Результаты практики пратьяхары



 

Пратьяхара – это кульминация процесса индрияджаи , покорения одиннадцати индрий (пяти органов действия, пяти чувств восприятия и внешней работы ума).

 

 

грахана-сварупа-асмита-анвая-артхаваттва-самьямат индрия-джая (III. 48)

Поскольку чувства восприятия и внешние движения ума направляются внутрь к интеллектуальным чувствам, они освобождаются от бхогартх (чувственных удовольствий) и устремляются к освобождению, как это разъясняется в сутре II. 18.

 

тата мано-джавитвам викарана-бхава прадхана-джая ча (III. 49)

Это глубинный аспект пратьяхары . Индивидуальный ум, который удовлетворял чувства, с одной стороны, и созерцателя, с другой, преобразуется в однородное состояние внимания (эка читта ). Эка читта преобразуется в космический ум (махат ), первый принцип мула пракрити . Когда однородный ум вливается в источник природы (мула пракрити ), созерцатель сияет в собственном великолепии.

 

 

Дхарана

 

Дхарана, дхьяна и самадхи составляют внутренние, антаранга , аспекты йоги. Патанджали объединяет их в одно целое и называет самьямой .

Ум, связанный с органами действия и чувствами восприятия, благодаря яме, нияме, асане, пранаяме и пратьяхаре разворачивается и связывается с внутренними чувствами, а именно с разумом, «Я» и сознанием. Из восьми состояний самадхи , к которым относятся савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сананда, сасмита, вирама пратьяя и нирбиджа (дхармамегха ) самадхи {61} ― первые семь относятся к сабиджа самадхи , то есть к самадхи с семенем. Нирбиджа или дхармамегха самадхи подразумевают исключительно внутренний опыт, который невозможно выразить словами.

Как дхарма облака состоит в том, чтобы давать дождь, нирбиджа – дхармамегха самадхи проливается дождем добродетелей (шилата ) из вместилища антаратмана .

 

Определение дхараны

 

Дхарана имеет три грани.

 

 

деша-бандха читтасья дхарана (III. 1)

Здесь речь идет о наружной дхаране . Слово «деша» в этой сутре обозначает место, на которое нужно направить внимание. В данном контексте оно обозначает тело, в котором обитает читта . Я нахожу подтверждение своему пониманию толкования Шри Вьясы. Я также рассматриваю тело как дешу по причине того, что в нем обитают чувства, ум, разум, сознание. Поскольку тело невечно, у него есть свои ограничения. Его содержимое (органы действия, чувства восприятия, манас, буддхи и ахамкара ) заряжаются посредством йогической садханы для очищения и инволюции.

 

Эта сутра очень интересна. Следуя ей, садхака позволяет своему уму проникнуть в духовный мир и уловить в нем сущность (как фотокамера улавливает нужный объект), вместо того чтобы улавливать внешние состояния сознания. Такие методы, как изучение духовных писаний или созерцание пламени свечи, имеют отношение к материи вне тела, но Патанджали не пренебрегает ими, поскольку они являются наружными вспомогателями медитации.

 

 

вита-рага-вишаям ва читтам (I. 37)

Созерцание просветленных душ или божественных объектов есть внутренняя дхарана .

 

вишока ва джьотишмати (I. 36) {62}

Здесь речь идет о глубинной дхаране . В жизни мы изредка переживаем (осознанно или нет) внезапное состояние, в котором исчезает малейший намек на грусть, а ум просветляется и успокаивается.

При дхаране можно вспомнить это состояние джняна джьоти и сосредоточиться на нем. Сохраняя ум и сознание в состоянии спокойствия и тишины, садхака должен увеличивать время дхараны . Каждый из нас испытывал состояние спокойствия и благодати, наблюдая, как солнце опускается в море на закате, слушая прелестную музыку или крики перелетных птиц в бескрайнем голубом небе. Воссоздание этого состояния способствует успокоению ума.

 

 

Результаты практики дхараны

 

Поддержание осмысленного внимания (дхарана ) и его продление со временем приводит к полной погруженности (дхьяна ).

Теперь перейдем к рассмотрению дхармы дхьяны .

