ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра литературы и методики её преподавания
Образ семьи в повести Д. Сабитовой «Три твоих имени»: материалы к уроку внеклассного чтения.
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа Исполнитель:
допущена к защите Кадачигова Тамара Алексеевна,
Зав. кафедрой обучающийся БР 22 Z группы
_________ ____________ ______________________
дата подпись подпись
Научный руководитель:
Барковская Нина Владимировна,
доктор филологических наук,
профессор
_________________________
подпись
|
|
Екатеринбург 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………….7
1.1. Жанр повести в трактовке Н.Л. Лейдермана, типы повествования……...7
1.2. Сюжет, эпизод, композиция …………………………………………………9
1.3. Приемы создания образа персонажа………………………………………..13
1.4. Речь как предмет изображения героев……………………………………..16
ГЛАВА 2. ТРИ МОДЕЛИ СЕМЬИ В ПОВЕСТИ Д. САБИТОВОЙ………….18
2.1. Семья Ритки…………………………………………………………………..18
2.2. Семья Марго………………………………………………………………....20
2.3. Семья Гошки…………………………………………………………………..26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ К УРОКАМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
3.1. Понятие о внеклассной работе. Цели. Задачи.
Принципы. Методы…………………………………………………………31
3.2. Методические разработки трёх уроков внеклассного чтения по повести
|
|
Дины Сабитовой «Три твоих имени»……………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………64
ВВЕДЕНИЕ
Тема семьи и ее роль в обществе всегда была актуальной и привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, что являлось важным для каждого индивида и общества в целом. Это одна из наиболее важных и сложных проблем.
Семья – для ребенка это источник формирования личности. В ней он сохраняет взгляды, традиции, модели поведения.
Семейное воспитание – процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества.
Семья выполняет большую функцию в воспитании ребенка. Родители поддерживают доверительные отношения с ребенком, контролируют его поведение, избегая чрезмерной опеки.
Тема семьи поднималась и в творчестве классиков. В 60-е годы 19 века в России происходили существенные изменения. В результате этих новых веяний стала злободневной идея раскрепощения женщины. Вследствие этого создалось множество искусственных проблем для семьи. Женщины в поисках счастья оставляли своих детей, и стремились стать «новыми людьми», чтобы «приблизить светлое будущее». Этому способствовал роман Чернышевского «Что делать?». Его влияние было очень велико на молодых людей того времени. В российских семьях возникали «случайные семейства», появлялись «случайные дети». Семейная неустроенность приобрела государственные масштабы. Не сумели создать семейную жизнь известные писатели И.С.Тургенев и И.А. Гончаров. Из-за этой семейной неустроенности они чувствовали свою ущербность, считали себя несчастными людьми. На их творчестве это факт тоже отразился. Оно несло темный демонический подтекст, отрицающий семью и брак. Л.Н. Толстой и М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях обращались к «мысли семенной». Их романы «Анна Каренина» и «Господа Головлевы» представили этот необходимый материал, который был нужен обществу пореформенной России. Толстой утверждал, что назначение женщины - это труд рождения, кормления, взращивания детей. Он убежден, что создание семьи – это великий труд. Сам Толстой прожил долгую семейную жизнь, имея при этом 13 детей. Но и в его семье очень много было сложностей.
|
|
У каждого человека, будь он писатель или простой обыватель, есть свои представления о жизненных ценностях. Кто- то видит их в свободном и гармоничном развитии личности, кто-то в реализации своего таланта. Но и те и другие закладывает именно семья.
|
|
Семья – это высшая моральная ценность общества. Она должна представлять собой супружеский союз, основанный на родительской и детской любви.
Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к старикам и детям, особенно сиротам. История последнего десятилетия отмечена тремя волнами массового сиротства. С первыми двумя государство справилось (Гражданская война, Великая отечественная война). Сегодня мир вступил в 21 век, эта тема по-прежнему остается актуальной. Современные писатели, часто пишущие для детей и подростков, такие как Екатерина Мурашова, Дина Сабитова, часто обращаются к теме сиротства и усыновления. В произведениях Екатерины Мурашовой герои – дети-сироты, выброшенные на обочину жизни. Эта тема освещается в ее произведениях: «Обратно он не придет», «Одно чудо на всю жизнь». О. Раин « Телефон доверия», А Сухинова « Вожак и его стая», С. Ананыч « Подобный Льву». Вот только некоторые из писателей, которые посветили свои произведения детскому сиротству. Но особое внимание читателей заслуживает творчество Дины Сабитовой. Д. Сабитова – российская писательница – прозаик. По образованию филолог-русист. В 2007 г. ее книга « Цирк в шкатулке» стала лауреатом детской национальной премии «Заветная мечта». И в этом же году она усыновила ребенка. На сегодняшний день у нее вышло 5 книг. Ее произведения, адресованные детям и подросткам, затрагивают достаточно серьезные темы родительско–детских отношений, сиротства, усыновления, приемных семей. Она является одной из лучших писательниц, раскрывающих эти темы. В Москве она представила новую книгу «Три твоих имени». Очень много сюжетов, описанных в этой книге, построены на реальных событиях. Именно старшая дочь стала прототипом ее героини.
Д. Р. Сабитова отразила эти проблемы в своей удивительной повести, которую можно было назвать повестью-сказкой, если бы в ее основе не лежала реальная история.
Объект исследования: три модели семьи в повести Сабитовой "Три твоих имени".
Предмет исследования: принципы и приемы создания образа семьи в данном произведении.
Цель: рассмотреть варианты семейных отношений, представленные в повести Дины Сабитовой.
Задачи:
1. Освоить понятия литературоведческие термины: сюжет, конфликт система персонажей, эпизод; проанализировать архитектонику произведения.
2. Рассмотреть композицию повести.
3. Проанализировать систему персонажей в каждой из частей, ведущий конфликт, завязку, кульминацию, развязку.
4. Сделать вывод о взглядах автора о причинах счастья и несчастья в семейных отношениях.
5. Рассмотреть методику ведения внеклассной работы по урокам литературы в школе.
6. Разработать демонстрационный поурочный вариант литературных занятий по повести Дины Сабитовой «Три твоих имени».
Новизна работы заключается в том, что подобного исследования в аспекте сюжета и композиции повести Д. Сабитовой еще не предпринималось.
Практическая значимость: эту тему можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Методологическая база: историко-литературный подход к произведению, концепция произведения как целостной художественной системы, включающей уровни - концептуальный, внутреннего мира произведения (хронотопа, субъектной организации), речевой.
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!