Чувство духовной осторожности



 

Знать свою историю не просто интересно, но совершенно необходимо. Человек, не знающий прошлого, не будет уверен в настоящем, а будущее для него будет для него туманным. Такой человек будет как дерево без корней. Считаю, что у каждого человека, кроме родителей, должны быть ещё пять корней: родная земля, язык, культура, история и религия

Выбор темы моего исследования не случаен. Меня всегда интересовала история моих предков во всех её аспектах: быт, жилище, обряды, внутренний мир, религия.

Цель исследования: определение значения домового в жизни славян, его нрава и поведения; отношение к домовому в настоящее время, в том числе православия, а также создание куклы домового на основе изучения различных источников.

Задачи:

1. Сбор и изучение по различным источникам (историческим и литературным) информации о домовом: кто такой домовой и как он появляется в доме, его облике, месте жительстве, лексическом значении, основных функциях и проявлениях, связях с другими родственными духами.

2. Изучение характера и повадок домового в разных жизненных ситуациях.

3. Отношение Православия к домовому.

4. Анализ и обобщение полученных данных.

5. Анкетирование.

6. Создание куклы домового на основе описания его образов.

Древние славяне – далёкие предки русских, украинцев и белорусов. Они были язычниками, считая Землю и Небо двумя живыми существами, породившими всё живое. У них были свои боги: Солнца, Молнии, Грома, Огня, Зари и т.д., которые помогали людям жить и выживать в те трудные времена. [14]

У язычников было много жестоких и немыслимых с позиции современного человека и здравого смысла обычаев и традиций. Например, если умирал знатный человек, его жену убивали и хоронили в кургане вместе с ним. Богу Перуну приносили в жертву не только животных, но и людей.

Горести и несчастья, случавшиеся с древними славянами, также сочетались со сверхъестественными злыми силами (злой бог Чернобог, злая богиня Морана и т.д.). Божественная и духовная иерархия, по мнению наших языческих предков, выглядела следующим образом: у вышеперечисленных богов были помощники – духи. Духи прислуживали богам, выполняли их волю. Одним из таких духов и был домовой – кутный бог – покровитель дома, его хозяин, обеспечивающий жизнь семьи, плодородие, здоровье людей и животных. Иногда домовым считался умерший член семьи, который за грехи назначен богом в услужении живым домочадцам. По другим легендам домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных при строительстве дома. Славяне считали, что домовой есть в каждом доме.

С момента крещения Руси в 988г. князем Владимиром отношение к домовым стало измениться. Однако, даже став христианами, жители древней Руси не забывали своих языческих богов и продолжали им молиться. А вера в духов (домовых, леших, водяных и прочих) сохранилась до сих пор.

На самом деле все гораздо серьёзнее. Нечистая сила, представителем которой и является домовой, не упускает случая навредить телу человека. Поскольку ей самим Богом воспрещено прикасаться к душам человеческим, а разрешено иметь власть над одним телом, она изо всех сил старается изгадить его. В таких моментах есть только одно действенное средство – молитва, особенно «Да воскреснет Бог…».

Сейчас я расскажу о личном отношении к домовому и его «сотоварищам». Прежде, чем выразить его, советовалась с православными священниками, читала святоотеческую литературу. В результате этой работы сформировался собственный взгляд, который, конечно же, совпадает с взглядом православной церкви.

Итак, домовой в доме означает только одно – в этом доме нет добра и что в нем живет демон.

Первым в новый дом или квартиру православные вносят не кошку или что-то другое, несвятое. Они окропляют её святой водой и вносят иконы, Евангелие и другие святые вещи. И только потом вносят имущество. В любом доме, чтобы не заводились демонические силы, ни в коем случае нельзя выпускать из себя зло, гнев, отрицательную энергию, осуждение, крик, шум, раздражение. Демонические силы питаются отрицательной энергией и нашими грехами. В этом случае из дома уходят ангелы, они находятся около него, плачут и ждут, когда мы обратим внимание на своё поведение и язык, когда мы исторгнем из сердца зло, гнев, ненависть и раздражение. Бесы в дом потому и приходят, что в нем нет места ангелам.

В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть. Когда дом освящён, а в нем слышна молитва, все духи из него улетают. На вопрос: «Есть ли в нашем доме домовой?» хочется ответить так. Конечно, у нас периодически бывают непонимание, шум, ссоры. Бывает и у меня не достойное поведение. Но все члены нашей семьи стараются бороться со злом в своем характере. Мы исповедуем свои грехи и причащаемся. Наша квартира освящена, мы систематически окропляем её святой водой, в ней звучит молитва, часто приходят священники. А потому очень хочется верить и надеяться, что домовому неприятно быть в нашем доме. И хоть наши грехи иногда попускают домовому заглянуть в него, задерживается он ненадолго. Кстати, когда я готовила и писала этот проект, всем членам семьи было «не по себе». Казалось, были слышны какие-то голоса и звуки. Я боялась одна лечь спать. А старенькой прабабушке долго казалось, что её ночью кто-то будит, берет за руку и сбрасывает одеяло. Это были ужасные ощущения, и хочется, чтобы они не повторились.