 

Дхьяна

 

Для меня первая сутра первой главы Йога-сутр подразумевает созерцание, медитацию и полную погруженность.

 

 

атха йога-анушасанам (I. 1)

Я перевожу ее так: полная внимательная созерцательная практика описанной дисциплины йоги – это путь к йоге, а йога есть не что иное, как медитация.

 

свапна-нидра-джняна-аламбанам ва (I. 38)

Воспоминание опыта сна со сновидениями или сна без сновидений в состоянии пробужденности также является частью дхьяны .

 

ятха-абхимата-дхьянат ва (I. 39)

Полная вовлеченность в любой приятный объект или мысль при соблюдении принципов ямы и ниямы является дхьяной .

 

Я рассматриваю последние две сутры как описывающие наружные грани дхьяны .

 

 

дхьяна-хея тад-вриттая (II. 11)

Эта и последующая сутры связаны с внутренними аспектами дхьяны .

Дхьяна – это то, что помогает узреть и четко распознать сомнительные действия и мысли и направляет нас в наших поисках. Тем самым мы развеиваем мрак, оставляя разум и сознание чистыми и первозданными. В своей чистоте и первозданности разум и сознание становятся годными для отражения света созерцателя. Полная сфокусированная осознанность ведет к полной погруженности.

 

татра пратьяя-эка-таната дхьянам (III. 2)

Это глубинный аспект дхьяны . Патанджали определяет дхьяну как способ, при помощи которого чувства, ум и разум начинают мыслить и рефлексировать посредством сплошного однородного потока внимания и осознанности.

 

Фактически, когда целеустремленное внимание поддерживается непрерывно, оно преобразуется в центростремительный и центробежный поток, расширяясь и распространяясь по всему существу садхаки как осознанность (праджня ) без ощущения «Я» или «мое». Это медитация, дхьяна .

Дхьяна целиком и полностью субъективна, поэтому опыт дхьяны невозможно выразить словами.

 

Результаты практики дхьяны

 

Дхьяна подчиняет ахамкару , и когда это происходит, практикующий понимает, что такое воздействие дхьяны .

 

 

татра дхьяна-джам анашаям (IV. 6)

Дхьяна освобождает садхаку от мыслей, впечатлений, страданий, психических и ментальных антарай , препятствий, которые возникают под влиянием колеблющихся мыслей и страданий. К ним относятся санкара вритти (смешанные впечатления) и самскара вритти (латентные впечатления). Благодаря дхьяна вритти садхака приближается к ядру своего существа.

 

чите апратисамкрамая тад-акара-апаттау сва-буддхи-самведанам (IV. 22)

Это означает, что сознание, осознав свое место, распознает созерцателя. И тогда созерцатель принимает свою подлинную форму (сварупа ).

 

Это означает, что паринама читта или, по-другому, нирмита читта (искусственное, сотворенное сознание) преображается и сливается с кутастха читтой как нирмана читта (абсолютное сознание).

Рассматривая асаны , я разъяснил, как благодаря им созерцатель, пуруша , разворачивается из своей потаенной обители наружу, дабы объять все тело целиком. Это не что иное, как дхьяна . Когда мы выполняем асаны , созерцатель показывается из своей обители и устремляется к телу, в то время как в дхьяне именно тело устремляется к сближению с созерцателем и вступает с ним в контакт. В дхьяне чувства восприятия, ум, разум и сознание сворачиваются к созерцателю, в то время как в практике асан созерцатель разворачивается к телу.

В пранаяме созерцатель устремляется из своей обители к телу на вдохе, и во время антара кумбхаки они сливаются воедино. На выдохе составляющие тела направляются к созерцателю, и они объединяются в процессе бахья кумбхаки . Представлю этот процесс в виде схемы. Мягкий вдох при пранаяме – созерцатель устремляется наружу, освобождая пространство для дыхания, праны , в корпусе; мягкий выдох – составляющие тела отступают к созерцателю.

Иначе говоря, в асане и пранаяме созерцатель выходит из своей обители, дабы соединиться с составляющими тела. В дхаране и дхьяне составляющие, элементы, тела направляются к созерцателю, дабы раствориться в нем.

