Различие между асаной и дхьяной



 

Я хотел бы обратить внимание на различие между асанами и дхьяной (медитацией). При правильном выполнении асаны созерцатель устремляется наружу и, разворачиваясь, распространяется по всему телу. В дхьяне происходит обратное – чувства, ум и разум сворачиваются внутрь к вместилищу созерцателя (см. схемы эволюции и инволюции).

При практике асан и пранаямы крайне важно сохранить однородный, непрерывный поток энергии и осознанности в каждой клетке тела на всей протяженности от внешних слоев до созерцателя и от созерцателя до внешних слоев.

 

Пранаяма

 

тасмин сати шваса-прашвасайо гати-виччхеда пранаяма (II. 49)

Когда благодаря совершенству в асане обретается эластичность и свобода в мышцах и волокнах корпуса, садхака готов к практике пранаямы .

 

Наше дыхание прерывисто и зигзагообразно. Патанджали рекомендует регулировать вдох и выдох, прислушиваясь к ровному устойчивому звуку (наданусандхана ) и поддерживая его вместе с мягким потоком.

В продолжение всей пранаямы седалищные кости нужно поддерживать в таком положении, словно копчик выполняет тадасану . (Чтобы правильно выполнить тадасану , нужно расширять кожу подошв, разглаживая на ней малейшие морщинки.) Правильное положение позвоночника исключает смещение, растяжение и сжатие корпуса, обеспечивая ему надлежащую работу в процессе пранаямы и позволяя поддерживать ритмичный поток дыхания. Пранаяма воздействует в основном на тонкое тело, поэтому в процессе дыхания следует сохранять позвоночник устойчивым и восприимчивым по всей длине.

В асанах внимательными должны быть глаза (теджас таттва ) – именно с их помощью мы улавливаем и исправляем недостатки в позе. В пранаяме активными и восприимчивыми должны быть уши (акаша таттва ) – они улавливают диссонанс в звучании вдохов и выдохов и позволяют скорректировать дыхание.

 

 

бахья-абхьянтара-стамбха-вритти деша-кала-самкхьябхи паридришта диргха-сукшма (II. 50)

Эта сутра раскрывает внутренний аспект пранаямы . Выдох, вдох и задержки между ними нужно регулировать через удлинение и придание им тонкости и точности с учетом физиологического состояния корпуса и его возможностей.

 

По сути это внутренний (антаранга ) аспект пранаямы . В Самадхи-паде Патанджали называет еще один аспект пранаямы в форме пассивного выдоха и задержки (речака и кумбхака ).

 

 

праччхардана-видхаранабхьям ва пранасья (I. 34)

Вдумчивость ума (манолая ) возникает под воздействием медленного, мягкого, тонкого, устойчивого выдоха, который сохраняет безмолвие сознания.

 

Такая пранаяма предлагается как способ усмирить колебания мыслительных волн, не прибегая ни к каким техникам. Я же привожу те сутры о пранаяме , которые подразумевают технику и методологию. Такая пранаяма позволяет испытать пассивность, вдумчивость и бдительное состояние ума. Она указывает на связь между методом пранаямы (который я разъясню ниже) и ожидаемой переменой в состоянии сознания.

Пранаяма с мягким выдохом и пассивной задержкой без напряжения предлагается для достижения читта прасаданы , умиротворенного состояния сознания, при котором беспокойный, колеблющийся ум достигает устойчивости и спокойствия.

Определив благоприятные свойства читты  как дружелюбие, сострадание, радость и развитие беспристрастности к пороку и добродетели (I. 33), Патанджали не напрямую уподобляет вайрагью (отрешенность) в пранаяме переживанию непривязанности, которая является шагом на пути к отрешенности.

Патанджали описывает четыре вида пранаямы в трех разных сутрах. К первым трем видам относятся:

1. Ритмичный глубокий вдох (пурака ) и выдох (речака ) без задержки;

2. Задержка после вдоха (антара кумбхака ) и задержка после выдоха (бахья кумбхака );

3. Пранаяма , регулируемая и выверяемая с крайней точностью, с длинными вдохами и выдохами, которые нужно развивать до уровня крайней тонкости.