На вопрос: «Кто такой домовой и существует ли он?» православные отвечают так. За людские души веками борются силы света и тьмы. Духов, которые не принадлежали бы ни к одной из иерархий – божественной или бесовской – не существует. Поэтому домовой, является представителем бесовской силы. Домовой – это бес, поселившийся в избе. Есть разные бесы: блуда, сребролюбия, ненависти, зависти и др. При доме поселяются домовые бесы, которые получают удовольствие от семейных ссор и обид, и тому подобных неурядиц. Сила и степень падшести у разных бесов разная. Но при всех различиях есть одна основная, общая черта – злоба и ненависть к роду человеческому. Среди них нет добрых или забавных чертей, которые так живо изображаются в современных мультфильмах. Бесы есть бесы, несмотря на их различия в злонамеренности и силе. Каждый из них творит то зло, которое ему наиболее приятно.

А то, как относиться к домовым и его «сотоварищам» выбираем мы сами. В наше время люди совершенно потеряли чувство духовной осторожности. Бесовские силы, пытаясь смутить и обмануть нас, часто изображают домового милым и потешным существом (обратите внимание на несколько моих экспонатов).

Кому-то наверняка может показаться, что общение с домовым – невинная шалость или даже увлекательное приключение. И, предлагая угощение домовому, мы делаем очень важный выбор. Вступая в контакт с бесами, мы становимся причастными ко всему демоническому миру и сами отторгаем себя от благодатной помощи ангельских сил. Нельзя заискивать перед бесовщиной, служить ей, выполнять её приказания, предлагать еду или что-либо другое. Христианин всегда должен помнить о непрекращающейся борьбе в духовном мире, в центре которой находиться человек.

Человек верующий внимателен к духовному. Он всегда помнит, что вокруг него живут духи. Поэтому он с осторожностью подходит к любым видимым проявлениям их присутствия. Он никогда не станет разговаривать с таинственным собеседником, не будет общаться с ним никаким другим способом: стуком, загадыванием желания и прочими. Не будет говорить ему, например, так: « На, вот, возьми, покушай, только сильно не вреди!»

Наоборот, в доме, где живут люди безбожные и распущенные, этот бес развлекается, как может, творя различные малые и большие пакости, называемые ныне модными иностранными словечками «барабашка или полтергейст». По-русски это называется просто и ясно – «бесовщина».

Так что надо усердно молиться, а вовсе не искать дружбы с домовым. Нужно призвать священника, чтобы он освятил дом и двор, молиться всей семьёй Божьей Матери, покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиве, небесным покровителям членов наших семей, ангелам-хранителям наших домов. Кстати, особые ангелы-хранители есть не только у людей, но и у домов, храмов, целых городов и стран. Известно, например, что у города Омска ангелом-хранителем является святой Пророк Илия, почитавшийся издревле как величайший из святых. Его память ежегодно совершается 2 августа. И наш город празднует день рождения в начале августа.

Ангел-хранитель дома поставляется Господом при его освещении и прибывает с ним всегда, сохраняя от зла. При условии, если христианская семья живёт в мире, согласии и молитве [2, с.8].

Вместе со священниками я глубоко верю и надеюсь, что наступит блаженная пора, когда великая молитва раздастся на всю Святую Русь, от которой навсегда оцепенеет и погибнет нечистая сила вместе с домовым!

Используемые источники:

1. Ангел-хранитель, дух-искуситель и домовой. – СПб., 2012.

2. Вобрякова И.В. Домовой как персонаж русской литературы. – Волгоград, 2017.

3.Голованов И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала. – М., 2015.

4. Евсеев В.Н. Былички и бывальщины Ишима и Прииртышья. – Ишим, 2004.

5. Максимов С.В. Легенды и мифы России. – СПб, 2006.

6. Мороз Л.А. Домовой – защитник и хранитель домашнего очага. – Р.н/Д, 2008.

7. Померанцева Э.В. Русская устная проза. – М., 1985.

8. Представления восточных славян о нечистой силе и контактах с ней. – СПб., 2004.

9. Селиванова С.И. Русский фольклор: основные жанры и персонажи. – М., 2008.

10. Славянский и балканский фольклор: народная домонология. – М., 2000.

11. Тайны аномальных явлений. – М., 2002.

12. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. – М., 2003.

13. Ухова И.В. Персонажи славянской мифологии в искусствеХVIII-ХХ вв.: леший, водяной, русалка, домовой. – Минск, 2015.

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Домовой – Википедия.

15. http://radogost.ru/domovoy.html – Радогост. Все о славянской мифологии.

 

 

Мкртчян Давид Артурович,

 ученик 4 класса

БОУ г. Омска «Гимназия №76


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!