Пребывая в состоянии ниракара , созерцатель остается свидетелем. В то же время он принимает форму, когда асаны и пранаямы выполняются с полным вниманием и осознанностью. Созерцатель становится одновременно участником (исполнителем роли) и свидетелем.

Вначале нужно использовать силу памяти через обусловленные ментальные впечатления и зеркальные наблюдения, следя за тем, чтобы ум не блуждал. Есть мнение, что тренировка ума не целесообразна для дхьяны . Но мой опыт говорит об обратном – таким способом можно вполне достичь нужного уровня.

Самое важное, что следует знать о дхьяне, – это то, что она помогает отбросить все покровы эго благодаря нейтрализации клеши (авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша ) и вритти (прамана, випарьяя, викалпа, нидра и смрити ), а также служит инструментом Ишвары .

 

Антаратмический аспект йоги

 

Антаратмический аспект йоги напоминает связь между пурушей и пракрити . Если вселенная – это игровая площадка для Ишвары, Ади Пуруши , то индивидуальное тело – игровая площадка для пуруши , дарованная ему ради его развлечения (лила ). Фактически созерцатель (антаратман ) не обладает садханой . Но чтобы мы смогли достичь антаратмана и узреть созерцателя, древние святые предоставили в наше распоряжение восьмеричную йогу.

Встреча с созерцателем является самапатти – самадхи .

 

Самадхи, самапатти

 

Различие между самадхи и самапатти заключается в том, что самадхи – совершенная, естественная погруженность человека в созерцателя, а самапатти – способ трансформации, позволяющий обрести естественное изначальное состояние созерцателя.

Самадхи бывает двух видов – сабиджа самадхи (с семью стадиями) и нирбиджа самадхи .

Вначале Патанджали рассматривает семь состояний сабиджа самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сананда, сасмита и вирама пратьяя самадхи . При этом он отдельно выделяет вирама пратьяю , называя ее «иным» самадхи , поскольку она служит мостом между первыми шестью состояниями и нирбиджа самадхи .

Первые шесть сабиджа самадхи (сампраджнята самадхи ) обладают рупой , в то время как в вирама пратьяе места для рупы не остается (хотя остается «семя» в виде скрытых впечатлений). По этой причине появился термин асампраджнята самадхи . Я отождествляю дхармамегха самадхи (IV. 29) с нирбиджа самадхи (I. 51), поскольку и то и другое предполагает дождевой поток добродетели. Нирбиджа самадхи – это переживание пуруши, и его можно приравнять к кайвалье .

Толкуя первые шесть состояний самадхи , Вьяса говорит о саттвической ахамкаре . В вирама пратьяе ахамкары нет. Здесь читта утрачивает свою рупу . Пока сознание не достигнет абсолютного разума, тождественного созерцателю, нирбиджа самадхи остается недоступным. Я обращаю особое внимание на то, что в момент появления ахамкары садхака лишается милости йоги.

В своей Веданта-сутре Шри Рамануджа говорит о сабидже как о савикалпе , а о нирбиджа как о нирвикалпе самадхи . Он разделяет самадхи на савитарку, нирвитарку, савичару, нирвичару, Сананду, нирананду, сасмиту и нирасмиту . В контексте настоящей книги эти термины применимы исключительно к самадхи .

 

Результаты практики самадхи

 

самадхи-бхавана-артха клеша-тану-карана-артха ча (II. 2)

Самадхи помогает уничтожить любое страдание или, если это невозможно, сократить страдания до минимума. Это внешнее воздействие бахиранга самадхи .

 

Йога утверждает, что, если что-то должно быть исцелено, оно обязательно будет исцелено. Она также дает силу и выносливость вытерпеть то, что невозможно исцелить.

 

Антаранга самадхи

 

В витарка, вичарасамадхи (смотрите сутру I. 17) ощущение «я» и «мне, меня» присутствует, в то время как в сананде оно исчезает. Поскольку «я» и «мне, меня» исчезает, человек постигает и переживает светоносное (саттвическое ) состояние «я».