 

Обозначив три вида пранаямы в двух сутрах (II. 49–50), Патанджали называет четвертый вид в сутре II. 51:

 

 

бахья-абхьянтара-вишая-акшепи чатуртха (II. 51)

Эта пранаяма за пределами усилия и старания. Она не подразумевает регуляцию вдохов, выдохов и задержек, не предусматривает параметры (место, продолжительность и точную вымеряемость). Она осуществляется без усилий и без стараний и представляет собой состояние турия , находящееся за пределами пробужденности, сна со сновидениями и сна без сновидений.

 

Такая пранаяма исходит от читты . Когда читта автоматически и непроизвольно остается спокойной, дыхание останавливается. Такая задержка не имеет параметров, выходя за рамки трех вышеперечисленных видов пранаямы , которым свойственна определенная методология. Я называют это мановритти ниродха без пранавритти ниродха . Вместо того, чтобы косвенно успокаивать ум, используя дыхание как инструмент, ум контролирует и сдерживает дыхание напрямую. По этой причине эту пранаяму называют непроизвольная пранаяма .

 

Результаты практики пранаямы

 

вишеша-даршина атма-бхава-бхавана-нивритти (IV. 25)

В этом четвертом состоянии (II. 51) ощущение созерцателя и зримого исчезает и осознанность (праджня ) распространяется по всему телу. Не турия ли это, не кайвалья , не мокша ?

 

Взгляните, как Патанджали разъясняет самый тонкий и самый возвышенный тип пранаямы в антаратмическом аспекте, при котором все движения мыслительных волн усмиряются сами собой вне зависимости от наружного или внутреннего дыхания.

Здесь можно провести несколько параллелей с некоторыми теоретическими положениями йоги, которые помогут постичь глубину практики пранаямы .

Рассматривая сутру I. 34, я прихожу к убеждению, что задержка после выдоха (бахья кумбхака ) предполагает нивритти маргу (движение к источнику), а задержка после вдоха (антара кумбхака ) – путь эволюции от источника к периферии (правритти марга ). Такой тип пранаямы подразумевает не что иное, как полную погруженность (лая ). Если выдох ― это состояние пустоты (шунья ), то вдох – это состояние не-пустоты (ашунья ). За пределами этих состояний есть состояние пустоты и не-пустоты (шуньяшунья ), в котором созерцатель сият словно полная луна.

 

 

тата кшияте пракаша-аваранам (II. 52)

Пранаяма позволяет совлечь покровы с созерцателя, и в этом ее основное воздействие.

 

дхаранашу ча йогьята манаса (II. 53)

Практика пранаямы превращает ум, разум и сознание в инструменты для дхараны , следующей ступени аштанга-йоги.

 

 

Примечание

 

Как я писал выше, каждая асана объединяет в себе акару, укару и макару пранава мантры , точно так же пранаяма как асана выражает мантру аум . Вдох (пурака ) олицетворяет акару , задержка дыхания на вдохе (антара кумбхака ) – укару , а выдох (речака ) и задержка после выдоха (бахья кумбхака ) – макару . Фактически акара обозначает Б ытие и творение (Брахма ), укараО рганизацию и защиту (Вишну ), а макараГ ибель порока и зла в человеке (Махешвара ).

Обычно мы обучаем вдоху, а потом выдоху, но некоторые йоги в качестве акары рассматривают речаку (например, Брахмананда в своем комментарии к «Хатха-йога прадипике» известном как Джйотсна ). Поскольку перед началом пранаямы мы отпускаем дыхание, то есть выдыхаем, такой подход не совсем согласуется с философией и техниками пранаямы . Выдох делается для того, чтобы подготовить легкие для дыхательной практики. Поскольку пранаяма начинается после того, как остатки воздуха полностью выталкиваются наружу с помощью выдоха, я могу заключить, что акара аум все-таки соответствует пураке .

