхе, Святой Троице, Покрову ПБ, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя – конкурс «Учитель, перед именем твоим…». Во всех этих праздниках и событиях епархия принимает активное участие совместно с профильными структурами Администрации Омской области.

Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы. На муниципальном уровне данное направление курируют Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации Омской, Калачинской, Тарской Епархий, с которыми могут быть установлены контакты как местных управлений образованием и методических служб, отдельных образовательных учреждений. При необходимости педагогам всегда будет оказана возможная консультативная помощь по вопросам православного вероучения, церковной истории и др., поддержаны проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. Также в пользование педагогам могут быть предоставлены библиотеки Епархиальных отделов и приходских воскресных школ. С марта 2012 года функционирует объединенный информационно-методический центр духовно-нравственного воспитания и православной культуры Отдела образования епархии и «Дворца культуры и семейного творчества «Светоч».

Пятый год ОРОИК Омской епархии проводит постоянно действующий практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных образовательных организаций по общей теме «Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС». В рамках семинара проходят мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы, чтения, диалоговые площадки, фестивали, основным содержанием которых являются вопросы изучения православной культуры. Эффективность проведения семинара была подтверждена участием большого количества дошкольных учреждений в межрегиональном фестивале для дошкольников «Единство во имя мира», проведенном совместно с ОО «Российский комитет защиты мира», департаментом образования Администрации города Омска и Министерства образования Омской области, где участвовало 1178 детей.

Системная работа проводится епархией в высших учебных заведениях региона. Со всеми ведущими ВУЗами подписаны и реализуются соглашения о совместной деятельности, в рамках которой только в прошедшем году проведены 10 секций Рождественских Чтений. Сегодня к их числу присоединился Сибирский Автодорожный Университет, хотя нужно отметить, что этот ВУЗ сотрудничает с епархией с 2005 года. Соглашение между ОМГУ и ОмДС переподписано в связи с возвращением названия факультета теологии, философии и мировых культур.

Важнейшим направлением взаимодействия Церкви и светских образовательных учреждений является работа с родителями. Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества. И не смотря на то, что родители, согласно ФГОС являются участниками образовательного процесса, невольно возникает сомнение в том, что их миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и воспитательная работа с родителями.

Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию. Эта работа может быть поддержана на уровне конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов. Возможна и индивидуальная работа с родителями со стороны священнослужителей и приходских специалистов. В случае затруднений, можно опять же обратиться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

Такое взаимодействие актуально ещё и потому, что православная культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале, незнакома для современного общества, либо о ней составлены самые превратные представления. Особенно это заметно во время работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации взятой из непонятных источников, сплетням и слухам не удосуживаясь спросить саму Православную Церковь – как она смотрит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только планомерная разъяснительная работа. Печально и то, что порой не православная, и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще был сделан осознанно.

Православная культура и традиция воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе, невзирая на все его соблазны и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные истины, данные Богом. От нас зависит, насколько мы поймём и воспримем эту культуру, в рамках какой культуры воспитаем своих детей, какие идеалы положим в основу их духовной жизни – такой и будет духовная жизнь нашего общества.

Опыт показывает, что взаимодействие Епархии и государственных органов управления Омской области при правильном подходе и организации даёт прочную основу духовно-нравственного воспитания.

 

Колодина Елена Михайловна, зав.

 отделом культурно-просветительных

программ БУК Омской обл. «Дворец

культуры и семейного творчества

«Светоч», зав. инф.-методическим

сектором ЕОРОиК Омской епархии


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!