 

 

кшина-вритте абхиджатасья ива мане грахитри-грахана-грахьешу тат-стха-тад-анджаната самапатти (I. 41)

Из-за того, что в этом состоянии все движения сознания прекращаются, сознание ощущает свой источник. В результате оно преображается в безупречный драгоценный камень (абхиджатамани ), а ищущий, созерцатель и зримое воспринимаются как одно и то же.

 

татра шабда-артха-джняна-викалпаи санкирна савитарка самапатти (I. 42)

Когда происходит трикарана шуддхи или очищение тела, речи и ума, а сознание остается сфокусированным и не отклоняется в стороны, наступает савитарка самадхи .

 

смрити-паришуддхау сва-рупа-шунья ива артха-матра-нирбхаса нирвитарка (I. 43)

Когда память созревает, сознание не создает вритти . В этом состоянии отсутствует преломление и отражение. Это нирвитарка самадхи .

 

этая эва савичара нирвичара ча сукшма-вишая вьякхьята (I. 44)

Савичара и нирвичара самадхи связывают исследование с рефлексией на самом тонком уровне. Знание, до сих пор неведомое, исследуется в деталях.

 

нирвичара-вайшарадье адхьятма-прасада (I. 47)

Подобно тому, как при распространении сознания по всему телу наступает читта прасаданам , при распространении созерцателя по всему телу наступает нирвичара самадхи , или атман прасаданам . Ради этого состояния нужно учиться распространять атман равномерно по всему телу во время практики асан и пранаямы , стараясь целиком и полностью ощутить его присутствие.

 

сукшма-вишаятвам ча алинга-парьявасанам (I. 45)

Сознание, будучи самым тонким компонентом пракрити , утрачивает свои признаки и сливается с природой. (См. II. 19 о принципах природы .)

 

самадхи-сиддхи Ишвара-пранидханат (II. 45)

При исчезновении всех признаков разделенности человек переживает самадхи и предает себя Господу.

 

праятна-шаитхилья-ананта-самапаттибхьям (II. 45)

Рассматривая асаны , Патанджали говорит, что когда напряжение исчезает, ум, прежде исполненный усилий, перестает сопротивляться и преобразуется в ум без усилий, находя успокоение в переживании своей подлинности и реальности. Это значит, что когда в процессе практики наступает состояние без усилий, движения начинают проистекать из источника и включают все тело, как если бы тело было сущностью. Сущность может быть мельчайшей из малейших и величайшей из величайших, и поэтому, принимая форму асан, наитончайшая сущность поглощает тело как величайшая Сущность. С этой перспективы асаны преобразуют садхаку , сопровождая его от состояния конечного к переживанию бесконечного (ананта ).

 

тад эва артха-матра-нирбхасам сварупа-шуньям ива самадхи (III. 3)

Глубокая рефлексия в медитации (дхьяна ) позволяет садхаке позабыть о собственной форме (сварупа ), поскольку он утрачивает самотождественность в объекте медитации и становится одним целым с объектом.

 

сарва-артхата-экагратайо кшая-удаяу читтасья самадхи-паринама (III. 11)

Переключение с рассеянного внимания на однонаправленное помогает достичь полной погруженности (самадхи ), поскольку человек утрачивает осознавание «я».

 

Все эти состояния самапатти, или самадхи, являются последовательными стадиями в переживании самадхи . Они демонстрируют внутреннюю эволюцию сознания ― от самого грубого до самого тонкого состояния.

 

Вирама пратьяя

 

Это заключительная стадия в сабиджа самадхи . Здесь можно утратить тождественность асмита рупе (поскольку она не имеет формы, но обладает семенем). Вьяса упоминает эту стадию как асампраджнята самадхи . Однако, изучая последующие сутры, становится ясно, что это самадхи является сабиджей , которая ведет к нирбиджа , или дхармамегха самадхи . Оно предполагает не негативное состояние (а = «не»; сампраджнята = «осознанность сущности»), а качественное состояние неколеблющегося и нераскачивающегося сознания. В этом состоянии отсутствует самомнение и эгоцентризм.

Вирама пратьяя существенно важна для движении к самадхи без семени (нирбиджа ).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!