Эта мантра джапа в пранаяме учит нас обнаруживать сердцевину существа. Если в чашке ничего нет, это не значит, что она пустая – ее наполняет воздух. Если налить в нее воду, то воздух вытеснится. Размышляя над этим, я задался вопросом, что обеспечивает пространство для вдоха (пурака ), чтобы он наполнил легкие, и для выдоха (речака ), чтобы он устремился наружу.

Когда дыхание движется внутрь, созерцатель устремляется наружу, разворачиваясь из своего вместилища, дабы достичь наружных границ тела (зримого). Во время задержки созерцатель сливается (самьйога ) с корпусом, дабы пережить зримое и интегрироваться с ним (самьяма ). На выдохе мы переживаем движение зримого (корпус) внутрь к вместилищу созерцателя. Корпус, зримое, это пракрити , а созерцатель – пуруша .

Это означает, что на вдохе созерцатель разворачивается наружу и устремляется к корпусу (зримое), в то время как на вдохе-задержке (антра кумбхака ) созерцатель и зримое соприкасаются и сливаются воедино. На выдохе-задержке (бахья-кумбхака ) зримое движется к созерцателю и сливается с ним, дабы пребывать в отдохновении в его обители.

Благодаря метафоре с чашкой я также научился ощущать вишва четана шакти , Высшее существо, в форме пуруши , устремляющегося наружу из своего вместилища и обеспечивающего пространство для чайтанья шакти (ваю ), которая проникает внутрь. При выдохе я чувствую, как чайтанья шакти устремляется наружу, а пуруша возвращается в свою обитель. Во время антара-кумбхаки я ощущаю единство пуруши и пракрити (тело), а во время бахья-кумбхаки ощущаю, как пракрити охватывает пурушу .

Чтобы управлять миром, Высшее существо проявляет себя в трех ипостасях. Я уже упоминал о них – это Брахма, Вишну и Махешвара. Ипостаси Ади Пуруши представляются в виде тримурти , трех основных божеств нашего пантеона. Тримурти можно ощутить во время практики пранаямы: вдох (пурака ) представляет собой созидательную энергию творца, утверждающую Б ытие (Брахма ); задержка (кумбхака ) – О рганизующую силу жизни (Вишну ), а избавление от нечистот дыхания на выдохе (речака ) – Г убительную силу разрушения (Махешвара ). Если сдерживать дыхание, загрязненное токсинами, оно начнет съедать жизненные силы. Таким образом, для меня три функции пранаямы – вдох, выдох и задержка – отражают три главные функции Бога.

Я хотел бы раскрыть еще одно явление пранаямы. Это единство макрокосма (брахманда ) и микрокосма (пинданда ). Известно, что макрокосм (брахманда ) обнаруживается в микрокосме (пинданда ), и наоборот. В процессе пранаямы мы можем постичь и осознать, как они встречаются и сливаются воедино.

На вдохе в пранаяме макрокосм (брахманда ) устремляется к микрокосму (пинданда ). При задержке на вдохе они встречаются и становятся одним целым. На выдохе микрокосм сворачивается к макрокосму, а при задержке на выдохе микрокосм сливается с макрокосмом. Таким образом, пранаяма – это не что иное, как инструмент интеграции и единства макро– и микрокосмов, брахманда-пинданда и пинданда-брахманда самьяма .

Прежде чем завершить эту главу, я хотел бы напомнить читателю о том, как важно практиковать асаны. Без них практика пранаямы не будет полноценной. Обратите внимание, что очень важно выполнять их не только до, но и после пранаямы .

Известно, что пранаяма помогает запастись энергией. Но что потом делать с этой энергией? Вода в озере стоячая и энергией не обладает в отличие от речного потока, который представляет из себя сплошную энергию. Только при практике асан мы можем взять энергию из легких и снабдить ею нуждающиеся участки тела, генерируя энергию в каждой клеточке. Поэтому не пренебрегайте асанами, даже если вы пребываете в возвышенном состоянии сознания.

 

Ваю

 

Пранаяма опирается на вишва чайтанья шакти , которая управляет элементом воздуха (ваю ). Чтобы иметь более полное представление о том, для чего нужно заниматься пранаямой , нужно знать о специфике этого элемента.

