ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ
Методическая система эстетического воспитания учащихся средствами географического краеведения
Методическая система представлена 2 уровнями: теоретико-методологическим и методическим. В первом отражены идеи, подходы, принципы. Второй же уровень представлен совокупностью компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный.
При отборе содержания, имеющего эстетический контекст, используется культурологический подход. Он понимается как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, которая включает в своё основание аксиологию. Е.В. Бондаревской отмечено, что в контексте этого подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к присвоению ценностей культуры окружающего мира и к творческому созиданию в контексте ценностных ориентаций этического и эстетического характера. Авторская методика основана на одном из важнейших принципов современного образования - гуманизации, поскольку география своего края изучается, используя образное выражение академика В.П. Максаковского «от человека», «для человека» и «через человека». Наглядно методическая система эстетического воспитания учащихся будет выглядеть следующим образом:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
Идеи: ноосферы, коэволюции и устойчивого развития | Подходы: культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный | Принципы: гуманизации, индивидуальности эстетического восприятия, воздействия различных видов искусства в сочетании с географической наукой, контрастного представления |
МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
|
|
Целевой компонент | Содержательный компонент | Процессуальный компонент | Технологический компонент | Результативно-оценочный компонент |
Когнитивный компонент (глубина, обобщенность и осознанность знаний) |
Вводно-ориентировочный модуль |
Мотивационный |
Онтологический |
Цель – развитие эстетического отношения |
Ассоциативно-образный модуль |
Перцептивный |
Гносеологический |
Художественный |
Социально-практический аспект |
Представленческий |
Творческий этап |
Ценностно-смысловой модуль |
Творческий модуль |
Уровни эстетического отношения:эмоционально-стихийный и сотворческий |
Деятельностный (уровни субъектного опыта (Махмутов) |
Ценностно-мотивационный (доминантность) |
Рис.1 Методическая система эстетического воспитания учащихся в школьном геоэкологическом краеведческом кружке
|
|
Выявлена цель методической системы: развитие эстетического отношения к природе учащихся 6 класса при изучении геоэкологического краеведческого кружка.
Можно выделить следующие подвиды целей, исходя из основной:
1. Цель-идеал, предполагающая формирование географической культуры личности.
2. Цель-средство, направленная на планируемые результаты усвоение изучаемого содержания в рамках курса.
3. Цель-субъект, подразумевающая развитие эстетического отношения у учащихся к природе.
В рамках курса прослеживаются следующие содержательные аспекты:
· онтологический, который знакомит учащихся с новыми категориями, например, «прекрасное» и безобразное», «красивое» и «некрасивое»;
· гносеологический аспект, включающий основные принципы познания географических объектов и процессов;
· художественный аспект, который предполагает создание географических образов ландшафтов, представления об идеальном ландшафте;
· социально-практический аспект, который заключается в проявлении личной творческой активности.
Процессуальный компонент находится в тесной взаимосвязи с содержательным компонентом, поскольку оба компонента обеспечивают последовательное усвоение содержания курса. В основу выделения этапов положено исследование Б.Т. Лихачева. В результате были выделены такие этапы, как мотивационный, перцептивный, представленческий и творческий. В концепции эстетического воспитания Б.Т. Лихачёва предлагаются четыре этапа последовательного формирования эстетического отношения:
|
|
- мотивационный этап, который характеризуется пробуждением у учащихся первых эстетических чувств, переживаний и эмоций;
- перцептивный этап, направленный на пробуждение эстетического восприятия, а также на накопление эмоций, ассоциаций и образов;
- представленческий этап, предполагающий сопоставление и оценку накопленных образов, за счет чего происходит формирование знания о красивом пейзаже;
- творческий этап, предусматривающий собственное творение для природы на основе творческо-эстетической деятельности.
Эти четыре этапа нашли свое отражение в процессуальном аспекте формирования эстетического отношения учащихся к природе. На мотивационном этапе, как правило, на первом вводном занятии деятельность учителя направлена на развитие у школьников эстетических чувств и возникновение первых неустойчивых эстетических переживаний, формирование интереса к проблеме прекрасного и безобразного как в природе, так и в мире в целом. [91,92].
|
|
Далее, на перцептивном этапе обращается внимание на эстетическое восприятие путем получения ассоциаций, образов. Такое восприятие будет достигнуто за счет выполнения различных заданий, ориентированных на описание географических объектов и явлений. У учеников сложатся представления о географическом положении, о рельефе местности, о природных явлениях. За счет накопление цветовых, звуковых ощущений, они смогут погрузиться в сущность проблемы прекрасного и безобразного.
На основе уже накопленных ощущений постепенно происходит формирование наиболее четкого представления о том, что является прекрасным, а что безобразным в окружающем мире, как выглядит идеальный по красоте пейзаж, постепенно развивается индивидуальный эстетический вкус, играющий немаловажное значение в формировании эстетического отношения к природе. Все это предполагает представленческий этап.
Заключительный - творческий этап предполагает на основе полученных эмоций, образов, чувств воплощение своего идеала красоты, привнесение прекрасного в жизнь.
В основе технологического этапа лежит модульная технология. На каждом этапе будет проявляться данная технология. На мотивационном – вводно-ориентировочный модуль, на перцептивном – ассоциативно-образный модуль, на представленческом – ценностно-смысловой модуль, а на творческом – творческий модуль.
Результативно-оценочный компонент предполагает диагностику планируемых результатов усвоения научного содержания по когнитивному компоненту, включая такие критерии, как глубина, обобщенность и осознанность знаний. По деятельностному компоненту: уровни субъектного опыта (по М.И. Махмутову), по ценностно-мотивационному компоненту: доминантность. После внедрения методической системы проводится контрольный срез, который диагностирует усвоение аспектов содержания курса.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!