Приемы создания образа персонажа



      Согласно общепринятому определению, под понятием «персонаж» мы будем подразумевать любое лицо, которое получает в произведении статус объекта описания, изображения, демонстрации. Понятие персонаж включает 3 аспекта: 1. Человек в мире произведения, 2. его нетождество реальному вненетекстовому лицу, 3. его смоделированность. Выбор персонажей, их конфигурации, созданные для них судьбы и обстоятельства –  все это материал, при помощи которого литература ставит вопросычеловеческом бытии, создает одни концепции человека и противостоит другим [Фарено, 2004, с. 103].

В произведении Дины Сабитовой обрисованы  несколько персонажей для раскрытия не только образа Маргариты, но и для того, чтобы показать внутренний мир других героев, окружавших ее: Вера Муратовна, сестра Гелька, мамка, татка, пастух Феликс Иванович, Ваниха, Вовка Шмаков, директор школы - Раиса Анасовна, Миха, Лариса Сергеевна и ее муж.

Современное языкознание и современная логика рассматривают имена собственные как особый класс языковых знаков. Они вызывают разные ассоциации за счет семантики и этимологии, а также за счет своих формальных свойств (звучание, артикуляция, морфология, иногда начертание), за счет представлений о самом упоминании носителе данного имени, за счет формантов, выражающих отношение к носителю имени. В художественном произведении выбор имен для персонажей – это один из элементов моделирующей системы. В бытовом сознании преобладает представление о неразъединенности имени и носящей это имя личности, хотя с лингвистической точки зрения связь имени с личностью истолковывается как чисто условная. Литература может успешно пользоваться как одним, так и другим механизмом. Также в литературе есть понятие многоименности., разноименности. И то, и другое позволяет более полно раскрыть характер персонажа и также отношение автора к каждому из героев [Фарено, 2004, с. 104].

Портрет персонажа – это описание его наружности: телесных, природных, и в частности возрастных свойств  (черты лица и фигура). Портрет героя, как правило, локализован в каком-то одном месте произведения, что совсем не обязательно. Чаще всего он дается в момент первого появления персонажа. В литературных портретах внимание  автора сосредотачивается на том, что выражают фигуры или лица.

Портрет – это изображение внешности героя, его фигуры, позы, мимики, жестов и одежды, черты лица. Термин « портрет» заимствован  из живописи.

Портрет – особая форма познания и отражения человека в искусстве. Содержанием портрета является рассказ о человеке, его внутреннем мире и его отношений с миром внешним. Портрет отражает состояние души человека, выражает авторское отношение к нему и характеризует ту среду, из которой он вышел. Эволюция портрета в литературе связана с углублением психологизма, умением проникнуть в индивидуальность героя.

Портрет выполняет три основные функции:

1. Характеризует героя;

2.  Выражает авторское отношение к нему;

3.  Является одной из форм воплощения концепции человека, свойственной писателю.

Очень много могут сказать о человеке его речь, черты лица, жесты, предпочитаемые цвета в одежде. Но самым информативным источником являются его глаза. Цвет глаз взаимосвязан с особенностями характера человека, в том числе и литературного героя. В первой главе Дина Сабитова описывает Ритку лишь скупыми фразами  ее внешности: «Один глаз зеленый, другой карий». Голубые глаза – решительные и умные. Люди с этим цветом глаз целеустремленные, могут много добиться. Обладатели карих глаз выбирают того, кто способен пожертвовать для них всем, легко сходятся с людьми. Этот выбор цвета глаз автором не случаен. Их значение полностью соответствует характеру Маргариты. Доктор Д. Фельдман, преподаватель психологии утверждает: « ...проведенные исследования доказывают, что некоторые аспекты личности в человеке генетически заложены, и это довольно важно уметь «читать» характер человека по его глазам» [Турчина, 2014, с. 58].

Еще автор дает характеристику конституции Маргариты: «худенькая, рыженькая». Ее худоба сохраняется на протяжении всего текста, а также как сидит на платье «болтается, висит». Платья, которые носит Маргарита, бесформенные. Как и сама ее жизнь. «Сарафанчик Ритке велик, топорщится под мышками и закрывает тощие коленки» [Сабитова, 2016]. 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!