Подобно телу, состоящему из пяти оболочек (коша ), вишва чайтанья ваю (или шакти ) состоит из пяти ваю , энергий, которые соответствуют пяти элементам в пяти оболочках тела.

Взгляните на таблицу:

 

(Смотрите также о свойствах пяти бхут в главе VIII.)

 

 

удана-джаят джала-панка-кантака-адишу асанга уткранти ча (III. 40)

Благодаря удане можно левитировать. Те, кто обрел полный контроль над уданой , способны ступать по воде.

 

самана-джаят джваланам (III. 41)

Благодаря самане , элементу теджаса (огонь), жизнь освещена духовным светом. Изобилие саманы дает внешний блеск. С помощью этой ваю практикующий в состоянии ощутить особый блеск, «духовную ауру» и в другом человеке, если он у него есть.

 

шротра-акашайо самбандха-самьямат дивьям шротрам (III. 42)

Путем контроля над вьяной можно передвигаться в пространстве и слышать божественные звуки. Свойство вьяны в том, что она распространяется по всему телу. Таким образом, вьяна связана не только с кожей, но и с кровообращением, которые обязаны ей тем, что охватывают все тело. Когда садхака очищает и улучшает качество вьяна ваю путем йогических практик, он достигает способности без ограничений передвигаться в пространстве. Внутренние каналы тела, в том числе слух (шабда ), раскрывают свою способность воспринимать в высшей степени тонкие вибрации божественного.

 

рупа-лаванья-бала-ваджра-самхананатвани кая-сампат (III. 47) {60}

Апана ваю , соответствуя притхви , делает аннамая кошу сияющей словно алмаз.

 

В пранаяме вдох (прана ) совершается с помощью апаны и саманы, антара кумбхака (задержка после вдоха) с помощью саманы и вьяны , задержка после выдоха (бахья кумбхака ) – с помощью уданы и вьяны . Таким образом, эти паньча ваю находятся в тесной взаимосвязи в практике пранаямы .

Аналогично существует тесная связь между асаной и пранаямой , поскольку и то и другое задействует позвоночник (меруданда ).

 

Чакры

 

Бытует мнение, что чакры являются предметом хатха-йоги , поэтому Патанджали подробно о них не говорит. Я придерживаюсь другого мнения.

В главе III есть сутры, которые описывают чакры и их воздействие на совершенного йогина . Одни Патанджали так и называет чакрами , другие именует по-другому, но, как бы то ни было, местоположение упоминаемых им центров идентично местоположению чакр .

Ученые-медики связывают чакры с нервными сплетениями, основываясь на том, что они находятся в одних и тех же областях. Тем не менее это не одно и то же. Нервные сплетения принадлежат анатомической оболочке и нервной системе (карья шарира и сукшма шарира ), в то время как чакры связаны с самым тонким из тонких тел (карана шарира ). К тому же чакры расположены внутри позвоночника, а нервные сплетения снаружи.

Нервные сплетения и эндокринные железы работают на психофизиологическом уровне, в то время как чакры работают на уровне духовного просветления. В следующей таблице я привожу сутры, в которых Патанджали рассказывает о чакрах и о том, как на них воздействует самьяма . Патанджали не рассматривает деваты чакр , но я упоминаю имена деват , соответствующих каждой чакре , согласно Сат-чакра-нирупане.

 

Пратьяхара

 

Пратьяхара – это состояние, при котором рассеянные мысли и разрозненные мыслительные процессы, мотивирующие органы действия, чувства восприятия и стремящийся наружу ум, связываются вместе и начинают работать сообща. Внешние мысли и объекты образуют единое целое.

Одним словом, пратьяхара – способ усмирить все функции ума. Наряду с этим различающий ум избавляется от колебаний и соблазнов. Пратьяхара значит «пребывать в обители сознания».

Тренировка пратьяхары начинается с успокоения ума и отвлечения чувств восприятия и интеллекта от объектов. Это дает возможность полностью утвердиться в том, чему садхака научился ранее. Без прочного основания, которое закладывают первые четыре лепестка йоги, невозможно проследовать к другим лепесткам. Таким образом, пятый лепесток предполагает твердо придерживаться знания, которое было обретено ранее. Это пауза, позволяющая абсорбировать все то, что было достигнуто на предыдущих стадиях, чтобы полученный опыт каскадом струился через все сознание, подготавливая почву для самьямы .

Пратьяхара выступает в качестве моста, перекинутого от наружных оболочек исследования (бахиранга анвешана ) к внутренним. Она очищает (шодхана ) внутренние оболочки для дальнейшего исследования (антаранга анвешана ), а затем очищает их еще раз, дабы смыть все загрязнения (мала шошана ). В результате обнаруживаются и переживаются пассивность и вдумчивость тела и ума. Пратьяхара – это пространство, внутри которого можно утвердиться в яме, нияме, асане и пранаяме , а затем с полным вниманием проследовать к дхаране, дхьяне и самадхи .

Подобно паузе вирама пратьяи между сабиджа и нирбиджа самадхи, пратьяхара – это исполненная смысла пауза между бахиранга и антаранга самьямами . Эти промежутки – критический уровень для садхаки . Во время пауз в форме вирама пратьяи в самадхи и пратьяхары в аштанга-йоге человек может быть пойман в сети успеха. Это, в свою очередь, приведет его в ловушку авирати (небрежность в практике) и породит неустойчивость (анавастхитатва ).

Во избежание этого нужно придерживаться непрерывной практики, не заботясь об успехе. Приведу пример царя Вишвамитры, который в своем аскетизме хотел сравняться с мудрецом Васиштой. Вишвамитра начал суровый тапас , но на вершине успеха его соблазнила своими чарами Менака (прочитайте легенду о Шакунтале). В итоге царь осознал свою ошибку и, с полной решимостью снова обратившись к тапасу , стал брахмачари .

Этого примера достаточно, чтобы понять воздействие вирама пратьяи в самадхи и пратьяхаре , служащей мостом между бахиранга и антаранга садханами .

Пратьяхара делится на три стадии:

 

 

вишаявати ва правритти утпанна манаса стхити-нибандхани (I. 35)

Это наружная грань пратьяхары . Чтобы подчинить колебания сознания, нужно следовать экататтва абхьясе – придерживаться целеустремленного усилия, чтобы достичь благодатного рассеивания сознания (читта прасанадам ).

Эта сутра касается чувств восприятия и ума, используя которые нужно преданно следовать собственному развитию, дабы покорить ум и придать ему устойчивость.

Какой бы лепесток из восьми лепестков аштанга-йоги ни выбрал практикующий, ему следует стойко придерживаться избранного пути, постоянно памятуя о конечной цели – трансформации ума в единое целое (эка манас ). При таком отношении садхаки к своей практике чувства и ум будут полностью задействованы в развитии целостного состояния ума.

 

сва-вишая-асампрайоге читтсья сва-рупа-анукара ива индриянам пратьяхара (II. 54)

В данной сутре речь идет о внутренней грани пратьяхары . Здесь бахиранги (наружные покровы) созерцателя, которые обычно устремляются к внешним объектами и мыслям (бхогартха ), направляются внутрь (апаваргартха ) к антарангам , то есть к разуму, я-деятелю и сознанию. Я полагаю, под словом «сварупанукара » следует понимать дисциплинирование компонентов человеческого существа (конечности, индрии, читта, ахамкара и манас ), чтобы они оставались на своих местах во время практики асаны, пранаямы и дхьяны . Когда все эти компоненты остаются на своих местах в любой асане и при любой пранаяме , их рупа исчезает и остается только праджня . Вот как ощущается пратьяхара во время практики асан и пранаямы .

 

тата парама вашьята индриянам (II. 55)

Это антаратмический аспект пратьяхары , в котором ум, ранее связанный с чувствами как внешний ум (экадашендрия ), преобразуется во внутренний ум (антарендрия ), и этот внутренний ум связывается с буддхи и читтой , позволяя им вплотную приблизиться к атману .

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!